Учёные давно уже дали ответ на этот вопрос: извлекать из текста все три уровня информации (фактуальную, подтекстовую, концептуальную) и эмоционально проживать текст, если мы читаем художественное произведение.
Мы ещё в школе усвоили, что литература – искусство слова. А как определить, искусство ли та книга, текст, что я сейчас читаю, или нет? Ответ есть у Евгения Водолазкина в очерках «Идти бестрепетно. Между литературой и жизнью»:
«Граница между искусством и не искусством определяется наличием системной и внесистемной информации…»
Например, объявление о продаже обуви – это системная информация, потому что обозначаемое (обувь) и обозначающее (текст) вполне совпадают. Иными словами, в этом тексте всё сообщается в явном виде, без подтекста. Дальше процитирую автора:
«Примером же внесистемной информации является самый короткий рассказ Хемингуэя («For Sale»): «Продаются детские ботиночки. Неношеные». Нужно ли объяснять, какой трагический сверхсмысл содержит это объявление? … Таким образом, свехсмысл отличает искусство от не искусства».
Сверхсмысл – по-другому, подтекст, именно его нужно уметь прочесть в художественном произведении: в книге, фильме, картине, спектакле. Но я сейчас о книгах, текстах. Можно ли научить вычитывать подтекст, сверхсмыслы? Можно, и обязательно нужно, в этом прежде всего назначение уроков литературного чтения в начальной школе и литературы – в основной и старшей. Средством обучения будет технология продуктивного чтения. Покажу на примере, как можно прочитать вместе с детьми стихотворение Анны Ахматовой «В саду».
До чтения
Прочитайте имя автора. Оно вам знакомо? Если да, что вы ждёте от новой встречи?
Анна Ахматова
Прочитайте заглавие, рассмотрите иллюстрацию. О чём будем читать? Что можно предположить: содержание, настроение?
В саду
Это перевод стихотворения армянского поэта Маро Макарян, сделанный Анной Ахматовой в 1954 году.
Читаем текст
Читая стихотворение, постарайтесь представить картину, нарисованную словами. Обращайте внимание на ключевые слова, они помогут понять текст, почувствовать настроение автора.
Калитку в милый сад,
Где клён, и дуб, и ясень,
Гуляя наугад, (наугад – наудачу, не зная заранее, неуверенно)
Уж распахнула осень. (Осень пока «гуляет наугад», она только распахнула калитку в сад, то есть ещё не вошла, только-только приходит… значит, осень ранняя. Что вы представили? Какую картину ожидаете увидеть за распахнутой калиткой, где «клён, и дуб, и ясень»?)
Там пшат прекрасный мой —
Серебряное диво — (пшат – это армянское название южного кустарника с серебристыми листьями)
И тополь золотой
В наряде горделивом. (Вот первая осенняя картинка сада: листья пшата серебристые, а вот тополь уже золотой, он красуется горделиво. Как вы представляете этот цвет – золотой это какой?)
Как будто под листвой
Огонь незримый зреет, (Незримый – значит невидимый. Зреет огонь под листьями – что это может быть? Что вы увидели?)
Там рыжей чешуёй
Шиповник пламенеет. (Вот этот огонь: ягоды шиповника, они тёмно-красные, рыжие, как огонь. Видели ягоды шиповника? Представили эти капельки огня под ещё зелёными листьями? Это вторая картинка осени в милом саду.)
Но осень так скромна, (Поэт называет осень скромной, но у неё же такие яркие краски, их много! Что можете предположить?)
И от избытка силы
Под холодом она
Огонь свой затаила. (Немного жёлтого, немного рыжего…Ранняя осень пока скромно прячет свои яркие, сильные краски.)
После чтения
- Картина, которую вы увидели, совпала с вашими первоначальными предположениями?
- Расскажите, какую картину вы представили, прочитав стихотворение. Начните так: Ранняя осень в саду…
Об авторе: Екатерина Бунеева, доктор педагогических наук, автор учебников, лауреат Премии правительства РФ в области образования, создатель Домашней онлайн-школы грамотности Екатерины Бунеевой