Фотографии: Depositphotos / Иллюстрация: Юлия Замжицкая
Сторителлинг — набирающая популярность методика преподавания — в России еще остается в области педагогических экспериментов. Литературы о создании образовательных историй не так много, и практиков, у которых поучиться, тоже придется поискать. Светлана Исаева, студентка РГПУ имени А.И. Герцена, преподаватель математики и исследователь сторителлинга, делится своим опытом погружения в новую методику и дает советы начинающим.
Случайное знакомство
О сторителлинге я узнала случайно. Прошлой весной мне предстояло писать диплом на кафедре психологии, но тема, предложенная научным руководителем, мне не нравилась. Когда я искала альтернативные варианты, выяснилось, что декан ищет студента, который хотел бы написать ВКР о дистанционном обучении, а именно — о сторителлинге. Она рассказала мне о платформе EdStories и предложила практическую часть сделать в виде сценария для интерактивного урока. Это показалось мне интересным: формат историй позволял учиться в современном ритме, как будто листая Instagram, и идеально подходил для детей. Я согласилась, и вместе с куратором мы стали придумывать сценарий к уроку о связи музыки и математики.
Метод проб и ошибок
Участие в этом проекте было для меня экспериментом, и учиться всему приходилось в процессе.
Выяснилось, что моя тема — связь музыки и математики — очень сложна для объяснения, потому что у нее оказалось три основы: математическая, музыкальная и биографическая. Поскольку в моей истории рассказывалось про связь нот и дробей, то в теоретической части необходимо было, во-первых, объяснить, что такое числитель и знаменатель, а во-вторых, что такое ноты, такт и длительность. Непротиворечиво упаковать весь массивный объем теории в лаконичные блоки было непростой задачей.
Выбор «связующего звена» для всех частей истории — в нашем случае им выступал музыкант — также был нелегким. Несколько раз пришлось менять композиторов. Сначала сценарий был посвящен современной музыке, но для изучения математики лучше подходила классика, и я выбрала Шуберта. Однако в его биографии не нашлось достаточного количества комичных ситуаций или ярких подробностей, необходимых для увлекательной истории. В итоге выбор пал на Моцарта, биография которого обросла легендами.
В целом работа над сценарием длилась четыре-пять месяцев. К единой сюжетной линии мы пришли не сразу. Первоначальный вариант напоминал произвольную комбинацию разрозненных блоков. Элементы композиции удалось выстроить с помощью героя — Моцарта, хотя все равно несколько раз приходилось кардинально менять план, чтобы добиться стройности изложения. Мы двигались методом проб и ошибок, и я сделала для себя несколько методических выводов, которые помогут начинающим избежать трудностей.
Принципы хорошего сценария
1. Прочная методическая основа.
В первую очередь, стоит выбрать одну базовую линию, на которую будет «нанизываться» вся сопровождающая информация.
2. Ориентация на методический план урока.
В истории должны воспроизводиться все стандартные элементы урока: организационный момент, повторение пройденного материала, разбор новой темы. Например, в моем случае ребята изучали сложение дробей с одинаковыми знаменателями. Поэтому требовалось, чтобы они сначала повторили, что такое дробь, числитель и знаменатель.
3. Целостность и динамичность.
Нужна единая сюжетная линия, которая скрепит части истории воедино. В моем сценарии ею стала жизнь Моцарта — почти в каждый блок включены микроистории из его биографии. При этом я отбирала самые интересные факты, чтобы ученики не скучали.
4. Лаконичность.
Детям сложно воспринимать тяжеловесные теоретические выкладки, и большое количество текста на экране будет выглядеть громоздко. Мне пришлось сократить текст сценария по максимуму, оставив только самое нужное. Чтобы у учеников была возможность глубже изучить материал, к наиболее объемным и сложным блокам я добавила гиперссылки.
5. Интерактив
Хорошая история цепляет тем, что вовлекает зрителя. Например, в своем сценарии я рассказываю, что у Моцарта была феноменальная память, и предлагаю ответить на вопрос, смогут ли ребята запомнить длительность нот, музыкальные термины. То есть обращаюсь к ученикам, делая их участниками истории, а не просто наблюдателями.
6. Юмор
Шутки разбавляют сложную теорию и просто дают отдохнуть. Например, герой моей истории, Моцарт, не отличался пунктуальностью и дописал увертюру к «Дон Жуану» в день премьеры. Портрет композитора я сопроводила подписью «Все еще переживаешь из-за своей прокрастинации?».
С одной стороны, это просто шутка, с другой — обращение к жизненному опыту учеников, которых часто упрекают в лености. На примере Моцарта я обращаю внимание на то, что непунктуальность не помешала ему стать великим человеком. Лень, как правило, связана с тем, что детей не удалось достаточно заинтересовать. А если добавлять в урок юмор, сделать это будет гораздо проще.
Жизнь после эксперимента
Несмотря на то, что сторителлинг не был для меня абсолютно новой техникой, мы с учениками заметили, что после участия в проекте мой способ преподнесения информации изменился.Теперь я говорю более конкретно, четко и ясно. Мы десятки раз переписывали формулировки в сценарии, добиваясь идеальной точности, и теперь у меня получается лаконично преподносить учебный материал.
Сторителлинг я стала использовать в ситуациях, когда нужно опережать программу учебника. Его можно сочетать с технологией перевернутого урока, когда новая тема дается ученикам для самостоятельного изучения, а затем закрепляется на занятии. Мои ученики давно знакомы с платформой EdStories, и разбирать новый материал дома для них не сложно. Релиза моей истории они тоже ждут с интересом.
Сейчас у меня появилась идея сделать новый сюжет о пространственном мышлении для пятого-шестого класса. Это возраст, когда дети наиболее восприимчивы к таким задачам. С точки зрения педагогики, это очень интересно, надеюсь, что уже скоро я найду время, чтобы начать работу.
Читайте также:
Дойти до конца истории: сторителлинг как метод обучения
Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.
Подписаться