Страница добавлена в Избранное

Страница удалена из Избранного

Для добавления в Избранное необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.

Садомазохизм как угроза современной школы

Обратите внимание: не «школе», а «школы». Время, когда это была угроза школе, давно прошло, если вообще когда-нибудь существовало. Сейчас уже сами школы, начиненные, как бочки порохом - насилием и страхом, представляют угрозу учителям и детям, что их посещают, да и всему обществу, которое и составляется из этих искалеченных школой бывших учеников. 

Несколько лет назад по телевизионным экранам и сетям прошло обсуждение книги И.Завалишиной «Ненавижу школу». Это был хороший и своевременный «звоночек», но прозвучал он как-то не очень громко и не оставил сколько-нибудь заметного положительного следа в учительской среде. Наоборот, было даже заметно подспудное раздражение на эту учительницу английского языка как на «выскочку», позволившую себе «вынести сор из избы».  С тех пор положение стало еще хуже, а «сора» уже накопилось столько, что впору не его выносить, а уносить свои собственные ноги, когда случаи расстрела учениками своих учителей или других насилий над ними грозят стать массовым явлением. 

Давайте, друзья, вдумчиво и честно, не лукавя перед собой, поразмышляем о причинах такого положения и о возможных путях выхода из него. 

О сути термина «садомазохизм»

Сначала о сути термина «садомазохизм», обязанного своим широким распространением незабвенному «старику Фрейду». Он его рассматривал применительно к сексуальной области, но оказалось, что открытый им психологический закон действует в любых сферах человеческих взаимоотношений. Даже к такой, казалось бы, совсем удаленной от области пола проблеме как терроризм. Так называемый «стокгольмский синдром» как «любовь» заложников к своим захватчикам – тому подтверждение. 

Итак, садомазохизм – это комплекс психологических зависимостей, связывающих любого рода «насильника» и его «жертву». Насильник применяет к жертве «садизм», жестоким обращением ломая ее волю и получая от этого удовольствие. Жертва же вынуждена компенсировать ущербность своего положение «мазохизмом», получая свое извращенное удовлетворение из самого своего «раздавленного» положения как «невинной жертвы». Тут Фрейд идет в ногу с нашим Достоевским, во многих своих героях указывавших на их характерную черту – наслаждение своим униженным и «раздавленным» состоянием.  

Какое отношение все это имеет к учебе в школе?

К огромному сожалению – самое прямое. Думается, не будет большим преувеличением сказать, что практически весь огромный сегмент школьного образования построен за «садомазохистской» учебной и духовно-нравственной парадигме, когда в ее основе лежат насилие и вынужденное ему подчинение. И большинство учеников с 1-го по 11-й класс просто автоматически попадают в ситуацию, когда они вынуждены ощущать себя «жертвами» культивируемого учебным процессом насилия и компенсировать его последствия теми или видами мазохистского «сопротивления». 

Еще один известный психолог Эрик Берн утверждал, что каждый человек от рождения до смерти играет в те или иные психологические игры, отрабатывает, большей частью бессознательно, те или иные предписанные этими играми сценарии поведения.

Типичные «школьные игры»

Давайте присмотримся к наиболее типичным «школьным играм», вызванным господством садомазохизма в нашей образовательной системе. 

Типичная игра в этом плане, в которую в той или иной степени бессознательно играет подавляющее большинство учеников, называется «Изнасилуй меня!», или в более мягком варианте - «Заставь меня учиться». Игра заключается в том, что ученик ждет, когда учитель тем или иным способом принудит его учиться. А он, нехотя и вынужденно, ему подчинится.  Если учитель не применяет никаких насильственных методов – по собственной воле такой ученик учиться не будет. 

Набор этих методов – и у каждого учителя свой, и на каждого ученика они действуют по-разному. Кому-то достаточно недовольного замечания, другому – гневного окрика, третьему – угроза двойки…. Далее – по нарастающей – изгон из класса, доставление к директору, вызов родителей…. Или еще дальше – вызов в полицию, постановка на учет, угроза исключения из школы и помещения с спецучреждение. Для каждого ученика есть свой «порог насилия», после которого он, получив свое компенсаторное удовлетворение, наконец, успокаивается в плане дисциплины и даже принимается на учебу. Ключевая эмоция, побуждающая его к этому – страх. Страх оказаться «чрезмерно раздавленным».

«Дальше может быть хуже, - действует бессознательная логика такого ученика, - надо остановиться. Хорошего понемножку. Натерпелся страха, пощекотал нервы, вкусил адреналинчика – и будет с меня…»

Но страх никогда не был и не будет созидающей эмоцией. Он всегда разрушителен. И любое действие, на нем основанное – как-то подневольное учение – не может принести долговременных положительных результатов. Мало того – за пережитое чувство страха всегда хочется отомстить. Даже несмотря на извращенное удовлетворение, испытанное от него. Это именно «мстительное наслаждение», и ученики, сначала провоцирующие учителя на насилие, а затем подавленные вызванным им чувством страха, обязательно будут мстить ему. Мстить хотя бы очень распространенной психологической игрой «Я все-таки выведу тебя из себя…»

Довести учителя

В Интернете масса роликов на тему издевательств учеников над учителем. Мало унизить учителя и вывести его из себя – нужно еще, чтобы это увидели и другие. Так извращенно удовлетворяется потребность в садистском самоутверждении. Если учитель при этом никак не реагирует, то его, как правило, затюкивают и затравливают до того, что он уходит из школы. А вот если учитель «сопротивляется», то его сопротивление разжигает ответное желание его преодолеть. «Маньячные» аналогии здесь оказываются вполне уместны. Сопротивление жертвы только увеличивают степень возбуждения ученика-садиста и удовольствие от итоговой «победы». 

