версия для печати23.03.09

Ректоры обсудили ЕГЭ, мировой кризис и нравственность в образовании

В пятницу съезд Российского союза ректоров (РСР) сформулировал основные проблемы современного российского образования и вынес предложения по их решению.

Медведев: Мы сделали мало для образования

Открыл это заседание президент Дмитрий Медведев. Он коротко рассказал об основных готовящихся антикризисных мерах, среди которых перевод около 25 тыс. студентов-платников на бюджетные места и фиксация платы за обучение. «Конечно, мы сделали мало для образования, — сказал Медведев. — Но все-таки кое-что сделали». По его словам, размер президентских стипендий скоро увеличится в 2—3 раза (с июня 2007 года размер президентской стипендии составляет для студентов 1600 рублей, для аспирантов — 3000 рублей), а количество их возрастет до 2 тыс. Кроме того, президент пообещал, что в ближайшее время правительство выпустит документы, которые облегчат получение льготных кредитов на образование. «Имеется в виду возможность за счет бюджета субсидировать часть кредитной ставки в размере 3/4 ставки рефинансирования Центрального банка России, а также возможность возмещения банку невозвращенных сумм в размере до 20% выданных кредитов», — пояснил Медведев.

Президент также заявил, что многие российские вузы не отвечают требованиям к качеству обучения. «К сожалению, еще достаточное количество вузов не отвечает высоким требованиям к качеству обучения и исследовательской работы, которые предъявляют к ним наша экономика и кризисная ситуация», — сказал он. По словам Медведева, необходимо максимально приближать образовательные программы и специальности к перспективным рынкам труда, ориентировать работу высшей школы на самые передовые модели развития экономики и социальной сферы.

Садовничий: Отказ школ от выпускного сочинения может снизить интеллект учащихся

«Отказ в ряде школ писать сочинение под тем предлогом, что больше нет такого вступительного экзамена, может привести к неспособности не только правильно выражать мысли, но и вообще мыслить», — сказал он. По словам ректора МГУ, сегодня значение русской литературы в ряде российских школ снижено.

ЕГЭ предлагают сдавать два раза

Чтобы смягчить условия сдачи ЕГЭ, на съезде ректоры предложили «досдавать» нужные выпускникам школ экзамены во вторую волну, с 7 по 17 июля. Такую инициативу поддержали ректоры ведущих технических вузов, потому что, по их данным, в этом году сдавать ЕГЭ по физике решило очень мало школьников. А значит, поступать на инженеров абитуриенты не собираются. «В наш вуз абитуриент должен сдать русский язык, математику и физику. Мы боимся, что выпускники просто не пойдут сдавать ЕГЭ по физике и тогда мы и другие технические вузы останемся без набора. Это прямой удар по инженерным и техническим специальностям», — пояснил глава Московского государственного строительного университета (МГСУ) Валерий Теличенко. Если правило «досдачи» будет принято, не сдавшие нужный для поступления экзамен в первую волну, с 26 мая по 19 июня, абитуриенты смогут выбрать другую специальность и сдать по ней недостающий предмет в июле.

Олег Смолин: ЕГЭ необходимо отложить на три года

Смолин напомнил, что по прогнозу бывшего главы Рособрнадзора Виктора Болотова, в этом году до 15% выпускников школ могут остаться без аттестатов, получив «двойки» на ЕГЭ по русскому языку и математике. Таким образом они не смогут поступить в образовательные учреждения, не получат специальность и пополнят ряды безработных. «Мы предлагаем принять решение о добровольности ЕГЭ, либо отложить ЕГЭ на три года», — заявил Смолин.

«Сначала мы же должны посмотреть, как будут работать уже принятые нами законы, а потом уже что-то в них изменять. Тем более, люди знающие сдадут экзамен, какими буквами он бы не назывался», — возразил Фурсенко. «Законодательство — это не застывшая форма. Но, давайте, уважительно относиться к нашему законодательству, и менять законы после того, как мы попробуем, как они работают», — сказал министр. Тем не менее, Фурсенко признал, что преподавание в школах действительно «сильно упало за последние годы».

Садовничий предложил ввести квоты приема молодых специалистов

Ректор МГУ имени Ломоносова предложил установить специальные квоты приема на работу молодых специалистов для работодателей. В условиях сложной экономической ситуации, сказал Садовничий, «важной проблемой станет трудоустройство выпускников вузов». Он предложил подумать о том, чтобы «сделать обязательным для работодателей некую квоту приема на работу молодых специалистов — выпускников вузов и предоставить им гарантию сохранения рабочего места на определенный срок». Также в своем выступлении на одной из секции Садовничий заявил коллегам, что «следовать указаниям министерских работников» вузы не обязаны. «Главное, не служить инструкциям. Закон, как сказал президент, это не священная корова, и его можно всегда исправить», — считает ректор МГУ.

