Фотографии: Pixabay / Unsplash. Иллюстрация: Юлия Замжицкая
Как можно изменить классический сюжет из программы по литературе, чтобы заинтересовать подростков и обсудить важные социальные вопросы? Об этом рассказывают методологи Центра толерантности Еврейского музея.
Современных подростков волнует, во многом, то же самое, что и подростков золотого века русской литературы. Любовь, взаимоотношения с родителями, жизненный выбор, дружба и предательство, поиск самоценности. Просто у этих вопросов другие декорации, тон и краски.
Разрешите школьникам самостоятельно изменить концовку или сюжетный поворот классического произведения и прямо во время урока или во время внеклассной постановки сыграть новый вариант. Пусть взаимодействуют со зрителями, спрашивают их мнения, как в форум-театре. Пусть попросят одноклассников поделиться собственной личной историей на схожую тему — и пусть актеры интегрируют ее в повествование, как в плейбек-театре.
«Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова
А что, если…
Вся история разворачивается в средней школе, где загадочный Воланд — просто харизматичный новый ученик, который обладает сверхъестественной способностью раскрывать сокровенные тайны? Он использует неуверенность своих одноклассников, их страхи и желания, чтобы манипулировать.
По мере развития истории подростки сталкиваются с моральными дилеммами и этическим выбором.
Герой Мастера становится студентом-затворником, борющимся за свое творческое самовыражение, а Маргарита — талантливой художницей, которая становится его подругой и музой. По мере развития истории подростки сталкиваются с моральными дилеммами и этическим выбором. Их история посвящена теме преодоления давления школы и окружения.
Еще больше полезных материалов — в Телеграм-канале Педсовета. Подписывайтесь, чтобы не пропускать свежие статьи и новости.
«Над пропастью во ржи» Дж. Д. Сэлинджера
А что, если…
Холдена поддерживают учителя и друзья, еще в самом начале мистер Спенсер находит способ поговорить с молодым человеком на его языке? В итоге Колфилд успешно справляется со своими трудностями, а тревогу получается обуздать и направить в творческое русло. Так 17-летний герой становится молодым автором, который вдохновляет других выражать свои чувства через искусство.
«Ромео и Джульетта» Уильяма Шекспира
А что, если…
Влюбленные решают добиться перемирия между враждующими семьями? Джульетта становится журналистом, а Ромео — оператором. Они используют социальные сети и общественные организации, чтобы привлечь внимание к бессмысленному насилию, которое преследует их город уже много лет. Молодая пара вдохновляет своих сверстников искать другие способы решения конфликтов и показывает пример ненасильственного общения друг с другом и со старшими родственниками.
«Анна Каренина» Льва Толстого
А что, если…
Анна решает взять под контроль свою жизнь и выбор. Сначала она находит врача, который позволяет ей отказаться от морфина, и проработать склонность к контролю и ревности? Затем осознает, как общественные ожидания разрушают ее реальность.
Каренина решает заняться собственной карьерой и интересами, став финансово независимой. На протяжении всего своего пути она встречает друзей (хотя бы и Левина), которые поддерживают ее стремление к самореализации. В итоге Анна становится главой организации, которая поддерживает женщин в трудной жизненной ситуации.
«1984» Джорджа Оруэлла
А что, если…
Акт неповиновения Уинстона вдохновляет людей и начинается массовое сопротивление? Люди ищут способ противостоять репрессивному режиму, читают, чувствуют и обсуждают будущее открыто.
История заканчивается на светлой ноте, но с надежной, сопряженной с немалыми трудностями: ведь гуманный путь преобразований после готов лишений выбирать тяжело. Как же герои изменят мир к лучшему?
«Евгений Онегин» Александра Пушкина
А что, если…
Вся история происходит в модном независимом книжном магазине столицы? Евгений Онегин — отстраненный сотрудник, известный своим интеллектуальным снобизмом и равнодушием к клиентам. Татьяна, заядлая читательница и начинающая писательница, новая сотрудница магазина, полная страсти к литературе и творческому самовыражению.
Вместо того, чтобы писать письмо, Татьяна делится своими мыслями и творчеством аудиторией через блог. Ее посты и видео набирают популярность, находят отклик у молодых читателей и вызывают дискуссии о важности литературы, самовыражения и экологичной коммуникации.
Ленский, близкий друг Онегина, талантливый музыкант и поэт, часто выступает в книжном магазине. Он сталкивается с дилеммой: реализовывать свой творческий потенциал или заняться «реальной жизнью», например, работой и высшим образованием?..
«Приключения Гекльберри Финна» Марка Твена
А что, если…
Юный герой становится волонтером и защитником социальной справедливости? Решает работать над улучшением жизни маргинализованных слоев населения, отстаивает то, что правильно, а не бежит от решений? Возможно, он даже вместе с Джимом отправляется в путешествие по стране, в котором они изучают разнообразие американской культуры, сталкиваются с предрассудками и ищут способ бороться с предубеждениями и расизмом.
«Приключения Алисы в стране чудес» Льюиса Кэрролла
А что, если…
Алиса просыпается и использует свою вновь обретенную уверенность и творческий потенциал для решения реальных проблем — своих и своих сверстников? Становится учителем или психологом и использует воспоминания о Стране чудес, подчеркивая, как важно принимать своего внутреннего ребенка и креативно мыслить.
«Горе от ума» Александра Грибоедова
А что, если…
Чацкий изображен как молодой бунтарь-интеллектуал, который возвращается домой после учебы за границей с современными идеями и стремлением к социальным переменам. Он становится сторонником расширения прав и возможностей молодежи и активным критиком устаревших норм и традиций.
Софья, вместо традиционной роли невесты, изображена как умный и независимо мыслящий подросток, разделяющий страсть Чацкого к переменам. Она участвует в конференциях и ведет научную работу, повышая осведомленность о гендерном равенстве и важности голосов молодежи.
Старшее поколение, включая появляющихся родителей Чацкого, представляют консервативные силы, которые сопротивляются прогрессу и отказываются прислушиваться к проблемам молодого поколения. Динамика их взаимодействие символизирует разрыв между поколениями и проблемы, с которыми сталкиваются подростки, пытаясь добиться того, чтобы их услышали.
Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.
Подписаться