Чем проще, тем лучше: принципы визуальной истории

Как выстроить эффектную историю для рассказа ученикам и какие принципы нужно знать при ее оформлении, рассказывает Игорь Буряковский, дизайнер образовательной платформы EdStories. Интересно, что он имеет не только большой опыт в дизайне, но и в стендапах — юмористических шоу, где необходимо импровизировать и вступать в контакт с публикой.

Универсальная схема истории

В популярной книге «Библия Стендапа» автор дает универсальную схему шутки: предпосылка — отыгрыш — микс — смешной отыгрыш микса. По сути, это как экспозиция, завязка, кульминация и развязка, но в кульминации присутствует неожиданный поворот — микс — который цепляет слушателя и подготавливает смешной финал.

«Трудно быть безработной актрисой (экспозиция). Когда я прихожу на вечеринку, и люди узнают, что я актриса, они всегда спрашивают: «О, я мог вас видеть в какой- то постановке?» (завязка). Задают ли такие вопросы сантехникам? (кульминация-микс) «О, так вы сантехник? Я мог видеть какую-нибудь из прочищенных вами труб?» (развязка).

В сторителлинге, когда вы преподносите материал в виде истории, работает тот же принцип. Вместо шутки просто делается неожиданный и запоминающийся поворот в рассуждении. Так можно объяснить, например, свойства прямоугольных треугольников: объясняем, что это за фигура (экспозиция), потом можем спросить, с чем ассоциируется эта фигура у учеников (завязка), а после — почему греки связывали ее с водой и небом (кульминация-микс), и отвечаем: в этом треугольнике древние греки видели в перенесенную на небо богами дельту реки Нила (запоминающаяся развязка). Можно быть уверенным, что так свойства прямоугольного треугольника ученики запомнят надолго. 

В EdStories мы тоже подаем материал с помощью ярких, близких ученикам примеров или запоминающихся метафор, ведь интереснее разобрать математическое правило или биологический закон не сам по себе, а на примере полетов в космос или истории империи Инков. А прямоугольный треугольник наши пользователи изучают в контексте истории древнего мира.

Но «упаковкой» знаний в проекте занимаются сценаристы, а моя команда отвечает за другую важную сторону продукта — визуализацию.

 Дзен визуализации

Мы делаем динамичные, анимированные истории, которые завоевывают внимание учеников. Проживать сюжет интереснее в хорошей компании, поэтому у нас есть постоянные мультяшные персонажи с индивидуальным характером и подходом к решению проблем, которые возникают на их пути. Они переходят из истории в историю, и вместе с ними дети изучают строение цветка, артикли в английском языке, свойства химических элементов. Истории насыщены сюжетно и визуально, и важно найти оптимальную скорость смены графического ряда, чтобы не перегрузить зрителя. Новые дизайнеры, которые приходят в команду, часто совершают одну и ту же ошибку: в пять секунд звукового сопровождения пытаются вместить максимальное количество картинок. Но темп повествования должен быть невысоким, и одно изображение должно быть на экране минимум 5 секунд.

Эта распространенная ошибка встречается и у педагогов, ведь они теперь тоже создатели образовательного контента, но не всегда интуитивно чувствуют правила, по которым он создается. Например, есть сформировавшееся убеждение, что хорошее визуальное сопровождение должно быть пестрым и ярким, как открытки из 2000-х. Но это в корне не верно: лучше воспринимаются спокойные, холодные тона, минимальное количество изображений, простой шрифт. 

Вообще почти половина успеха в мультимедийной истории заключается в правильно подобранной или нарисованной картинке, которая иллюстрирует материал. Хорошо, когда изображение само по себе привлекает внимание, яркое, но при этом не кричащее. Важно иметь в виду, что картинка не обязательно должна буквально иллюстрировать слова лектора, произносимые в момент ее появления. Она может демонстрировать связь с предыдущим изображением и подчеркивать именно развитие сюжета истории. 

Даже поиск уже готовой картинки в интернете требует грамотного подхода. У нас в команде этим занимаются отдельные ребята. Кроме высокого разрешения, фактической достоверности, оригинальности, готовое изображение должно соответствовать еще и возрастным ограничениям. Недавно мы подобрали изображение из недавнего фильма с Робертом Паттисоном, но он оказался с маркировкой «16+», и сценаристы «зарезали» фото.

Кто ищет, тот найдет

Учителям тоже приходится искать изображения для своего цифрового контента, поэтому делюсь несколькими лайфхаками, где найти хорошие готовые картинки.

Много изображений в хорошем качестве можно найти на Википедии, но если подходящих не обнаруживается, можно просто поменять слева язык статьи, и с большой вероятностью вы найдете новые картинки вместе с новым переводом.
Для образовательного контента хорошо подойдет сайт со стоковыми изображениями Alamy. В отличие от похожих хранилищ (iStock, Depositphotos и проч.). Там много материалов научных: схем, таблиц. Есть много сканов старых картин и исторических карт. Но Alamy — это платный сервис, и стоимость некоторых изображений может доходить до 600 долларов.

Иногда, чтобы избежать лишних затрат можно более хитро использовать поисковые системы. Например, если вы введете свой запрос на английском или французском языке, в выборке появятся другие научные изображения, загруженные людьми из других стран, которые вы не увидите, используя русский.


Но если у вас нет времени на долгие поиски материалов и создание своего контента, вы можете использовать готовые интерактивные истории EdStories, над которыми вместе с командой дизайнеров трудятся профессиональные сценаристы, методисты и преподаватели.

 

Не хотите пропустить публикации по этой теме? 

Подписаться на канал 
«Сторителлинг»

Партнерский материал 
Дизайн, архитектура
Вам будет интересно:

Комментарии (0)