Страница добавлена в Избранное

Страница удалена из Избранного

Для добавления в Избранное необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.

Очевидное-невероятное: тетрадь, ручка и ошибки

В школьном укладе нет мелочей. Казалось бы, такие малозначительные вещи, как школьная тетрадь и ручка, которой пишет ученик, какое они могут иметь значение? Что от них зависит?  Но, если копнуть глубже – мы сделаем это ниже, - оказывается, что это очень важные компоненты школьной системы.

Знаете, бывает в своде или арке такой камень – он называется «замОк», - только тронешь его, и весь свод или арка разваливаются. 

И ошибки, которые делают учащиеся. Как к ним относиться? Если добиваться «стопроцентной» правильности работ учащихся, исправлять ВСЕ делаемые ими ошибки, как это скажется на работе этих людей в долговременной перспективе? Уже после того, как они закончат школу и станут самостоятельными специалистами? Но обо всем по порядку.   

Тетрадь

Вы задумывались когда-нибудь, зачем школьнику тетрадь? Много тетрадей? Какую функцию она/они выполняют?

Есть тетради по разным предметам, а есть тетради по математике и русскому языку. Из последних ученик, можно сказать, «не вылезает». 

Для кого они придуманы? Может быть, они нужны учителю? Ребенок выполняет письменное задание в тетради, сдает ее, а учитель проверяет. Но зачем именно тетрадь? Может быть, проще выполнить работу на листочке? Конечно! И во многих случаях проверочные работы выполняются именно на листах, которые вырываются из тетради. Неужели тетрадь это просто хранилище листов, откуда их можно в случае надобности вырывать? Это похоже на правду. Но тогда получается, что от тетрадей можно отказаться!?

Но если тетради нужны учителю, почему же он так их не любит? Ведь их приходится проверять, и притом в неурочное время, таскать в тяжелых пакетах то домой, то в школу. Далеко не всегда эта работа оплачивается, как положено… И все же, зачем-то учитель заставляет ученика завести и, главное, вести тетради по предметам, а в тетрадях по математике и русскому писать постоянно.  

Есть очевидный и неправильный ответ: чтобы чему-то научиться, лучше понять математику и русский язык. Научиться писать и решать. Это заблуждение!

Ничему нельзя научиться и ничего нельзя лучше понять, если писать в тетрадях.

Механические навыки письма слов и цифр, которые были нужны, например, счетоводам и бухгалтерам лет 40-50 назад, до появления компьютеров – это да. Вот и все. В реальном учебном процессе тетрадь и записи в ней выступают в качестве отвлекающего фактора, мешающего понять сущность изучаемого объекта или явления. Вместо того, чтобы концентрировать свое внимание на изучаемом объекте учащиеся вынуждены думать, что и как о нем написать, как это ПРАВИЛЬНО оформить, как будто может существовать какая-то объективная правильность оформления. Но вот надуманной, сложной и запутанной она и является!

Зачастую учащиеся легко могут решить задачу, основная трудность для них находится в оформлении и записи этого решения – именно запись вызывает основные замечания и претензии учителя. Я помню, как во времена еще до ЕГЭ я, «идя на медаль»,  боялся – как и мои школьные учителя, - что допущу какие-то погрешности именно в оформлении. Причем они сами беспокоились о том, что не смогут мне это подправить, так как до конца сами не понимали, как «надо» оформлять решения задач, где надо ставить фигурные скобки, где знак равносильности, где знак следования. А взять эти «Дано, вопрос, формулы, решение» по физике! Всегда решить задачу было проще, чем ее записать «правильно». Подозреваю, что все это оформление было придумано для учителей, чтобы облегчить им понимание, где ошибается ученик и почему не может решить задачу.

А сейчас, жалуются школьники, существуют жесткие требования, сколько строчек пропустить между датой и надписью «Классная работа» и «Домашняя работа» и прочим в тетради!

Короче, тетрадь ничего не упрощает и не облегчает. В настоящее время представители поколений, «привязанных» к школьной тетради, испытывают настоящие психологические муки, когда надо работать головой, что-то придумать или решить.

Мы берем блокноты или  какие-то листы и начинаем в них писать какие-то ненужные и лишние фразы, рисовать линии и узоры только для того, чтобы сосредоточиться и сконцентрироваться. Без бумаги и ручки не получается.

А еще возможный ответ на вопрос «зачем тетрадь»: чтобы ученик научился и привык вести тетради. Сейчас дело доходит до анекдота: завести тетради требуют от учащихся даже «продвинутые» учителя физкультуры. Ты можешь не бегать и не прыгать, но завести тетрадь, где будет написано, как надо бегать и прыгать, – обязан! И это ничего, что навыки ведения тетрадей не понадобятся никому во взрослой жизни. Ведь мы в своей взрослой жизни никогда ничего не пишем в тетрадях – ну, за исключением поваренных и садоводческих рецептов.

Школьники почти никогда не открывают тетради, чтобы вспомнить, что там написано, никогда не пользуются записями в тетрадях – кроме случаев, когда с них начинают требовать устной сдачи каких-то правил и определений. 

Тетради – инструмент репродуктивной педагогики. Вот, студенты тоже постоянно пишут в тетрадях конспекты лекций. Потому что проще записать лекцию, чем перелопачивать горы книг, а потом просто выучить текст и сдать его на экзамене. Такой вот апофеоз репродуктивной педагогики получается. Тетрадь – как носитель информации от лекции до зачета и до экзамена. Вместо головы студента.
Ну, а после экзамена, тетради можно выбросить, сдать в макулатуру, а еще лучше – сжечь! Торжественный и красивый ритуал получается.  

Может быть, тетрадь нужна ученику? Нет! Потому что ученик ненавидит тетрадь. Он ее постоянно забывает, «теряет» при первой возможности, получает за тетради нагоняи, он ненавидит вести тетради.

Может быть, тетрадь нужна родителям? А вот теперь – в точку! Один из главных тетрадочных «бенефициаров и выгодополучателей» - родители. Во-первых, при нынешней эпидемии тотального контроля родителей за детьми, охватившей всю нашу страну, как родители узнают без тетрадей, чем дети занимаются на уроках в школе? Одних учебников и дневников для этого мало! А во-вторых, вот возьмется родитель контролировать или «помогать» ребенку с домашним заданием, где он узнает, как решать или оформлять домашнее задание, если это не написано в тетради на классной работе?