Патриарх Кирилл: Основная задача вузов — воспитывать нравственную личность

«Сегодня, когда телевидение доносит до нас совершенно страшные картинки жуткого поведения молодых людей, убивающих других только потому, что у них иной цвет кожи или разрез глаз, мы спрашиваем себя: как же мы докатились до такой жизни», — сказал патриарх. Говорить о воспитании в таких условиях, не упомянув его религиозной составляющей, по мнению Кирилла, просто невозможно. «Если мы воспринимаем нравственность как условие выживания современной человеческой цивилизации, то важно понять, что нравственное воспитание — это не то, на что следует обращать внимание по остаточному принципу. Это то, что должно быть в центре нашей жизни», -добавил он. Педагоги как школ, так и вузов, отметил Кирилл, обязаны формировать у учеников систему ценностей на личном примере.

Результаты съезда ректоры официально предъявят правительству и министерству через две недели.

Педсовет.orgКомментарии (15)

Комментарии (15)   RSS-лента последних комментариев к этому материалу

BAK
06.04.09 12:17:18#15
ЕГЭ и экзамены по информатике давно пора вводить и вузах и в школах: все вузы и школы оснащены компьютерами, программным обеспечением и доступом к Интернет. Ректора вузов вполне могли бы оказать помощь школах и в подготовке школьников к экзаменам информатике по ЕГЭ и повышению квалификации учителей в соответствии с требованиями ЕГЭ.Такие эксперименты си работа с 1994г. ведется в 120 московских школах при МАТИ и МПГУ. С правилами и технологией используемой при подготовке студентов педвузов и учащихся московских школ можно познакомиться дистанционно на сайте: ttp://bak2.narod.ru/ekzamen.html
Анна Александрова
27.03.09 17:16:10#14
Среди этих по-хорошему "нравственных людей" нет ни одного, чья нравственость формировалась бы в идейном вакууме. Идеология (да хоть "Моральный кодекс строителя коммунизма") может родиться только при мощной государственной поддержке, и это вещь временная ( и идеология, и само государство). Религия - это константа. И не надо падать в постмодернистский обморок на западный манер. В нашей стране это просто смешно, т.к., во-первых, православие себя далеко не исчерпало (как, например, дискредитировавшие себя католицизм и протестантизм), а во-вторых, православная церковь (и рядовые верующие) заплатила в ХХ веке страшную цену за "свободу без креста". Можно сколь угодно благодушно рассуждать о свободе конфессий, живя в исторически православной стране. Попробуйте-ка сделать то же самое, например, в исламском государстве! Кстати, в нашем исторически русском городе (столица национальной республики) запрещена к показу на TV вполне безобидная "Православная энциклопедия" по TV-центру. Все передачи идут, а эту вырезают. "Прекрасно обходятся без религиозной составляющей"...
Владислав Полецкий
26.03.09 02:05:04#13
Прошла проверка..........."Говорить о духовности и не говорить о религии было бы безграмотно"......."Чему плохому учит религия, что некоторые боятся ее как огня.".......А ни чему хорошему своему не учит! Вся благочестивость ее лишь от того ,что к ней примыкает определенный контингент, благо воспитанный, слегка трусливый ,чуть примитивный (нет это не про всех) , ищущий, куда себя приткнуть в одиночестве... Ну и те, кому вдолбили с детства (это не про Вас) сказку о вечной жизни. Когда мне было 5 лет я ,увидев похороны, прибежал к маме: "Я не хочу умирать!!!" Вот тут бы я и проглотил бы сказку о боженьке. И сейчас был бы противоположный комментарий......."Говорить о духовности и не говорить о религии БЕЗГРАМОТНО" ...Это Вас религия учит так оскорблять? Правда и я тут не дипломат, за что прошу прощения.....А культура развивалась как раз вопреки сопротивлениям религии, иногда прямо на костре. Не многое , что осталось от коммуняк хорошего, так это вера человека, в себя , как в вершину эволюции. Атеист, если порядочен ,так по своим принципам (совесть). Верующий -из страха, который внушается ( каждой страницей по10 раз ) вашей книгой жизни: боженька все видит....И еще хотят продлить этот каменный век в школах , некоторые? А вот басни Крылова не помешали бы деткам не то, что бы в школе, а в садике, да еще в младших группах.
Владислав Полецкий
26.03.09 00:56:01#12
Писал,писал.Послал,но не понял ...Проверка
scosyrev
25.03.09 22:56:40#11
К вопросу о нравственности ЕГЭ: почему считается возможным назначать барьер "сдал-на_сдал" не до, а после выполнения работы?
Разработчики КИМ'ов кивают на спецификацию - почему же она не позволяет им заранее определить значение "порога допустимости"?
Возникает впечатление, что организаторы ЕГЭ сами не знают, каково качество тестирования и стремятся "перестраховаться". Но в таких условиях ЕГЭ становится игрой (обязательной!), в которой одна сторона (организаторы ЕГЭ) меняет правила игры в ходе самой игры. И это нравственно? Таков результат семи лет эксперимента?
А сегодня СМИ донесли мнение министра Фурсенко, что учителя отговаривают сдавать физику и информатику, а ученики выбирают историю и обществознание. Мне кажется, такой выбор учащихся предопределён БУП'ом школы - сколько часов отведено в учебном плане на информатику и на историю? Может Фурсенко и ректоры вузов (Бауманки) не знают этого? Или "ищут стрелочника" заранее? Ясное дело - во всём виноват окажется учитель... :-)
Татьяна Жилина
25.03.09 04:44:22#10
"Говорить о духовности и не говорить о религии было бы безграмотно. Любая культура и нравственность формировались в религии, как одной из форм общественного сознания. Нравственные нормы формулировались в религиозных заповедях. Во всех религиях эти нормы очень похожи.
Чему плохому учит религия, что некоторые боятся ее, как огня?
Думаю, что разгул безнравственности есть плод 70-и летнего атеизма."


