Фотографии: Depositphotos / Иллюстрации: Юлия Замжицкая
Педагогическое призвание далеко не всегда настигает людей в годы студенчества. Многие понимают, что хотят и могут работать в школе, уже имея совершенно другую профессию, которая никак не связана с преподаванием. Сложно ли все изменить и стоит ли игра свеч — на примере своего личного опыта рассказывает учитель истории из Перми Дарья Дягелец.
Кем я работала до школы
Долгое время я работала помощником руководителя и маркетологом в туристической компании. Хотя мне кажется, до настоящего маркетолога я так и не доросла. У меня историческое образование, на новую специальность я не переучивалась и уверена, что выполняла эту работу очень поверхностно. Ну, или, может, у меня просто мощный комплекс самозванца.
Моя работа нравилась мне тем, что я общалась с людьми, которые были увлечены путешествиями и познанием мира. Мне было приятно ездить вместе с ними по России, по странам ближнего зарубежья.
Не устраивало, что деятельность компании направлена исключительно на продажи. А мне хотелось постоянных исследований, вызовов. В какой-то момент стало просто скучно.
Как решилась поменять специальность
Специальность я решила поменять в 2014 году. Тогда туристический бизнес сильно трясло: несколько больших туроператоров и авиакомпаний ушли с рынка, курс доллара подскочил. Этот кризис стал детонатором давно принятого мной решения: искать работу ближе к моей специальности — истории, которую я очень люблю.
Решение пришло спонтанно: я увидела нескольких своих друзей, которые вдруг пошли в школу, и подумала:
«Ну ничего себе! Что они себе позволяют? Вообще, что ли, с ума сошли? Что они в этой школе забыли? А почему я не могу?»
До сих пор не могу себе объяснить этого поступка. Но 1 сентября 2014 года я наобум отправила резюме в несколько школ. Мне ответили из одной, и я подумала:
«Ну ничего себе, вот это приключение! Надо в него ввязаться».
Дарья Дягилец. Источник: личный архив
Почему именно преподавание
Первое: из любопытства. Смогу ли я?
Второе: мне нравится работать с людьми — вне зависимости от их возраста.
Третье: я не совсем понимала, где еще я могу работать как историк (а я хотела заниматься именно историей).
И четвертое: я очень люблю учиться, увлекаюсь процессом познания, когнитивистикой. Мне кажется, это главная причина, почему я работаю в школе: я постоянно учусь и постоянно учу. Это как уроборос — змей, который поедает сам себя, — только в хорошем смысле.
Как я переучивалась на учителя
Я не переучивалась, но доучивалась. Мне нужно было пройти курсы профессиональной переподготовки и получить дополнительный диплом, который подтвердит мою квалификацию.
Я посмотрела, что предлагает рынок. Тогда с этим были большие проблемы (в общем-то, они есть и сейчас): все очные и очно-заочные курсы, которые предлагались в городе, были скучными и какими-то тупорылыми. Поэтому подходящий вариант нашла в интернете. Загуглила каждого преподавателя: они показались мне компетентными, понравился учебный план. Я купила курсы и с увлечением их прошла.
Заняло это полгода, совмещать с работой было несложно. При том, что это было совсем не то онлайн-образование, что сейчас. Нужно было без перерыва слушать лекции по три часа и выполнять задания, которые никто не проверял — проверялась только последняя квалификационная работа. То есть мне пришлось проделать гораздо больше работы, чем сейчас многие курсы требуют от своих студентов.
Так я получила свою вожделенную корочку. Но на этом, конечно, не закончила учиться: постоянно прохожу всевозможные узкоспециализированные программы.
Освойте новую специальность и получите сразу две квалификации: учитель истории и педагог-репетитор.
Что будет:
— освежите собственные знания по истории,
— сможете создать собственную учебную программу,
— научитесь готовить детей к ЕГЭ и ОГЭ,
— освоите навыки психологической работы с учениками и родителями.
Что вы получите:
диплом о профессиональной переподготовке,
две специальности, которые легко совмещать и зарабатывать больше.
Доступна рассрочка.
Какие сложности были в первое время
Сложности у меня были в основном экзистенциальные: я ежедневно доказывала сама себе, что имею право быть учителем.
Страхов была тьма. Что я не знаю свой предмет, что допущу ошибку, что меня «раскроют», если я чего-то не помню. Еще боялась, что окажусь слишком мягким/ твердым учителем: не понимала баланс этой твердости/мягкости. Не знала, как быстро решать экстренные ситуации, которые постоянно возникают в классе и в коридорах школы.
Я думала о работе все время, даже на отдыхе. Это было ужасно, никому такого не пожелаешь. Потом эти сложности ушли, потому что я себе все доказала. Бояться всего бессмысленно — никаких нервов не хватит. Что-то случалось, я это решала, просила у кого-нибудь помощи — и все. Сложно найти баланс между работой и жизнью, но думаю, сейчас я его нашла.
Еще, когда я только шла в школу, у меня была установка, что я могу стать эдаким Холденом Колфилдом (герой романа Д. Сэлинджера) и спасать детей во ржи. Слава богу, в течение первых трех лет работы эта дурь ушла у меня из головы: я поняла, что никто не хочет быть спасенным. Нужно просто работать и получать удовольствие от того, что ты делаешь.
Что нравится и не нравится в школе
Новая работа дала мне очень много: ощущение счастья, уверенности в своих силах. В школе — как в походе или в каких-то экстренных обстоятельствах — я чувствую себя очень живой. Каждый день — это вызов, встреча с потрясающими мозгами. Мне очень нравится наблюдать за тем, как учится человек, меня это страшно увлекает.
Еще эта работа, как никакая другая, развивает самые разные компетенции. В том числе те, которые не относятся напрямую к твоему предмету.
Из минусов: я убеждена, что учительский труд должен быть более высокооплачиваемым. Потому что, если хочется получать достойные деньги, приходится крутиться как белка в колесе.
Кроме того, нет систематической, реально действующей поддержки для классных руководителей и молодых педагогов. Курсы повышения квалификации, которые предлагает школа, — в основном неактуальные и проводятся для галочки.
А еще нет приятных, неформальных учительских тусовок.
Не жалею ли я о принятом решении
Нисколько. Мне кажется, это дико интересное приключение. Если бы можно было переиграть — пошла бы учиться в медицинский, чтобы работать гинекологом. Но не из-за разочарования, а из любопытства.
В школе, конечно, бывают всякие пакости. Но за эти восемь лет я научилась оставаться в стабильной позиции: я понимаю, что от меня зависит, а что нет. И делаю ставку только на то, что могу контролировать.
Материалы по теме:
- «Я пошёл искать портал в Испанию»: история счастливого учителя
- Как учителю выбрать качественный курс повышения квалификации
- Небольшая разница: мне 22, ученикам — 18. История завоевания авторитета
Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.
Подписаться