Тетрадь делает возможным «плотное» участие родителей обучении своих детей.  

А еще есть такая заинтересованная в тетрадях для учащихся сторона процесса, как бизнес. Нет, не тот бизнес, который выпускает дешевенькие чистые тетрадочки в клетку или линейку. Кстати, нам катастрофически не хватает разнообразия тетрадей в смысле размера клеток и расстояния между линеечками. Например, очень нужны тетради в клетку 1см Х 1см и даже 2,5 см Х 2,5 см. Или тетради в линейку с чередующейся узкой и двумя широкими полосами. Очень полезные были бы тетради! 

Участвует в процессе бизнес издательский. Когда этот бизнес решил, что мало прибылей от печати и продажи учебников (ведь учебники закупаются для школ на несколько лет, не каждый год), а вот если выпустить в качестве приложения к учебнику рабочие тетради, которые родители должны будут покупать своим детям каждый год - вот это золотое дно! Это ничего, что работа с такими тетрадями превращает процесс обучения в тестирование в самых худших традициях ЕГЭ, причем по всем предметам с 1-го и до последнего класса! Теперь учащимся нужно в этих тетрадях ставить галочки, обводить кружочками правильные варианты ответа, проводить стрелочки, соединяющие понятия и т.д.

Если старшему поколению, чтобы сосредоточиться и поразмышлять, нужна чистая тетрадка и ручка, то как будет сосредотачиваться нынешнее поколение, растущее на цветастых рабочих тетрадях  и электронных пособиях в планшетах?

Ну, а вообще-то существуют школьные системы, в которых тетради не предусмотрены (то есть ВООБЩЕ, АБСОЛЮТНО НЕ ПРЕДУСМОТРЕНЫ!) для ведения учащимися записей, ни по математике, ни даже по языку, не говоря уже о других предметах – географии, биологии, истории! Учащиеся пишут работы на листах, а уже потом собирают их в книги, пишут отдельные слова и предложения – на бумажных полосках – для анализа и разбора. Постоянно работают с карточками и буклетами. И все! Все у этих школьников – в голове. Никакого заучивания и сдачи. Вместо репродукции – творческий, креативный процесс.

Письмо в российской школе играет гипертрофированную роль. Наши дети пишут намного больше, чем их зарубежные сверстники. Практически ежедневно они выполняют письменные задания (а учителя их проверяют!). Письмо считается общеучебным навыком, необходимым для обучения вообще, по всем предметам. Однако причины этого покрыты мраком истории.

Когда-то, сразу после гражданской войны была всеобщая бедности и нищета, отсутствовали учебные книги и другие учебные материалы. Библиотеки были редки, а другие хранилища информации не существовали. В результате урок в те времена превратился в лекцию, в ходе которой учитель «дает» всю необходимую учебную информацию, а ребенку приходится ее конспектировать, чтобы потом выучить, практически наизусть. Потом к традициям российского образования добавилось конспектирование печатных текстов или даже целых книг «классиков». Вероятно, потому что книг было мало, и делать отметки (выделять главное) в библиотечных книгах было нельзя. 

Но прошли десятилетия, все изменилось, кроме этих временных ментальных привычек от времен, когда ничего не было!

В наши дни просто переписывание дополнено утонченным формализмом, который привносится в школьную систему массовой российской бюрократией, и в последнее время только усиливается и усиливается. Бюрократия ведь и сама все время пишет, а письмо учащихся в школе – это такая вещь, которую можно легко проверить. Чем вы занимались весь прошедший месяц? А подать сюда тетради учащихся!

Ручка

Реформы начались в нашей школе не вчера, и даже не в 1990-е годы. Они происходили с регулярностью в 10-15 лет весь XX и XIX века. Так, если бы мы сейчас перенеслись в 1960-70-е годы с нынешними мифами о замечательной советской системе образования, запущенными, кстати, американцами, нас бы никто не понял – и над нами бы посмеялись. Ибо всегда образование казалось не удовлетворяющим запросам современность и требующим реформ.

Так в 1968 году началась одна из крупнейших реформ отечественной школы, которая заняла все 1970-е годы. В школьной практике было ликвидировано веками совершенствовавшееся традиционное каллиграфическое письмо, основанное на ритме пластических усилий и расслаблений вначале простым карандашом, а потом перьевой ручкой, которую нужно было макать в чернила, при этом встряхивая и выпрямляя руку и расслабляя пальцы. На смену ему пришло письмо «упрощенное» — безнажимное и безотрывное – вначале «вечной» чернильной ручкой, а потом и шариковой. Началось  новое наступление технической революции в лице школы на психическое и физическое здоровье подрастающего поколения.
С

разу же многие учителя обратили внимание на резкое ухудшение почерка детей.

Известно, что качество почерка отражает глубинные стереотипы психомоторной конституции, и многие учителя вскоре почувствовали, что с изменением почерка и дети пошли уже не те. Это, как правило, стали дети с возросшей невнимательностью, утомляемостью, неуравновешенностью, неустойчивостью психики, агрессией и т. д.

Возникшие со стороны школы установки по скорости и технике письма, с одной стороны, а также специфика пишущего инструмента — шариковой ручки, — с другой, только усугубили ситуацию и с почерком, и со здоровьем детей.

Новая система письма в целом негативно сказалась на учебно-познавательных способностях детей. Многие учителя даже пытались самостийно возвращать прежнюю систему каллиграфического письма, осуществляемого на базе перьевой ручки. Однако требования новых школьных программ с их технико-скоростными установками (типа техника письма, техника чтения, скоропись), нормативная программная регламентация всего и вся по четвертям исключали любую возможность коррекции возникших проблем. И единственным оправданием исполнителей злой воли остается старый российский подход: шариковая ручка – это прогресс, как сказали бы сейчас, «инновация».

Крайне негативное влияние новая система письма оказала и на осанку и зрение детей, приведя к массовым сколиозам и прочим нарушениям опорно-двигательного аппарата, а также близорукости.

И это – вовсе не результаты реформ, которые проводили пресловутые «либералы». Все находилось под тщательным контролем нашего «рулевого» (партии).

А тем временем «проклятые» буржуи (то есть их дети) продолжают писать в школе простыми карандашами. В начальной школе, или даже все 12 лет обучения. Вообще обходятся без ручек, и ничего!