Можно говорить о нравственности и не делать упор на религию: духовный мир - это культура и религия. И культура и религия в каждом человеке своя, каждый чувствует свое. Другое дело, что люди чувствуют/понимают что-то одинаковое, отсюда объединения единомышленников. Наша Россия настолько многолика, что делать упор на определенную религию или культуру, просто невозможно. Нравственность и нормы морали должны быть такими, чтобы не страдал никто в Обществе: уважение культур и религий других народов д/б внутри каждого, отсюда и должны формироваться и нравственность, и нормы морали, поведения в Обществе, где живешь...
Юрий Куликов
24.03.09 20:42:01#9
вчера, 15:55 #310 Лада Сащенко
Вологда. Сократили продленки в школах ( в некоторых - на 100%). Убрали полностью доп. образование - а куда детям после школы пойти?
Меня сегодня поставили перед фактом - с первого апреля из 16 часов нагрузки оставляют 10, т.к. два класса - 24 и 22 человека не будут делиться на группы по информатике, физкультуре, иностранному. У меня в кабинете информатики 7 двухместных парт и 14 компьютеров - я куда 24 человека посажу? У меня трое детей - я как их на 3,5 тысячи накормлю-одену? Конечно, есть муж, который ДОЛЖЕН вроде нормально зарабатывать, но в армейским начальникам наплевать, что семью не обеспечишь на 11 тысяч.
Почему это реформирование надо было проводить в марте-апреле? Что - конца учебного года (а заодно - и полугодия финансового) было не дождаться? И как же верить словам Президента, что Образование - это государственный приоритет? И вообще- педагог виноват, что 17 лет назад детей не нарожали? По-моему, это все надо было предвидеть... детсады продали, воспитателей поувольняли 10 лет назад - теперь не знают, что делать... Через 3 года тоже самое будет в школах.
Воропаева Лилия
24.03.09 16:44:14#8
А если уж проводить уроки религии, то должен делать это только человек из храма, и проходить эти уроки должны там же, в храме, где располагает сама обстановка. Но это право каждого. К этому человек приходит сам.

Совершенно правильная, на мой взгляд, точка зрения.

Что касается школы, я отдаю предпочтение психологии, так как она учит человека познать себя и окружающих,

Если взять религию и психологию, то я тоже отдам предпочтение психологии. Но у меня есть ещё дополнение, о котором я уже писала на ветке.
Воропаева Лилия
24.03.09 16:38:03#7
Я поддерживаю высказывание патриарха Кирилла о том, большое внимание надо уделять нравственному воспитанию детей.

Светлана Петровна! А разве об этом говорит только отец Кирилл?

Говорить о духовности и не говорить о религии было бы безграмотно.

Извините, Светлана Петровна, но сводить духовность к религии тоже не очень правильно. Это всё же разные термины.

Чему плохому учит религия, что некоторые боятся ее, как огня?

Её не боятся. Не хотят прихода религии, а тем более РПЦ , в школу. Если Вы знакомы с историей религии, то поймёте их точку зрения.

Думаю, что разгул безнравственности есть плод 70-и летнего атеизма.

