Страница добавлена в Избранное

Страница удалена из Избранного

Для добавления в Избранное необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.

К 2020 году занятия шахматами станут обязательными во всех школах России

Минобрнауки в ближайшие два года планирует сделать обязательными занятия шахматами для учеников первых-четвертых классов. Об этом сообщила глава Минобрнауки Ольга Васильева во вторник на «правительственном часе» в Совете Федерации.

«Мы планируем ввести [обязательные занятия по шахматам] в ближайшие два года, может, даже со следующего года, с первого по четвертый класс один час в неделю. Это очень простая программа. Она построена таким образом, что учитель любого возраста может сам, используя методическую рекомендацию, научить ребенка играть шахматы» - цитирует ТАСС слова министра.

шахматы


Автор

Педсовет

Все материалы автора

Количество подписчиков: 62

Подписаться Отписаться

Комментарии (60)

  1. Василий Пастушенко 10 Октября, 2017, 14:25

    *** Она построена таким образом, что учитель любого возраста может сам, используя методическую рекомендацию, научить ребенка играть шахматы.

    Предлагаю Министру образования и науки О.Ю. Васильевой творческое сотрудничество по шахматному образованию. Берусь ознакомиться с программой обучения шахматам и высказать свои замечания и предложения на следующих условиях.

    1. Если все они будут отвергнуты - пострадаю один только я, так как будет потеряно только мое время.
    2. Если же какие-то мои предложения будут приняты, тогда МОН должно будет оказать содействие хотя бы в организации эксперимента, о котором давно уже идет речь. Это совсем недорого по деньгам и не требует затраты времени от сотрудников МОН.

    Если согласны, присылайте текст программы. Надесь, в ней нет ничего секретного и еще не запатентованного.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 1 год

    Род деятельности: Пенсионер

    Регион проживания: Москва, Россия

  2. Марина Сухотерина 10 Октября, 2017, 16:36

    Это просто? Если так просто, то тогда мир держись!

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 8 месяцев

    Род деятельности: Учитель старшей школы в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Россия

  3. Валерий Чернухин 10 Октября, 2017, 16:43

    Сильно подозреваю большую махровую лажу. Если организовывать уроки шахмат, то необходимо сразу же организовать получение разрядов - ну хотя бы до второго, а лучше до первого, а также систему рейтингов.
    В системе СССР, например, были УПК - кто-то права получил категории А, B, а иногда даже и С, кто-то стал слесарем второго или третьего разряда и т.д.
    Нужны также учебники-задачники с регулярным прорешиванием. Иначе преподавание шахмат бессмысленно.
    Не верю, что это будет. Не верю в тайную ложу, а знаю, что будет явная лажа.
    Такое уже было у моей дочери. Просто играли кто как хотел. В этом нет никакого смысла и роста.
    Это так же бессмысленно, как изучать в школе ноты (такое тоже бывало). Или учим ноты, играть, сольфеджио, или бессмысленно.
    Шахматы в какой-то степени развивают, когда есть напряжение ума, когда совершенствуешься системно - тут тебе дебют, тут эндшпиль, тут тактика. Хотя знал патологических троечников по математике и при этом очень неплохих перворазрядников.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 6 лет

    Род деятельности: Иное

    Регион проживания: Новосибирская область, Россия

    • Василий Пастушенко 10 Октября, 2017, 17:29

      Валерий Чернухин

      Близко к делу. Я в таком примерно ключе уже говорил. А чтобы сделать из шахмат не пустопорожнее убийство школьного времени, для галочки в отчетах, а развивающую игру, требуется вполне конкретное понимание, и не столько шахмат, сколько детской специфики. Потому и делаю Ольге Юрьевне "предложение ума и сердца" - на пользу растущих поколений.

      До сих пор мои предложения в этом плане просто высокомерно игнорировались. И это высокомерие не столько ко мне, сколько к будущему России. В том, что я несомненно прав, недавно убедился, когда на передаче о детских талантах с самородком шахмат сильно дошкольного возраста поговорил сам Анатолий Карпов. Его вопрос был: "А вы играете только открытые дебюты, или также и закрытые?" Ребенок явно воспринял смысл вопроса как смысл пения жаворонка.

      Поэтому один из первых моментов, которые я посмотрю в "стандарте начального шахматного обучения", анонсированном Министром ОбрНауки, будет - как поясняется различие между открытыми и закрытыми дебютами. Если только эта тема вообще там имеется.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 1 год

      Род деятельности: Пенсионер

      Регион проживания: Москва, Россия

  4. Анна Инютина 11 Октября, 2017, 20:38

    Вот тебе и "индивидуальные траектории развития" - всех в шахматы, скопом. Ни интересы, ни способности детей никого не интересуют.
    Смотрю на Васильеву и чувствую, что скоро Ливанова любить начну.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 3 года

    Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Удмуртская, Россия

    • Валерий Ганузин 11 Октября, 2017, 21:07

      "...Я еще чуток добавил прыти -
      Все не так уж сумрачно вблизи:
      В мире шахмат пешка может выйти -
      Если тренируется - в ферзи!"

      Владимир Высоцкий - Честь шахматной короны.
      https://www.youtube.com/watch?v=TbJX8A1DZGk

      https://www.youtube.com/watch?v=Pgy7l2t0KSQ


      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 6 лет

      Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

      Регион проживания: Ярославская область, Россия

    • Лилия Воропаева 12 Октября, 2017, 2:57

      Точно. Мне кажется, что госпожа Васильева скоро самого господина Делянова перещеголяет. Васильеву я уже не могу слушать. Кажется, у неё каждый перл "лучше" предыдущего.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 9 лет

      Род деятельности: Преподаватель в организации дополнительного образования

      Регион проживания: Камчатский край, Россия

  5. Надежда Климова 11 Октября, 2017, 20:45

    Сначала всех в программисты "под конвоем затаскивали", как-будто в информатике других полезных направлений нет: все олимпиады только на программирование направлены, а теперь все шахматистами станут?!
    Маразм крепчает!!!