Ошибки

И их (этих детей буржуев в США и других странах, которые пишут карандашами) можно понять: записи, сделанные карандашом, легко исправить. Взять ластик, стереть ошибочную надпись, написать правильно… И все! Дескать, не та ошибка, которую мы допустили, а та – которую не исправили.

Но у нас, конечно, все иначе. Умом Россию не понять. У нас ученик пишет не карандашом, а ручкой, написанное которой, как известно, не вырубить и топором. И конечно, любой ученик допускает ошибки. И тогда, если он ее заметит, возникает сложный моральный выбор: исправить эту ошибку, и тогда это точно заметит учитель и снизит отметку за исправления. Или оставить все так, и учитель может и не заметить ошибку, и тогда оценка будет выше. А если заметит и исправит, то тоже снизит отметку. Но это уже не важно.

Каждая ошибка – хлеб для педагога.

Он должен ее найти, отметить красным цветом, исправить, вынести на поля, вычесть баллы из отметки. Без исправления ошибок учитель вроде как и не нужен! Вылавливание и исправление ошибок учителем стало важным повседневным ритуалом. Без которого учитель как бы и не работал. Когда в тетрадях были промокашки, то учителя исправляли ошибки даже в надписях на промокашках! 

Если наши школы, как я писал в предыдущей статье из серии «Очевидное-невероятное» производят уроки как фабрики продукцию, то топливом, на котором они работают, являются ученические ошибки. 

Но к каким последствия приводит такая болезненная страсть к выискиванию ошибок и их расцвечиванию красным?

Очень просто: учащиеся стараются избежать ошибок любой ценой, даже избегая слов и оборотов, которые они не знают, как точно написать, ценой отказа от решения задач, в способе решения которых (или записи!) сомневаются – и вообще, в уклонении от деятельности. Идиому «не ошибается только тот, кто ничего не делает», они понимают буквально: ничего не делай, и ты не ошибешься!

Поэтому характерное для педагогов рвение к выискиванию ошибок ведет вовсе не к тому, что учащиеся начинают как-то лучше учиться и больше знать, это ведет к прямо противоположному следствию: учащиеся начинают меньше решать творческих задач, предпочитая, во избежание неизбежных ошибок, сводить сделанное к шаблонному и минимальному.

Ведь задача у них – не научиться, а получить отметку повыше, а это возможно, если делать поменьше…

Словом, все как в чиновничьей, бюрократической среде. Там тоже очень боятся ошибок, поскольку прекрасно знают, что за ошибку их накажут по всей строгости. А ошибка, это такое дело, что она неизбежна:  как бы ты не поступил – всегда что-то вызовет замечания и возражения. Однако если чиновник ничего не делает, не предпринимает каких-то шагов и поступков – то он гарантированно не ошибется. За бездействие у нас не наказывают!

Вот и работает наше чиновничество по принципу, что самое лучшее и безошибочное – это бездействие. И я часто думаю, уж не следствие это того, что все они прошли через нашу школьную систему и ее практику непримиримой борьбы с ошибками? 

Хотите практических рекомендаций? Это было бы слишком просто, если бы я их тут привел. Оставляю читателям для самостоятельных упражнений.


Автор

Могилев Александр Владимирович

Все материалы автора

Количество подписчиков: 18

Подписаться Отписаться

Комментарии (46)

  1. Оксана Отрощенко 2 Ноября, 2017, 15:53

    Я одна не понимаю смысла данной статьи?

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 2 месяца

    Род деятельности: Родитель

    Регион проживания: Москва, Россия

  2. Надежда Крючкова 2 Ноября, 2017, 17:08

    Да нет, видно, и я тоже. Не переживайте, сейчас нам объяснят.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 5 лет

    Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Московская область, Россия

  3. Полина Мозгалевская 2 Ноября, 2017, 18:57

    Какая чушь!

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 5 месяцев

    Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Московская область, Россия

    • Дежурный редактор 2 Ноября, 2017, 19:31

      Полина Александровна, аргументируйте, пожалуйста. Такая сильная оценка нуждается в подкреплении аргументами.

      Статус в сообществе: Участник

      На сайте: 8 лет

      Род деятельности: Журналист

      Регион проживания: Москва, Россия

    • Полина Мозгалевская 2 Ноября, 2017, 20:46

      Аргументирую. Я уже 35 лет проверяю тетради. Ошибки я не выискиваю, а исправляю. И поверьте, что радости никакой не испытываю, когда их много. А радуюсь, тогда, когда вижу результат работы. Совместной работы: я - ребенок - родители. Ребенка нельзя ничем испугать. Ребенок - натура творческая. И если ребенок мотивирован на то, чтобы получить знания, а не оценку, он будет идти до конца, пока не поймет, не разберется в своих ошибках. И тетради с ручкой тут ни причем. Как без этих принадлежностей научить грамоте? Подскажите мне, автор статьи? Или нам уже не нужны грамотные люди? Может нам уже и письменность отменить? А еще я не поняла причем здесь чиновники и школьная система? Чем же школьная система Вам не по нраву?.. Что-то все поднадоело. Так и хочется крикнуть: "Руки прочь от образования! Хватит сеять смуту! Дайте нам спокойно работать, а детям спокойно учиться!"

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 5 месяцев

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Московская область, Россия

  4. Татьяна Кузьмина 2 Ноября, 2017, 19:20

    Чушь стопроцентная.

    Статус в сообществе: Конфиденциально

    На сайте: 1 месяц

    Род деятельности: Конфиденциально

    Регион проживания: Конфиденциально

    • Дежурный редактор 2 Ноября, 2017, 19:32

      Татьяна Петровна, аргументируйте, пожалуйста. Такая сильная оценка нуждается в подкреплении аргументами.

      Статус в сообществе: Участник

      На сайте: 8 лет

      Род деятельности: Журналист

      Регион проживания: Москва, Россия

  5. Ольга Маркелова 2 Ноября, 2017, 19:25

    а мне статья понравилась!

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 6 месяцев

    Род деятельности: Преподаватель в организации среднего профобразования

    Регион проживания: Ульяновская область, Россия

  6. Лилия Немцева 2 Ноября, 2017, 19:49

    "Я помню, как во времена еще до ЕГЭ я, «идя на медаль», боялся – как и мои школьные учителя, - что допущу какие-то погрешности именно в оформлении. Причем они сами беспокоились о том, что не смогут мне это подправить, так как до конца сами не понимали, как «надо» оформлять решения задач, где надо ставить фигурные скобки, где знак равносильности, где знак следования".
    "Когда в тетрадях были промокашки, то учителя исправляли ошибки даже в надписях на промокашках!"

