Недавно в московских магазинах появилась в продаже учебная программа, составленная на основе нового образовательного стандарта Российской академией образования. Обнаружилось, что школьники не будут больше изучать Куприна, Лескова, Алексея Толстого, Астафьева и Вампилова — их заменят Улицкая, Пелевин, Аксенов и Домбровский с Маканиным. Специалисты оплакивают классиков, клянут современников и настаивают на непреходящем значении советской литературы. Проводником читателей COLTA.RU в запутанный мир ФГОСов двух поколений, кодификаторов, спецификаций и образовательных парадигм выступает МИХАИЛ ПАВЛОВЕЦ, заведующий кафедрой русской и зарубежной литературы и методики Института гуманитарных наук МГПУ, кандидат филологических наук, доцент, автор множества научных и научно-методических публикаций по истории и теории русской литературы и методике ее преподавания, член авторских коллективов шести учебников по литературе для школы и вуза.
«Отгремев, закончились бои»?..
Новый Федеральный государственный образовательный стандарт для старшей школы — 10—11 классов (так называемый ФГОС) был принят в июне 2012 года, то есть чуть более полугода назад. Приказ о его утверждении подписывался министром образования Андреем Фурсенко в последний месяц его работы на данном посту и стал своего рода подарком уходящего начальника всего российского образования тому, кто должен был занять его неостывшее кресло. ФГОС для старшей школы — заключительный в серии: до этого в декабре 2010 года был утвержден ФГОС для общей средней школы (5—9 классы), а в октябре 2009 года — для начальной. Подготовка первого из этих документов прошла в атмосфере почти полного безразличия, но публикация уже вызвала волну народного гнева. К счастью, сквозь шум различались и (единичные) голоса конструктивных критиков, которые, в частности, были возмущены неприкрытым продавливанием через стандарт «Основ православной культуры».
Этих голосов стало еще больше, когда был опубликован проект Стандарта для основной школы, который унаследовал не одну родовую травму предшественника и подразумевал собою, к тому же, резкое сокращение доступности среднего образования. Возмущение общественности, а еще более — готовность отдельных ее представителей предлагать конкретные меры по улучшению дали определенные позитивные результаты. Они, в свою очередь, воодушевили экспертов на проявление пристального внимания и к заключительной части Образовательного стандарта. Проект в результате дважды отправлялся на доработку. Cменились за это время и основные его разработчики. Одновременно ФГОСы для начальной школы начали внедрять в учебный процесс — и прямо по ходу внедрения править. В нынешнем году подросшие на Стандартах второго поколения учащиеся перейдут в среднюю школу, где их уже готовятся принять учителя-предметники, в спешном порядке, без отрыва от производства, осваивающие новые требования к подготовке школьников, а также написанные в соответствии с этими требованиями программы и учебные планы. Монопольно утвердиться в образовании новые Стандарты должны к 2020 году, когда по ним отучится первое поколение школьников — и можно будет оценить (при помощи пресловутого ЕГЭ), что получилось. Годы эти не обещают быть легкими ни для педагогического сообщества, ни для его подопечных, ни для чиновников от образования.