Страница добавлена в Избранное

Страница удалена из Избранного

Для добавления в Избранное необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.

Виноватую голову меч сечет

Традиционно у нас в России за всё отвечает школа. Внушаемая долгие годы идеология, что быть учителем – это призвание с вытекающими отсюда последствиями в виде ответственности за всё и вся происходящее, родила у педагогов на уровне подкорки головного мозга чувство вины. И нас, виноватых,  секут и секут, как тех, с кем это делать позволительно. Как же избавится от этого унижающего  чувства и унизительного положения?

Ты знал, куда идешь!

- Ты ж учитель! – убедительно говорят нам, а это значит, что всё твое время принадлежит детям, родителям, администрации. Какое личное время?! Ты ж учитель? Ты когда переступал порог школы знал, куда  пришел  работать. Отныне ты весь не свой, а общественный. 

Вспомните традиционный образ женщины-учителя в старых  фильмах: она одинока, семьи нет, да и некогда ей этой ерундой заниматься, надо проверять тетради и отвечать за каждого ученика, как  за усыновленного.

 
 «Ирония судьбы или С легким паром» (СССР, 1975) — Надежда Васильевна.

Волшебная палочка манипуляции

У  меня рождается вопрос: это только УЧИТЕЛЬ – призвание, а все остальные,  как хотят, так могут и работать? А чиновники, занимающие высокие посты? Они не по призванию, а чисто за деньгами зашли на работе посидеть?

Чувство глубочайшей ответственности,  внедренное в мозг педагога помогает ловко манипулировать нами. Друзья мои, у меня точно такой же ТК за спиной, как и у каждого другого гражданина Российской Федерации, принятого на работу.  Я точно знаю , зачем я когда-то пришла в стены школы и, собственно говоря,  этим и занимаюсь уже 31 год. Я здесь, чтобы учить детей, а не мыть полы в кабинете вместе с учениками или без них, не грести снег на улицах  и не писать разнообразные бумажки. 

Их не называли Госзаказом, поэтому мы относились к ним совершено «безответственно». Мы их просто любили, проводили огоньки, делали вылазки в походы и давали самые обычные уроки. Может, поэтому они рады видеть нас до сих пор?

Автор со своими учениками

 

1988 год

 

2017 год


Как-то раз , когда я сказала, что для меня  самое нелюбимое занятие в школе - это бумагомарательство,  один из представителей администрации мне ответил: «Значит, вы не любите детей». До сих пор не могу понять , как коррелирует  любовь к детям с любовью к бумажной работе.

Фраза «учитель - это призвание»  мощнейший механизм манипулирования нами и не более того. Давайте  дальше посмотрим, как ловко нас используют. 

Высокое звание организатора ОГЭ и ЕГЭ

Наши ОГЭ и ЕГЭ, на которых мы «должны» работать организаторами. Аргумент : это же итоговая аттестация, поэтому вы должны!  Кто, кроме вас? 
Но в том-то и дело, что итоговая аттестация по нынешнему Закону об образовании не входит в компетенцию школы. Этим занимается Рособрнадзор. Лично я там не работаю. А вы? Думаю, тоже. Это совсем другая организация. В ее-то функцию и входит проверять, кого и как мы научили. Но для проверки требуются кадры. Много кадров. Составление трудового договора о принятии на временную работу требует пункта о сумме  оплаты за проделанную работу (читаем внимательно ТК  РФ), а вот этого-то и не хочется. Поэтому не будем подписывать ничего, просто скажем – все должны и всё. Учителя - народ ответственный, запуганный долженствованием, они и бесплатно поработают. Зато штраф до 40 тысяч за неправильное выполнение функции организаторов ЕГЭ и ОГЭ предусмотрен. Удивительно как. Зарплаты нет, а штраф есть. Парадокс какой-то. 

Но администрация школы говорит «надо», и педагоги, довольные-недовольные, но идут и сидят, хоть и ругаются. Деваться-то некуда. 

Может, окна помоем в магазине?