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 4 года

    Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Москва, Россия

    • Вадим Монахов 11 Октября, 2017, 23:14

      Почему вы считаете, что "все олимпиады только на программирование направлены"? Это не так: смотрите http://www.rsr-olymp.ru
      Хотя и криптография, и компьютерная безопасность, и робототехнические системы и т.д. без программирования бессмысленны.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 8 лет

      Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

      Регион проживания: Санкт-Петербург, Россия

  6. Алексей Трубецкой 11 Октября, 2017, 20:58

    Какое-то издевательство над образованием. Только шахмат не хватает! А так, все хорошо прекрасная маркиза. Недавно зам Медведева Голодец посетовала, что классы в школах не квадратные, а прямоугольные, мол, надо исправить. Ну, теперь все понятно, сделаем квадратные классы, введем шахматы и расцветет наша школа.
    Уж какой я противник большевизма, но когда видишь наших, прости Господи, министров, то подлая мысль всплывает – этих бы министров в солнечный Магадан на десяток лет. Может что-то бы тогда и встало бы на свои места в их бедных головах. А может даже и совесть бы проснулась.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 5 лет

    Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

    Регион проживания: Москва, Россия

    • Василий Пастушенко 12 Октября, 2017, 14:09

      Алексей Петрович Трубецкой 11 Октября, 2017, 20:58
      *** этих бы министров в солнечный Магадан на десяток лет. Может что-то бы тогда и встало бы на свои места в их бедных головах.

      Это уже проходили. В далекие советские годы. Местами и тогда был напряг с профессионалами воспитания дошкольников. В один детский сад взяли воспитателем бывшего зэка, аккурат из Магадана. Через пару дней пришли контролёры, смотрят в щелку, как идет процесс воспитания. И видят - все в точности по песне "взвейтесь кострами", вокруг которых девочки и мальчики в галстуках хороводом ходят и поют.

      Правда, с небольшой спецификой, обусловленной опытом воспитателя: дети ходят по кругу в колонне по одному, наклонившись вперед и сцепив руки за спиной, и дружно поют: "как по речке-речке плыли две дощечки, эх раз твою в глаз, плыли две дощечки !"

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 1 год

      Род деятельности: Пенсионер

      Регион проживания: Москва, Россия

  7. Сергей Метелев 11 Октября, 2017, 21:38

    > Смотрю на Васильеву и чувствую, что скоро Ливанова любить начну.
    > Маразм крепчает!!!
    > этих бы министров в солнечный Магадан на десяток лет

    Во как. Нашли главных злодеев. И это ещё не предел кровожадности, видимо надо сказать спасибо, что расстрел не предлагают. Так вот если убрать новость и спросить, за что учителя так обиделись на правительство? Думаю, что человек с улицы ни за что не угадает.

    Шахматы, между тем, интересная игра.

    Бывают с модифицированными правилами, на две доски и четыре человека. Из четырёх человек две команды получаются, один человек в команде играет чёрными, другой белыми. Садятся люди из команды рядом друг с другом, а их оппоненты напротив. Съеденные фигуры друг другу внутри команды передают и следующим ходом фигуру можно поставить на доску, чтобы только она сразу же шах королю не делала. И пешку не на последнюю клетку. Проигрывает та команда, которая первая мат получает хотя бы на одной доске.

    Очень динамичная игра. Шведские шахматы называется. По-моему для школы очень даже годится. В школе как раз и народу много (четыре человека попробуй найди ещё где-то в другом месте) и возможность появления любой фигуры в любом месте совершенно меняет характер игры, за ней и смотреть становится интересно, не только самому играть.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 6 месяцев

    Род деятельности: Сотрудник в организации послевузовского образования или науки

    Регион проживания: Санкт-Петербург, Россия

    • Василий Пастушенко 11 Октября, 2017, 22:48

      Сергей Метелев

      Ничего не понял про шведов. Не надо забывать, что шахматы не могут быть целью школьного обучения. На спортивные результаты ориентированы шахматные кружки. А вот чтоб из шахмат сделать общеразвивающее наглядное и увлекательное пособие - это отдельная тема. Однако не видно, чтобы кто-либо это ясно осознавал, включая саму высокопоставленную инициаторшу.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 1 год

      Род деятельности: Пенсионер

      Регион проживания: Москва, Россия

    • Сергей Метелев 12 Октября, 2017, 5:15

      Про шведские шахматы --- это надо попробовать самому, чтобы понять. В университете когда учился однажды мы так играли, с тех пор я помню.

      Про общеразвивающее пособие --- я бы сравнил с уроками рисования. Лично я там ничему не научился, потому что это вообще от моих интересов далеко. Хотя сейчас вот с бОльшим интересом отнёсся бы. Есть пение. Было, сейчас не знаю есть или нет. То же самое, без нотной грамоты оно бесполезно, а ноты учить --- отдельная работа и не каждому интересно и не каждый справится. Я вот сейчас в хоре пою, но школьные уроки здесь сыграли минимальную роль.

      Стоит их оставить или стоит отменить, мнения могут быть разными. Может и лучше было бы, если бы все подобные предметы отменить. Но я тут не вижу повода реагировать как-то излишне эмоционально, что прям всё пропало, последняя капля и т.п. Мне представляется, что здесь есть преувеличение и какое-то сознательное настраивание себя на такое преувеличение.

      Возникает вопрос, господа, что же вам мало настоящих, реальных проблем, чтобы ещё себе придумывать предмет для такого рода эмоциональной разрядки?

