Фото depositphotos
На этой неделе президент подписал закон, касающийся дистанционной работы. Актуальность внесения изменений в Трудовой кодекс назрела в период пандемии, когда только в Москве порядка 30 процентов сотрудников перевели на удаленку. Самой главной в поправках стала глава о том, что работник не может отказаться от дистанционки, а его права способны отстаивать только профсоюзы. Об этом рассказывает юрист Татьяна Зверева.
Закон «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части регулирования дистанционной работы и временного перевода работника на дистанционную (удаленную) работу по инициативе работодателя в исключительных случаях» еще в ходе чтений наделал много шума. Быстрый перевод на удаленку вызвал множество спорных моментов — с увольнением или режимом работы. Лишь ко второму чтению удалось достичь компромисса, устроившего и работодателей, и профсоюзы. Восьмого декабря закон подписал президент.
В нем четко описан порядок временного перевода работника на дистанционную. Такое возможно только в исключительных случаях: катастрофы природного или техногенного характера, аварии на производстве, несчастного случая на производстве, пожара, наводнения, землетрясения, эпидемии или эпизоотии, а также случаев, которые бы ставили под угрозу жизнь или нормальные условия жизни всего населения.
Пандемию коронавируса признали исключительным случаем. На дистанционку по закону теперь могут отправить государственные власти или органы местного самоуправления. Согласия учителя при переводе теперь не потребуется. Достаточно лишь инициативы работодателя. При этом, в трудовой договор не будут вноситься изменения, а заработная плата не уменьшится.
Все нюансы удаленной работы должны быть описаны в локальном акте — от режима работы до сроков временной дистанционки. Перед составлением этого документа администрация школы должна договориться с профсоюзом по каждому пункту. Там могут быть описаны вопросы, кто будет оплачивать электричество на удаленной работе, кто предоставит компьютер или электронные программы для обучения. Как показывает практика, профсоюзы без всяких трений соглашаются со всеми условиями администрации, и вряд ли, затраты на свет станут бременем администрации школы.
Один любопытный момент: организация, отправляющая своих сотрудников трудиться из дома, должна обеспечить их необходимыми «для выполнения трудовой функции» оборудованием и гаджетами, или компенсировать расходы на них.
Если администрация школы не может, к примеру, купить компьютер или заплатить за интернет, тогда, время без работы считается простоем, и оплачивается как не менее две третьих тарифной ставки (оклада). Режим рабочего дня также обговаривается с профсоюзом и указывается потом в акте. Поэтому, если завуч напишет в десять часов ночи, то сотрудник не обязан отвечать на это сообщение. Каждый сотрудник должен ознакомиться с этим актом и описанными в нем правилами дистанционки, по электронной почте, а затем прислать уведомление о прочтении письма.
Но в школе работают не только учителя. Уборщицы и работники кухни, например, не могут отправить на удаленку. В этом случае, это время признается простоем и оплачивается не менее две трети тарифной ставки (оклада) пропорционально времени простоя. Больший размер оплаты, в том числе и учителей, может быть предусмотрен коллективным договором, соглашениями и локальными нормативными актами работодателя. Если вдруг учитель, находясь на временной удаленной работе заболел, то он обязан направить в школу оригинал листка нетрудоспособности по почте заказным письмом с уведомлением либо представить сведения о серии и номере электронного листка о нетрудоспособности. Согласно новым поправкам, если учитель пропадает с радаров на два дня без объяснений, то его могут уволить. Для сравнения, в реальном, а не удаленном режиме, увольняют за отсутствие на рабочем месте в течение четырех часов.