Скажите, а если бы директор дал приказ  мыть витрины в магазине на углу, вы б тоже пошли? Сомневаюсь. Вы бы, наверное, сказали, что там есть свои работники, которые получают за это зарплату. 

А чем работа в Рособрнадзоре за бесплатно отличается от мытья витрин в соседнем магазине? Ничем! Только ловко выстроенной манипулятивной цепочкой долженствования.

Отстали!

В конце прошлого учебного года, когда мне принесли  приказ о работе организатором в аудитории, я поблагодарила за доверие и отказалась его подписывать. 

Что было дальше, думаю, догадается каждый. Началось давление со стороны администрации: «Как? Вы должны!» Объясняю, что не должна. «Не должны? Ну… тогда…  Мы верим до последнего в вашу порядочность и отзывчивость!»  Не помогло убедить. Тогда еще вариант: «Все педагоги недовольны вашим поступком!».  Дальше с подачи администрации подключаются учителя: «Почему мы должны работать за вас?» Ребята, почему за меня? Это вы подписали кабальный приказ, который имели право не подписывать, а я виновата? Я отказываюсь отвечать за ваши решения и поступки.

Чем закончилось? Отстали. Ни на какое дежурство ОГЭ и ЕГЭ меня не поставили. Я занималась своими делами, которыми и  должна была заниматься. 

Бесплатная няня

А классное руководство за 1 тыс руб. (в Питере) со списком обязанностей вплоть до уголовной и административной  ответственности в любое время дня и ночи? 

Если взять стандарт 25 человек, то это по 33,2 руб на человека после вычета налога. Попробуйте нанять ребенку няню с зарплатой 33 рубля в месяц. Что-то как-то с трудом верится в возможность этого. А в системе образование это не только возможно , но и обязательно.

Самое удивительное, что и от классного руководства мы имеем право отказаться, не входит это в функционал учителя-предметника. Правда, в случае отказа от этого давление посильнее. «Тогда увольняйтесь, и мы найдем того, кто будет брать классное руководство». Нет, дорогие, попробуйте увольте сами. «А кто будет работать классными руководителями?» Понятия не имею. Решение этой проблемы входит в круг административных функций, а не учительских.

Мы не рабы, рабы не мы

Мы все время решаем чьи-то проблемы: Рособрнадзора, администрации города , района, школы. До тех пор, пока мы считаем себя должными выполнять чужие функции, их количество будет только увеличиваться, а педагоги все больше и больше будут жаловаться, как их не уважает и не ценит государство. Трудно уважать и ценить тех, кто не ценит и не уважает себя сам. Нами пользоваться очень удобно: здорово, когда есть те, кто безропотно, под высокими лозунгами («Кто, если не мы!») идет и выполняет  то, что спущено сверху. 

Я согласна на волонтерство. Но только в том случае, когда с обратной стороны есть отзыв. Но почему-то когда мы просим помочь решить наши вопросы, то  охотников не находится. 

Может, нам пора объединиться и сказать дружно НЕТ всему навязанному сверху, что не входит в наш функциональный круг и наконец вспомнить, зачем мы пришли когда-то работать в школу? Заодно вспомнить, что мы такие же работники, как и все в РФ и попадаем под действие ТК РФ, в котором отсутствует статья  "Бесплатная работа по призванию".

Чувство страха – великая вещь. Именно она сковывает желание защищать себя  как личность. Зато знание законов и чувство уверенности позволяет уважать  себя. Именно оно не дает возможности превращать себя в мальчика или девочку для битья  в системе образования, да и не только в ней.


Автор

Наталья Березина

Все материалы автора

Количество подписчиков: 22

Подписаться Отписаться

Комментарии (17)