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 6 месяцев

      Род деятельности: Сотрудник в организации послевузовского образования или науки

      Регион проживания: Санкт-Петербург, Россия

    • Василий Пастушенко 12 Октября, 2017, 10:48

      Сергей Метелев 12 Октября, 2017, 5:15

      *** шведские шахматы --- это надо попробовать самому

      У шведов много чего чересчур оригинального, начиная с нобелевского премирования. Всего не перепробуешь. Зато лично я побил главный шведский рекорд - научный. Он держался в науке почти 100 лет в виде утверждения абсолютной стабильности электроосмотической системы Теорелла (Уппсала) при постоянном напряжении.

      И что? МинОбрНауки отказывается пошевелить пальцем, чтобы исполнить свой долг и поставить проверочный эксперимент по моему беспрецедентному предсказанию. При небольшой финансовой поддержке он был бы посилен хорошей школьной физлаборатории, настолько этот эксперимент несложен в реализации.

      А уж какие перспективы вдохновить детей на подвиги в науке и технике, если дать им возможность посетить высшую точку науки - участие в проверке небывалого научного предсказания! Ничего этого МинОбр в упор не видит. Зато древние шахматы ему не узреть сложно. Более того, я даже предлагал в порядке благодарности за чуткое отношение изложить свою концепцию образования. Её положения компенсируют важнейшие промахи разных ФГОС. Не влияет: "я должен разжевать идеи и вложить их начальству в рот", иначе действует презумпция моего идиотизма. На самом же деле это в высокопоставленном сознании действует принцип: "свято лишь мое собственное понимание, все остальное - суета сует и чушь собачья".

      Отсюда напрашивается вывод: шахматы нужны МинОбр, чтобы уклониться от своих служебных обязанностей. Но если я такой вывод сделаю, то меня тут же обвинят в троллинге, приставании к высокопоставленным госслужащим в особо извращенной форме и т.д. Пример с троллингом взят из практики общения с преподавателями, дальше своих привычек видящими только враждебность.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 1 год

      Род деятельности: Пенсионер

      Регион проживания: Москва, Россия

    • Сергей Метелев 12 Октября, 2017, 13:45

      > в высокопоставленном сознании действует принцип: "свято лишь мое собственное понимание, все остальное - суета сует и чушь собачья".

      Это, не побоюсь даже такого слова, общечеловеческое. От высокопоставленности не зависит. Способность слушать других вообще встречается крайне редко. Я вот и сам про себя знаю, что не могу похвастаться большой чуткостью. Углубишься в свои переживания и уже ни до кого дела нет.

      Вот ещё можно классику вспомнить:

      Но дружбы нет и той меж нами.
      Все предрассудки истребя,
      Мы почитаем всех нулями,
      А единицами - себя.
      Мы все глядим в Наполеоны;
      Двуногих тварей миллионы
      Для нас орудие одно;
      Нам чувство дико и смешно.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 6 месяцев

      Род деятельности: Сотрудник в организации послевузовского образования или науки

      Регион проживания: Санкт-Петербург, Россия

    • Василий Пастушенко 12 Октября, 2017, 14:30

      Оно вполне годится без купюр:

      Двуногих тварей миллионы
      Для нас орудие одно;
      Нам чувство дико и смешно.
      Сноснее многих был Евгений;
      Хоть он людей, конечно, знал
      И вообще их презирал, —
      Но (правил нет без исключений)
      Иных он очень отличал
      И вчуже чувство уважал.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 1 год

      Род деятельности: Пенсионер

      Регион проживания: Москва, Россия

    • Анна Инютина 12 Октября, 2017, 20:10

      Насилие в образовании и перегруз детей - это реальная проблема, самая настоящая. Сейчас самое важное - привести в соответствие с новым ФГОС содержание образования, а не толкать в перегруженные программы дополнительные предметы. Если Вам с высоты Вашего интеллекта проблемы школы не видны, то это не значит, что их нет.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 3 года

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Удмуртская, Россия

  8. Вадим Монахов 11 Октября, 2017, 23:22

    В младших классах шахматы полезны, приучают к логическому мышлению. Но не надо то, что должно быть в кружке, с интересом и добровольно, переносить в класс, превращая в принудительно и без интереса.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 8 лет

    Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

    Регион проживания: Санкт-Петербург, Россия

    • Лилия Воропаева 12 Октября, 2017, 2:59

      Пользу от шахмат как таковых, Вадим, никто не отрицает. Но то, что предлагает госпожа Васильева, - за гранью разумного и вечного.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 9 лет

      Род деятельности: Преподаватель в организации дополнительного образования

      Регион проживания: Камчатский край, Россия

  9. Александр Кучин 12 Октября, 2017, 2:06

    А не проще и дешевле создать нормальные условия для занятия физкультурой через подвижные игры. А наш министр владеет ситуацией: в каких условиях порой занимаются в провинции? Почему условия получения образования для ученика по стране разные? А не нарушается ли Конституция и закон об образовании?

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 1 год

    Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Кировская область, Россия

  10. Лилия Воропаева 12 Октября, 2017, 2:50

    "Мы планируем ввести [обязательные занятия по шахматам] в ближайшие два года, может, даже со следующего года, с первого по четвертый класс один час в неделю. Это очень простая программа. Она построена таким образом, что учитель любого возраста может сам, используя методическую рекомендацию, научить ребенка играть шахматы» - цитирует ТАСС слова министра".
    В этих словах вся суть нашего министра образования: её понимание образования, её отношение к образованию, её отношение к учителям, о которых она вроде бы обещала заботиться. Остаётся только одно - мечтать, когда её наконец-то снимут. Но судя по всему, наломает она дров до того более чем достаточно.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 9 лет

    Род деятельности: Преподаватель в организации дополнительного образования

    Регион проживания: Камчатский край, Россия

  11. Сергей Метелев 12 Октября, 2017, 5:24

    И это учителя говорят. Волосы дыбом встают. Бедный министр образования. Но куда ей деваться, приходится работать с тем, что есть.

    Мне вот например, нравится что она делает. И эта инициатива тоже нравится. Вообще новое люблю узнавать. Жалко, что в моё время шахматных уроков не было.

    Шахматы подходящий предмет для младшей школы, потому что голову не "грузит" лишними знаниями. Открытый там дебют или закрытый это всё нужно мастерам, которые всерьёз шахматами занимаются. В 1-4 классах (а такое было предложение) это был бы урок-разрядка. Поиграть, но не просто поиграть, а вот в такую всем знакомую игру.

    Кстати. Интересно было бы посмотреть, какое количество учителей, из оставивших отрицательные отзывы, являются учителями начальной школы и какое количество не умеет играть в шахматы. Я знаю, что родители, которые сами не умеют плавать, бояться и детей отпускать в воду. Может быть здесь что-то подобное проявляется.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 6 месяцев

    Род деятельности: Сотрудник в организации послевузовского образования или науки

    Регион проживания: Санкт-Петербург, Россия

    • Валерий Чернухин 12 Октября, 2017, 6:17
      И это учителя говорят. Волосы дыбом встают. Бедный министр образования. Но куда ей деваться, приходится работать с тем, что есть.

      Мне вот например, нравится что она делает. И эта инициатива тоже нравится. Вообще новое люблю узнавать. Жалко, что в моё время шахматных уроков не было.

      Шахматы подходящий предмет для младшей школы, потому что голову не "грузит" лишними знаниями. Открытый там дебют или закрытый это всё нужно мастерам, которые всерьёз шахматами занимаются. В 1-4 классах (а такое было предложение) это был бы урок-разрядка. Поиграть, но не просто поиграть, а вот в такую всем знакомую игру.

      Кстати. Интересно было бы посмотреть, какое количество учителей, из оставивших отрицательные отзывы, являются учителями начальной школы и какое количество не умеет играть в шахматы. Я знаю, что родители, которые сами не умеют плавать, бояться и детей отпускать в воду. Может быть здесь что-то подобное проявляется.

      Не соглашусь однозначно. Дебютную основу начинают изучать в шахматных школах лет уже с пяти. Это не значит, что там учат глубоко, но дебютные принципы ко второму разряду уже более-менее знают. Плюс несколько дебютов подробно. Это я говорю о детях 6-8 лет. То же и об эндшпиле. Это - не мастерство, а такая же азбука.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 6 лет

      Род деятельности: Иное

      Регион проживания: Новосибирская область, Россия

    • Сергей Метелев 12 Октября, 2017, 7:24

      Валерий Алексеевич, а если на физкультуру посмотреть, тоже фигурным катанием занимаются с самого маленького возраста, а физкультурой в школе все и совсем на другом уровне. В данном случае по-моему это не аргумент.

      Для детей такая игра самое милое дело. Чтобы начать никаких знаний за пределами самих правил не надо. Минимальный результат очень близко, можно научить любого.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 6 месяцев

      Род деятельности: Сотрудник в организации послевузовского образования или науки

      Регион проживания: Санкт-Петербург, Россия

    • Василий Пастушенко 12 Октября, 2017, 10:04


      Сергей Метелев 12 Октября, 2017, 7:24
      **** Минимальный результат очень близко, можно научить любого.

      Очень глубокое замечание. Однако вся глубина мгновенно испаряется, если не уточнить конкретное содержание "минимального результата".

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 1 год

      Род деятельности: Пенсионер

      Регион проживания: Москва, Россия

    • Сергей Метелев 12 Октября, 2017, 10:22

      Запросто уточню. Возможность играть двум ровесникам из одного класса друг со другом. Возможность устроить матч, например, внутри класса.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 6 месяцев

      Род деятельности: Сотрудник в организации послевузовского образования или науки

      Регион проживания: Санкт-Петербург, Россия

    • Валерий Чернухин 12 Октября, 2017, 10:08
      И это учителя говорят. Волосы дыбом встают. Бедный министр образования. Но куда ей деваться, приходится работать с тем, что есть.

      Мне вот например, нравится что она делает. И эта инициатива тоже нравится. Вообще новое люблю узнавать. Жалко, что в моё время шахматных уроков не было.

      Шахматы подходящий предмет для младшей школы, потому что голову не "грузит" лишними знаниями. Открытый там дебют или закрытый это всё нужно мастерам, которые всерьёз шахматами занимаются. В 1-4 классах (а такое было предложение) это был бы урок-разрядка. Поиграть, но не просто поиграть, а вот в такую всем знакомую игру.

      Кстати. Интересно было бы посмотреть, какое количество учителей, из оставивших отрицательные отзывы, являются учителями начальной школы и какое количество не умеет играть в шахматы. Я знаю, что родители, которые сами не умеют плавать, бояться и детей отпускать в воду. Может быть здесь что-то подобное проявляется.
      Не соглашусь однозначно. Дебютную основу начинают изучать в шахматных школах лет уже с пяти. Это не значит, что там учат глубоко, но дебютные принципы ко второму разряду уже более-менее знают. Плюс несколько дебютов подробно. Это я говорю о детях 6-8 лет. То же и об эндшпиле. Это - не мастерство, а такая же азбука.
      Валерий Алексеевич, а если на физкультуру посмотреть, тоже фигурным катанием занимаются с самого маленького возраста, а физкультурой в школе все и совсем на другом уровне. В данном случае по-моему это не аргумент.

      Для детей такая игра самое милое дело. Чтобы начать никаких знаний за пределами самих правил не надо. Минимальный результат очень близко, можно научить любого.