    По-моему, это какие-то детские комплексы. А личный опыт - это еще не весь опыт.

    "Все у этих школьников – в голове. Никакого заучивания и сдачи. Вместо репродукции – творческий, креативный процесс".
    А этот перл вовсе от незнания психологии и физиологии.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 8 лет

    Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Московская область, Россия

  7. Андрей Шалаев 2 Ноября, 2017, 21:10

    Женщины в комментариях - редкость на Педсовете, как я заметил. Наверное, потому что после работы, в отличие от мужчин, занимаются домашним хозяйством, которое не подключено к сети Интернет.
    А женщины с фотографией на Педсовете - вообще редкость. Как, впрочем, и мужчины.

    Я бы тоже не стал светиться, но мне гораздо приятнее живое общение. А фото в данном случае - единственное, что его оживляет (кроме текста, конечно). Поэтому и сам не прячусь (уж какой есть), и других призываю обозначить себя своей фотографией.

    И ещё один момент не по теме.
    Женщины и здесь снова всё сваливают на мужчин. Прочитали статью и ждут, когда придут мужики и накурят своих мыслей. Кстати, по-женски очень мудро (или хитро): сами прочитали, всё прекрасно поняли, но притворились, что без мужчин не обойтись.
    Обожаю умных женщин!

    Теперь что до самой статьи.
    Коллеги-мужики отмалчиваются. Придётся мне отдуваться.
    Я тоже не очень понял смысл этой публикации. Меня после каждой статьи профессора не оставляет ощущение незавершённости. Хочется спросить: "Что дальше?" И так уже восемь раз.

    Бумага и ручка нужны в обучении, но всего лишь как технический инструмент, и уж точно они - не "замОк". Не они определяют успех. Ручка должна писать, бумага должна принимать чернила и, по необходимости, быть разлинованной.
    Конспектировать лекции в тетрадях - действительно вчерашний день. Сверстать, распечатать и переплести пособие в штучном экземпляре сегодня более чем доступно. А саму практику начитывания лекций давно пора списать на свалку истории.
    Делать зарисовки, сопровождающие размышление, напротив, очень полезно. И такая привычка - отнюдь не компульсия. Она не только помогает установить связи между отдельными своими мыслями, но и служит инструментом для передачи своих идей другим.

    Завтра, быть может, мы полностью перейдём на кнопки, и рукописная речь станет чем-то вроде верховой езды в век электромобилей. Но и тогда письменная речь никуда не денется. А сегодня, пусть без подсчёта клеток между строками, но писать разборчиво и грамотно детей нужно учить обязательно. Ручкой, карандашом, правой рукой, левой рукой, - какая разница? Лишь бы было понятно не только "писателю", но и адресату. И вырабатывается этот навык только ежедневной тренировкой, никак иначе.
    Ну а привязывать "возросшую невнимательность, утомляемость, неуравновешенность, неустойчивость психики, агрессию, сколиоз, потерю зрения и т.д." к изменению почерка учащегося, по-моему, совсем не обоснованно.

    Исправлять же ошибки стиранием или зачёркиванием - не всё ли равно? По мне так кнопкой delete ещё удобнее.

    Я считаю, что эта статья, если и имеет какой-то смысл, то совсем не актуальна. Belles lettres, как говорят французы.
    Я всё жду от автора какого-то ноу-хау, способного изменить, спасти наше школьное образование. А он пока только интригует.

    Статус в сообществе: Участник

    На сайте: 8 месяцев

    Род деятельности: Предприниматель

    Регион проживания: Самарская область, Россия

    • Оксана Отрощенко 3 Ноября, 2017, 10:21

      (Комплимент засчитан.)

      Я могу пояснить, что я вижу в этом тексте.
      Это даже не статья, а бессвязный текст с охаиванием старых канцтоваров, в качестве легкой связки-объяснения тут приведен чиновничий беспредел, а в конце вместо итого "думайте сами, решайте сами иметь или не иметь". Кто виноват - есть, а что делать - нету.

      И это всё висит на первой странице портала...

      А на самом деле, всё совсем не так. Во-первых, там внизу уже сказали про виды памяти, и если автору один из видов не нужен, то это не значит, что он не нужен другим. Во-вторых, автор не в курсе последних веяний в писче-бумажной продукции, видимо не бывал в Комусе или Читай-город, автор не смотрел ютуб и не знает, что такое инстаграм. Не знает, например, что в ютубе есть студенты-отличники, у которых миллионные просмотры, которые показывают свои конспектные тетради и рассказывают как правильно и аккуратно их вести, иначе всё выучить просто невозможно... А в инстаграмме все кипятком писают от рождественских выпусков Файлофаксов. Стикеры, постики, тетради на кольцах, а4, а5, а6, даже а7, ручки шариковые, гелевые, на масляной основе - это вообще последний писк, стирающиеся, светящиеся, пахнущие... могу продолжить, но итак уже много.

      Итого: статья даже вредная, можно сказать. Бессвязна и вредная.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 2 месяца

