Страница добавлена в Избранное

Страница удалена из Избранного

Для добавления в Избранное необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.

Почему читать модно, а любить уроки литературы – нет?  

Спор о том, что должны читать дети в рамках школьной программы по литературе, вечен. Однако в прошлом году ему была придана особая актуальность – введение нового федерального государственного стандарта взбудоражило не только профессиональное сообщество, но и простых обывателей.

Еще в 2013 году, когда на специализированном ресурсе был размещен проект Примерной программы для старших классов, велись жаркие дебаты по поводу перечня авторов и книг  – что из нашего литературного наследия убирать можно, а что нельзя. И мало кто заметил (хотя авторы программы делали на этом акцент), что настоящей целью было - не произвести ревизию «золотого канона русской классики», а пересмотреть вопросы методики, связанные с организацией чтения и изучения классики в современных реалиях. А современные реалии таковы, что интернету и телевидению чтение, как форма проведения досуга значительно проигрывает. Так в рамках Примерной программы авторы пытались показать, что важнее не гнаться за объемом прочитанного, важнее создать квалифицированного читателя, который будет уметь и любить читать… Возможно ли это?

Читаем? Читаем!

На сегодня рынок печатных книг в России показывает рост. Незначительный, но, согласно отраслевому докладу «Книжный рынок России»*. Читать вновь становится модно, люди покупают редкие издания, этичные книги. Появляются и становятся популярными книжные блогеры. И наши дети тоже читают! Об этом свидетельствуют данные исследования, проведенного в 2017 году Московским городским педагогическим университетом. По результатам опроса, в котором приняло участие около 500 старших школьников из разных регионов России, 41% старшеклассников ежедневно читает книги в рамках учебы и 27% для своего удовольствия. При этом школьники не просто читают, но и обсуждают прочитанное в различных тематических сообществах.  

Иван, 15 лет: «Я начал читать недавно. Отец принес книгу и попросил прочесть ее. Это был Стивенсон. Книга лежала долго. Потом он (отец) обиделся и отказался продлевать мне подписку на цифровое тв, пока я не прочитаю. Начинать было трудно, но потом я втянулся сильно и вообще начал читать. Папа удивлялся, почему я выбираю зарубежную литературу, а не нашу. Нашу мы в школе проходим и удовольствия она мне не доставляет, а с зарубежной есть выбор, и нет давления – что хотел сказать автор. Я просто читал. Потом папа дал мне Стругацких и тоже понравилось».

Бабушка троих внучек, из которых две – младшие школьницы и одна дошкольница, активно делится своей позицией в сети, на площадке книжного сообщества: «Я значительную часть пенсии на детскую литературу трачу. Мы с внучками читаем много и не только привычных детских авторов. Моей старшей очень нравится Чарская, мы читаем Гайдара, Жвалевского и Пастернак. Средняя предпочитает Носова и Драгунского, у нее много книг по кулинарии. Младшая с удовольствием слушает Усачева. Кстати, Даррела сейчас им мама на ночь всем троим читает.  

Я искренне не понимаю, почему дети в младшей школе не изучают детскую литературу, где герои – их ровесники, где важные для них вопросы поднимаются на доступном уровне.  Я по профессии библиотекарь, хорошо ориентируюсь в книгах и знаю, что предложить внучкам, но многие родители, замордованные в школах классикой, сейчас  читающие, максимум, нон-фикшн, просто даже не знают – чего лишаются их дети! А в старшей школе?! Ну не писали наши классики для 12-летних детей. Оценить по достоинству многие произведения школьной программы возможно только в старшем возрасте, их бы в высших и профессиональных заведениях преподавать, наша литература настолько богата, что средним и старшим школьникам ей тоже есть что предложить, актуального, важного, по возрасту!» 

Неприкосновенность классики в школьной программе

По мнению сторонников неприкосновенности классики в школьной программе, базовые ценности, которые в ней заложены, вечны.

Это наш общекультурный национальный код, позволяющий сохранять преемственность поколений, а все разговоры о читательских предпочтениях – тупиковые. 

По мнению противников - сегодня школа формирует у детей представление о сакральной ценности русской классики, не прививая любви к чтению и не формируя качественного читательского опыта и навыков. Да, есть темы, которые будут жить вечно, но современные школьники, читая, не сопоставляют себя с героями произведений, не видят в них себя, и непонятно – почему школа ставит себе целью выпускать в мир детей с ценностями и идеалами 18-го века? 

Судя по последнему принятому ФГОС, масштабных изменений в ближайшее время не предвидится. А жаль, идея Любови Борусяк, социолога, кандидата экономических наук и преподавателя с 18-летним стажем, проста и привлекательна – при небольшом едином ядре классической русской литературы, дать возможность учителям и ученикам формировать программу по собственному вкусу (кстати, данный подход реализован во многих странах). 

Но мы все же задали вопрос  учителям – если бы вам дали возможность сформировать свою программу для предмета, какие 5 книг, которых сейчас в ней нет, вы бы добавили?