      Я вообще-то уже писал об этом не раз, и здесь в том числе. Шахматами БЕССМЫСЛЕННО заниматься, не напрягая ум и в том числе (это условие необходимое), не решая задачи.
      НЕ БУДЕТ РАЗВИТИЯ от ПРОСТО ИГРЫ. Это - эмпирический ХОРОШО ИЗВЕСТНЫЙ факт (не верите, можете посмотреть литературу от шахматных педагогов). Следите за мыслью?
      Поэтому в школах БЕССМЫСЛЕННО сделать шахматы в виде "просто игры" - заявленная цель ("развитие") не будет достигнута. С тем же успехом Вы можете тренировать сгибать палец или вращать языком. Мышечная масса не прибавится.
      Кажется Вы же писали, что бессмысленно изучать кучу тем, лучше мало, но глубоко.
      Правилам игры научить довольно легко, а вот научиться просчитывать ходы хотя бы на минимуме - это уже нетривиально. Я не думаю, что школа на такое способна в своей массе.
      Это не умозрительные рассуждения. В той гимназии, где училась моя дочь, в первом классе шахматы были обязательны. С тем же успехом можно было сделать час чая.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 6 лет

      Род деятельности: Иное

      Регион проживания: Новосибирская область, Россия

  12. Валерий Ганузин 12 Октября, 2017, 6:59

    Чего шум поднимать. Шахматы интеллектуальная игра. Хорошо развивает мышление. Радоваться, а не ругаться надо. Министр дело говорит. И любить ее, особенно женщинам, необязательно. Надо сделать занятие по шахматам вместо 3 урока физкультуры. Купить доски и занимайтесь в классах пожалуйста. Никакая дополнительная площадь в спортзалах не потребуется. Одна задача остается - найти учителей (тренеров) по шахматному делу. В педвузе на факультете математики можно открыть новую специальность " математика с курсом шахматного дела". И российские шахматные олимпиады среди школьников проводить можно будет.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 6 лет

    Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

    Регион проживания: Ярославская область, Россия

    • Василий Пастушенко 12 Октября, 2017, 10:11

      Валерий
      *** Министр дело говорит. И любить ее, особенно женщинам, необязательно.

      Еще не видал женщину-министра, которую обязаны любить женщины.

      *** Одна задача остается - найти учителей (тренеров) по шахматному делу.

      Эта задача уже решена женщиной-министром. Зря Вы ее не любите.


      *** И российские шахматные олимпиады среди школьников проводить можно будет.

      Соревнования по шахматам для детей никто не отменял. Ну назовите их олимпийскими. Вдруг МинОбрНауки поддержит финансово.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 1 год

      Род деятельности: Пенсионер

      Регион проживания: Москва, Россия

    • Владимир Савкун 12 Октября, 2017, 11:09

      " В педвузе на факультете математики можно открыть новую специальность " математика с курсом шахматного дела" - может, лучше на спортивном факультете?

      "Чемпион мира" по шахматам и боксу - слышал, но "чемпион мира по математике" - пока нет... всё-таки к боксу шахматы ближе: " ... и секретный ход - доской по голове".

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 6 лет

      Род деятельности: Иное

      Регион проживания: Тверская область, Россия

    • Василий Пастушенко 12 Октября, 2017, 13:04

      ***"Чемпион мира" по шахматам и боксу - слышал, но "чемпион мира по математике" - пока нет...

      А я из боксеров с ученой степенью слыхал только про Кличко, но чтоб они в математике что-то сделали?

      А вот чемпионом по математике можно назвать любого нобелевского лауреата в математике, а порой и в физике. Четкий чемпион математики - Григорий Перельман, проложивший мостик между интуицией Пуанкаре и современным математическим словарем. Мостик солидный, чуть ли не как Крымский, так как в математике неясности долго не живут.

      Еще круче бывают чемпионы математики, предсказавшие математически тот или иной физический феномен. Поскольку в физике за 10 лет рост больше, чем в математике за 100 лет, решить вековую задачу в физике равносильно решению тысячелетней проблемы в математике.

      Касательно электроосмотической системы Теорелла: физику электроосмоса описал польский физик Смолуховский в 1908 году. Теорелл начал свои работы по электроосмосу в Университете г. Уппсала лет на 30 позднее, т.е. его проблема начинает отсчет времени около 80 лет назад. В этом смысле до вековой проблема Теорелла как бы немного не дотягивает, зато математически вполне укладывается в один ряд с многовековыми. И такими масштабами, причем потенциально очень выгодными для образования, МОН бросается якобы в пользу старой идеи шахмат, как инструмента развития детского разума?


      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 1 год

      Род деятельности: Пенсионер

      Регион проживания: Москва, Россия

    • Валерий Ганузин 12 Октября, 2017, 16:39

      Уважаемый Василий Филиппович!
      Про боксеров.
      " С 1969 по 1975 годы кафедрой заведовал заслуженный мастер спорта, чемпион Олимпийских игр по боксу, кандидат технических наук В.В. Попенченко. Попенченко многое сделал для пропаганды спортивных достижений, однако наибольший вклад в развитие физкультуры и спорта в училище В.В. Попенченко внес как организатор строительства спортивного комплекса.

      Евгений Николаевич Горстков (род. 26 мая 1950 года, Орск) — советский боксёр и арбитр. Четырёхкратный абсолютный чемпион СССР (1974, 1976, 1977, 1978). Двукратный чемпион Европы среди любителей (1977, 1979). Четырёхкратный чемпион СССР (1973—1975, 1977) Заслуженный мастер спорта СССР (1977). Обладатель «Кубка известий» (1969).Евгений Николаевич Горстков (род. 26 мая 1950 года, Орск) — советский боксёр и арбитр. Четырёхкратный абсолютный чемпион СССР (1974, 1976, 1977, 1978). Двукратный чемпион Европы среди любителей (1977, 1979). Четырёхкратный чемпион СССР (1973—1975, 1977) Заслуженный мастер спорта СССР (1977). Обладатель «Кубка известий» (1969). Евгений Горстков — один из трёх советских боксёров (Горстков, Заев и Высоцкий), кто в 1978 году в Москве проводил показательные бои с известным чемпионом мира среди профессионалов — Мохаммедом Али.
      Окончил физико-математический факультет Орского педагогического института, кандидат педагогических наук."
      И еще много-много.
      https://www.google.ru/search?q=%D0%B1%D0%BE%D0%BA%D1%81%D0%B5%D1%80+%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B8%D0%B4%D0%B0%D1%82+%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85+%D0%BD%D0%B0%D1%83%D0%BA&oq=%D0%B1%D0%BE%D0%BA%D1%81%D0%B5%D1%80+%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B8%D0%B4%D0%B0%D1%82+%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85+%D0%BD%D0%B0%D1%83%D0%BA&aqs=chrome..69i57.35473j0j8&sourceid=chrome&ie=UTF-8