      Род деятельности: Родитель

      Регион проживания: Москва, Россия

  8. Татьяна Кузьмина 2 Ноября, 2017, 21:47

    " Но зачем именно тетрадь?"
    Тетрадь для ученика - это возможность сохранить тренировочные материалы (д/з), посмотреть объяснение учителя в классе, выучить словарные слова, скомпанованные в диктант; это определенная организующая составляющая (не разбрасываться на листочки, которые выкинул и забыл что делали). Для учителя - наблюдать за тем, как усваивает ученик материал. А носить тетради домой, наверное, уже многие учителя перестали с переходом большинства школ в одну смену.
    "Но если тетради нужны учителю, почему же он так их не любит?"
    Любит или не любит - это не главный вопрос. Проверять тетради - это функционал учителя. Давайте отменим проверку. Поэкспериментируем? Или будем проверять все время на листочках? У нас в начальной школе кроме обычных рабочих тетрадей есть тетради для контрольных работ. Они тоже помогают, во-первых, видеть развитие (или отставание) ученика от темы к теме; во-вторых, показать родителям успехи или пробелы их детей; в-третьих, ученики в них прорабатывают ошибки. Или опять листочки? Или работу над ошибками делать в уме?
    В каждой школе есть ученики, которые тетрадей не носят или носят нерегулярно, нерегулярно делают домашнее задание и задание в классе, предпочитая чирикать на листочках. Наверное, мы все знаем, какие знания получают эти дети. И виновата в этом не тетрадь, и не учитель, который требует ее присутствие на уроке , и, полагаю, даже не система.
    О тотальном контроле родителей. Он тоже возник не сам по себе. Страшно, если твой ребенок станет наркоманом, страшно за него, когда в большом (и не очень) городе он переходит оживленные трассы. Страшно, когда он в вечернее время возвращается с каких-либо занятий: кто ему встретится на пути? Поэтому родители опекают детей, водят их в школу, в кружки, особенно маленьких. Часто и домашними делами их не нагружают. А вот как уйти от тотального контроля, надо нам всем поразмышлять. И, думаю, единого рецепта здесь нет.
    "Когда-то, сразу после гражданской войны была всеобщая бедность и нищета... Вероятно, потому что книг было мало, и делать отметки (выделять главное) в библиотечных книгах было нельзя."
    А сейчас можно? Понравится ли Вам работать с книгой, которая испещрена заметками на полях? Или каждому учащемуся, студенту надо купить для штудирования все книги, к которым его отсылает программа, преподаватели, или он хочет сам изучить? Не легче ли выписать главное в тетрадь и сохранить на необходимый срок? Многие студенты советских времен долго хранили свои институтские лекции, которые не однажды им оказывали помощь в работе. Мы, учителя, тоже учимся на курсах, теперь и с помощью электронных средств. И тут тетради необходимы. Дабы записать основополагающие моменты, чтобы этими записями пользоваться. Не всегда удобно (да и полезно для здоровья) сидеть за монитором. А тетрадочка перед глазами - и порядок.
    "... записи, сделанные карандашом, легко исправить. Взять ластик, стереть ошибочную надпись, написать правильно… И все! "
    Сейчас появились ручки со специальными чернилами и ластиком к ним. Можно было бы разрешить ученикам пользоваться ими. Но, к сожалению, они оставляют грязные следы, если стираешь большое количество букв. А мы должны научить детей любую работу стараться выполнять опрятно. Может, и этому не будем учить, пусть пишут на чем хотят и как хотят? А мы потом в этом не сумеем разобраться и, соответственно, не сумеем помочь исправить ошибки.
    "Каждая ошибка – хлеб для педагога."
    Ну загнули. Не говорю за всех. Для меня каждая ошибка - это прежде всего вопрос "Почему она здесь? Какие пути найти для исправления?" А дети, как и взрослые, - разные. Одни мою помощь с удовольствием примут, другие на нее махнут рукой, третьи посчитают, что ошибки - это ерунда, ведь учительница поняла, что я написала.
    "Поэтому характерное для педагогов рвение к выискиванию ошибок ведет вовсе не к тому, что учащиеся начинают как-то лучше учиться и больше знать, это ведет к прямо противоположному следствию: учащиеся начинают меньше решать творческих задач, предпочитая, во избежание неизбежных ошибок, сводить сделанное к шаблонному и минимальному."
    Сейчас очень много говорят о том, что надо больше решать творческих задач. Это справедливо. Но не зная азы, не приложишь творческую составляющую. Когда мои ребята на математике неточно чертят отрезки, я всегда говорю: "Если бы вы выточили деталь для самолета, презрев точность, он или не взлетел , или произошло бы крушение."
    С уважением к автору. Но со статьей я не согласна.

    Статус в сообществе: Конфиденциально

    На сайте: 1 месяц

    Род деятельности: Конфиденциально

    Регион проживания: Конфиденциально

  9. Владимир Мартемьянов 3 Ноября, 2017, 8:45

    Вообще-то есть такие понятия, как зрительная, слуховая, моторная и др. виды памяти. Автор статьи пытается лишить детей механической (часто образной) памяти. Не обязательно писать, можно рисовать текст. Главное, чтобы это было сделано тобой, твоей рукой, а не клавиатурой! Считаю, статья глупая. Заявление на работу, отпуск, пособия тоже в печатном виде? Индивидуальный почерк - это как отпечаток пальцев, идентифицирует личность.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 6 лет

    Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Россия

  10. Евa Петрова 3 Ноября, 2017, 9:24

    Тетрадь и ручка, ластик и линейка - это школа! Я училась писать перьевой ручкой, обмакивая ее в капризные чернила Сколько требовалось прилежания, аккуратности, чтобы в тетради не появилась клякса! Как я радовалась хорошим оценкам! Моя первая учительница все оценки выносила на обложку тетради (я и сейчас так делаю), а потом приклеивала звездочку. Я помню, что часто переворачивала страницы своих тетрадей: сравнивала оценки, переживала за ошибки, исправляя их.
    До сих пор я не нашла хорошего учебника русского языка для старших классов, где доступно, четко, с учетом психофизиологических особенностей школьников дан материал. Я давала темы блоками-схемами (разрабатывала их вместе со своими одиннадцатиклассниками), и ученики готовили домашнее задание по тетрадям, отмечая, что так понятнее и удобнее.
    Считаю, что школьные тетради, ведение записей в них - основа навыков ведения документации в будущем, порядок в бумагах, умение разбираться в мире информации как печатной, так и устной. Да и вообще - порядок в голове!

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 3 года

    Род деятельности: Сотрудник в дошкольной организации

    Регион проживания: Ставропольский край, Россия

  11. Татьяна Сучкова 3 Ноября, 2017, 10:08

    Глупость.
    Тетрадь нужна для аккумуляции знаний и систематизации их. Особенно это важно при подготовке к экзаменам, когда надо охватить весь материал, увидеть, как взаимосвязаны его части. Может быть, в школе это и не самая очевидная функция тетради (т.к. в ней выполняется много тренировочных заданий), но при дальнейшем обучении, в том числе и профессиональном, когда требуется ведение конспекта, это выходит на первый план. И даже если обучающийся выполняет какие-то задания и решает задачи, то именно к этой тетради он обращается при возникновении каких-то проблем. В дальнейшем, в работе, также ведутся различные журналы, дневники, пишутся отчеты, и не всегда они имеют стандартные формы, и не всегда удобнее электронный вид (работы бывают разные, у меня есть опыт работы по нескольким специальностям). Но и при наличии электронного устройства навыки организации информации и ее структурирования необходимы. а именно они и вырабатываются при ведении тетради - этой элементарной формы длительного использования.
    Кроме того, здесь очевидная связь с организацией человеческой памяти. Листочек выкинул - информацию забыл. Тетрадь используешь - информация хранится. Эффект Зейгарник, между прочим.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 11 лет

    Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Россия

  12. Александр Могилев 3 Ноября, 2017, 12:36

    Уважаемые комментаторы! Это автор статьи. Решил отозваться на ваши комментарии, хотя умные люди советовали мне этого не делать - это разрушает стиль, а стиль, как известно, это всё.

    С грустью перечитываю ваши комментарии. С грустью по трем причинам.

    1. Статья оказалась для большинства слишком сложной. Такое бывает, но это не повод гордиться этому! Однако, многие гордятся тем, что ничего не поняли!

    2. В своих комментариях вы подтвердили все основные наблюдения и выводы моей статьи. Что грамотность учащихся учителя прочно связывают с тетрадью и работой в ней, а не относят к свойствам общей, внутренней культуры ребенка. Что работа в тетрадях готовит к будущему участию в документообороте, т.е. школа готовит будущих чиновников. Что, как аккумулятор знаний и информации, тетрадь - инструмент репродуктивного обучения. И не просто репродуктивного, а еще и оценко-ориентированного. Что школа и учителя ориентируются в основном на развитие механических навыков письма и чтения, и, главное, механической памяти. До памяти осмысленной, словесно-логической, а тем более развития мышления они просто не дотягиваются! Ну, и участие родителей в учебном процессе - подтверждено, что родители - важнейший по мнению учителей участник обучения, и тетради - именно для них!

    3. Но печальнее всего тот факт, что имеющая место ситуация считается не просто нормальной, а единственно возможной. Крик души: " Надоели все изменения и реформы, руки прочь от системы образования!" или "Чем не нравится школьный уклад?" Есть еще один вывод: российская школа находится в принципиально нереформируемом состоянии.

    Мне тоже показалось интересным, что, кроме Андрея Шалаева, все комментаторы - женщины. Это тоже приводит к выводу о повышенной ригидности женщин учителей. Иначе бы они не работали в школе, какой она стала.

    А вот Андрей Шалаев легко подтвердил отказ от тетрадей, ручек и отметок! Ему даже моя статья показалась неактуальной. Но Андрей мужчина. И это коррелирует. Но он не хочет подвергать анализу глубинные ментальные установки, ставшие тормозом в нашей школе.

    Что касается интригования читателей, то да. Пока что я их интригую и не спешу делиться скороспелыми рецептами, как нам исправить школу или создать школу мечты. Я параллельно этим статьям каждодневно строю такую школу.
    Рецепты будут потом.

    Вижу, что заставил кое-кого задуматься над некоторыми вещами, казавшимися незыблемыми! Думаю, что статья достигла своей цели.

    Всем спасибо!

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 8 лет

    Род деятельности: Сотрудник в организации высшего образования

    Регион проживания: Воронежская область, Россия

    • Александр Усанов 3 Ноября, 2017, 12:59

      Умные люди верно советовали...нужно слушаться умных людей.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 7 месяцев

      Род деятельности: Сотрудник в организации дополнительного образования

      Регион проживания: Московская область, Россия

    • Татьяна Сучкова 3 Ноября, 2017, 13:16

      Вы невнимательно прочли мой комментарий. Советую перечитать еще раз.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 11 лет

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Россия

    • Александр Могилев 3 Ноября, 2017, 15:59
      Уважаемые комментаторы! Это автор статьи. Решил отозваться на ваши комментарии, хотя умные люди советовали мне этого не делать - это разрушает стиль, а стиль, как известно, это всё.

      С грустью перечитываю ваши комментарии. С грустью по трем причинам.

      1. Статья оказалась для большинства слишком сложной. Такое бывает, но это не повод гордиться этому! Однако, многие гордятся тем, что ничего не поняли!

      2. В своих комментариях вы подтвердили все основные наблюдения и выводы моей статьи. Что грамотность учащихся учителя прочно связывают с тетрадью и работой в ней, а не относят к свойствам общей, внутренней культуры ребенка. Что работа в тетрадях готовит к будущему участию в документообороте, т.е. школа готовит будущих чиновников. Что, как аккумулятор знаний и информации, тетрадь - инструмент репродуктивного обучения. И не просто репродуктивного, а еще и оценко-ориентированного. Что школа и учителя ориентируются в основном на развитие механических навыков письма и чтения, и, главное, механической памяти. До памяти осмысленной, словесно-логической, а тем более развития мышления они просто не дотягиваются! Ну, и участие родителей в учебном процессе - подтверждено, что родители - важнейший по мнению учителей участник обучения, и тетради - именно для них!

      3. Но печальнее всего тот факт, что имеющая место ситуация считается не просто нормальной, а единственно возможной. Крик души: " Надоели все изменения и реформы, руки прочь от системы образования!" или "Чем не нравится школьный уклад?" Есть еще один вывод: российская школа находится в принципиально нереформируемом состоянии.

      Мне тоже показалось интересным, что, кроме Андрея Шалаева, все комментаторы - женщины. Это тоже приводит к выводу о повышенной ригидности женщин учителей. Иначе бы они не работали в школе, какой она стала.

      А вот Андрей Шалаев легко подтвердил отказ от тетрадей, ручек и отметок! Ему даже моя статья показалась неактуальной. Но Андрей мужчина. И это коррелирует. Но он не хочет подвергать анализу глубинные ментальные установки, ставшие тормозом в нашей школе.

      Что касается интригования читателей, то да. Пока что я их интригую и не спешу делиться скороспелыми рецептами, как нам исправить школу или создать школу мечты. Я параллельно этим статьям каждодневно строю такую школу.
      Рецепты будут потом.

      Вижу, что заставил кое-кого задуматься над некоторыми вещами, казавшимися незыблемыми! Думаю, что статья достигла своей цели.

      Всем спасибо!

      Вы невнимательно прочли мой комментарий. Советую перечитать еще раз.

      Перечитал. Не помогло. Все равно - глупость (это я Вас цитирую).