Елена Сергеевна И., учитель младших классов:

•       Ю. Алешковский «Кыш 2 портфеля»
•       Е. Верейская «Три девочки» или книги Л. Чарской
•       А. Линдгрен «Дети из Бюллербю»
•       В. Крапивин «Та сторона, где ветер»

Ирина Александровна Е., учитель литературы средних классов:

•       В. Железников «Чучело»
•       Дж. Роулинг «Гарри Поттер»
•       Э. Веркин «Облачный полк»
•       В. Крапивин – «Выстрел с монитора» или другие
•       Л и С. Хокинг «Джордж и тайны вселенной»

Анна Александровна К., учитель литературы старших классов:

•       Дж. Р.Р. Толкиен «Властелин колец»
•       А. Франк «дневник Анны Франк»
•       Д. Сэлинджер «над пропастью во ржи»
•       Стругацкие А. и Б. «Обитаемый остров» 
•       Жвалевский А. и Пастернак Е. «Время всегда хорошее» или «Пока я на краю»

А что думаете, вы? Каких пяти книг в школьной программе вам не хватало? Предложите свой вариант списка в комментариях. 
 
*«Книжный рынок России. Состояние, тенденции и перспективы развития» Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям. 2018


Автор

Мария Видова

Все материалы автора

Количество подписчиков: 1

Подписаться Отписаться

Комментарии (45)

  1. Дмитрий Новиков 26 Марта, 2019, 0:01

    Я не учитель, я родитель, скажу как кажется мне : проблема литературы - это проблема преподавания истории.
    Как можно без знаний истории 19 века читать "Война и мир" : почему Кутузов отступал; почему ездил с завязанным глазом, хотя он у него и видел; почему отдали Москву; почему... почему... почему... А почему Пьер из гуляки стал прилежным хозяином; почему Наташа ударилась в распутство... И т.д.

    А как тяжело читать "Преступление и наказание"?! Грохнул одну старуху и потом столько переживаний... Почему?

    Школьники не находят ответов, более того, по ТВ, в СМИ идет поток совершенно противоречивых данных: почти все пишут что в 37 году был кровавый террор, а по каналу Звезда буквально вчера доказывали, что в 37 году была чистка Партии от взяточников, мздаимцев и казнокрадов... Как после этого читать Солженицына?
    Были в музее Бородинской битвы - там пипец что рассказывают: Напалеон и не думал нападать и завоевывать Россию, он пришел типа на разборки с царем - у них там договоренности были о торговом эмбарго с Англией, а наши купцы англичанам пиньку, лес для флота продавали... Типа мы французов кинули ну те и обиделись...

    Дети не понимают то, что читают: для чего сражались, что хотел автор показать, что хотел сказать, какая мораль, в чем смысл...

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 2 года

    Род деятельности: Родитель

    Регион проживания: Московская область, Россия

    • Сергей Циренщиков 26 Марта, 2019, 8:44

      Дмитрий, часто я с вами не согласен, но только не в этом случае...

      Вы АБСОЛЮТНО правы!
      Не зная истории, читать классику - ОЧЕНЬ тяжело.
      А в истории, такая ситуация, естественно на мой взгляд.
      Если очередной автор описывает какой-либо период, он либо вынужден, говоря условно, заниматься плагиатом переписывая написанное до него, либо найти нечто, до него не замеченное, на что не обращали внимание, и на этой "базе" построить собственную версию.
      Таких "версий" множество...
      - Наполеон (на бутылках написано правильно), шел не на Москву, а захватывать Индию;
      - Он же - страстно желал освобождения крепостных;

      - Гитлер - желал освободить русский народ от жидо-комиссаров;
      - Как и Наполеон шел в Индию. (Далась она им!)
      - Пытался упредить встречный удар Сталина...
      и много иной чуши.
      Но чтобы в этой "блевотине" разобраться, следует историю ИЗУЧАТЬ!
      Например хотя бы прочитать "План ОСТ" - все вопросы снимаются сразу.

      А на учебники истории в школе ввести ЦЕНЗУРУ.
      Но против этого дружно взвоет "либеральная общественность". А государство, пока, не готово к массовому наплыву рабочей силы в районы крайнего Севера и Дальнего Востока.

      Да и всех туда отправлять нельзя. Кем-то и народ стращать нужно: Гозман, Сытин, ... Рожи либеральной оппозиции должны вдохновлять людей.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 12 лет

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Смоленская область, Россия

    • Sergey Pаssionar 27 Марта, 2019, 1:11
      Я не учитель, я родитель, скажу как кажется мне : проблема литературы - это проблема преподавания истории.
      Как можно без знаний истории 19 века читать "Война и мир" : почему Кутузов отступал; почему ездил с завязанным глазом, хотя он у него и видел; почему отдали Москву; почему... почему... почему... А почему Пьер из гуляки стал прилежным хозяином; почему Наташа ударилась в распутство... И т.д.

      А как тяжело читать "Преступление и наказание"?! Грохнул одну старуху и потом столько переживаний... Почему?

      Школьники не находят ответов, более того, по ТВ, в СМИ идет поток совершенно противоречивых данных: почти все пишут что в 37 году был кровавый террор, а по каналу Звезда буквально вчера доказывали, что в 37 году была чистка Партии от взяточников, мздаимцев и казнокрадов... Как после этого читать Солженицына?
      Были в музее Бородинской битвы - там пипец что рассказывают: Напалеон и не думал нападать и завоевывать Россию, он пришел типа на разборки с царем - у них там договоренности были о торговом эмбарго с Англией, а наши купцы англичанам пиньку, лес для флота продавали... Типа мы французов кинули ну те и обиделись...

