Гринпис, школы, Полдень. Звучит, как начало пьесы с таинственным сюжетом, но, так или иначе, связанным с экологическим воспитанием. Так оно и есть, только сюжет совершенно ясный и прозрачный, как и полагаются любому качественному образовательному проекту.
28 и 29 октября в Точки Кипения АСИ состоялось совместное мероприятие уникального социального проекта «Полдень», чья основная деятельность сосредоточена на социализации выпускников детских домов, и Гринписа России. Около 60 участников съехались с разных городов России, чтобы за 2 дня создать порядка 10 новых игровых занятий в разных форматах: настольные, ролевые и подвижные. Что за игры? Экологические, конечно же.
Для любого социального проекта сам факт того, что одно из крупнейших НКО мира взяло на вооружение метод организации (игровая система), - это факт признания. Для нас, учителей, методистов и родителей, – это ожидание результата от подобного сотрудничества
Эволюция образовательной системы, междисциплинарность и хакатоны
«Полдень» и Гринпис давно присматриваются к деятельности друг друга. Две организации работают во многих регионах страны, работают с волонтёрами, работают «на хорошее дело». Совсем недавно руководство двух организаций сошлось на том, что игры отлично подходят для обучения школьников противопожарной безопасности и экологии.
Для создания образовательных проектов нового, игрового, формата и был организован ЭкоХаканон. Хакатоны вообще стоит взять на заметку всем представителям социальной и образовательной сфер.
Если растягивать создание нового метода на годы, есть большая вероятность, что он останется погребенным под кипой бумаг, отчетов и проектов. А если собрать специалистов, закрыть их в 4 стенах и не выпускать, пока они что-нибудь не придумают…Шутка, конечно. Если собрать лучших специалистов и дать им ограниченное количество времени на разработку и испытание чего-то нового, предоставив для этого физические и ментальные ресурсы, то решение не заставит себя ждать.
Сейчас все говорят о междисциплинарных методах. Соединение образовательной задачи, сил нескольких НКО, заинтересованных в решение этой задачи, а также десятка специалистов разных отраслей – это и есть междисциплинарность в полном смысле слова. Только на стыке знаний в XXI веке рождается истина. Это уже доказали совместные проекты. Например, постепенная интеграция семейного в образовательное – частные школы и попечительские сообщества родителей. Образовательного – в научное, как, например, в гигантском проекте Парков развития «Космическая академия». Предпринимательского блока – в социальный и образовательный, что выражается в создании оригинальных хабов, работающих над актуальной повесткой, – Национальный ресурсный центр наставничества МЕНТОРИ («Рыбаков Фонд»). Присмотритесь, ведь большое количество статей на Педсовете именно об этом.
Специалисты Гринписа планируют использовать игры, разработанные совместно с «Полднем», для обучения школьников. Для этого необходимо, чтобы результат, как минимум, соответствовал двум условиям: игры должны быть адаптированы для школьной программы и легко применимы учителями.
Экологическая повестка
Об экологическом движении сказано достаточно. 2017 год – год экологии в России, как-никак.
Природоохранное сообщество достаточно большое. И за 25 лет Гринпис в России обрел множество друзей, сторонников, партнеров и коллег. Как отметила Софья Косачёва - руководитель проекта противопожарной программы Гринпис России, те, кто в данный момент работают над новыми образовательными экологическими проектами - это «люди, которые работали и дальше будут работать с детьми, те, кому важно менять сознание людей и важно получать поддержку, понимая, как много значит то, что они делают».
Экология детям не игрушка, а вот экологически игры…
Психологи и педагоги уже давно пришли к выводу, что игра может стать крайне эффективным образовательным инструментом. Распределение ролей, установление правил, психологическое и эмоциональное вовлечение, без которых усвоением материала не столь успешно, - все это органически соединяется в игровом формате.
Итак, каковы же были результаты ЭкоХакатона? Какие игры уже сейчас можно предложить педагогам и специалистам дополнительного образования?
Ролевая игра «Земля в огне»
8 человек (10-15лет), 1.5 часа, 3 помещения, 1 ведущий, 2 игротехника-помощника, реквизит.
Недалекое будущее - 2080 год. Люди активно развивают полеты в космос. В ходе несоблюдения правил противопожарной безопасности, вся Земля была охвачена огнем и стала непригодна для жизни. Всему человечеству пришлось покинуть Землю и найти новую планету - ТерраНову. Однако, Искусственный интеллект (далее - ИИ), который управляет полетами кораблей, отказывается посадить корабли человечества на новую планету, пока люди не расскажут, почему загорелась Земля. ИИ считает, что пока человечество может разрушить и новую планету, если не осознает причины, которые привели к пожару на предыдущей. Топлива в кораблях хватит на час, поэтому необходимо провести расследование быстро. Это задача ложится на 2 корабля - лучших специалистов в разных областях - биологов, лесназовцев, механиков и журналистов.
Ролевая игра «Хогвартс»
10-13 лет, 15 человек, 60 минут. 1 ведущий и 3 игротехника-помощника. Помещение - класс.
