9-го июля состоялась встреча министра О.Васильевой с участниками форума «Территория смыслов на Клязьме» (видео https://vk.com/videos-89015898). Тема встречи звучит странновато, как наспех сочиненная (отредактированная): «Доверие населения — новый вызов современного социума». Как-будто доверие населения (если бы оно было) мешает работать правительству. Но смысл понятен: правительство в целом и Минпрос в общем-то понимают, что доверия общества к ним нет. Но эта статья не об этом, а о другом.
В своем выступлении О.Васильева в числе множества вопросов затронула и такой: почему у школьников пропадает к 9-му классу мотивация к обучению? Нет, поначалу, в начальной школе, все, по ее мнению, отлично, мотивация чудесная, дети показывают прекрасные результаты по тестах PIRLS. Но потом, после 4-го класса, почему-то все становится хуже и хуже, и к 9-му классу мотивация — ниже некуда, а результаты тестов PISA — на уровне африканских стран. Можно, конечно, ругать методику PISA (излюбленный конек некоторых комментаторов), но ругай — не ругай, а финские или, скажем, сингапурские школьники стабильно показывают в этих тестах высокие результаты, а российские — низкие. Так вот: почему?
Уже само то интересно, что до О.Васильевой через беспросветный министерский официоз и бюрократизм, наконец, донеслось дыхание реальности.
Этот вопрос, «почему», О.Васильева задала участникам форума «Территория смыслов» и получила 4 варианта ответов:
1) влияние экзаменов (страх перед ними);
2) усталость школьников от однообразия форм обучения;
3) неучастие детей в организации школьной жизни, отсутствие обратной связи, возможности выбора;
4) человеческий фактор (учителя-демотиваторы).
В Российской Академии Образования, ее вице президент В.Болотов (его иногда называют «отцом» ЕГЭ), видит корень бед нашей школы в оценках. Он считает, что их — 2,3,4,5 — слишком мало, надо узаконить минусы и плюсы, а еще лучше перейти к 12-балльной системе (как с 2000-х годов на Украине), или хотя-бы к 10-балльной (как в Белоруссии или Италии). Хотя, в разных странах мира применяются самые разные и, порой, странные системы школьных отметок. Например, в Дании долго была 13-балльная система, в ходе реформы 2007 года из исходной 13-балльной системы выкинули «ненужное» и, тогда, получилось семь оценок: «12», «10», «7», «4», «02» и два «неуда»: «00» и «-3».
Их этого мы можем сделать вывод, что усовершенствование пятибалльной системы оценок, которое сейчас продвигает В.Болотов, если и поможет, то очень кратковременно, пока новый набор отметок не станет формальностью.
На наш взгляд — это не ответ. Причины демотивации школьников в российской «государственной» школе несколько более разнообразны и глубоки, их 1000 и 1 штука и это разноуровневая система.
Есть среди них простые причины, методического уровня, которые — издал приказ — и они буду устраняться, есть причины более сложные, которые относятся к социальному слою проблем, тут потребуется серьезная перестройка финансовых потоков в бюджетной сфере, есть и причины, связанные с ментальными ограничениями, с которыми придется бороться солдатам пера и кино- (видео) камеры…
Одна из самых простых причин демотивации школьников, лежащих на поверхности, — это оценочность, не сами оценки, а то состояние дел, когда учитель поставил какую-то отметку ученику, и считает свою работу выполненной. Оценка оказывается скорее наказанием или поощрением, чем несет какой-то педагогический смысл. Демотиваторами являются и проблемы со справедливостью при выставлении отметки, и функциональность отметки: вот ее поставили, и что дальше? Ответственность за конечный неформальный результат обучения из-за отметок не несет ни учитель, ни школа. Они ожидают, что вот отметка поставлена и дальше должны подключаться родители, репетиторы и прочие, кому не лень. А результат обучения в школе становится формальным — это отметка, а не реальная способность применять знания в практической деятельности.
В итоге интерес к изучаемому предметному содержанию подменяется отметкой (2, 3, 4, 5), которая отображает всю гамму мыслей, действий, ценностей, поведения и даже внешнего вида ученика и отношения к этому всему учителя. Отметки стали символом веры и главным ориентиром как российской педагогики, и системы образования, так и родителей, общества в целом. Смысл учиться для школьника состоит в том, чтобы получать отметки повыше, любой учитель, как и администратор от образования, без отметок обходиться не может ни дня как пастух без кнута, впрочем, как и родители, которые без отметки не знают, награждать или наказывать, любить или ненавидеть своего ребенка конкретно сегодня. Словом, отметка, это кислород образования.
Но вот в первых классах многие учителя и школы воздерживаются от отметок. Это один из рецептов успешного обучения Ш. Амонашвили. Ведь можем, когда захотим! Оказывается, это вполне реализуемо, когда детское сознание и мотивация еще не замутнены формальными отметками, и дети учатся, потому что им еще интересен мир, в который они попали. А раз это возможно, есть смысл продолжить эту практику дальше, во 2-м, 3-м, а там, глядишь, так до 11-го класса. Ведь мы, взрослые, как-то обходимся без отметок в нашей взрослой жизни, не говорим же, что «у нас правительство на троечку», «но президент — молодцом, на отлично», «а в целом жизнь в стране получается на четыре с минусом».
Короче, нужно отказываться от оценочности как таковой, от формализма. Ну, или, как промежуточный этап, переходить к датской системе, когда каждая оценка (отметка) — это не формальный ярлык, поощрение или наказание, а педагогический рецепт, что с ребенком делать дальше…
Но отметки — это только первая и самая простая причина демотивации к обучению. Другие, более фундаментальные и не лежащие на поверхности причины — в следующих выпусках «очевидное-невероятное».
Подписаться на канал автора, Александра Могилева
Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.
Подписаться