Такой ученик сознательно и бессознательно старается довести учителя, что называется «до белого каления». И не успокоится, пока не сделает этого. А когда учитель, наконец, начинает, выходя из себя, «метать громы и молнии», рвать на себе или даже на самом ученике «волосы»,  испытывает мстительное чувство наслаждения. Ему удалось «ЭТО»!.. Он вывел учителя, он пробудит в нем «зверя», а значит, унизил его. Унизил его до потери человеческого вида и образа. Унизил так, как тот сам столько раз с ним, этим учеником, поступал. Унизил до того, что ему тоже удалось выступить по отношению к учителю в роли садиста. Круг замкнулся: садист и мазохист поменялись местами,  насилие породило ответное насилие, страх и месть за него слились в экстазе взаимного подкрепления и упоения. Садомазохизм чистейшего разлива!..  

Что скажете, друзья? Неужели вы сами никогда не попадали в подобную ловушку? Причем, не только учителя, но и родители. Ловушку, тем ужасную, что она очень часто как наркотическая зависимость может буквально опутать нас по рукам и ногам и парализовать волю к каким-то другим способам взаимодействия с учениками и детьми. Ловушку, тем страшную, что она создает иллюзию некоего разрешения ситуации: ученик или ребенок успокоился и стал заниматься, вы постепенно приходите в себя…. Только опять же – наркотическая аналогия. Прием очередной дозы создает только иллюзию благополучия, лишь на время отодвигая проблемы из фокуса сознания. 

Страх перед ГИА

Но прямое насилие и принуждение, процветающие на уроках и в жизни, не единственная основа садомазохизма. Другая его линия связана с усиленно внедряемым всей образовательной системой и самими учителями страха перед ОГЭ (Основной Государственный Экзамен) и ЕГЭ. Это как бы долговременный страх, который как некий нерв системы должен постоянными «болевыми» сигналами подхлестывать всех нерадивых  и даже «радивых» учеников.

Первых - для острастки, вторых - для стимула сдать эти экзамены получше. 

Но опять же  - любая система, хотя бы даже и с благими намерениями, но построенная на страхе, неизбежно будет «пожирать» всех ее участников – и учеников, и учителей. Вместо стимула к повышению качества образования она рождает только стимулы изобрести 1001-й способ списать эти экзамены и обойти все эти драконовские меры против списывания. Вот и развращаются наши дети нравственно, подавленные страхом, разменивая свой человеческий образ,  свою порядочность и честность, на спешные прорывы в туалеты с попытками списать что-то там через пронесенные в самых немыслимых местах телефоны… 

Что происходит с учителями, присутствующими на ЕГЭ в качестве дежурных и «общественных наблюдателей», даже описывать страшно. Это какой-то тренинг страха и рабства. Это настоящая нравственная «мясорубка». Когда сами трепещущие от этого страха руководители ППЭ (пункта проведения экзамена), вынужденные скрывать и срывать свой страх раздражением и гневом,  заставляют учителей в качестве надсмотрщиков сопровождать детей в туалеты и наблюдать за ними, стоя в аудиториях. Действительно, только эсэсовских повязок не хватает ко всему этому антуражу и надписей типа: «труд освобождает» или «оставь надежду всяк, сюда входящий». 

Спрашивается, как будет чувствовать себя учитель, прошедший – а подчас и по многу раз за месяц – эту многочасовую нравственную пытку? Пытку, которая никак не обусловлена трудовым кодексом и трудовыми соглашениями, пытку, которая также нравственно его уродует, как и тех учеников, которых он вынужден «контролировать» и за которыми «наблюдать»?.. Он – воспитатель и сеятель «разумного, доброго, вечного» - и в качестве «конвоя» сопровождает детей в туалет и обратно!.. Это действительно театр абсурда какой-то – только почему-то все начальники от образования делают вид, что так и нужно, что по-другому нельзя, и бодро докладывают наверх об эффективности всех мер против списывания и «честности» прошедших экзаменов. 

Духовно-нравственная бомба

И ведь никто даже не задумывается, какая ужасающая по своим последствиям духовно-нравственная бомба заложена во весь этот драконовский механизм. Ведь проводя выпускников через эту «многоуровневую систему контроля», государство в лице начальников от образования, говорит через все эти меры ученикам: «Вы – беспринципные, нечестные, подленькие  мерзавцы! Вы никогда не будете честно сдавать экзамены, вы будете подло искать любые методы, чтобы списать. Вам нельзя доверять и доверяться ни на одну минуту, ни даже секунду. Поэтому мы будем вас обыскивать и следить за вами как за зэками каждую минуту вашего пребывания на ЕГЭ, поэтому надсмотрщики будут сопровождать вас даже в туалеты, и вы все время будете находиться под нашим неусыпным контролем…»

Спрогнозировать ответную психологическую реакцию совсем не трудно. Пословица гласит: «Как вы яхту назовете, так она и поплывет». И - следовательно: «Вы считаете нас подлыми, нечестными мерзавцами? Хорошо.  Как вы к нам, так и мы к вам. «Око за око и зуб за зуб». Получите в ответ 1001-й первый способ списывания, который не увидят ни ваши камеры, ни ваши надсмотрщики. Вам не слабо – и нам не слабо!..»

А теперь, друзья, скажите, выйдут ли из этих выпускников, прошедших нравственную мясорубку ЕГЭ, достойные граждане и патриоты своей страны? Еще на заре своей юности облитые ушатом унизительной грязи, раздавленные страхом и отравленные ответной мстительной злостью? Они – что? Будут стремиться укрепить такое государство своим честным трудом? Будут стремиться победить процветающую в этом государстве коррупцию? Будут «не щадя живота своего» проливать кровь, защищая свою страну на поле возможной брани?.. Вопросы пусть останутся риторическими, ибо ответы – увы! – предопределены современной образовательной политикой.

Что делать?

Ну а теперь после всей этой описанной - и действительно удручающей! - картины господства садомазохизма в нашем образовании, давайте задумаемся над классическим русским вопросом»: «Что делать?» Причем, даже не будет тратить время на другой подобный вопрос из русской классики: «Кто виноват?». Ибо времени действительно уже слишком мало.  