Это фантастический мир любимого многими персонажа Гарри Поттера. Гарри с друзьями уже выпустились из нашей школы и работают в министерстве магии, а вы ученики первого курса факультета Гриффиндор. Буквально за день до вашего приезда с международного соревнования по квиддичу случилось страшное. Кто-то поджог траву. В результате дым от сгоревшей волшебной травы нимбиоус нимбитония привёл к тому, что все ученики и педагоги других факультетов уснули беспробудным сном, загорелся запретный лес и многие волшебные животные пострадали, гиппогрифы улетели из-за дыма и огня, сгорели домик Хагрида, трибуны, склад волшебных палочек - всё. У нас в Хогвартсе есть волшебная карта, которая показывает местность и всё, что происходит вокруг.
Посмотрите, какой кошмар! Вся карта черная! (Даёт участникам карту №1 выгоревший Хогвартс) Единственное, что не сгорело - маховик времени. Нужна ваша помощь, чтобы вернуть всё как было. Готовы ли вы со мной отправиться в прошлое? Найти виновников пожара и предотвратить поджог?
Ролевая игра «Миссия Stopfire»
Ученые выяснили, что в будущем нашу страну ожидает глобальная пожарная катастрофа.
Участники игры - суперагенты, которые должны расследовать обстоятельство катастрофы и предотвратить ее, убедив премьер-министра вовремя принять меры.
Ролевая игра «Остров»
Участникам предлагается стать жителями таинственного острова, скрытого от цивилизации и живущего по своим законам. Смогут ли они найти баланс между жаждой власти и желанием сохранить место, где живут?
Подвижная игра «Остров»
7-12 лет, 10-25 человек, 45 мин, ведущий.
Гармоничную жизнь острова нарушила беда - остров охватила серия пожаров. Участникам нужно спасти свой мир, выполнив все задания.
Подвижная игра «Волшебный лес»
7-10 лет, до 30 человек, 45 мин, до 9 игротехников
Город Энерштадт расположен неподалеку древнейшего волшебного леса, где живут самые разные герои и Духи Леса.
Вы, дети, всем классом, разделившись по группам, идёте в поход в этот лес великих тайн. Давным-давно злая волшебница наложила заклятие немоты. Каждый попавший в лес теряет голос.
В волшебном лесу живут сказочные существа, которые могут общаться с вами.
Продвигаясь дальше в лес, вы внезапно почувствовали запах дыма и вскоре в поисках увидели пламя.
Забыв всё чему вас учили, бросились наутек... и оказались на загадочной. Тут же встречаете сказочные существа, которые согласились помочь
вам выбраться из леса и научить, как в будущем это делать самостоятельно.
Настольная игра «112»
10-14 лет, 2-6 участников, 40 минут.
Все в мире взаимосвязано. Природа, человек и пожары, причиной которых он становится. Но как? А есть ли совпадения? Выкладывай карточки, ищи совпадения у соперников и быстрее хватайся за огнетушитель! Внимательность, ловкость, азарт - три главных качества, чтобы стать победителем!
Настольная игра «Пожарная дружина 112»
10-14 лет, 2-4 человека, 20 минут, наборы карт-событий, карт-последствий,
карт погоды, фишек ресурсов.
На пожары влияет погода, но погода почти никогда не становится причиной пожаров.
Последствия одной брошенной спички могут быть колоссальными.
Люди беспечны в обращении с огнем, а вот мифов в головах очень много. Лучший пожар - это тот, которого не случилось, но если все-таки беда - необходимо срочно вызывать помощь.
Знай причины пожаров, выбирай, на что реагировать первым, пользуйся ресурсами, чтобы сохранять то, что дорого.
Настольная игра «Загаси всех»
9-12 лет, 2-5 человек, 20-60 минут. Состав игры (базовый комплект): 50 пар карт (карты- вопросы и парные к ним карты-ответы), 5 комплектов по 4 карточки имущества (лес, дом,
двор, небо без дыма), таймер.
«Какая чушь!» - бывает, что хочется это выкрикнуть, слыша невероятные истории. Правда ли, что лось - поджигатель ягеля, а торфяник- вонючка загорается сам по себе? А вы способны отличить правду от вымысла?
Побеждает тот, кто быстро и правильно ответит на вопросы о пожарах и их предотвращении и сохранит свой дом и лес вокруг. Можно сыграть за 10 минут или провести за настольной игрой весь вечер.
Упражнение «Твой выбор»
14 -17 лет, 30 минут, 7-15 человек, стрелка из бумаги (тонкий рулон) 1м длиной, тонкие листики бумаги, стикеры, маркеры, доска (стена).
Почему нам так важны свои желания? А что нам страшнее всего потерять? С чем мы готовы поступиться и когда?
Это упражнение заставит задуматься о том, что происходит, если все безразличны к проблеме пожаров на природных территориях, насколько важно участие каждого и когда начинается командная работа во спасение. Простая механика, побуждающая на сложные рассуждения.
Настольная игра «Будь сильнее огня»
7-10 лет, 3-6 человек, поле, фишки, карточки вопросов.
Наконец настало время отдохнуть! Вас ждет удивительное путешествие в лес, где вас ожидают невероятные приключения, потрясающий отдых и, конечно же, опасности. Но их всех можно не только преодолеть, но некоторые даже предупредить! Не стань причиной пожара в лесу и возвращайся в нем гулять!
Все игры находятся в процессе разработки. В данный момент вы можете воспользоваться идеями, представленными в описании игр, чтобы сделать внеурочную деятельность, классный час или занятие ОБЖ еще интереснее и полезнее.