      Дети не понимают то, что читают: для чего сражались, что хотел автор показать, что хотел сказать, какая мораль, в чем смысл...
      Дмитрий, часто я с вами не согласен, но только не в этом случае...

      Вы АБСОЛЮТНО правы!
      Не зная истории, читать классику - ОЧЕНЬ тяжело.
      А в истории, такая ситуация, естественно на мой взгляд.
      Если очередной автор описывает какой-либо период, он либо вынужден, говоря условно, заниматься плагиатом переписывая написанное до него, либо найти нечто, до него не замеченное, на что не обращали внимание, и на этой "базе" построить собственную версию.
      Таких "версий" множество...
      - Наполеон (на бутылках написано правильно), шел не на Москву, а захватывать Индию;
      - Он же - страстно желал освобождения крепостных;

      - Гитлер - желал освободить русский народ от жидо-комиссаров;
      - Как и Наполеон шел в Индию. (Далась она им!)
      - Пытался упредить встречный удар Сталина...
      и много иной чуши.
      Но чтобы в этой "блевотине" разобраться, следует историю ИЗУЧАТЬ!
      Например хотя бы прочитать "План ОСТ" - все вопросы снимаются сразу.

      А на учебники истории в школе ввести ЦЕНЗУРУ.
      Но против этого дружно взвоет "либеральная общественность". А государство, пока, не готово к массовому наплыву рабочей силы в районы крайнего Севера и Дальнего Востока.

      Да и всех туда отправлять нельзя. Кем-то и народ стращать нужно: Гозман, Сытин, ... Рожи либеральной оппозиции должны вдохновлять людей.

      Наоборот, дети, да и взрослые уже не понимают прочитанного , легко применяют подсунутые либеральной пропагандой гадкие шаблоны. Молодежь легко попадает под влияние массированейшей дорогой и продуманной пропаганды запада, а контрпропаганда сейчас отсутствует.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 8 месяцев

      Род деятельности: Воспитатель в дошкольной организации

      Регион проживания: —

  2. Sergey Pаssionar 26 Марта, 2019, 1:06

    Дети значительно ДОЛЬШЕ, в десятки раз, смотрят сериалы, чем читают, почему бы не использовать ситуацию?

    Чтение незаменимо, но время его проходит... или уже ушло.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 8 месяцев

    Род деятельности: Воспитатель в дошкольной организации

    Регион проживания: —

  3. Ludmila Usanova 26 Марта, 2019, 2:27

    5 класс
    Алексин Очень страшная история, Коля пишет Оле. Оля пишет Коле
    Д. Лондон Белый клык
    Василенко Артемка
    Карнаухова Повесть о дружных Наши собственные
    Машкин Синее море белый пароход
    Воронкова Личное счастье. Старшая сестра.
    Кир Булычев (книги про Алису)
    Лавринайтис Падь золотая
    Катаев Сын полка
    6 КЛАСС
    Осеева Динка
    Воронкова Личное счастье. Старшая сестра
    Дубов Сирота. Жесткая проба
    Вигдорова Дорога в жизнь. Это мой дом. Черниговка
    Рыбаков Кортик Бронзовая птица
    Короленко, "Дети Подземелья"
    Даррел Моя семья и другие звери
    7 КЛАСС
    Киселев Девочка и птицелет
    Дубов Сирота. Жесткая проба
    Вигдорова Дорога в жизнь. Это мой дом. Черниговка
    Рыбаков Кортик Бронзовая птица
    6Каверин Два капитана
    Алексин Звоните и приезжайте Безумная Евдокия.
    Третий в пятом ряду. В тылу как в тылу
    Михасенко Милый Эп
    8 класс
    Макаренко Педагогическая поэма
    Чачин Король с Арбата
    Фраерман Дикая собака динго
    Василенко Жизнь и приключения Заморыша
    Ильф и Петров 12 стульев. Золотой теленок
    Короленко Дети подземелья
    Щербакова Вам и не снилось
    Кир Булычев Река Хронос
    Войскунский Е Ур- сын Шама
    9 класс
    Слепухин Перекресток, Тьма в полдень, Сладостно и почетно, Ничего, кроме надежды
    Васильев А зори здесь тихие. Завтра была война

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 2 года

    Род деятельности: Учитель старшей школы в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Забайкальский край, Россия

    • Галина Бурова 27 Марта, 2019, 17:36

      Людмила! В.Г.Короленко НИКОГДА не писал "Дети подземелья", так это произведение обозвала советская цензура. Короленко написал "В дурном обществе", а это изучается в 5 классе по программе В.Я.Коровиной, в 6 - по программе Г.С.Меркина.
      И , рекомендуя это к прочтению, определитесь, пожалуйста, шестиклассникам или восьмиклассникам Вы его рекомендуете.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 1 год

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Иркутская область, Россия

    • Ludmila Usanova 28 Марта, 2019, 3:51

      Да, конечно. Непростительная ошибка. Но я не училась по учебнику Коровиной. И сейчас не все по нему учатся.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 2 года

      Род деятельности: Учитель старшей школы в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Забайкальский край, Россия

    • Ludmila Usanova 28 Марта, 2019, 3:53

      Кстати, Пушкин тоже не называл свое произведение "Дубровский", но никого это название не шокирует.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 2 года

      Род деятельности: Учитель старшей школы в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Забайкальский край, Россия

  4. Саид Насреддинов 26 Марта, 2019, 8:31

    "...на специализированном ресурсе был размещен проект Примерной программы для старших классов, велись жаркие дебаты по поводу перечня авторов и книг".