Сначала хочется обратиться к учителям, ибо они садомазохистской образовательной системой поставлены в самое трудное положение – между молотом и наковальней. Первое, с чего, на мой взгляд, следует начать – это дать себе ответ на вопрос: «Кто я – учитель-функция или учитель в полном смысле этого слова?»  Или – с психологической точки зрения: «Я только помогаю приспособиться к ситуации и выйти из нее с наименьшими потерями или открываю путь своему подопечному стать настоящим человеком и обрести прочный душевный мир?»

Учитель-функция

Учитель-функция озабочен только передачей знаний – все остальное его не волнует. Засунуть в ученика положенный ему по предмету объем знаний – вот главная задача. А если в современных условиях обучения это возможно только через насилие – почему нет? Главное - «сделать свое дело». И практически неизбежно все учителя-функции становятся адептами садомазохистской образовательной парадигмы: «Не хочешь учиться – заставим!» Это самый простой и надежный способ выполнить свои функции и сохранить какое-то внутреннее самоуважение: «А все-таки я их заставил(а)!.. Хоть что-то, но они знают по моему предмету… Не даром зарплату получал(а)…»

Более того, очень часто такие учителя в будущем становятся обладателями «стокгольмского синдрома» - «любви» своих бывших «жертв-учеников», которые в свое время были ими «изнасилованы» ради всунутых в них знаний. И такие ученики с благодарностью вспоминают об этих учителях: «Как он(а) нас драл(а)!.. Страшно вспомнить!.. Зато химию (физику, математику, русский…) я знаю. И смог(ла) поступить, куда хотел(а)…. Да – и человеком стал(а)…»

Казалось бы – низкий поклон таким учителям. Они наперекор всему «делали свое дело» и заставляли учеников учиться и добились-таки своего…

Только в большинстве случаев невдомек всем бывшим «изнасилованным» ученикам, что они теперь сами сознательно и бессознательно будут применять садомазохизм по отношению к своим собственным детям, по отношению к своим начальникам – да и ко всем окружающим людям. «Сломай того, кого можешь сломать, и отдайся тому, кто сильнее тебя…» - вот нехитрая садомазохистская философия, которую они вместе с воздухом всосали в себя со школьной скамьи, и которая навсегда поселилась в их душах. И теперь будет определять их мировоззрение и поведение. Ведь по-чеховски - по капле выдавливать из себя раба – способен и будет далеко не каждый. 

Итак, положение учителя-функции в современной образовательной системе понятно. Она – эта система - заинтересована именно в таких учителях и усиленно рекрутирует их в себя. А тех, кто не готов следовать «заповедям» садомазохизма, усиленно прессует и изгоняет. Планируемые к внедрению в образование так называемые «стандарты для учителя» не в последнюю очередь будут преследовать именно эту цель. Бездумные исполнители, рабски штампующие в мозгах учеников ФГОСы – вот идеал, а точнее «стандарт» для учителя во всей этой системе, построенной на насилии и страхе. 

Настоящий учитель в современной школе

Но давайте рассмотрим и второй путь.

Может быть, кто-то из учителей решит так:

«Нет, я не учитель-функция, я хочу быть учителем в полном смысле этого слова. Я понимаю: как ни важны предметные знания, они не могут быть главным смыслом моей работы. Главное – это воспитать человека… Не раба, не придатка системы, а настоящего человека, в душе которого есть главные ценности. Духовные ценности – Веры, Отечества, Любви… Чтобы он не просто, руководясь только низменными инстинктами, приспосабливался к окружающей жизни, а по-настоящему служил своим ближним, своей Родине, Богу, в конце концов… А предметные знания, которые я ему передам, помогут ему в служении всем этим ценностям. Да - именно это главное в моей педагогической деятельности, и пока я ее осуществляю в школе или еще где-то – я буду чувствовать себя исполняющим своей педагогический  долг и учительское призвание…»

Итак, что делать таким учителям, да и всем другим работникам образовательных учреждений? Уходить?.. Гм, во-первых, надо же зарабатывать чем-то на жизнь? Во-вторых, это что – значит, признать, что годы, потраченные на учебу и педагогическую работу – это годы, проведенные впустую? Ну, и в третьих, покинуть поле боя в разгар битвы – это просто трусливо и недостойно. Да и кто это малодушно или цинично решил, что не нужно бороться за спасение учеников, так бесчеловечно брошенных в тиски садомазохизма и животной конкуренции? Кто сказал, что садомазохизму нет альтернативы, что система, построенная на нем – бессмертна?

Правильно – никто! Никто ничего подобного и не может сказать, а значит – очень многое в наших собственных учительских руках. Нужно только увидеть четкую альтернативу и упорно ее добиваться. Но сначала до конца разобраться и понять нашего главного врага. 

Почему садомазохизм вообще оказался так востребован?

Вот ключевой вопрос. Но ответ на него очень прост. Потому что для образования современных детей им требуется поглотить огромный и все время увеличивающийся объем знаний. А они не хотят этого, никак не заинтересованы в «поглощении» этих знаний, так как эти знания никак не связаны с их жизнью и по большому счету их не касаются. Значит, их нужно заставить. Заставить - и против их воли всунуть им в мозги все эти знания. Вот почему садомазохизм и занял в образовании ключевое положение. 

Что мы делаем, когда ребенок не хочет есть, но нам нужно его накормить?.. Или заставить выпить какое-либо лекарство? Уговариваем, увещеваем, льстим, даем посулы, наконец, требуем, угрожаем и беремся за ремень… То же самое происходит и в образовании. Только в гораздо худших и уродливых формах. Ибо, проголодавшись, рано или поздно, но любой ребенок захочет поесть и сам. А вот того, что ребенок «проголодается» к синусам-косинусам, интерференции и дифракции, обстоятельствам места и времени – ожидать не приходится. Значит, насилие станет постоянным фактором обучения. Значит, садомазохизм неизбежно займет в нем ключевую роль. 

Но отсюда же вытекает и альтернатива этой насильственной системе обучения. Весь секрет заключается в том, как сделать процесс обучения «аппетитным» и лично значимым для каждого ученика. Ведь потребность познавать себя и окружающий мир в любом ребенке в той или иной степени есть изначально. Она только «убивается» уже на первом году пребывания ребенка в школе. И убивается – как это ни парадоксально! – самой образовательной системой, казалось бы, призванной эту потребность развить. 

Уже через полгода обучения в школе, спрашивая знакомых первоклассников, хочется ли им учиться, вижу одну и ту же картину: кислые улыбки, уклончивые ответы и прямые признания – нет. И это те, кто так рвался в школу, как в некую сказку… Сказка для них обернулась учебным кошмаром с пятиурочным сидением за партами и принудительным запоминанием чего-то непонятного и такого далекого от жизни. В то время как многие из них через полгода пребывания в школе не могут назвать по именам даже всех своих одноклассников!.. Казалось бы – не с этого ли надо было бы начать их обучение и включить механизм памяти? Ведь не один год им придется быть вместе. Но – нет! У нас программа – вперед!.. 

- Так где же альтернатива, в конце концов? - воскликнете вы.
Хотите ответ в нескольких словах? Альтернатива – это педагогика служения и коллективная анимация обучения.

А вот что это такое – уже не предмет этой главы. Достаточно нам было разобраться с садомазохизмом и определиться со степенью своей приверженности к нему. К главным положениям педагогики служения и коллективной анимации обучения мы обратимся позже. 


Автор

Александр Дедушка

Все материалы автора

Количество подписчиков: 47

Подписаться Отписаться

Комментарии (31)

  1. Оксана Горбачева 3 Апреля, 2018, 16:44

    И слова-то правильные, и с каждым отдельно взятым предложением можно согласиться, вот только при прочтении не покидает мысль, что статья с душком.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 8 лет

    Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Томская область, Россия

  2. Дмитрий Новиков 3 Апреля, 2018, 16:50

    Браво!
    Вот пример яркой идеологии развала образования как системы....

    «Заставь меня учиться». Игра заключается в том, что ученик ждет, когда учитель тем или иным способом принудит его учиться. А он, нехотя и вынужденно, ему подчинится. Если учитель не применяет никаких насильственных методов – по собственной воле такой ученик учиться не будет. " - идея отказа от обязательного обучения детей (только тех кто хочет учиться сам!!!) уже давно бродит в головах "настоящих гуманитарных" учителей. Фишка в том, что по факту оказывается. что мотивировать детей (в рамках гуманного обращения с детьми) могут только несколько этнических групп.... И получается, что дело идет к привилегированному статусу образования только для определенного круга граждан, которые в будущем станут руководить Государством...

    " Вместо стимула к повышению качества образования она рождает только стимулы изобрести 1001-й способ списать эти экзамены и обойти все эти драконовские меры против списывания." -СОГЛАСЕН!!!
    Но что предлагаете в замен? НИЧЕГО!!!
    Как отбирать тех, кто пойдет учиться на оставшиеся после льготников и олимпиадников с целевиками места, например в МГУ или МГИМО? Вот мы сумели получить диплом призера олимпиады и теперь нам надо всего лишь сдать 1 ЕГЭ по профилю на 75 баллов. Все честно!
    Но как сравнить знания моего ребенка, имеющего диплом призера олимпиады, и другого ребенка без сдачи хоть какого-то экзамена? Разговор идет о 1.5 - 2 миллионах рублей (если не попадет на бюджет и будет учиться на платном)...
    Или вы считаете, что лучше детям на все забить и потом идти работать продавцом в М-Видео?

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 1 год

    Род деятельности: Родитель

    Регион проживания: Московская область, Россия

    • Саид Насреддинов 3 Апреля, 2018, 23:49

      "...на все забить и потом идти работать продавцом в М-Видео?" - можно сторожем, дворником или в закусочную вышибалой - по обстоятельствам.

      Негры (чернорабочие, грузчики) всегда были нужны.

      Мне к окладу электрика - 200 рублей - обещали доплачивать 100 рублей, если я всё время буду работать грузчиком, потому что электрик им не очень нужен, а грузчик - постоянно.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 1 год

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Чеченская, Россия

    • Ольга Проценко 4 Апреля, 2018, 13:11

      "Негры (чернорабочие, грузчики) всегда были нужны.

      Мне к окладу электрика - 200 рублей - обещали доплачивать 100 рублей, если я всё время буду работать грузчиком, потому что электрик им не очень нужен, а грузчик - постоянно."
      Перед пожаром на сайте "Зимней вишни" висело объявление о том, что приглашаются инженеры, то ли по ТБ, то ли по пожарной безопасности - с окладом 6 - 8 тыс. руб. К сожалению, страна, в которой работодатели предлагают технарям - специалистам такие оклады, и не краснеют при этом,не сможет быть технически развитой, и - безопасной...
      А вот если добавить нолик в конце указанного оклада - думаю, что и детки в школах с гораздо бОльшим интересом отнесутся к таким предметам, как физика и математика. Если инженер получает мизерную зарплату - тут учитель хоть клоуном прыгай, результат будет мизерный.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 6 лет

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Краснодарский край, Россия

    • Саид Насреддинов 4 Апреля, 2018, 14:58

      "А вот если добавить нолик в конце указанного оклада - думаю, что..." - мне их добавили к окладу целых четыре нолика - к 1996 году, потом в 1997 три нолика отняли. У всех.

      Как щас помню -зарплата шесть миллионов за четыре месяца - и я несу её жене, нищий миллионер... весь в ноликах.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 1 год

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Чеченская, Россия

    • Ольга Проценко 4 Апреля, 2018, 20:03
      Браво!
      Вот пример яркой идеологии развала образования как системы....

      «Заставь меня учиться». Игра заключается в том, что ученик ждет, когда учитель тем или иным способом принудит его учиться. А он, нехотя и вынужденно, ему подчинится. Если учитель не применяет никаких насильственных методов – по собственной воле такой ученик учиться не будет. " - идея отказа от обязательного обучения детей (только тех кто хочет учиться сам!!!) уже давно бродит в головах "настоящих гуманитарных" учителей. Фишка в том, что по факту оказывается. что мотивировать детей (в рамках гуманного обращения с детьми) могут только несколько этнических групп.... И получается, что дело идет к привилегированному статусу образования только для определенного круга граждан, которые в будущем станут руководить Государством...

      " Вместо стимула к повышению качества образования она рождает только стимулы изобрести 1001-й способ списать эти экзамены и обойти все эти драконовские меры против списывания." -СОГЛАСЕН!!!
      Но что предлагаете в замен? НИЧЕГО!!!
      Как отбирать тех, кто пойдет учиться на оставшиеся после льготников и олимпиадников с целевиками места, например в МГУ или МГИМО? Вот мы сумели получить диплом призера олимпиады и теперь нам надо всего лишь сдать 1 ЕГЭ по профилю на 75 баллов. Все честно!
      Но как сравнить знания моего ребенка, имеющего диплом призера олимпиады, и другого ребенка без сдачи хоть какого-то экзамена? Разговор идет о 1.5 - 2 миллионах рублей (если не попадет на бюджет и будет учиться на платном)...
      Или вы считаете, что лучше детям на все забить и потом идти работать продавцом в М-Видео?
      "...на все забить и потом идти работать продавцом в М-Видео?" - можно сторожем, дворником или в закусочную вышибалой - по обстоятельствам.

      Негры (чернорабочие, грузчики) всегда были нужны.

      Мне к окладу электрика - 200 рублей - обещали доплачивать 100 рублей, если я всё время буду работать грузчиком, потому что электрик им не очень нужен, а грузчик - постоянно.
      "Негры (чернорабочие, грузчики) всегда были нужны.

      Мне к окладу электрика - 200 рублей - обещали доплачивать 100 рублей, если я всё время буду работать грузчиком, потому что электрик им не очень нужен, а грузчик - постоянно."
      Перед пожаром на сайте "Зимней вишни" висело объявление о том, что приглашаются инженеры, то ли по ТБ, то ли по пожарной безопасности - с окладом 6 - 8 тыс. руб. К сожалению, страна, в которой работодатели предлагают технарям - специалистам такие оклады, и не краснеют при этом,не сможет быть технически развитой, и - безопасной...
      А вот если добавить нолик в конце указанного оклада - думаю, что и детки в школах с гораздо бОльшим интересом отнесутся к таким предметам, как физика и математика. Если инженер получает мизерную зарплату - тут учитель хоть клоуном прыгай, результат будет мизерный.
      "А вот если добавить нолик в конце указанного оклада - думаю, что..." - мне их добавили к окладу целых четыре нолика - к 1996 году, потом в 1997 три нолика отняли. У всех.

      Как щас помню -зарплата шесть миллионов за четыре месяца - и я несу её жене, нищий миллионер... весь в ноликах.

      К сожалению, нолики прибавляли не только к зарплатам, но и в ценниках. Булка хлеба в 90 - х стоила 2 000 руб. Каково было состояние людей, за всю жизнь накопивших 10 000, а потом узнавших, что за эти деньги можно купить лишь несколько булок...
      Но не будем о грустном. Сейчас и цены, и зарплаты основной массы населения вышли на советский уровень. Например:
      Булка хлеба - 20 руб, ( В СССР - 20 коп., т.е разница в 100раз)
      Зарплата учителя - от 15 000 (В СССР - от 100 р, пропорция сохраняется)
      Колбаса - от 200р (от 2р10коп)
      Автомобиль "Лада" - от 700 тыс ( 7 000р).

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 6 лет

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Краснодарский край, Россия

    • Саид Насреддинов 5 Апреля, 2018, 16:39

      "Автомобиль "Лада" - от 700 тыс ( 7 000р)."

      Сегодня ЛАДА - 508 410 рублей/штука, но лет пять назад, проходя через двор МинОбра я на стоянке из 50 автомашин - 3 ряда по 15 штук - не заметил ни единой ЛАДЫ - только иномарки.

      Хотя это могли быть не штатные сотрудники, но гости.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 1 год

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Чеченская, Россия

    • Мария Малеева 19 Апреля, 2018, 23:36

      Вы только не забудьте, что в СССР 1) не было еще современных технологий, которые в разы удешевляют производство 2) тем не менее, к данным ценам прилагалась развитая "социалка". Дешевый проезд, в том числе по жд и авиа, дешевые путевки в санатории - дома отдыха - пионерские лагеря, ведомственные поликлиники при всех крупных предприятиях, реальный 8-часовой рабочий день... Да даже зарплата учителя,насколько я понимаю, в том городе, где "булка хлеба" 20 рублей, начинается не от 15000 за ставку, а ниже, 15000 же получается уже больше ставки...