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 6 лет

      Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

      Регион проживания: Ярославская область, Россия

    • Василий Пастушенко 12 Октября, 2017, 17:23

      Уважаемый Валерий Михайлович! Я не про боксеров и про математиков, а про чемпионов по боксу и математике, как у Вас написано. Удивительно только, когда оба качества имеют место. Мой пример с Кличко гораздо адекватнее, хотя там чемпионство было только по боксу.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 1 год

      Род деятельности: Пенсионер

      Регион проживания: Москва, Россия

    • Валерий Ганузин 12 Октября, 2017, 19:20

      Уважаемый Василий Филиппович! Извините, что сразу не понял о чем Вы написали.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 6 лет

      Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

      Регион проживания: Ярославская область, Россия

    • Василий Пастушенко 12 Октября, 2017, 20:39

      Уважаемый Валерий Михайлович! Извиняю, но с Вас поллитра. Спросите, чего именно? Ясное дело, хорошего вина, в соответствии с Вашим пожеланием.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 1 год

      Род деятельности: Пенсионер

      Регион проживания: Москва, Россия

    • Валерий Ганузин 12 Октября, 2017, 21:32

      Уважаемый Василий Филиппович! Позвольте для Вас поставить: Я самый непьющий из всех мужиков.
      В.С. Высоцкий, 1967 год.

      Я самый непьющий из всех мужиков,
      Во мне есть моральная сила.
      И наша семья большинством голосов
      Снабдив меня списком на восемь листов,
      В столицу меня снарядила,

      Чтоб я привез снохе
      С ейным мужем по дохе,
      Чтобы брату с бабой - кофе растворимый,
      Двум невесткам по ковру,
      Зятю черную икру,
      Тестю - что-нибудь армянского разлива.

      Я ранен, контужен, я малость боюсь
      Забыть, что кому по порядку.
      Я список вещей заучил наизусть,
      А деньги зашил за подкладку.

      Ну, значит, брату - две дохи,
      Сестрин муж,- ему духи,
      Тесть сказал: - Давай бери, что попадется!-
      Двум невесткам по ковру,
      Зятю беличью икру,
      Куму водки литра два,- пускай зальется.

      Я тыкался в спины, блуждал по ногам,
      Шел грудью к плащам и рубахам,
      Чтоб список вещей не достался врагам,
      Его проглотил я без страха.

      Но помню: шубу просит брат,
      Куму с бабой - все подряд,
      Тестю - водки ереванского разлива,
      Двум невесткам взять махру,
      Зятю заячью нору,
      А сестре - плевать чего, но чтоб красиво..

      Да что ж мне, пустым возвращаться назад?
      Но вот я набрел на товары.
      - Какая валюта у вас? - говорят.
      - Не бойсь,- говорю,- не доллары!

      Так что, отвали мне ты махры,
      Зять подохнет без икры,
      Тестю, мол, даешь духи для опохмелки,
      Двум невесткам - все равно,
      Мужу сестрину - вино,
      Ну, а мне,- вот это желтое в тарелке.

      Не помню про фунты, про стерлинги слов,
      Сраженный ужасной догадкой.
      Зачем я тогда проливал свою кровь,
      Зачем ел тот список на восемь листов,
      Зачем мне рубли за подкладкой?

      Все же надо взять доху,
      Зятю кофе на меху,
      Куму - хрен, а тесть и пивом обойдется,
      Также взять коньяк в пуху,
      Растворимую сноху,
      Ну а брат и самогоном перебьется.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 6 лет

      Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

      Регион проживания: Ярославская область, Россия

    • Василий Пастушенко 13 Октября, 2017, 11:21

      Уважаемый Валерий Михайлович!

      С какого перепоя Вы сначала извиняетесь по высосанному откуда-то поводу, а потом "выставляете" уже совершенно без оглядки на приличия? Примерещилось, что кто-то на Вас обиделся? Говорят, с перепоя полезно опохмелиться, чтоб не мерещилось. Поэтому просто обязан был отметить сходство корней в ВИНЕ и в изВИНЕнии. И что же случилось? Вы на меня выплеснули Высоцкого в качестве ведра помоев! Тему закрываю куплетом

      Я не люблю, когда стреляют в спину
      А также тех, кто подтирается святым:
      Они и люди-то – всего наполовину...
      Не трожь Высоцкого руками! Слышишь, ты!

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 1 год

      Род деятельности: Пенсионер

      Регион проживания: Москва, Россия

    • Валерий Ганузин 13 Октября, 2017, 14:46

      Уважаемый Василий Филиппович! Не только я не понял про 0,5, но и Вы не поняли, что я про себя (не про Вас) написал "Я самый непьющий из всех мужиков." И не надо додумывать здесь ничего. Тем более злиться.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 6 лет

      Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

      Регион проживания: Ярославская область, Россия

    • Василий Пастушенко 13 Октября, 2017, 18:29

      Валерий

      Думайте обо мне что угодно, но только не надо считать, что я способен принять написанное Высоцким за написанное Вами, да еще о самом себе. Вот я свой куплет сам написал.

      По воводу злиться - это Вы опять на свой аршин других норовите мерить. Впрочем, Ваш стиль типичен для всех верующих: у них истина - все то, что им "каэтся", как произносил Аркадий Райкин. Уже по одной этой причине никак не могу на Вас обижаться: не способен обижаться на тех, кто привык заменять мысль ее видимостью.