    Адрес этого ресурса указать было никак НИЗЗЯ? Прижимистость, однако.

    Обитаемый Остров Стругацких существует в трёх различных бумажных вариантах плюс четвёртый - видео, но Анна Александровна К. надеется, что этого никто не знает.

    Кругозор Елены Сергеевны И. настолько широк, что ей известно только четыре хороших книги: Заводной Мир Тима Собакина ей не попадался,как и Заходер, Успенский, Роман Сеф

    Нищета духа, однако.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 2 года

    Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Чеченская, Россия

  5. tixi fixi 26 Марта, 2019, 9:26

    Заголовок ориентирует на бесплодную дискуссию.
    Дети читают не меньше. Человека не изменишь - шило в мешке еще то. Просто изменился фон, где в декорациях гаджетов, развлекательной попсы, как в дыму читают избранные.
    То, что включают/выключают из школьной программы - не вся литература.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 11 месяцев

    Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

    Регион проживания: —

  6. Ирина Киселёва 26 Марта, 2019, 17:45

    "...непонятно – почему школа ставит себе целью выпускать в мир детей с ценностями и идеалами 18-го века?" А разве общечеловеческие ценности меняются из века в век? Кто-то уже отменил такие понятия, как любовь, дружба, милосердие, сострадание? Я всегда детям говорю, что меняется только внешняя атрибутика, а человек остаётся таким же. Во всяком случае, должен оставаться. Человеком. Несмотря на чём он едет: на бричке или на мерседесе. Смотря КАК преподнести детям классическую литературу. Всё зависит от личности учителя.

    Статус в сообществе: Конфиденциально

    На сайте: 1 год

    Род деятельности: Конфиденциально

    Регион проживания: Конфиденциально

    • Сергей Циренщиков 26 Марта, 2019, 17:51

      "Всё зависит от личности учителя."
      Верно!
      Педагогика НЕ НАУКА!

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 12 лет

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Смоленская область, Россия

    • Sergey Pаssionar 26 Марта, 2019, 20:07
      "...непонятно – почему школа ставит себе целью выпускать в мир детей с ценностями и идеалами 18-го века?" А разве общечеловеческие ценности меняются из века в век? Кто-то уже отменил такие понятия, как любовь, дружба, милосердие, сострадание? Я всегда детям говорю, что меняется только внешняя атрибутика, а человек остаётся таким же. Во всяком случае, должен оставаться. Человеком. Несмотря на чём он едет: на бричке или на мерседесе. Смотря КАК преподнести детям классическую литературу. Всё зависит от личности учителя.
      "Всё зависит от личности учителя."
      Верно!
      Педагогика НЕ НАУКА!

      К сожалению такую простую истину, педагогика не нужна, не приемлет ни один чиновник образованческой науки и "научной" системы управления, он же не нужен получится, кто ж согласится свидетельствовать против своего мягкого кресла!?

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 8 месяцев

      Род деятельности: Воспитатель в дошкольной организации

      Регион проживания: —

    • Валерий Ганузин 26 Марта, 2019, 23:29

      Уважаемая Ирина Валентиновна!
      К классике тянутся более старшие люди, а школьники много чего еще в жизни не понимают, хотя многие сюжеты из литературных произведений часто соответствуют современной жизни. Примером может служить рассказ Ивана Алексеевича Бунина "Петлистые уши". Как мастерски он описал портрет Адама Соколовича!

      "Не заметить и не запомнить его было нельзя, и всякий, кому он попадался на глаза, испытывал чувство смутной неприятности, какого-то беспокойства и, отворачиваясь, думал:
      — Ах, какой ужасный господин!
      Его обувь, узкие брюки, драповое пальто, забрызганное сзади грязью, и кожаный английский картуз говорили о том, что они носятся давно, бессменно и во всякую погоду. Необыкновенно высокий, худой и нескладный, долгоногий и с большими ступнями, с свежевыбритым ртом и желтоватой, довольно редкой американской опушкой под сильно развитой нижней челюстью, с лицом мрачным, недоброжелательным и сосредоточенным, не выпуская длинных рук из карманов и равномерно жуя мундштук папиросы, он подолгу стоял перед витринами. Точно ли уж так интересовали его все эти галстуки, часы, чемоданы, писчебумажные принадлежности? Сразу было видно, что нет, что он из числа тех странных людей, которые скитаются по городу с утра до вечера единственно потому, что могут думать только на ходу, на улице, или вследствие бездомности, в ожидании чего-нибудь..."

      Или в пьесе Мориса Метерлинка " Там, внутри":
      "Старый сад, в саду ивы. В глубине дом; три окна нижнего этажа освещены.
      Довольно явственно видно семью, сидящую при лампе. Отец - у камелька. Мать
      облокотилась на стол и смотрит в пустоту. Две молодые девушки, в белом,
      вышивают, мечтают и улыбаются тишине комнаты. Склонившись головкой на левую
      руку матери, дремлет ребенок. Когда кто-нибудь встает, ходит или шевелится,
      то благодаря расстоянию, свету лампы и неотчетливо видным оконным стеклам
      величественные, медлительные, скупые движения человека кажутся бесплотными...

      ... Мария. Дедушка, не говори им сегодня!..
      Старик. Ну вот, у тебя тоже не хватает духу!.. Я знал, что не надо было
      глядеть. Мне почти восемьдесят три года, но сегодня впервые зрелище жизни
      поразило меня. Сам не знаю почему, все, что они делают, представляется мне
      необыкновенным и значительным... Они просто сидят вечерком при лампе, как
      сидели бы и мы. А между тем мне кажется, что я гляжу на них с высоты
      какого-то иного мира, потому что мне известна маленькая истина, ими еще не
      познанная... Ведь правда, дети мои? Но почему же и вы бледны? Быть может,
      есть еще что-то такое, чего нельзя высказать и от чего на глазах у нас
      выступают слезы. До сих пор я не знал, что в жизни столько печального и что
      она так страшна для тех, кто ее созерцает... И, если бы даже ничего не
      произошло, я бы все-таки испытывал ужас, глядя, как они спокойны... Слишком
      велико их доверие к этому миру... Вот они сидят, отделенные от недруга
      хрупкими окнами... Они думают, что ничто не может случиться, раз они заперли
      двери. Они не знают, что в душах всегда происходит нечто и что мир не
      кончается у дверей домов... Они спокойны за свою маленькую жизнь и не
      подозревают, что другим известно о ней гораздо больше; не подозревают, что
      я, жалкий старик, в двух шагах от их двери держу, как большую птицу, все их
      маленькое счастье в своих старых руках, которые я не смею разжать...

      ... Наконец двери дома распахиваются настежь, все выходят одновременно.
      При свете звезд и луны видно, как на носилках несут утопленницу. А посреди
      пустой комнаты, в кресле, ребенок по-прежнему спит сладким сном. Молчание."

      http://lib.ru/PXESY/METERLINK/m3.txt

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 8 лет

      Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

      Регион проживания: Ярославская область, Россия

    • Саид Насреддинов 27 Марта, 2019, 8:04

      "Кто-то уже отменил такие понятия, как любовь, дружба, милосердие, сострадание? "

      -Да, и я подозреваю, что его фамилия – ФГОС.

      Я могу восхищаться Ходжой Насреддином, Леонидом Горбовским или Георгием Памфилием, но ни один учитель не убедит меня уважать и брать пример с бездельника Онегина.

      Никогда.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 2 года

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Чеченская, Россия

  7. Галина Бурова 27 Марта, 2019, 17:31

    А кто сказал, что Онегину нужно подражать? И если следовать Вашей логике, Насреддин - "дельник"? Чем он занят? Тоже бездельник, каких ещё поискать.
    Чтение не всегда должно быть развлечением, это достаточно серьёзный труд. Проблема в том, что дети отучаются трудиться, в смысле "утруждать" свой ум.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 1 год

    Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Иркутская область, Россия

    • Саид Насреддинов 27 Марта, 2019, 17:42

      "... Онегину нужно подражать? " - а кому из школьного курса можно/нужно подражать?

      Чему меня может научить Катерина, Наташа, Базаров и Грушницкий?

      Короче: а на фига?

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 2 года

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Чеченская, Россия

    • Елена Романова 27 Марта, 2019, 17:53

      А на фига знать формулы сокращённого умножения, таблицу Менделеева, закон тяготения, иностранный язык (любой), правила орфографии? Вообще, зачем знать что-то из школьной программы, кроме алфавита и счёта в пределах 1000?

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 2 года

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Архангельская область, Россия

    • Сергей Жбанов 27 Марта, 2019, 18:51

      Елена, согласен. Школьная программа устарела. Столько проблем у детей, которые читают тексты прошлого тысячелетия (!) и не понимают кучи слов, которые сейчас уже не употребляются (даже у Пушкина... кичка, яства, оброк, и т. д.). Так можно и старославянский язык вернуть и с ним мучиться. Почему нельзя разрешить читать то, что нравится?!

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 1 год

      Род деятельности: Учитель средней школы в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Липецкая область, Россия

    • Вадим Монахов 27 Марта, 2019, 19:27

      Сергей, уже до вас сказано: "Уж чтобы зло пресечь, собрать бы книги все, да сжечь!"
      А то мучают бедных детей, заставляют читать, писать, считать, думать - а им, как Грефу, нужны Двое Из Ларца, одинаковых с лица.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 10 лет

      Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

      Регион проживания: Санкт-Петербург, Россия

    • Саид Насреддинов 27 Марта, 2019, 21:09

      Уважаемая Елена Викторовна, спешу вас обрадовать: алфавит сегодня (как и вчера) знать необязательно: сотрудники магазина CD-дисков расставляют товар на полках сверяясь с порядком букв на клавиатуре сотового телефона.