  1. Вадим Монахов 26 Февраля, 2019, 21:06

    Автор умница! Именно так и должны вести уважающие себя люди.
    Проблема в том, что редко кто смеет признаться себе, что он и окружающие находится в состоянии рабов. И громко сказать: "Мы не рабы, рабы - не мы!"
    Но дело, к сожалению, не в отдельных недостаточно смелых учителях, проблема системная. В рабство, крепостную зависимость (прикрепление к земле или предприятию) попадают от бедности и из-за этого от невозможности сменить место работы и место жительства. И это приводит к ещё большему обнищанию и ещё большей зависимости от рабовладельца-крепостника, в роли которого выступает государство. А директоров школ государство ставит в качестве надсмотрщиков. Которые в сильной зависимости от хозяина: статья 278 п.2 ТК РФ - хозяин может уволить директора без всякой причины, законным основанием является желание уволить.
    Переход на подушевое финансирование и чёрные списки Исаака Калины окончательно закрепили крепостничество. В Москве, казалось бы, у учителей благодаря огромным по меркам России зарплатам появилась возможность вырваться из крепостной зависимости. Но нет, Исаак Калина отменил "Юрьев день" с помощью чёрных списков.

    Как быть? - Полагаю, административные, юридические и даже политические меры могут помочь, но только локально. А системно проблема может быть решена только при развитии экономики. Когда учитель старается основные усилия направлять на то, чтобы выживать, бессмысленно говорить об уважению к нему или о самоуважении. В тех регионах, где с экономикой лучше, и положение учителей гораздо лучше, и потому качество образования выше. И учителя свободнее. В общем-то, даже несмотря на чёрные списки Исаака Калины московские учителя гораздо свободнее, чем в остальных городах, не говоря про малые населённые пункты. У них есть выбор, куда уйти, если что-то не понравится. В Москве найти работу гораздо проще, чем в сельской местности или маленьком городе. Эти списки и появились из-за нарастающей свободы учителей - что не могло понравиться крепостникам.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 9 лет

    Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

    Регион проживания: Санкт-Петербург, Россия

  2. Сергей Жбанов 26 Февраля, 2019, 22:17

    Наталья, полностью разделяю вашу позицию. Хорошо, что нас таких становится всё больше =)

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 1 год

    Род деятельности: Учитель средней школы в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Липецкая область, Россия

  3. Маргарита Костенова 26 Февраля, 2019, 22:35

    Королевство кривых зеркал... не те в черных списках...

    Статус в сообществе: Участник

    На сайте: 8 лет

    Род деятельности: Конфиденциально

    Регион проживания: Россия

  4. Ольга Иванова 26 Февраля, 2019, 22:42

    Наталья, спасибо Вам за статью! Во всем с Вами согласна. Позволю себе добавить - ведь дело не только в нашей учительской забитости и соглашательстве. Дело еще и в том, что администрация школы и все вышестоящие начальники уверены - вот до глубины души, как основа мироздания - что мы ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ВСЁ ДОЛЖНЫ! От классного руководства не могу отказаться уже год, т.к. оно автоматом вписано в трудовой договор (а если не хочешь его в таком виде подписывать - до свидания). На днях впервые крупно повздорила с директором школы,т.к. брякнула, что устала выполнять работу "за себя и за того парня" (речь шла об очередной подготовке очередного номера к очередному мероприятию - а я всего лишь учитель, но не педагог - организатор, не вожатая, не муз.работник). Знаете что я услышала в ответ? "Вы классный руководитель! Вы обязаны!" .Нет, говорю, не обязана. "Бессовестная!". Занавес, господа.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 3 месяца

    Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

    Регион проживания: —

    • Сергей Жбанов 26 Февраля, 2019, 23:13

      Коллеги, пора выходить с плакатами, а то ведь наверху думают, что нас всё устраивает

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 1 год

      Род деятельности: Учитель средней школы в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Липецкая область, Россия

    • Вадим Монахов 27 Февраля, 2019, 0:01

      Сергей, будьте реалистом. Pedsovet.org читает 200 тысяч учителей. Сколько участвуют в дискуссиях или хотя бы ставят лайки? - Около 50 человек. И вот давайте посмотрим, сколько раз лайкнут ваше предложение. Вы понимаете, что с плакатами выйдет на два порядка меньше? То есть в лучшем случае 1-2 человека с пикетами. И то, предложив это, наверняка сами в итоге не выйдете.
      У нас в стране выходят на митинги протеста в случае, когда терять уже нечего, когда люди доведены до последней стадии отчаяния. При всех недостатках нынешней власти за последний год такое наблюдалось только в паре регионов страны, когда учителям совсем переставали платить. Зарплаты учителям в соответствии с майскими указами Путина всё-таки повысили. Пусть не до средней по региону, но так, что учителя могут жить, не подрабатывая на стороне. Учителя перестали бунтовать - и власти этого достаточно. И учителям тоже.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 9 лет

      Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

      Регион проживания: Санкт-Петербург, Россия

    • Аркадий Петров 28 Февраля, 2019, 5:12

      Владимир, более действенный способ — всем перейти на одну ставку. Он же — самый болезненный, потому что власть сделала так, чтобы сильнее всего «протестанты» били по себе. Но если в одной хорошо сплоченной школе таким способом обнажится дефицит кадров, то это приведет к шуршанию по всей вертикали. Иными словами, было бы желательно научиться возвращать проблемы наверх, где они и порождаются.
      Наша школа сейчас переезжает и укрупняется. Что говорит директор: мы не враги вам, не будем просить взять больше полутора ставок. То есть 10 учителей будут работать за 15? Я лично не планирую быть как полтора землекопа в известном мультфильме. Честно говоря, вообще ничего не планирую. Надоело.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 4 месяца

      Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

      Регион проживания: Томская область, Россия

  5. Sergey Passionar 26 Февраля, 2019, 23:44

    В Москве не надо выходить с плакатами. Всё, кроме ощущения себя тварью дрожащей, устраивает. Значит не надо...

    Выход - социализм.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 1 месяц

    Род деятельности: Воспитатель в дошкольной организации

    Регион проживания: —

  6. Сергей Балашов 1 Марта, 2019, 20:03

    Автор МОЛОДЕЦ! Эх больше бы нам таких принципиальных.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 6 лет

    Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Нижегородская область, Россия

  7. Татьяна Седова 4 Марта, 2019, 10:00

    Впервые читаю такую статью, где автор не жалуется, а пытается протестовать, может быть, если таких учителей будет больше, что-нибудь сдвинется мертвой точки. Пора объединяться против произвола в образовании.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 1 месяц

    Род деятельности: Учитель начальной школы в общеобразовательной организации

    Регион проживания: —

  8. Виктор Рябцовский 4 Марта, 2019, 10:37

    Реформы в образовании давно назрели, но надо понимать, что даже если новым министром станет простой учитель почти ничего не изменится. Он или станет таким же драконом или уйдет, так как не сможет преодолеть обстоятельства. Государство в лице управленцев просто не даст на сферу образования больше средств, чтобы что-то дать, надо где-то взять. А взять реально нельзя - нет их этих средств. Деньги в бюджете появляются не по божьей милости, а в результате усилий граждан. Но у нас в стране столько разных нельзя, что дальше уже некуда. Нельзя брать с богатых справедливые налоги, так считает президент, вспомните его рассуждения и расчеты про 20% подоходного налога, а потом посмотрите на карту Европы в статье АИФ в последнем или предпоследнем номере. Получается наш президент нам рассказывал сказки, там(в статье) кстати полная карта по еще двум налогам. Сравните социальную модель России и стран Скандинавии. Могу еще продолжить... Нам нагло врут с экранов телевизора, потому, что считают нас дурнее паровоза. Правительство во главе с премьер-министром вообще не в состоянии эффективно управлять экономикой страны, деньги вместо собственного развития вкладываем в экономики других стран, ну ладно там хоть бы процент банковский был выше, но НЕТ. А где логика, да нет ее, вот и все объяснение. Страна распыляет ресурсы, не может эффективно собирать налоги, планировать развитие своей экономики, некоторые депутаты уже предлагают даже пенсии отменить, конечно при годовом доходе в 7.000.000 рублей можно помочь и родителям, но разве у всех такой доход? Правда есть выход - подождать лет 10, а потом на любую ложь отвечать обоснованными расчетами с помощью искусственного интеллекта(который обойдет человеческий), сами мы пока не можем изменить ситуацию в собственной стране, поэтому и живем так, как позволяем тем, кто у власти и определяет развитие всей страны. Невозможно изменить доходы граждан без развития промышленной базы и сферы оказания услуг, но здесь ничего кардинально не меняется. Нам предлагаются решения с запада, которые ухудшают положение рядовых граждан, но молчат об их уровне жизни, об уровне доходов и зарплат, а вот услуги за газ, за коммуналку надо платить по полной. Наше молчание ягнят ведет к тому, что нищебродов нельзя пускать в рестораны, вероятно может дойти и того, что расслоение общества произойдет еще в большей степени. Одним - жалкое существование, а другим право пользоваться общим достоянием и доходами страны. К чему это приведет, да если мы получим часть населения с высоким интеллектом, тогда в результате произойдет очередная утечка мозгов. Человек ищет, где лучше. Политическая система выборов через партии сильно ограничивает права простых граждан. Мы не можем отозвать лживого депутата, мы не можем наложить вето на деятельность партии в парламенте, которая проводит антинародные законы. У нас нет жизненно необходимых прав в собственной стране.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 8 лет