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 1 год

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Санкт-Петербург, Россия

    • Ольга Проценко 20 Апреля, 2018, 0:44

      ...И продукты были - натуральные, в отличие от нынешних. И всё же я вижу тенденцию к улучшению жизни, хотя бы по сравнению с нулевыми. В 2008 году сын начал работать инженером в частной фирме, и первая его зарплата была почти в 10 раз больше моей, учителя с 24 - летним стажем. Для меня это стало шоком. Сейчас учительские зарплаты поднялись. На стоянке возле моей школы "Лада" - редкость, в основном педагоги ездят на иномарках.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 6 лет

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Краснодарский край, Россия

    • Мария Малеева 19 Апреля, 2018, 23:31

      Вопрос-то не в том, что делать детям. А в том, заинтересовано ли в таком результате государство. МГУ и МГИМО без проблем для страны могут сохранить конкурс, для этого совершенно необязательно, чтобы ЕГЭ сдавали 100% выпускников. МОе мнение - если выпускники хотят учиться, хотят поступать, необходимо давать им эту возможность, формировать план на поступление не 50%, а 95% выпускников на бюджетные места. Одновременно отменив эту ЕГЭшную нервотрепку.
      Так или иначе, всем надо понимать, что ЕГЭ - это не явление из области педагогики, это явление из области финансов.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 1 год

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Санкт-Петербург, Россия

  3. Сергей Евсютин 3 Апреля, 2018, 22:01

    Очень тяжело читать, потому что почти все правда. Если бы не увлекался психологией, то некоторыми выводами раньше не согласился бы.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 8 лет

    Род деятельности: —

    Регион проживания: Брянская область, Россия

  4. Наиль Рафиков 3 Апреля, 2018, 23:06

    "Коммунизм" попытался изменить человека и воспитать идеального. Реалии показали, что получилась армия "халявщиков". Я наблюдал в последние годы коммунизма такую картину. Время 11-00 часов. Бригадир ходит по домам и упрашивает трактористов выйти на работу. Они ему - Нальешь 100 грамм - может и пойду. Другая картина - Каждый год мы, мужчины-учителя освобождались от занятий и привлекались на посевную в ночную смену на неделю. В новый год по очереди всю ночь дежурили на животноводческой ферме. И прочее и прочее. А сейчас - ничего этого нет. Те же гектары посевов, те же коровы и фермы. Теперь они все сами успевают. Никто их не упрашивает работать. Бегут на работу. Что произошло? - Ларчик открывается просто - перестали заигрывать с "народом". Не хочешь работать - не работай.
    В ЕГЭ и ОГЭ нет ничего страшного. Кто не хочет учиться - там есть спец вопросы (в математике в некоторых вопросах даже математики нет). Не понимаю - что здесь сложного и в чем страшилка?
    Списывание. Человек настолько привык получить не трудясь. И при этом скрыть свою сущность, изображая из себя "крутого". Раньше это получалось. Идет парень петух петухом. Копнешь немного - ничего из себя не представляет кроме как хвастуна. Можно наблюдать хотя бы по безработным. Говорят - нет работы. Ругают начальство. А ведь есть работа. Много работы. Только вот для этого нужны высокого уровня специалисты. Оказывается для этого нужно хорошо учиться, побеждать конкурсные отборы, доказывать, что ты можешь. А это в свою очередь требует пошевелить мозгами. А откуда им взяться, если столько лет вырастало поколение халявщиков, а откуда им взяться мозгам, если в селе, скажем, через каждый дом живет "запойный"?
    Вывод: кроме как заставлять учиться - ничего не остается. Мы уже и так на грани.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 10 лет

    Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Башкортостан, Россия

    • Мария Малеева 19 Апреля, 2018, 23:37

      Где Вы видели "те же гектары посевов" и "те же фермы"? в реляциях Медведева?

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 1 год

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Санкт-Петербург, Россия

    • Наиль Рафиков 20 Апреля, 2018, 20:22
      "Коммунизм" попытался изменить человека и воспитать идеального. Реалии показали, что получилась армия "халявщиков". Я наблюдал в последние годы коммунизма такую картину. Время 11-00 часов. Бригадир ходит по домам и упрашивает трактористов выйти на работу. Они ему - Нальешь 100 грамм - может и пойду. Другая картина - Каждый год мы, мужчины-учителя освобождались от занятий и привлекались на посевную в ночную смену на неделю. В новый год по очереди всю ночь дежурили на животноводческой ферме. И прочее и прочее. А сейчас - ничего этого нет. Те же гектары посевов, те же коровы и фермы. Теперь они все сами успевают. Никто их не упрашивает работать. Бегут на работу. Что произошло? - Ларчик открывается просто - перестали заигрывать с "народом". Не хочешь работать - не работай.
      В ЕГЭ и ОГЭ нет ничего страшного. Кто не хочет учиться - там есть спец вопросы (в математике в некоторых вопросах даже математики нет). Не понимаю - что здесь сложного и в чем страшилка?
      Списывание. Человек настолько привык получить не трудясь. И при этом скрыть свою сущность, изображая из себя "крутого". Раньше это получалось. Идет парень петух петухом. Копнешь немного - ничего из себя не представляет кроме как хвастуна. Можно наблюдать хотя бы по безработным. Говорят - нет работы. Ругают начальство. А ведь есть работа. Много работы. Только вот для этого нужны высокого уровня специалисты. Оказывается для этого нужно хорошо учиться, побеждать конкурсные отборы, доказывать, что ты можешь. А это в свою очередь требует пошевелить мозгами. А откуда им взяться, если столько лет вырастало поколение халявщиков, а откуда им взяться мозгам, если в селе, скажем, через каждый дом живет "запойный"?
      Вывод: кроме как заставлять учиться - ничего не остается. Мы уже и так на грани.
      Где Вы видели "те же гектары посевов" и "те же фермы"? в реляциях Медведева?

      http://www.list-org.com/company/34514
      СПК "Искра" - наш бывший колхоз. И сейчас здравствует. Потому что еще есть порох в пороховницах. Несмотря ни на что и председатель тот же. Ну, конечно, приходится защищаться...

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 10 лет

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Башкортостан, Россия

  5. Вадим Монахов 4 Апреля, 2018, 1:02

    Да, правила дорожного движения - это насилие! И, согласно автору, желание следовать правилам дорожного движения - это садомазохизм. В Египте вот не следуют - и ничего. Ну, бьются, и для цивилизованных людей выглядят дико, зато не садомазохисты. Так что автору надо "разобраться с садомазохизмом и определиться со степенью своей приверженности к нему". А после этого можно и о школе поговорить.