      Даже в самом гнилом/дешёвом телефоне уже лет 20 есть кнопка "калькулятор", так что уметь считать до 10 - тоже необязательно. Батарейка, правда, иногда садится, так что главное - иметь запасную.

      Ну и сфоткать телефоном нужные страницы (алфавит, имена начальников, режим работы магазинов-поликлиник-сберкасс) не сложно - так что умение писать орфографически - пережиток уровня середины прошлого века.

      Дамам формулы сокращённого умножения, таблицу Менделеева и закон тяготения знать вообще ни к чему: " Ты - женщина, ты должна раз - лежать, и два - тихо."

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 2 года

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Чеченская, Россия

    • Елена Романова 27 Марта, 2019, 21:43

      Ах да, я и забыла, что мы сегодня все такие технологичные! Так что всё-таки надо знать по окончании школы? А может, ну её, эту школу! Меньше знаешь - крепче спишь.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 2 года

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Архангельская область, Россия

    • Саид Насреддинов 27 Марта, 2019, 22:22

      "Так что всё-таки надо знать по окончании школы? "

      Надо знать, как возводится в степень "пи" минус единица.

      И в каком месте Романа Булгаков показал читателю любовь настоящую, верную, вечную.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 2 года

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Чеченская, Россия

    • Елена Романова 27 Марта, 2019, 23:22

      Зачем?

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 2 года

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Архангельская область, Россия

    • Саид Насреддинов 29 Марта, 2019, 8:26

      Ну не сразу же девушку на танцах в селе приглашать в свадебное путешествие по Ватикану (Сикстинская капелла, фотосьёмка СТРОГО запрещена), Венеции (полчаса на Большом Канале - это лучшие полчаса в вашей жизни), музеям Ван Гога и Рембрандта в Амстердаме и харчевне Мини-Европе в Брюсселе... - сначала поговорить о музыке, о птичках, о литературе - я же должен знать, откуда она родом в самом широком смысле?

      Сможет ли она организовать нашим детям, внукам и нам самим счастливую жизнь?

      А настоящая любовь у Булгакова и четыре действия арифметики достаточно точно измеряют уровень глупости невесты - как вы считаете? Или танцы и наряды важнее?

      "Друг мой, знаешь ты уже
      Вычитанье и сложе-,
      Умноженье и деленье -
      Просто всем на удивленье!"

      А если девушка осталась круглой (набитой) дурой после 10 лет отсидки в школе - то как с ней жить всю жизнь? По-дурацки? И кому это нужнее - предкам или потомкам?

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 2 года

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Чеченская, Россия

    • Сергей Циренщиков 28 Марта, 2019, 8:51

      Ассалям алейкюм, Саид!

      "как возводится в степень "пи" минус единица."

      Мне недавно на уроках все 4-е группы девятиклассников "моСК выносили", возводя
      а в степень (-2)...

      М-м-мдя...

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 12 лет

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Смоленская область, Россия

    • Саид Насреддинов 28 Марта, 2019, 12:35

      Добрый день, Сергей!

      М-м-мдя... минус вторая степень не особенно трудная - должна быть описана в любом школьном элементарном учебнике…. У Кочетковых, например, стр. 162.

      У электрона – степень минус девятнадцатая, но все гаджеты заставляет прекрасно работать.

      Возведение "а" в степень «пи» тоже особых сложностей не представляет – я сейчас проверил на встроенном в Windows -XP калькуляторе – результат получается мгновенно с точностью до 29 знака после запятой… для не особо крупного натурального "а".

      Даже ЕДИНИЦУ в степень «пи» калькулятор возводит без труда, а вот на минус единице подудонился… не достиг пока искусственный интеллект уровней естественного.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 2 года

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Чеченская, Россия

    • Сергей Циренщиков 28 Марта, 2019, 17:28

      В учебнике-то есть.
      И "вроде объясняли"...
      Но без ОТРАБОТКИ навыки не образуются.

      Вот и имеем 99,9% необучаемых.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 12 лет

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Смоленская область, Россия

    • Саид Насреддинов 29 Марта, 2019, 15:11

      "Вот и имеем 99,9% необучаемых."

      Три девятки - это ещё туда-сюда, а вот три девятки после запятой...

      Доживём ли?

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 2 года

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Чеченская, Россия

    • Сергей Жбанов 27 Марта, 2019, 23:01

      Елена, оставить нужно только начальную школу. Далее формат школы требует полного пересмотра. К счастью, некоторые изменения уже происходят. К несчастью, не все на них адекватно реагируют.

