Девятилетняя студентка МГУ имени Ломоносова Алиса Теплякова постоянно вынуждена обучаться дома — сначала в школе, теперь в университете — и не получает возможности научиться нормальному общению, считает профессор НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге, заведующий Лабораторией социологии образования и науки Даниил Александров.
По его мнению, в 99 процентах случаев одаренные дети восьми-девяти лет не готовы к поступлению в вуз «не только социально, но и интеллектуально, потому что интеллект не сводится к способностям осваивать какой-то материал».
«Бывает, что некоторые способные к математике дети в девять лет могут решать сложные математические задачи 11-го класса. Но это не значит, что они в девять лет способны заниматься математикой в том же самом смысле, в каком готовят студентов на математическом факультете в вузе», — отметил Александров в интервью «Московскому комсомольцу».
Профессор напомнил, что в старших классах и вузе происходит не только обучение, но и освоение социальных навыков, общение со сверстниками, «ребенок учится пользоваться своим интеллектом в реальной жизни». Именно поэтому всем людям необходимо пройти определенные моменты жизни, чтобы личность была развита.
«В случае Алисы родители хотят, чтобы был индивидуальный план и чтобы она занималась дома, но зачем тогда учиться в МГУ — только для „бумажки“? <…> Подкидывание детей на верхние этажи образования в раннем возрасте никуда не ведет, кроме как к неприятностям для детей», — сказал Александров, напомнив, что даже 15-летние подростки не адаптированы к вузовской жизни.
По его оценке, даже если представить, что Алиса сможет окончить факультет психологии, это все равно будет «бессмысленным действием».
«Мы понимаем, что человек учится для того, чтобы быть либо практическим, либо академическим психологом, но ребенок в 15 лет не может быть ни тем, ни другим по многим причинам», — напомнил профессор.
Также он прокомментировал раннее интеллектуальное развитие у детей. По его словам, в большинстве случаев такие таланты плохо поддаются диагностике — как правило, по ребенку девяти лет нельзя понять, действительно ли он талантливый математик или «просто бойко решает в уме задачи». Большинство специалистов в мире считают, что детям до восьмого класса не требуется специализированное обучение. В это время ученикам стоит посещать кружки и пробовать себя. Если к восьмому классу склонности становятся очевидны, стоит заниматься этим направлением серьезно.
Как считает Александров, лучшим выходом из сложившейся ситуации будет возвращение Алисы в школу.
«Мне кажется, что ей вообще не надо учиться в университете, а университету не нужно ее учить. Я думаю, что она могла бы вернуться в какую-то хорошую школу. И неважно, что она сдала ЕГЭ. В Москве много хороших частных школ, и я бы на их месте сказал бы: давайте девочка у нас поучится, давайте посмотрим. А через несколько лет, может, выяснится, что у нее совсем другие интересы, она и не хочет рано поступать на психологию, а найдет свой интерес. Это возможно, когда у нее появится большая самостоятельность в поведении», — сказал профессор.
Ранее член СПЧ, доктор психологических наук Александр Асмолов подчеркивал, что никому неясно, «куда спешит Алиса Теплякова», поскольку уже сейчас очевидно, что девочку лишили детства. Также он уверен, что даже если девочка окончит психфак, то в 14-15 лет она не сможет работать по специальности.
Материалы по теме:
- Кейс Алисы Тепляковой как «косяк» семейного образования
- «Не вундеркинд, а компьютер, в который закачали полезные знания» — психолог об Алисе Тепляковой
- «Сделаем всё, чтобы обучить»: ректор МГУ назвал случай Алисы Тепляковой уникальным
Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.
Подписаться