    Человеческий мозг так устроен, что он старается как можно меньше работать. Это биологический механизм лени. Но есть и социальный механизм, который опускает лентяев на дно общества. Поэтому в любом обществе вырабатывается некий баланс между правом умирать от голода, пьянства и наркомании и тем, чтобы учить, и иногда заставлять ребёнка быть человеком. Когда выпускник окажется на дне общества, вытаскивать его оттуда будет уже поздно. И без "ненужных" синусов и косинусов умрёт промышленность и наука, а с ними и страна. Поэтому надо приучать детей преодолевать лень и трудиться. Учёба - это тяжелый, но необходимый умственный труд.
    Гениальная книга "Баранкин, будь человеком!" ровно об этом. Рекомендую автору статьи прочитать и попытаться понять эту книжку.
    А боятся ОГЭ и ЕГЭ только лентяи, вольные или невольные. Так что вопрос не в том, чтобы отменять ОГЭ и ЕГЭ, а в том, чтобы темп и глубина обучения соответствовали способностям учащихся. Чтобы убрать ненужные и потому вредные ОРКСЭ, ОБЖ, МХК, третий урок физкультуры и другие постсоветские "инновации", и дать больше часов на математику, физику, химию, биологию, информатику - те предметы, которые дают основу для полноценного понимания окружающего мира, чтобы дети не выросли дикарями, верящими в астрологические прогнозы, твердь небесную, ведьм, кармические хвосты, белых и чёрных магов. А над этой базой хорошая художественная литература должна помочь сформироваться личности - с национальной идентичностью и представлениями о том, "что такое хорошо, и что такое плохо".

    Кстати, установлено, что степень усвоения "сложной" школьной физики напрямую зависит вовсе не от таланта учителей или способностей учащихся, а от числа часов, отведённых на изучение предмета. Замените часы, занимаемые ОБЖ , МХК и третий урок физкультуры на математику и физику - и они перестанут быть "трудными". А МХК переведите в факультатив в виде кружка - где этому предмету самое место.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 9 лет

    Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

    Регион проживания: Санкт-Петербург, Россия

    • Ольга Проценко 4 Апреля, 2018, 13:15

      У покойного Мавроди с физикой и математикой было всё в порядке. Но, чтобы быть порядочным человеком, ему не хватило как раз тех качеств, что прививаются предметами гуманитарного цикла, в том числе - МХК и ОРКСЭ.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 6 лет

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Краснодарский край, Россия

    • Вадим Монахов 4 Апреля, 2018, 13:37

      Ольга, 85% российских заключенных считают себя верующими. Так что, как обычно, факты опровергают "высокоморальность" верующих.
      А утверждение, что "чтобы быть порядочным человеком, необходимо изучать МХК" - это новое слово в педагогике. Только вот экспериментальные факты противоречат этой замечательной теории: пока в школах не было МХК, дети были гораздо более моральные. Понятно, что причинно-следственная связь тут непрямая, и что именно деградация советской образовательной системы привела как к появлению уроков МХК, так и к деградации морали. Я ничего не имею против МХК, просто то, что должно быть вне уроков, бессмысленно и вредно делать на уроке.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 9 лет

      Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

      Регион проживания: Санкт-Петербург, Россия

    • Саид Насреддинов 4 Апреля, 2018, 15:17

      "... Я ничего не имею против МХК, .." -

      против МХК имею я: школьник должен уметь по мутным репродукциям в Учебнике вспомнить описания оригиналов, сделанные автором учебника, который оригиналов не видел.

      Я перелистал как-то такой учебничек и поразился: три четверти иллюстраций - на религиозные темы!

      Так это же просто иллюстрации к урокам Православной Культуры!

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 1 год

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Чеченская, Россия

    • Сергей Циренщиков 4 Апреля, 2018, 16:04

      "Ольга, 85% российских заключенных считают себя верующими. Так что, как обычно, факты опровергают "высокоморальность" верующих."
      Вадим Валериевич, это не совсем так...
      Многие в заключении СТАНОВЯТСЯ верующими. Переосмысливают свои поступки - времени много, самому о себе заботиться не надо - вот и ДУМАЮТ.
      Значительная часть - просто от "нечего делать", как-то "время убить надо".

      У меня был опыт общения с заключенными. Причины, в основном, эти, а вовсе не "снисхождение озарения"...
      Да и "обретенная вера", многим на свободе, не препятствовала их асоциальной жизни.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 11 лет

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Смоленская область, Россия

    • Вадим Монахов 4 Апреля, 2018, 16:14

      Сергей Игнатьевич, вам не кажется, что ваше утверждение "обретенная вера не препятствовует асоциальной жизни", подтверждаемое российской и международной статистикой - это как раз то, о чём я говорю?

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 9 лет

      Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

      Регион проживания: Санкт-Петербург, Россия

    • Ольга Проценко 4 Апреля, 2018, 20:27

      К деградации образования привела деградация общества, так как школа и образование как в зеркале отражают процессы, происходящие в обществе. Думаю, Вам не стоит напоминать, во сколько раз возросли в 90 - е годы уровень наркомании, преступности, коррупции. Я помню, как дети уходили из 7 и даже из 6 - го классов в вечернюю школу, но не для того, чтобы работать, а чтобы идти в криминал. Помню, как начальник ОО принуждала ставить тройки только за одно присутствие ученика на уроке - "присутствовал на уроке - значит, уже что - то знает!" Соответственно понизился уровень выставляемых "4" и "5", понизился уровень знаний учащихся, уровень подготовки профессиональных педагогов. Не говоря о том, что в школу стали приходить отнюдь не профессионалы. Всё это, и многое другое, аукается нам и сейчас. И решаются эти проблемы не за 2 - 3 года, не революциями и привычными лозунгами "всё старое разрушим, а новое - построим", - а декриминализацией общества, восстановлением экономики, возрождением духовности, культуры, чувства ответственности у основных сторон образовательного процесса - педагогов, родителей, учащихся, - процесс на не один десяток лет. И МХК с ОРКСЭ - наши союзники на этом пути. С условием, что их будут преподавать профессионалы, а не те, кого "догрузили". И напомню, что астрономия вернулась в школы уже после того, как там стали преподавать ОРКСЭ.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 6 лет

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Краснодарский край, Россия

    • Вадим Монахов 4 Апреля, 2018, 20:44

      Да, возврат астрономии в школу - это первый шажок из глубины пропасти, вехами падения в которую было появление МХК, ОБЖ, ОРКСЭ, третьего урока физкультуры. И сокращение часов на физику, химию, биологию - вплоть до деградации к отмене физики, химии, биологии и введения вместо них "инновационного" естествознания, т.е. = природоведения.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 9 лет

      Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

      Регион проживания: Санкт-Петербург, Россия

  6. Георгий Зайцев 4 Апреля, 2018, 9:22

    Садизм и мазохизм – это отклонения в способе реализации полового влечения. Понятно, что к неполовым взаимоотношениям «учитель – ученик» этот «способ» не применим.
    Садомазохистский «анализ» школьного образования способен сделать только переживший это «Фрейд»...
    Одна мысль была продуктивной - о приоритете воспитания...
    В продолжении темы читателям рекомендую книги, которые благоприятствуют оздоровлении педагогики:
    «Человек в миниатюре, которая все увеличивается: Воспитание и судьба».
    https//e.lanbook.com/book/97282
    «Человек, здоровье созидающий: Валеология по Брехману».
    https//e.lanbook.com/book/97283

    а также статью в электр. СМИ «Педсовет/Pedsovet.org» 12.03.2018; 6.25
    «Воспитание [без]нравственности».

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 9 месяцев

    Род деятельности: Социальный педагог в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Псковская область, Россия

  7. Александр Либерман 4 Апреля, 2018, 11:19

    Чувствуется больная тема автора...кстати все кто увлеченно занимался темами психических отклонений, включая садомазохизм сами были далеко не здоровы психически.
    Вообще я бы сказал - странный заголовок, ибо садомазохизм уже априори угроза чему угодно.
    Любят дилетанты всякое "добро" и причем звучное.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 1 год

    Род деятельности: Иное

    Регион проживания: —

  8. Олег Жаровский 4 Апреля, 2018, 15:05

    Странноватая статья... Так можно и к отношениям "плотник-гвоздь" подвести фрейдистскую базу. Гвоздь не хочет забиваться в доску, а плотник получил задание: забить гвоздь (и построить дом, например)...

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 1 год

    Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Нижегородская область, Россия

  9. Маргарита Курышева 5 Апреля, 2018, 18:01

    Любая культура начинается с запретов (= насилия). Без табу, без принуждения выполнять принятые обществом правила наши предки истребили бы друг друга. А выполнять-то не хочется...человек по природе своей ленив. Сколько детей добровольно учатся? В классе (и то не в каждом) от силы 3-5. Ну давайте совсем не будем заставлять детей учиться. Учение должно быть радостью, не должно отягощать юные слабые умы. И что? Уже получили поколение полузнаек: ракеты падают, новые мосты рушатся, ТЦ и прочие общественные здания горят. Учение - это труд, не всегда приятный, не всегда понятный и часто нежеланный. Однако формирование способности преодолевать свою лень, делать "через не хочу" - одна из воспитательных задач. Не бывает чисто предметных знаний, все они так или иначе связаны с воспитанием личности, личной культуры ребенка.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 9 месяцев

    Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

    Регион проживания: —

  10. Ольга Александровна 6 Апреля, 2018, 10:48

    За сто лет до этого Л.Н. Толстой писал о непротивлении злу, о педагогике ненасилия. Отдельные энтузиасты провели эксперименты над своими детьми, были и толстовские общины, поселки, школы. И что? Каковы результаты? Есть еще и Вальдорф. А у него какие? Словами играть можно, этот жанр эквилибристики сейчас освоен в совершенстве. Но результаты - где? Нет их. Конструктивные и продуктивные идеи? А "садомазохистская" школа держит сейчас общество, препятствует его окончательному разложению и атомизации, как может. А эта статья - очередная атака на "темную башню". Труд учителя сейчас просто каторжный, любого. Никто не хочет ему помогать, а только глумиться и критиковать. А значит - не помогать себе и своей стране, глумиться над ней. Автор теории, перечтите В. Орлова "Аптекарь". А то видно, что вы "учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь". Впрочем "как" - известно. Садомазохистски.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 8 месяцев

    Род деятельности: Преподаватель в организации среднего профобразования

    Регион проживания: —

    • Мария Малеева 20 Апреля, 2018, 0:08

      Я не очень "за" вальдорфскую школу, но результаты ничего себе так. http://waldorfschule.ru/docs/%D0%A2%D0%B0%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%B0%20%D1%80%D0%B5%D0%B7%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%B2.pdf Это бесплатная в. школа в СПб. Здесь она одна, а в Германии их довольно много, успешно работают.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 1 год

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Санкт-Петербург, Россия

    • Вадим Монахов 20 Апреля, 2018, 1:56

      73 балла ЕГЭ за русский язык при среднем по России 69 баллов - это хороший результат??!

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 9 лет

      Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

      Регион проживания: Санкт-Петербург, Россия

    • Мария Малеева 20 Апреля, 2018, 8:49

      А что, плохой? Надо обязательно 100 баллов показывать? По-моему, плохо - это как в школе из того же района, где средний балл по русскому 62. Или еще одной, где средний балл 57.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 1 год

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Санкт-Петербург, Россия

  11. Ольга Уринова 27 Сентября, 2018, 15:06

    И слова-то правильные

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 2 месяца

    Род деятельности: Иное

    Регион проживания: —