      Будет примерно, как в этой истории:
      "Когда Михаил Горбачёв попытался оживить умирающую советскую экономику, он послал в Лондон одного из своих советников, чтобы тот разузнал, в чём суть тэтчеризма и как на самом деле функционирует капиталистическая система. Хозяева устроили своему советскому гостю экскурсию по Сити, по Лондонской фондовой бирже и по Лондонской школе экономики, где он подолгу беседовал с директорами банков, предпринимателями и профессорами. В конце концов советский эксперт взорвался: «Минуточку, господа. Отвлекитесь, пожалуйста, от всех этих сложных экономических теорий. Мы целый день ездили по Лондону, и меня сильно озадачила одна вещь. Московская система обеспечения хлебом создана нашими лучшими специалистами, и всё же у нас в каждой булочной длиннющая очередь. Здесь в Лондоне живут миллионы, но ни в одном из магазинов и супермаркетов я не видел очереди за хлебом. Пожалуйста, познакомьте меня с человеком, который отвечает за снабжение Лондона хлебом. Я должен узнать его секрет». Хозяева почесали затылки и ответили: «Никто не отвечает за снабжение Лондона хлебом».

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 1 год

      Род деятельности: Учитель средней школы в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Липецкая область, Россия

    • Елена Романова 27 Марта, 2019, 23:21

      Пожалуй, соглашусь.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 2 года

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Архангельская область, Россия

    • Татьяна Mel-nikova 27 Марта, 2019, 18:41

      Ну-ну. Онегин, Катерина и прочие с ними "бездельники" - на фига? К чему бесплодные попытки разобраться в чужих душевных муках? Гораздо интереснее и полезнее брать пример с Киркорова, Малахова и прочих "героев нашего времени". И напрягаться - читать - не надо. Включил "ящик" - и развивайся, сколько душе угодно!

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 10 месяцев

      Род деятельности: Сотрудник в органе управления образованием

      Регион проживания: Ростовская область, Россия

    • Сергей Жбанов 27 Марта, 2019, 18:54

      Татьяна, вот учителя почему-то считают, что если их когда-то это зацепило, то и современным детям должно понравиться. Совершенно ошибочное суждение. Книги - это развлечение прошлого. До появления кино и интернета.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 1 год

      Род деятельности: Учитель средней школы в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Липецкая область, Россия

    • Елена Романова 27 Марта, 2019, 21:58

      Не скажите. На вкус и цвет все фломастеры разные. Есть и сегодня ребята, которым нравится классика. Есть и те, кто читает современную литературу. Есть и те, кто не читает вовсе. Но так было во все времена, мне кажется. Не спорю, многое из программы по литературе убрала бы, дав возможность учителю и ученикам обсуждать то, что им интересно. Есть уроки внеклассного чтения, но их мало, а программных произведений много - не успеваем ни прочесть толком, ни разобраться. Но, читая Пушкина, Лермонтова и Гоголя, ребята видят, что человек-то по сути своей не изменился. Да, другая одежда, другие занятия, другие развлечения и увлечения, а проблемы те же: одиночество и непонимание, любовь и равнодушие, благородство и подлость. Если отстраниться от исторических деталей, то и сегодня найдём Онегиных и Татьян, Печориных и Чичиковых, всех гоголевских помещиков и других персонажей, описанных классиками. Так что читать или не читать - каждый решит сам. А вот представление иметь о русской и мировой истории и культуре нужно, и для этого и нужны гуманитарные предметы. Мы же должны знать, откуда родом в самом широком смысле. По крайней мере, я так думаю.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 2 года

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Архангельская область, Россия

    • Сергей Жбанов 27 Марта, 2019, 22:45

      Согласен с Вами, Елена. Думаю, большинство учителей так и поступает: отходит от программы и изучают самые яркие произведения. Помню задали нам в школе "Преступление и наказание", прочитал я пару десяток страниц, не выдержал и открыл для себя Дж. Р. Р. Толкина, "Хоббита" которого прочитал за пару дней. Рассказал учительнице и классу - очень многие заинтересовались и тоже прочитали. Вот так надо =)

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 1 год

      Род деятельности: Учитель средней школы в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Липецкая область, Россия