      Поставим точку.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 1 год

      Род деятельности: Пенсионер

      Регион проживания: Москва, Россия

    • Анна Инютина 12 Октября, 2017, 19:32

      Валерий, а Вы видели, как проходят такие уроки в начальной школе, когда в классе 30 человек? Министр - говорит "дело", а терпеть насилие - детям и учителям. Пожинать - всем.
      Про "купить доски" - отдельная тема. Школы нищие. Мебель, ремонт классов - всё за счет родителей во многих школах. Угадайте, из чьего кармана будут доски?

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 3 года

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Удмуртская, Россия

    • Валерий Ганузин 12 Октября, 2017, 19:59

      Анна! Детей разбить на 15 пар. Учитель судья. Вот и пусть играют.
      Видел только как это делают в шахматной школе.

      А чего гадать. Я и так знаю. Из родительского точно. И доска будет самая дешевая, из осиновой фанеры.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 6 лет

      Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

      Регион проживания: Ярославская область, Россия

    • Анна Инютина 12 Октября, 2017, 20:44

      А я вижу, как это выглядит в самой обычной школе, когда из всего класса интересно только троим. Отрицание подобных нововведений является не из чувства противоречия, это плод "ума холодных наблюдений и сердца горестных замет".

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 3 года

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Удмуртская, Россия

    • Владимир Савкун 13 Октября, 2017, 12:31

      Мне отец купил картонную за 26 копеек - и шашки за 88. У деда был столик со стеклянной шахматной "доской"... без шахмат.

      Шахмат у меня не было никогда, но полсотни книг по шахматам - было...

      Давненько не брал я шашек в руки.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 6 лет

      Род деятельности: Иное

      Регион проживания: Тверская область, Россия

  13. Ольга Кузьминова 12 Октября, 2017, 8:08

    Явно среди всех, оставивших отзывы, нет ни одного учителя начальных классов. Дело не в самих шахматах или физкультуре, а в обязаловке и нагрузке. Учебный план в начальной школе рассчитан на 5-6 уроков. Обязательных! Куда ещё вы предлагаете впихнуть один ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ урок?! А что делать тем детям, которым нравится музыка, акробатика, но они должны просиживать лишний обязательный урок в школе? Отчётности у учителя начальных классов не на порядок, а на два больше, чем у остальных. Так нет, давайте ему ещё и шахматы навесим.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 2 года

    Род деятельности: Сотрудник в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Ставропольский край, Россия

  14. Марина Кравчук 12 Октября, 2017, 9:37

    Шахматы это оказывается школьный предмет? А какой предмет они "выдавят" из Программы? А учиться они будут по Интернету? скайпу? с каким учителем? Или учителю нач. классов надо будет теперь и шахматы изучать?
    На сколько лет вводятся в Программу "предмет" шахматы? На столько же и так же как и Москвоведение/ Региональное краеведение?
    Почему шахматы не могут войти как часть предмета физкультуры? и изучаться в эти часы?

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 4 месяца

    Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Москва, Россия

    • Валерий Ганузин 12 Октября, 2017, 20:01

      Марина! Я ранее здесь и предложил, что сделать занятия по шахматам надо вместо 3 урока физкультуры.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 6 лет

      Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

      Регион проживания: Ярославская область, Россия

    • Марина Кравчук 12 Октября, 2017, 21:27
      Шахматы это оказывается школьный предмет? А какой предмет они "выдавят" из Программы? А учиться они будут по Интернету? скайпу? с каким учителем? Или учителю нач. классов надо будет теперь и шахматы изучать?
      На сколько лет вводятся в Программу "предмет" шахматы? На столько же и так же как и Москвоведение/ Региональное краеведение?
      Почему шахматы не могут войти как часть предмета физкультуры? и изучаться в эти часы?
      Марина! Я ранее здесь и предложил, что сделать занятия по шахматам надо вместо 3 урока физкультуры.

      Полностью поддерживаю!

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 4 месяца

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Москва, Россия

  15. Татьяна Сучкова 12 Октября, 2017, 9:47

    Просто бабушка пожилая уже и вся пропитана советскими штампами. Или кто-то ей их успешно прививает, кто-то замшелый, из того времени. Когда-то в СССР считалось, что именно шахматы хорошо развивают логическое мышление (и их тоже пытались внедрять в школу). Как вы понимаете, программирования массового тогда не было по причине отсутствия персоналок.
    Ну а теперь у них денег нет. Робототехнику, интересную многим детям, внедрять не на что. А шахматная доска куда дешевле.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 11 лет

    Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Россия

    • Василий Пастушенко 12 Октября, 2017, 10:15

      Татьяна
      *** Робототехнику, интересную многим детям, внедрять не на что.

      Серьезный аспект. Впрочем, отставание с наглядными пособиями, ориентированными на технические профессии, необходимо устранять в любом варианте.

      **** Просто бабушка пожилая уже и вся пропитана советскими штампами.

      Она может и бабушка, но возраст - критерий относительный. Как по мне, так просто молодуха, все-таки на 17 лет меня моложе.

      А вот что касается советизма, то понятие "советский" содержит 90% хорошего, и 10% того, что не соответствует нашим пожеланиям иметь более сытое, обеспеченное, и вообще красивое прошлое. Наша проблема в том, что мы свои грезы о красивом прошлом бездоказательно воспринимаем как наше прошлое, которое у нас украдено нашими предками.