    Род деятельности: Предприниматель

    Регион проживания: Московская область, Россия

  9. Галина Полякова 6 Марта, 2019, 17:07

    Вадим Монахов среди всего прочего правильно отметил, что "А системно проблема может быть решена только при развитии экономики". значит - никогда, увы.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 3 года

    Род деятельности: —

    Регион проживания: Россия

    • Валерий Чернухин 6 Марта, 2019, 17:09
      Вадим Монахов среди всего прочего правильно отметил, что "А системно проблема может быть решена только при развитии экономики". значит - никогда, увы.

      Ваши слова - это государственная измена. Вы фактически обвиняете Путина во лжи, который утверждает, что экономика все растет и растет.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 7 лет

      Род деятельности: Иное

      Регион проживания: Новосибирская область, Россия

  10. Наталья Матвеева 20 Марта, 2019, 18:27

    Автор умница!

    Статус в сообществе: Конфиденциально

    На сайте: 1 месяц

    Род деятельности: Учитель начальной школы в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Оренбургская область, Россия

  11. Наталия Кондратьева 20 Марта, 2019, 22:41

    В учительском сообществе наконец-то наклёвывается птенчик под названием "Свободомыслие", а то уж должностные инструкции плюс не должностные слишком перевесили чашу терпения, надоело видеть фотоотчёты на сайтах, положительные отзывы в газетах о "волонтёрской" работе учителя, только не всё отбросишь ради себя. ДЕТИ! Как с ними быть-если никто не берёт классное руководство, не соглашается на ЕГЭ . Видеть на экзамене родного учителя куда лучше, чем незнакомую тётку, которая следует за тобой даже в туалет. Получается, что сбрасывая с себя груз, мы перекладываем его на детские плечи. Как быть?

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 3 года

    Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Тамбовская область, Россия

    • Sergey Pаssionar 20 Марта, 2019, 22:51
      В учительском сообществе наконец-то наклёвывается птенчик под названием "Свободомыслие", а то уж должностные инструкции плюс не должностные слишком перевесили чашу терпения, надоело видеть фотоотчёты на сайтах, положительные отзывы в газетах о "волонтёрской" работе учителя, только не всё отбросишь ради себя. ДЕТИ! Как с ними быть-если никто не берёт классное руководство, не соглашается на ЕГЭ . Видеть на экзамене родного учителя куда лучше, чем незнакомую тётку, которая следует за тобой даже в туалет. Получается, что сбрасывая с себя груз, мы перекладываем его на детские плечи. Как быть?

      Птенчик мёртворожденный, или роботизированный труп, быстро разлагается и воняет... и главное - легко продается за дешево.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 1 месяц

      Род деятельности: Воспитатель в дошкольной организации

      Регион проживания: —

  12. Наталия Кондратьева 20 Марта, 2019, 23:17

    При современном колоссальном перераспределении нацбогатств, Вы никогда не продадитесь за дорого, поэтому все понимают-шаги предпринимать необходимо, но цивилизованно, диалогово-"манны небесной" завтра ждать нечего.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 3 года

    Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Тамбовская область, Россия