  8. Сергей Циренщиков 27 Марта, 2019, 20:01

    "Но что же вы все-таки посоветовали бы
    всемогущему? Что, по-вашему, следовало бы сделать всемогущему, чтобы вы
    сказали: вот теперь мир добр и хорош?..
    Будах, одобрительно улыбаясь, откинулся на спинку кресла и сложил
    руки на животе. Кира жадно смотрела на него.
    - Что ж, - сказал он, - извольте. Я сказал бы всемогущему:
    "Создатель, я не знаю твоих планов, может быть, ты и не собираешься делать
    людей добрыми и счастливыми. Захоти этого! Так просто этого достигнуть!
    Дай людям вволю хлеба, мяса и вина, дай им кров и одежду. Пусть исчезнут
    голод и нужда, а вместе с тем и все, что разделяет людей".
    - И это все? - спросил Румата.
    - Вам кажется, что этого мало?
    Румата покачал головой.
    - Бог ответил бы вам: "Не пойдет это на пользу людям. Ибо сильные
    вашего мира отберут у слабых то, что я дал им, и слабые по-прежнему
    останутся нищими".
    - Я бы попросил бога оградить слабых, "Вразуми жестоких правителей",
    сказал бы я.
    - Жестокость есть сила. Утратив жестокость, правители потеряют силу,
    и другие жестокие заменят их.
    Будах перестал улыбаться.
    - Накажи жестоких, - твердо сказал он, - чтобы неповадно было сильным
    проявлять жестокость к слабым.
    - Человек рождается слабым. Сильным он становится, когда нет вокруг
    никого сильнее его. Когда будут наказаны жестокие из сильных, их место
    займут сильные из слабых. Тоже жестокие. Так придется карать всех, а я не
    хочу этого.
    - Тебе виднее, всемогущий. Сделай тогда просто так, чтобы люди
    получили все и не отбирали друг у друга то, что ты дал им.
    - И это не пойдет людям на пользу, - вздохнул Румата, - ибо когда
    получат они все даром, без трудов, из рук моих, то забудут труд, потеряют
    вкус к жизни и обратятся в моих домашних животных, которых я вынужден буду
    впредь кормить и одевать вечно.
    Не давай им всего сразу! - горячо сказал Будах. - Давай понемногу,
    постепенно!
    - Постепенно люди и сами возьмут все, что им понадобится.
    Будах неловко засмеялся.
    - Да, я вижу, это не так просто, - сказал он. - Я как-то не думал
    раньше о таких вещах... Кажется, мы с вами перебрали все. Впрочем, - он
    подался вперед, - есть еще одна возможность. Сделай так, чтобы больше
    всего люди любили труд и знание, чтобы труд и знание стали единственным
    смыслом их жизни!
    Да, это мы тоже намеревались попробовать, подумал Румата. Массовая
    гипноиндукция, позитивная реморализация. Гипноизлучатели на трех
    экваториальных спутниках...
    - Я мог бы сделать и это, - сказал он. - Но стоит ли лишать
    человечество его истории? Стоит ли подменять одно человечество другим? Не
    будет ли это то же самое, что стереть это человечество с лица земли и
    создать на его месте новое?
    Будах, сморщив лоб, молчал обдумывая. Румата ждал. За окном снова
    тоскливо заскрипели подводы. Будах тихо проговорил:
    - Тогда, господи, сотри нас с лица земли и создай заново более
    совершенными.
    ...или еще лучше, оставь нас и дай нам идти своей дорогой.
    - Сердце мое полно жалости, - медленно сказал Румата. - Я не могу
    этого сделать.
    И тут он увидел глаза Киры. Кира глядела на него с ужасом и надеждой.
    (с) Аркадий и Борис Стругацкие - "Трудно быть Богом""

    Диалог двух персон (Руматы и Будаха) всем советую прочитать это, а может и книгу!"

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 12 лет

    Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Смоленская область, Россия

    • Сергей Жбанов 27 Марта, 2019, 22:48

      Сергей, а вот Стругацкие что-то не зацепили. Никакие они не фантасты. Тяжело пишут и на злобу ушедшего дня )-:

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 1 год

      Род деятельности: Учитель средней школы в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Липецкая область, Россия

    • Вадим Монахов 27 Марта, 2019, 23:53

      Сергей, вас не зацепили, потому что не за что цеплять.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 10 лет

      Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

      Регион проживания: Санкт-Петербург, Россия

    • Сергей Жбанов 28 Марта, 2019, 0:11

      Да, Вадим. Вас же не цепляют писатели I тысячелетия (=
      Мы разрушим Ваш Карфаген, Вадим Монахов (=

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 1 год

      Род деятельности: Учитель средней школы в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Липецкая область, Россия

    • Сергей Циренщиков 28 Марта, 2019, 8:45

      Странно...
      Ну о Плинии Старшем спрашивать, вероятно, бессмысленно...
      Но Валерий Максим!?
      У него весьма пикантные анекдоты...
      Не цепляют?
      Сочувствую...

      И это только 1(первый) век...

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 12 лет

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Смоленская область, Россия

    • Саид Насреддинов 28 Марта, 2019, 13:57

      "потому что не за что цеплять" - насчёт цеплючести, Вадим: лет пять назад моя жена получила по сети «ВКонтакте» из Сан-Франциско письмо: « Вы меня не знаете, хотя мы жили с вами в одном подъезде, но на два этажа ниже – ваша младшая сестра, моя подруга – втайне от вас давала мне на ночь книги Стругацких, которые приносил вам ваш будущий муж. Хочется сказать вам спасибо за то, что вы – есть.»

      Но ведь я же снабжал будущую жену лучшими книгами не для того, чтобы через 45 лет прилетело «спасибо» из Сан-Франциско…

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 2 года

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Чеченская, Россия

    • Сергей Циренщиков 28 Марта, 2019, 17:18

      "я же снабжал будущую жену лучшими книгами не для того"
      Конечно...
      Для "поговорить"... С умным человеком.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 12 лет

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Смоленская область, Россия

    • Сергей Циренщиков 28 Марта, 2019, 8:41

      "Никакие они не фантасты."
      Конечно!
      Это ранние Стругацкие были больше Фантасты, а "Трудно быть богом" - это уже Стругацкие - ФУТУРОЛОГИ.

      Прочувствуйте разницу.

      Хотя... В.В.Монахов, часто бывает прав...

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 12 лет

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Смоленская область, Россия

  9. tixi fixi 28 Марта, 2019, 7:13

    книга - лучший подарок

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 11 месяцев

    Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

    Регион проживания: —

    • Сергей Циренщиков 28 Марта, 2019, 17:16

      "книга - лучший подарок"
      Особенно если она первая.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 12 лет

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Смоленская область, Россия