Исследователи из команды интерактивной рабочей тетради Skysmart, разработанной совместно с Издательством «Просвещение», провели исследование, в котором попросили российских учеников ответить, что бы они сказали министру просвещения России, если встретились с ним, что попросили бы для себя, своей школы и учителей.
Свои анонимные комментарии оставили 700 человек.
Меняй систему образования!
«Здравствуй, дорогой Сергей Кравцов. У меня есть несколько предложений для нашей системы образования”, - так на ты часто обращаются к министру школьники, а иногда даже панибратски и жестко: «Меняй систему образования и отношения учителя с учеником».
Большинство же все-таки держат политес по отношению к своему адресату, хоть и гипотетическому. Тем не менее замечаний и предложений по тональности больше критических:
«Ограничения, накладываемые на все части жизни школы, должны быть более гибкими, нельзя загонять все школы города в одни и те же рамки. То, что улучшает результаты одних школ, может быть губительно для других. Меньше решений должно приниматься на высшем уровне (в т. ч. министерством образования), больше — администрацией школ. Большая свобода для администрации школы позволила бы избежать падения продуктивности».
«Чтобы Россия была великой, в ней должны работать профессионалы высокого уровня, а не просто исполнители механической работы».
«Президент выделил деньги на образование. Их распределили по регионам на технику. Но мы забываем, что эта техника будет стоять и пылиться, потому что учителя НЕ умеют ей пользоваться. Можно же потратить эту же сумму на общую обязательную переквалификацию учителей. Разве не логичнее сначала научить, а после — закупать оборудование на школы?»
«Здравствуйте. Я хотела попросить Вас об отмене ВПР. Многим школьникам и учителям это наносит большой дискомфорт. Я понимаю, что Вы хотите поднять уровень образования в нашей стране, но именно эти работы отбивают даже у отличников желание учиться. Учитывая, что в нашей стране в каждом городе школьная программа, учебники - это всё разное, то ВПР нельзя подгадать под каждого. Случается такое, что на этой работе попадаются задания, которые дети ещё не проходили на уроках. Это очень тяжело морально».
Больше практики, меньше теории
«Больше практики, меньше теории», - лейтмотив многих предложений министру от молодежи.
«Хотелось бы увидеть новые предметы в образовании: половое воспитание, психологию и другие вещи, которые могли бы помочь людям осознать себя и узнать что-то новое. Ведь если предложить человеку что-то новое, но интересное, ему может понравиться».
«Добавить предметы, на которых будут рассказывать, как жить дальше (оплата налогов, как зарабатывать, как строить план и другое), в 9-11 классах дать возможность почувствовать каждую профессию (хотя бы основные)».«Попросил бы делать больший акцент на дополнительное образование (например, Кванториумы), чем на школы».
Школьники предлагают профильное обучение начинать раньше, а некоторые предметы, которые не связаны с выбором профессии, заканчивать в начальной школе.
«Попросил бы добавить в школы профориентацию, а также разделить школьников на профильные классы, начиная с 7-8 класса».
«В классах общеобразовательных школ все учатся по одной программе, если бы была возможность выбора предметов и степени углублённого изучения, это снизило бы нагрузку на учителей и освободило время для изучения профильных дисциплин».
«Мне кажется, что такие уроки, как ИЗО, музыка и технология нужно делать до 4 класса, чтобы определиться с хобби, а потом для высшего образования в этой сфере отправлять в спец. школы».
«Предметы ОБЖ, музыка и ИЗО не преподаются на должном уровне, но забирают много времени, которое можно было бы потратить на изучение более важных предметов».
Я боюсь. Мы все боимся. У нас нет шансов без репетиторов
«Образование должно быть направлено на образование детей, а не на получение хороших оценок», «по поводу ЕГЭ, пожалуйста, не усложняйте. Мы же не роботы. И учителя не роботы... ». - вот так прямолинейно респонденты пишут про экзамены. Оценки - однозначно самая болевая точка опроса.
«Пожалуйста, сделайте систему оценивания нормально, чтобы оценивать знания и умения ученика, его старание, а не способность зазубрить за пару дней материал, а потом забыть».
«Если бы мне представилась такая возможность, то я бы задал такой вопрос: зачем с каждым годом ЕГЭ и ОГЭ усложняются? Зачем вообще в 9 классе ОГЭ? Его баллы не влияют на то, куда поступать, ведь эта оценка влияет только на то, что дадут вам аттестат за 9 класс или нет. Объясните, почему нельзя проводить обычную контрольную работу, в родных школах?».
«Измените задания ЕГЭ по математике и по биологии. Почему у учеников гимназий и физмат-школ есть преимущество в виде больших знаний, которые им дали на уроке, а в обычной школе не преподают то, что есть в школе. ЕГЭ по биологии составлен неправильно. Мне не раз говорила об этом моя одноклассница. Ответы на экзамене отличаются от верных научных ответов. А в ЕГЭ по химии встречаются формулы веществ из университетских учебников».
«Я боюсь. Мы все боимся. У нас нет шансов без репетиторов. Но также у нас нет денег, чтобы оплатить всех репетиторов. У нас нет столько времени, чтобы получать аттестат в школе, подготовиться и сдать ЕГЭ на высокие баллы. Вы ставите невыполнимые задачи».
Будьте добры, поощряйте учителей
Большинство школьников сопереживают учителям, оценивают их труд как тяжёлый и попросили бы у Министра просвещения улучшить условия работы педагогов. Например, дополнительный выходной “потому что им гораздо тяжелее проверять задания онлайн, чем в школе”». А вот, что еще:
«В российском образовании не хватает финансирования. Учителя должны зарабатывать больше, чтобы не быть обременёнными размышлениями о финансовой составляющей их жизни».
«Справедливые зарплаты, которых достойны учителя. Я считаю, что самой важной профессии в мире платят очень мало, в колоссальном большинстве школ».
«Здравствуйте, у меня к вам просьба. Будьте добры, поощряйте учителей, которые ходят в школу в минус 40 и тех, кто в зоне риска заболеваемости».
«Хватит нагружать учителей, так как у них не остаётся времени на занятия с учениками. Мало того, что редко получается задать вопрос вне урока, так и на уроке им часто приходится заполнять кучу бумаг».
«В моей школе много прекрасных педагогов, которые вместо полного погружения в обучение нас вынуждены заниматься различными отчётами».
Никому не нравится падающая с крыши штукатурка
Самые многочисленные просьбы также касались ремонта зданий школ и улучшения материально-технической базы — особенно оснащения кабинетов физики, химии и обновления спортивного инвентаря.
«Ремонт. Никому не нравится падающая с крыши штукатурка и облезлые стены столовой. Мы сейчас стараемся своими силами, участвуя в различных акциях, накопить на ремонт, но этого явно недостаточно»
«Почините нам школу. Она разваливается. Я живу в небольшом городе Смоленской области. У нас совсем не так, как в Москве. Такое ощущение, будто мы — другой мир. Если можно, то я бы попросила еще набор костюмов. Объясню. В нашей школе есть команда волонтеров-активистов ( я в неё вхожу тоже), которые проводят для деток из начальной школы всякие разные мероприятия, сценки, праздники. Но где нам брать костюмы? Мы их делаем сами, но получается не слишком празднично. Нет того азарта. Приходится догадываться, кто ты такой есть в костюме, который сшил своими руками. Спасибо».
Исследование проводилось с декабря 2020 по январь 2021 года. Несовершеннолетние респонденты проходили опрос с разрешения своих родителей или опекунов.
Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.
Подписаться