Фотографии: Depositphotos / Иллюстрации: Юлия Замжицкая
Учителя истории часто жалуются на единый подход к изучению их предмета — нельзя использовать разные учебники, нужно ориентироваться на государственную линию. Это отбивает у детей желание учиться и мешает им усвоить настоящее историческое мышление. Александр Могилев, доктор педагогических наук, профессор, директор Монтессори-школы «Алиса» (г. Воронеж), рассуждает о том, почему в современной школе сложно изучать историю и как это исправить.
История или пропаганда?
История — предмет идеологический и патриотический. С его помощью власти стремятся повлиять на подрастающее поколение, создать у него впечатление о своем всесилии и безальтернативности с одной стороны, и о заботливости и эффективности — с другой. Исторические события подвергаются оценке и переоценке: одни из них раздуваются и превозносятся, несмотря на местечковый масштаб и значение, другие — наоборот, замалчиваются и искажаются, если характеризуют власти в невыгодном свете.
Подобного рода лакировка истории случается не только в России. Любители приукрасить свое мировое значение и огромный вклад в развитие отсталых народов есть во многих странах. Однако в России коррекция истории в угоду правящей элите всегда имела катастрофические и патологические масштабы. Еще Петр Первый уничтожал письменные исторические документы и монастырские летописи, а взамен «организовал» изготовление отредактированной русской летописи в Германии. Михаилу Ломоносову не дали опубликовать оригинальную историю Российского государства — все собранные им документы исчезли. Крайне запутанной остается история монголо-татарского ига. Нет никаких свидетельств о знаменитом Ледовом побоище со стороны Тевтонского ордена. Еще со времен Александра Первого замалчивают, что вероломное нападение Наполеона на Россию связано с серьезными нарушениями Тильзитского мирного договора с нашей стороны.
И, конечно, множество событий советского периода все еще неадекватно отражено в учебниках истории. Это красный террор, массовые репрессии, голод, спровоцированный продотрядами, ситуационное решение вопросов национального строительства, 40-дневная война с Финляндией. Особый вопрос — Великая Отечественная война. Военные архивы, которые начали было открывать, вдруг снова засекретили, а трактовку военных событий, отличающуюся от официальной, сделали уголовным преступлением. Так что учитель истории, проводящий уроки на эти темы, оказывается, как на минном поле: скажет что-то не так — привлекут к административной или уголовной ответственности. Будет повторять официальные трактовки — не дождется уважения и интереса учеников.
Зачем тогда вообще изучать историю России? Не для того ведь, чтобы гордиться лакированными фактами славного прошлого. И не для того, чтобы считать весь прошлый опыт ошибкой. Исторические данные помогают понимать причинно-следственные связи исторических процессов и современной социальной и политической проблематики, позволяют развивать критическое мышление и исследовательские навыки. Может ли существовать единственно правильный взгляд на то или иное историческое событие? Или оно изначально поливалентно и не может быть однозначно оценено?
Педсовет — сообщество для тех, кто учит и учится. С нами растут профессионалы.
Хотите успевать за миром и трендами, первыми узнавать о новых подходах, методиках, научиться применять их на практике или вообще пройти переквалификацию и освоить новую специальность? Всё возможно в нашем Учебном Центре.
На нашей платформе уже более 40 онлайн-курсов переквалификации и дополнительного образования.
Как сделать уроки истории научными
Чтобы понять, как изучать историю научно и объективно, нужно разобраться, готова ли к этому современная школа. В ней все еще царствует парадигма, оформившаяся в ходе реформы школы в Пруссии в начале 19-го века. От учащихся требуется запомнить и в последующем на экзамене или контрольной воспроизвести некий набор знаний, передаваемых им учителем с помощью учебника. Никакого выбора и самостоятельности — только дисциплина и ответственность.
Но прусская реформа была направлена на быструю подготовку чиновников и военных для прусского государства, а у нынешнего общества совсем другие потребности. Учителя бьются над передачей знаний учащимся, их подготовкой к ЕГЭ, которое стало буквально всем в общем образовании, — а нужно совсем другое.
Нужны учебные исторические проекты, игровые дискуссии, в которых школьники могли бы исследовать и «защищать» позиции тех или иных исторических деятелей. Дети должны исследовать разные взгляды на исторические явления, их оценки, пытаться их обосновать, даже без претензии на полную объективность и непогрешимость. Само изучение истории не должно быть изучением биографий правителей и характеристик периодов их правления, а также хода многочисленных войн.
Пора переходить к изучению истории повседневности, материальной и социальной среды, в которой жили в разные эпохи и в разных странах обычные, нормальные люди. Что их волновало и как менялась их жизнь с происходящими событиями? Что они чувствовали? Замечали ли улучшения и прогресс? Для этого придется пойти в музеи, поднять библиотечные хранилища, просмотреть и проанализировать старые кинофильмы, побеседовать со стариками-очевидцами, пока еще не совсем поздно. И тогда многие хрестоматийные исторические взгляды приобретут иной смысл, а события получат множественные трактовки.
Материалы по теме:
Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.
Подписаться