      Навыки систематизации и структурирования информации, классификации, вычислений и решения задач надо вырабатывать сначала на моторном уровне, с предметами и карточками, потом нужно переходить на ментальный уровень - действия в уме, и только в самую последнюю очередь - в форме записей в тетради. Только так можно чему-то научить. А у нас в школе весь пар уходит в записи без формирования как моторных, так и ментальных навыков. Но зато все пишут в тетрадях.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 8 лет

      Род деятельности: Сотрудник в организации высшего образования

      Регион проживания: Воронежская область, Россия

  13. Валерий Ганузин 3 Ноября, 2017, 17:11

    Уважаемый Александр Владимирович!
    Тетради и ручки, это подсобный материал или вторичный инструмент. Первичным инструментом грамотности является врожденная специфическая работа головного мозга (ЦНС). Промежуточным, между первичным и вторичным, инструментом является то, "на каком языке" говорят в семье родители и воспитатели в детских садах. Это характерно для раннего детства. Более старшие дети могут повысить свою грамотность читая хорошие книги.

    А фотография шикарная. Так и вспомнил свои школьные тетради и дневники.

    https://ok.ru/video/2369391284

    https://www.youtube.com/watch?v=Xhfgv1bOg8o

    https://www.youtube.com/watch?v=NAgTVClW6Z8&feature=youtu.be

    И еще. Очень приятно, когда автор вступает в дискуссию, что большая редкость на Педсовете. Посмотрите " мертвые" Дневники и " мертвые" рецензии на публикуемый материал!

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 6 лет

    Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

    Регион проживания: Ярославская область, Россия

    • Александр Могилев 3 Ноября, 2017, 20:14
      Уважаемый Александр Владимирович!
      Тетради и ручки, это подсобный материал или вторичный инструмгент. Первичным инструментом грамотности является врожденная специфическая работа головного мозга (ЦНС). Промежуточным, между первичным и вторичным, инструментом является то, "на каком языке" говорят в семье родители и воспитатели в детских садах. Это характерно для раннего детства. Более старшие дети могут повысить свою грамотность читая хорошие книги.

      Спасибо, Валерий! Согласен с Вами, что тетради и ручки - это вторичный инструмент. Ровно об этом и статья. В нашей школе они сделаны основным, первичным инструментом и даже подменяют цель - развитие ребёнка, его грамотность.

      Не согласен я в том, что грамотность зависит от специфической врожденной активности мозга и определяется речью родителей и воспитателей. Я уверен, что эту активность можно целенаправленно формировать и развивать, предлагая ребёнку специально разработанный дидактический материал. Чем я, собственно, и занимаюсь, развивая методику Монтессори для условий обучения в России.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 8 лет

      Род деятельности: Сотрудник в организации высшего образования

      Регион проживания: Воронежская область, Россия

    • Валерий Ганузин 3 Ноября, 2017, 20:48

      Уважаемый Александр Владимирович! То что развивается, это тоже вторично. А есть врожденное! От природы!
      Попробую привести пример. Почему одни выпускники литературного института становятся хорошими писателями, а другие ничего дельного не могут написать? Уходят в критики. Учат их одни и те же преподаватели. Некоторых даже отчисляют из вуза, а они прекрасно пишут без диплома.
      Например, Валентин Саввич Пикуль. Или Николай Михайлович Рубцов, который при отчислении из Литинститута написал заявление на имя ректора:
      «Возможно, я для вас в гробу мерцаю,
      Но заявляю вам, в конце концов:
      Я, Николай Михайлович Рубцов,
      Возможность трезвой жизни отрицаю".
      Николай Рубцов был восстановлен, а потом успешно закончил Литинститут".
      Много чему научить нельзя, если природа не заложила этого в мозг.
      Разрешите поставить для Вас видеоролик с песней на стихи Н.Рубцова "Морошка".
      https://www.youtube.com/watch?v=N82NiLLR70Y
      Тихая моя родина.
      https://www.youtube.com/watch?v=XkV9rUj5mn0
      Зимняя ночь.
      https://www.youtube.com/watch?v=azM7071navk

      Удачи Вам в работе с детьми(+++

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 6 лет

      Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

      Регион проживания: Ярославская область, Россия

  14. Александр Могилев 4 Ноября, 2017, 12:05

    Валерий, я думаю, не надо путать высшие проявления способностей в искусстве, науке и спорте с успехами в массовой повседневной деятельности. Эдак мы придём к тому, что даже высморкаться - и на это требуются врожденные способности.

    Я работаю с детьми и вижу, что каждый ребёнок уникален, обладает своим набором высоких способностей, их только нужно во-время открыть и развить.

    А про Рубцова скажу, что вот он получил известность, а потом его задушила жена (по пьянке). А тысячи людей, обладавших поэтическими способностями, так и не раскрылись, не писали и остались неизвестными. Так что первичные способности важны, но переоценивать их значение не стоит.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 8 лет

    Род деятельности: Сотрудник в организации высшего образования

    Регион проживания: Воронежская область, Россия

    • Валерий Ганузин 4 Ноября, 2017, 22:23

      Уважаемый Александр Владимирович! Не с одной Вашей апогогой я не согласен.
      Если Вы уверены, что все заключается только в устном развитии мышления, без пошагового алгоритма решения задачи с правильным ее оформлением, то почему Ваша диссертация написана на бумаге, которую несколько раз, обычно, исправляют, прежде чем подать рецензентам и оппонентам? Почему в устной форме ее Ученому Совету не изложили?
      Про Н. Рубцова. Нельзя так грубо о людях. Зря Вам я его стихи предлагал. Лопухнулся(+++

      Про высморкаться. Удаление всех слизей, жидкостей и пр. из организма, является врожденным, а не приобретенным. Вот брить бороду и усы это приобретенное.

      Про мелкую моторику написал Уважаемый Вадим Валерьевич.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 6 лет

      Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

      Регион проживания: Ярославская область, Россия

    • Александр Могилев 7 Ноября, 2017, 17:39
      Валерий, я думаю, не надо путать высшие проявления способностей в искусстве, науке и спорте с успехами в массовой повседневной деятельности. Эдак мы придём к тому, что даже высморкаться - и на это требуются врожденные способности.

      Я работаю с детьми и вижу, что каждый ребёнок уникален, обладает своим набором высоких способностей, их только нужно во-время открыть и развить.