Зря думаете. Религиозная или атеистическая составляющая к этому не имеет никакого отношения.
Симон Cветлана Петровна
24.03.09 13:04:44#6
Я поддерживаю высказывание патриарха Кирилла о том, большое внимание надо уделять нравственному воспитанию детей. Нравственные качества в ребенке может воспитать только человек, обладающий этими качествами.
Нравственность- внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.
Говорить о духовности и не говорить о религии было бы безграмотно. Любая культура и нравственность формировались в религии, как одной из форм общественного сознания. Нравственные нормы формулировались в религиозных заповедях. Во всех религиях эти нормы очень похожи.
Чему плохому учит религия, что некоторые боятся ее, как огня?
Думаю, что разгул безнравственности есть плод 70-и летнего атеизма.
Галина Хащивская
24.03.09 08:34:36#5
Лилия Алексеевна, что касается религии (Вы задали вопрос по моей статье), я не утверждаю, что религия обязательно должна быть в школе. Я о том, что нет прочной платформы для формирования нравственности. Нравственности НЕ НА СЛОВАХ, а на самом деле. Многое из того, на чем воспитывалось поколение отцов и дедов, не принимается НЫНЕШНИМ поколением. Время меняется. Но хорошей замены ТОМУ, что было- нет. Я привела примеры, на которых ВОСПИТЫВАЕТСЯ НАШЕ поколение ИЗО ДНЯ В ДЕНЬ -"реальная жизнь", рекламируемая на телевидении "Дом-2" и др. А если уж проводить уроки религии, то должен делать это только человек из храма, и проходить эти уроки должны там же, в храме, где располагает сама обстановка. Но это право каждого. К этому человек приходит сам. Что касается школы, я отдаю предпочтение психологии, так как она учит человека познать себя и окружающих, вселяет веру и учит важному, как подсказал мне в комментарии коллега -"не навреди". Я бы добавила- не дай разрушить себя и тех, кто рядом. А этим упрвляют убеждения и вера. Какие убеждения, есть ли вера, а если есть-то во что...
Юрий Куликов
24.03.09 07:18:39#4
Ректоры - они умные !
Фурсенко - то же. Взял и признал, что преподавание в школах "действительно сильно упало в последние годы".

Когда то, "до последних лет", преподавание в наших школах ,бежало-прыгало, и даже летело. А потом "в последние годы" -раз и упало.

А кто у нас в последние годы, так сказать, заведует всем образованием России?

Или, какие это такие "последние годы"? Если в самые последние? То у нас был (и говорят есть) Приоритетный Национальный Проект Образование. Что прям вот в ходе ПНПО и упало? Подножку кто поставил что ли, пока остальные за грандами стремились? А может надорвалось? А может вирус какой? А может быть сил уже нет? А может и не упало вовсе, а полегло в неравной битве?

Или "последние годы" годы были чуть раньше. В начале XXI века? То же не вяжется, Путин стал тогда президентом, а в образовании началась глобальная модернизация, расчитанная до 2010 года. Плоды её мы сейчас жнём - новые стандарты и программы-учебники, новая система оплаты учителей и новые учительские кадры, новые школы и новые ученики.

И вот лежит наше "сильно упавшее преподавание", а ему улюлюкают, пинают его все кому не лень, а чиновники от образования на полном серьёзе говорят: "Так, чего разлеглось. Мы вон там впереди последний барьер построили. ЕГЭ. Предупреждали об этом заранее. Так, что хватит симулировать. Встало быстро и барьер взяло. Мы уже столько денег во всё это вбухали, а оно лежит себе. Отдыхает, понимаешь. Нашло время. Ни стыда, ни совести.
В то время, когда руководство страны призывает весь народ одним фронтом втать на борьбу с кризисом...
Вобщем так, само всё понимаешь. Лимиты все на тебя истрачены. Барьер вон впереди. Если не будет взят, то ..
У нас тут уже и новая дидактика на подходе и вообще...
ВСТАЛО!!! И ВПЕРЁД НА ПОЛУСОГНУТЫХ,,,,"
Татьяна Жилина
24.03.09 04:05:48#3
А я не увидела здесь в словах о.Кирилла связь с религиозной составляющей...

"Говорить о воспитании в таких условиях, не упомянув его религиозной составляющей, по мнению Кирилла, просто невозможно..." - это интерпретация слов о.Кирилла.

Что касается нравственности, то полностью согласна с тем, что взято в кавычки, как слова о.Кирилла... Мне кажется, что также сказали бы и другие представители других конфессий...

Юезнравственность наша беда...
Галина Хащивская
23.03.09 21:30:00#2
Возможно.Но мировоззрение должно иметь какую-то платформу, на чем-то основываться.
Воропаева Лилия
23.03.09 14:01:36#1
Но почему, если речь идёт о нравственности, то обязательно нужно говорить о религиозной составляющей. воспитания? Полно нравственных людей, чьё воспитание прекрасно обошлось без этой религиозной составляющей. И наоборот.

Ваш комментарий

Для того, чтобы добавить комментарий, необходимо авторизоваться.
Стать участником »

Новые комментарии   RSS-лента последних комментариев к материалам сайта

Sneil 08-2014
UUD 18-31.08.2014
Digital Education