• Главная
  • Разное
  • Учитель должен учиться воспринимать мир так же, как «другой» ребенок в его классе
Назад К другим статьям
#Учиться #Жить

Учитель должен учиться воспринимать мир так же, как «другой» ребенок в его классе

Учитель должен учиться воспринимать мир так же, как  «другой» ребенок в его классе Учитель должен учиться воспринимать мир так же, как «другой» ребенок в его классе
#Подборки #Читателям

25 сентября, 00:00

Статья подготовлена с участием эксперта:

Мы продолжаем публикацию интервью со специалистами, которые связали свою жизнь с «другими» людьми.  В ноябре на базе московской школы №1998 при поддержке некоммерческого партнёрства «Лига образования» и Всероссийского интернет-педсовета пройдет Осенняя инклюзивная школа. Наш гость - один из организаторов школы, куратор инклюзивного образования ГБОУ Школа №1998, специалист по нейропсихологии  Элина Шохина

— Слово «инклюзия» сегодня знакомо каждому учителю. И все же, что оно означает применительно к обычной массовой школе?

— В первую очередь, это системный подход в организации деятельности общеобразовательной системы в целом. Инклюзия в школе касается всех участников образовательного процесса: детей с ОВЗ и их родителей, нормально развивающихся обучающихся, и членов их семьи, учителей, специалистов образовательного пространства, администрации, педагогов дополнительного образования. Инклюзия в школе это, в первую очередь, не только создание специальных условий для обучения и воспитания ребенка с ОВЗ, но и обеспечение взаимопонимания как между педагогами (специалистами в области коррекционной и общей педагогики), так и между обучающимися с ОВЗ и их здоровыми сверстниками. Инклюзия в массовой школе позволяет максимально ребенку с ОВЗ социализироваться и адаптироваться к реальной жизни. В основе практики инклюзивного обучения в массовой школе лежит идея принятия индивидуальности каждого отдельного обучающегося и, следовательно, обучение должно быть организовано таким образом, чтобы удовлетворить потребности каждого ребенка. И здесь мы уже выходим за рамки, ограничивающие инклюзию только по отношению к детям с ОВЗ.

Сегодня инклюзивное образование может быть применимо к каждому обучающемуся в соответствии с его познавательными возможностями, адекватной его здоровью среде, месту жительства. 

 

— Какими техническими, кадровыми, образовательными ресурсами должна обладать каждая образовательная организация, чтобы любой ребенок с нарушениями здоровья смог обучаться в обычном классе?

— В первую очередь, это специальная подготовка педагогического коллектива: педагогические работникиобразовательной организации должны знать основы коррекционной педагогики и специальной психологии, иметь четкое представление об особенностях психофизического развития детей с ОВЗ, методиках и технологиях организации образовательного и реабилитационного процессов для этих детей, так как именно учитель является ведущим специалистом: пишет индивидуальную образовательную программу для конкретного ребенка, согласовывает ее со специалистами, родителями, корректирует в процессе обучения. Школа должна предоставить для сопровождения ребенка с ОВЗ специалистов (согласно заключению ЦПМПК, ИПРА): педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, (тифло, сурдо педагоги) учителя ЛФК, тьютора, врача.

Необходимым условием организации успешного обучения и воспитания детей с ОВЗ в школе является создание адаптивной среды (лифты, пандусы, подъемники, перила, опознавательные знаки), использование современных информационно-коммуникативных технологий.  И, конечно, в школе необходимо наличие специальной учебной литературы.

Педсовет — сообщество для тех, кто учит и учится. С нами растут профессионалы.

Хотите успевать за миром и трендами, первыми узнавать о новых подходах, методиках, научиться применять их на практике или вообще пройти переквалификацию и освоить новую специальность? Всё возможно в нашем Учебном Центре.

На нашей платформе уже более 40 онлайн-курсов переквалификации и дополнительного образования.

Смотрите

— Что, на ваш взгляд, должен знать, уметь учитель, в классе которого учатся «другие» дети?

В первую очередь, учитель должен принять другого ребенка, ребенка с ОВЗ со всеми его особенностями. Он должен быть готов к тому, что надо будет постоянно учиться. Не только профессионально, но и учиться воспринимать мир так, как это делает «другой» ребенок у него в классе и учить этому остальных детей.

Возможно ему придется отстаивать интересы «другого» ребенка перед сообществом родителей, в классе которого учится такой ребенок. Учитель должен уметь применять методики преподавания, знать психологические особенности детей, способы индивидуального подхода. Он - главный и ведущий специалист в этом процессе.

— Как специалист- практик, в чем вы видите проблемы инклюзивного образования в школе? Как они решаются в вашей школе и есть ли проблемы, которые решить нельзя?

— Прежде всего, это недостаточная подготовленность педагогических кадров, работающих по модели инклюзивного образования. Учителя в массовой школе, которые никогда не сталкивались с особенностями обучения детей с различными проблемами здоровья, часто не владеют необходимыми знаниями, приемами и методиками специального образовательного процесса, даже несмотря на то, что прошли курсы повышения квалификации. Не секрет, что курсы повышения квалификации дают только поверхностные представления о проблеме. Невозможно получить полноценные знания за 72 или 144 часа при условии колоссальной загруженности современного учителя. Это - как заочно пообедать В итоге учителя не имеют необходимой квалификации, опыта для коррекции имеющихся у ребенка нарушений.

Очень часто за инклюзией для детей с ОВЗ мы забываем о правах детей с сохранным здоровьем.

Проблемы в поведении ребенка с ОВЗ (кричит, выкрикивает, громко поет на уроке) могут препятствовать нормальному усвоению знаний всего класса. Инклюзивное образование не должно идти в ущерб остальным участникам образовательного процесса.

— Элина Борисовна, вы - специалист в области нейро-йоги. Для образовательных организаций это достаточно редкое явление - занятия по нейро-йоге. Расскажите, зачем они нужны и как проходят в вашей школе.

— Нейропсихологической диагностикой и коррекцией с детьми я занимаюсь уже более 15 лет. Нейро-йога это одно из направлений, разработанных Кузнеченковой С.О. Программа включает в себя коррекционные нейропсихологические программы Ж.Глозмана, Т. Ахутиной, метод замещающего онтогенеза А. Семенович, Б. Архипова, метод снятия стресса через телесно-ориентированные методы, Г. и П Деннисона. Упражнения неро-йоги направлены на дыхание, развитие межполушарной связи, улучшение зрительного и слухового восприятия, владения своим телом, мыслительные функции, внимание, релаксация. Я подбираю и строю программу для каждого ребенка с учётом особенностей его развития, исключая упражнения, которые ребёнку противопоказаны или, если в силу индивидуального развития ребенок не может их выполнить.

Получается такой синтез образовательной и специализированной коррекции. Он в полной мере оправдал себя за все время моей работы.

— Чем Осенняя школа будет полезна для учителей? Что они смогут вынести конкретно для своей работы?

— В рамках школы пройдут мастер-классы учителей, которые имеют достаточный опыт работы с  детьми с ОВЗ как в основном, так и в дополнительном образовании. Мы пригласили специалистов, которые расскажут, как составлять адаптированные образовательные программы. Отдельный мастер-класс пройдет для психологов. Я очень надеюсь, что участие профессионалов в работе Осенней школы даст учителям и всем участникам бесценный практической опыт работы и желаю всем отличного настроения, сил, терпения, радости от работы! Чтобы всё получалось и успевалось!

Интересна тема инклюзии и коррекционного образования?

Примите участие в Осенней школе Всероссийского интернет-педсовета