      А про Рубцова скажу, что вот он получил известность, а потом его задушила жена (по пьянке). А тысячи людей, обладавших поэтическими способностями, так и не раскрылись, не писали и остались неизвестными. Так что первичные способности важны, но переоценивать их значение не стоит.
      Уважаемый Александр Владимирович! Не с одной Вашей апогогой я не согласен.
      Если Вы уверены, что все заключается только в устном развитии мышления, без пошагового алгоритма решения задачи с правильным ее оформлением, то почему Ваша диссертация написана на бумаге, которую несколько раз, обычно, исправляют, прежде чем подать рецензентам и оппонентам? Почему в устной форме ее Ученому Совету не изложили?
      Про Н. Рубцова. Нельзя так грубо о людях. Зря Вам я его стихи предлагал. Лопухнулся(+++

      Про высморкаться. Удаление всех слизей, жидкостей и пр. из организма, является врожденным, а не приобретенным. Вот брить бороду и усы это приобретенное.

      Про мелкую моторику написал Уважаемый Вадим Валерьевич.

      Уважаемый Валерий!

      Я понял, что Вы не представляете себе, что такое диссертация и как она защищается. Примите к сведению следующее. Перед тем как даже писать диссертацию, несколько лет нужно просто заниматься исследованиями, набирать научные результаты и публиковать их в разрозненных статьях в журналах и сборниках. Потом ученый, который собрался защитить диссертацию, садится и структуризует уже написанные статьи, собирает из них текст диссертации.

      Это я , конечно, пишу о том случае, когда диссертацию защищает настоящий ученый и диссертация для него - не самоцель. Такому ученому уже приходится трудно, потому что на время подготовки и защиты диссертации на несколько лет нужно забыть о науке и посвятить годы оформлению чисто квалификационного труда, систематизации того, что сделано. Но это ни для чего не нужно, кроме как для получения степени.

      Есть и такие "ученые", для которых диссертация - самоцель. Это, конечно, никакие не ученые. У них все подчинено получению степени и потом, после ее присвоения, они напрочь забывают о науке.

      Когда диссертация написана, начинается работа с тем или иным диссертационным Советом, и это переговоры и обсуждения диссертации на несколько лет, пока тебя начнут понимать эксперты по диссертации, председатель и ученый секретарь.

      Сама защита происходит как устное выступление, ответы на вопросы и последующая дискуссия. Так что Вы не угадали ни одной буквы, когда разглагольствовали о защите.
      Долгое время был даже такой способ защиты, когда диссертацию не писали, а защита проводилась по устному докладу соискателя. Но это уже для совсем известных крупных ученых, с известными всем результатами. Так что роли письма Вы преувеличиваете.

      Что касается врожденного и развитого, то у Вас тоже сплошная путаница. Так, первичным на нашей планете являются минералы и физические условия. Жизнь вообще и человек в частности развились в этих условиях.

      Дальше. Рубцов - он только в России, в контексте пьянки и творящегося здесь безобразия - настоящий поэт. В других местах его не знают, там свои поэты для тех условий, которых не знаем мы. Вот и вся врожденность.

      Первичными являются общественно-экономические условия, они управляют особой культурной надстройкой, в которой может появиться и функционировать некое дарование. Но когда условия меняются, об этом даровании быстро забывают. Вот и вся врожденность. Не нужно ее преувеличивать. Нужно просто соответствовать некому "времени", запросам общества. Некоторые, типа Пушкина, ухитряются сделать это в опережающем порядке, да еще и погибнуть красиво. И тогда их считают гениями.

      Но в тысячу раз больше таких дарований безвестно канули.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 8 лет

      Род деятельности: Сотрудник в организации высшего образования

      Регион проживания: Воронежская область, Россия

    • Валерий Ганузин 7 Ноября, 2017, 18:21

      Уважаемый Александр!
      Я не только знаю как "делается" диссертация, которую защитил в 1987 году, но и много раз был рецензентом и оппонентом по кандидатским диссертациям. И много лет выписывал Бюллетень ВАК. Журнал такой знаете? Так, что это не ответ на мой вопрос.
      +++++++++++++++++++++++
      Про первичное и вторичное. Врожденное и приобретенное. Про это много написано, в частности, Натальей Петровной Бехтеревой и Серге́ем Вячесла́вовичем Саве́льевым. Добавить своего ничего не могу.

      ++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
      Про русских поэтов, в т.ч. и о Н, М, Рубцове, дискутировать не буду. Пустое дело.
      См.:
      http://rubtsov-poetry.ru/translate/cont_translate.htm

      "Поэзию Николая Рубцова начинают изучать в американских вузах. Так, в библиотеке Йельского университета, одного из самых престижных в США, автору этих строк довелось увидеть три сборника рубцовских: "Зеленые цветы" (1971), "Стихотворения" (1977), и "Избранное" (1982). Кроме того, в библиотеке того же университета имеются "Воспоминания о Рубцове", изданные в Архангельске, и книга вологодского литературоведа и критика В. Оботурова "Искреннее слово", посвященная Рубцову."
      http://rubtsov-poetry.ru/others/amer.htm
      +++++++++++++++++++++++++++++++++++
      Про дарования, которые безвестно канули.

      А как реально это определить? Вы можете? Дайте, пожалуйста, ссылку(+++

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 6 лет

      Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

      Регион проживания: Ярославская область, Россия

  15. Елена Романова 4 Ноября, 2017, 12:36

    Читаю уже не первую статью этого автора. Немного огорчает его склонность к поголовному обобщению: уж если что-то критикует, то с позиции «у всех так». О тетрадях - для меня и моих учеников это не столько место для тренировки каллиграфии и орфографии, но и справочники образцов выполнения работ, схем и ключевых слов, даже средство общения (люблю писать комментарии, вопросы и рекомендации). Насчёт отдельных листочков - с удовольствием перешла бы на такую форму работы, если бы была уверена, что дети их будут сохранять. А те работы, что не имеют большой важности, и так пишем на листочках, благо их в моем кабинете полно. О карандашах - автор пробовал проверять работы, написанные карандашом? Да ещё плохо заточенным или двойной твердости? Глаза сломать можно. Так что зерно здравой мысли в статье есть, но только зерно. Уж извините за резкость.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 3 месяца

    Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

    Регион проживания: —