      Странно в этой картине только одно: как нынешние порядки допускают к тонкому делу образования людей с крайне странным устройством мыслительного аппарата. Причем эта странность системна, что подтверждается сходством ее логики с логикой нынешних украинских законодателей, обнаруживших своих врагов в москалях 30-х годов и до сих вымещающих свои эмоции на плодах собственного воображения.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 1 год

      Род деятельности: Пенсионер

      Регион проживания: Москва, Россия

    • Виктор Рябцовский 12 Октября, 2017, 13:46

      Абсолютно верно, разве можно сравнивать затраты на шахматную доску с фигурами и стоимость наборов для сборки простейших роботов, более того, практика общения с преподавателями показывает, что их самих надо учить, они не знают ни про микропроцессоры ни про программирование микропроцессоров, уровень школьника - нет профессионалов, но хуже, что подобной проблемой никто не занимается, нет государственной программы разработки нормальных пособий по данному направлению. В условиях спада тиражей изданий научно-популярной и технической литературы нужна поддержка для авторов и авторских коллективов, которые могут написать пособия в которых есть острая необходимость, иначе мы будем просто терять время.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 7 месяцев

      Род деятельности: Иное

      Регион проживания: Московская область, Россия

    • Василий Пастушенко 12 Октября, 2017, 14:24

      ***В условиях спада тиражей изданий научно-популярной и технической литературы нужна поддержка для авторов и авторских коллективов, которые могут написать пособия в которых есть острая необходимость

      Объявите конкурс образовательных мероприятий, направленных на устранение отставания в области робототехники. Непременно приму участие, если критерий оценки тех или иных идей будет основан на образовательной эффективности на единицу денежных затрат предложенного к производству гаджета - материального пособия, имитирующего реального робота, создаваемого каждым ребенком. Но при условии, которое мною ранее многократно упоминалось в контексте концепции образования.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 1 год

      Род деятельности: Пенсионер

      Регион проживания: Москва, Россия

    • Валерий Чернухин 12 Октября, 2017, 17:03
      Просто бабушка пожилая уже и вся пропитана советскими штампами. Или кто-то ей их успешно прививает, кто-то замшелый, из того времени. Когда-то в СССР считалось, что именно шахматы хорошо развивают логическое мышление (и их тоже пытались внедрять в школу). Как вы понимаете, программирования массового тогда не было по причине отсутствия персоналок.
      Ну а теперь у них денег нет. Робототехнику, интересную многим детям, внедрять не на что. А шахматная доска куда дешевле.
      Абсолютно верно, разве можно сравнивать затраты на шахматную доску с фигурами и стоимость наборов для сборки простейших роботов, более того, практика общения с преподавателями показывает, что их самих надо учить, они не знают ни про микропроцессоры ни про программирование микропроцессоров, уровень школьника - нет профессионалов, но хуже, что подобной проблемой никто не занимается, нет государственной программы разработки нормальных пособий по данному направлению. В условиях спада тиражей изданий научно-популярной и технической литературы нужна поддержка для авторов и авторских коллективов, которые могут написать пособия в которых есть острая необходимость, иначе мы будем просто терять время.

      Научно-популярной и технической литературы сейчас НА ПОРЯДКИ БОЛЬШЕ. Просто она в электронном виде. Но от этого ситуация никак не ухудшилась.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 6 лет

      Род деятельности: Иное

      Регион проживания: Новосибирская область, Россия

    • Валерий Ганузин 12 Октября, 2017, 16:44

      " Робототехнику, интересную многим детям, внедрять не на что. А шахматная доска куда дешевле."
      Татьяна Михайловна! Даю ссылку, опровергающую данное утверждение.
      http://www.bon-cadeau.ru/shahmaty

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 6 лет

      Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

      Регион проживания: Ярославская область, Россия

    • Виктор Рябцовский 12 Октября, 2017, 19:27

      Так там шахматы не для простого люда, коллекционные стоят другие деньги. Можно из драгоценных камней шахматы сделать, вопрос - только зачем? Но вообще шахматы полезны, но время их уходит, человек проиграл машине, Каспаров ушел из шахмат, так как шахматы потеряли для него интерес. Все больше изменений вносит Искусственный интеллект, исчезают рабочие профессии, об этом написал в последнем номере АИФ Гонтмахер - главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН.
      "Сейчас вот призывают молодежь идти учиться на инженеров, дают им больше бюджетных мест. Но только готовят их по стандартам XX в., которые давно устарели. А ведь идет четвертая промышленная революция, и Россия в стороне от нее не останется. А если еще начнутся реформы, то окажется, что стране нужны специалисты в области цифровых технологий, роботизации и искусственного интеллекта. ... Министр здравохранения Вероника Скворцова не раз говорила, что качество медицинского образования в стране отвратительное. Людей обучают по лекалам прошлого столетия. Китай вкладывает в образование миллиарды долларов. Китайские вузы вошли в сотню лучших университетов мира, а мы топчемся в начале второй сотни. Пока рынок труда и система образования у нас развиваются хаотически."

      А если почитать, что говорит в АИФ новый глава РАН, то вообще становится грустно. Финансирование материальной базы науки у нас и за рубежом отличаются в 100 раз. Мы слишком далеко отстали от локомотива прогресса, который унесся в будущее без нас. НАС ПОЧТИ ЗАВОЕВАЛИ.

      В школьном образовании мы опираемся на те же устаревшие инструменты, геометрию времен Рождества Христова, в математике все те 4 действия арифметики, когда надо оперировать структурами, переходить к языкам математического моделирования на уровне языка математики, где язык программирования - естественный язык человека, только похоже в стране это никого не интересует, кроме небольшого числа граждан.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 7 месяцев

      Род деятельности: Иное

      Регион проживания: Московская область, Россия

    • Валерий Ганузин 12 Октября, 2017, 20:03

      "Пока рынок труда и система образования у нас развиваются хаотически."
      У нас все развивается хаотически. Плановая экономика канула в лету!

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 6 лет

      Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

      Регион проживания: Ярославская область, Россия

    • Владимир Савкун 13 Октября, 2017, 12:14

      "...об этом написал в последнем номере АИФ Гонтмахер ..."

      "Иль соблазнил тебя Гонтмахер своей словесною пургой? Тебе его послать бы в рифму, но ты не Быков, ты другой."

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 6 лет

      Род деятельности: Иное

      Регион проживания: Тверская область, Россия