Людмила Путина и ее дочери оценивают сегодняшнее образование России

Людмила Путина и ее дочери оценивают сегодняшнее образование России

Людмила Путина в частности заметила:

"Мне не хотелось бы говорить сейчас безапелляционно. Думаю, надо спросить у ученых, работающих в сфере педагогики, психологии, нейро- и психофизиологии, а им есть что сказать. Они тоже считают, что сейчас нагрузка на детей действительно зашкаливает. Но слишком снижать ее нельзя, ведь мозг ребенка должен развиваться, и поэтому определенная нагрузка нужна. Но мозг имеет свои пределы, и эта нагрузка не должна быть чрезмерной. Нужно скорее говорить о частичном ее снижении, о перераспределении оставшейся, иначе выстроить систему подачи материала. До сих пор же в большинстве наших школ осталось все так, как было в советские времена. Однако объем информации с тех пор многократно возрос и представляет сейчас огромный, неуправляемый поток. Есть у нас в стране, правда, около двух тысяч «Школ сотрудничества». Наверное, у них другой подход, я надеюсь.

Государство - через школу - должно помогать нашим семьям в воспитании детей. Тем более что родители платят государству налоги. Поэтому чиновники в образовании, и не только - они обязаны прислушиваться к мнению родителей, учащихся. Этого же не происходит. Ведь никто не слушает детей! Вот я сегодня, готовясь к этому интервью, со своими детьми разговаривала, Катей и Машей, им 20 и 21. Я говорю: «Девчонки, что бы вы в нашей школе изменили?». На первое место они поставили, конечно, полное отсутствие в нашей школе (а дочери учились и в немецкой, и в российской) уважения к учащемуся. К мнению ребенка, к его индивидуальным способностям: может - не может, успевает - не успевает, испытывает стресс или нет...  Они, кстати, сказали, что это, собственно, проблема не только школы, а и всего нашего общества, что у нас в России слово «ребенок» переводится порой как «глупый». Он не знает, чего ему надо, на что он имеет право. А родители все знают за него: в какую школу он пойдет, должен он читать или нет, сидеть ли ему за компьютером, какой выбор сделает ребенок после школы, в какой вуз пойдет... Конечно, речь идет не обо всех учителях и родителях. Я бы очень не хотела, чтобы кто-то обиделся за, может, чересчур резкие оценки. Ведь часто у родителей выбора нет, в какую школу ребенка отдать, а у учителей нет возможности наладить хороший учебный процесс.

Вторая по важности, на взгляд наших девочек, проблема - очень высокий стресс на экзаменах. Дочери привели пример: в немецкой школе они сдавали экзамен - он длился шесть часов. Учителя подходили, психологически поддерживали, приносили чай из буфета, бутерброды... - то есть педагоги как бы на стороне учащегося, сотрудничают с ним, не создают ему дополнительного стресса.

В нашей школе тоже есть такие учителя. Но в общем и целом атмосфера другая - ребенка запугивают экзаменом: вот, смотри - ты экзамен не сдашь! Да мне сами родители такое рассказывали!

И еще мне Катя и Маша рассказали о том, что, когда они учились в школе, всем ученикам очень хотелось, чтобы они тоже были включены в процесс обучения и чтобы их тоже спрашивали: как удобно учиться, а как неудобно, что усваивается легко и что тяжело. А у нас в школе часто никого не интересует, успел ученик - не успел, усвоил - не усвоил. Понимаете? Мы говорим: школа равных возможностей. На самом деле - школа равных требований. Не успел - двойка, успел - пятерка.

Третий момент - мои дочери назвали его «очень важным» - изменение системы оценок. То, о чем мы, взрослые, все время говорим, но пока не делаем. Для них важно было бы, чтобы из оценочной системы «учитель - ученик» был убран личностный фактор, чтобы была объективность, чтобы у ученика тоже были права на оценку такие же, как у учителя. Чтобы были какие-то критерии, правила, при которых ученик может оспорить оценку. Не просто подойти: а зачем вы мне двойку поставили? А оспорить эту оценку на каких-то основаниях. Надо убрать вот этот личностный фактор «приязни - неприязни». Вообще много что еще надо сделать...

А теперь - о вузах. Как вы, наверное, знаете, Катя и Маша окончили первый курс Санкт-Петербургского госуниверситета. Наши дочери, когда поступали туда, очень готовились, очень хотели учиться.

Вообще-то они мне сказали, что считают нашу систему образования очень сильной. Они просто говорили о том, что вот им, студентам, хотелось бы, чтобы она не была бы такой хаотичной, а стала бы более выстроенной. Потому что сегодня они ощущают абсолютный перегруз, поток информации такой огромный, что студенту приходится просто выживать в этом потоке. Есть только изматывающий марафон: от сессии к сессии, от сессии к сессии! И даже мне, как матери, пришлось им сказать: «Вы поймите, задача студента - сдать сессию». Объем, поток информации такой, что получить удовольствие от освоения знаний невозможно. Вообще, я считаю, надо всерьез браться за все эти проблемы. Может быть, опросить заинтересованные группы - и школьников, и студентов, и родителей, и педагогов, психологов детских: как упорядочить наше сильное и мощное образование? Вопрос только в том, кто соберет и систематизирует эту информацию?"

Интервью полностью »

Аналитика
Вам будет интересно: