Страница добавлена в Избранное

Страница удалена из Избранного

Для добавления в Избранное необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.

Уроки немецкой школы: правила, которые придумали сами дети

Время от времени я езжу по заграницам, но не для того, чтобы обозревать тамошние красявости и не для того, чтобы предаваться безумному шопингу (хотя российские цены почти на все давно превзошли заграничные). Я посещаю там школы, беседую с учителями и директорами, изучаю национальные особенности образования. В этот раз меня занесло в Берлин, в школу-комбинат, которая принимает детей в 1 год, а выпускает в 15, после аттестации, которая соответствует нашему ОГЭ 9-го класса. А у них это 10-й класс.

Автор (крайний слева) в гостях у немецких детей и педагогов.

Такие поездки очень помогают разрушить собственные (и не только) стереотипы и установки, взглянуть на вещи, которые представлялись незыблемыми и инвариантными, в истинном свете, и тогда эти вещи зачастую оказываются мифами и самообманом.

У нас ведь какое расхожее представление о Германии? Что здесь железный порядок, жесткие правила, все аккуратно прибрано, дети ходят по струнке, все строго контролируется и оценивается… Но все оказывается ровно наоборот! Никто ничего не контролирует. Даже на дорогах нет камер, и немцы немного нарушают ПДД. В школах, госучреждениях, гостиницах и даже магазинах вовсе нет охранников. И если вы туда зайдете, пройдет много времени, пока блуждая там, вы не наткнетесь на кого-то, кто спросит, чем вам помочь.

Беспорядок в школах здесь – в достаточном количестве, чтобы дети сами захотели его убрать. Никто ни за кем не следит и не делает замечаний и выговоров. Оценки не обязательны до 2-го семестра 9-го класса (15 лет), и многие школы от них отказались: это вредит детям, подменяет содержательную мотивацию формальной.

Правила здесь есть и довольно четко соблюдаются, но только потому, что их придумали … сами дети.

Самые яркие впечатления, можно сказать, шок, я получил от посещения загородной, сельской площадки школы, расположенной на краю деревни (в немецком понимании) в 30 км от Берлина.

Это место когда-то было небольшим протестантским женским монастырем, но он давно запустел и был заброшен. Здания пришли в аварийное состояние, территория заросла высокой травой и кустарником. Но в этом году школа взялась за возрождение этого участка земли. Здесь уже расчистили участок от зарослей и начали ремонтировать летний корпус общежития. И многие работы выполняют школьники, в возрасте начиная с 13 лет ( это с 6-го класса), их две группы по 15-20 человек. Это добровольцы, они делают так по своему желанию (и разрешению родителей).

По специальному графику дети приезжают сюда на электричке три раза в неделю и первую половину дня работают по восстановлению данного места, убирают и готовят на всех еду, реализуют тут собственные проекты (от строительства водопровода до выращивания овощей и фруктов. Вторую – занимаются в самостоятельно построенных и оборудованных классах - «юртах» с деревянным полом и печами-буржуйками. И собираются так заниматься круглый год, и зимой тоже. Как зимой? – А вот посмотрим, нам самим интересно, - был ответ.

Возможно ли у нас такое?

С трудом можно себе такое представить! У нас очень сильны стереотипы, что обучение должно происходить обязательно в школьном классе, и обязательно в форме урока. И сводится это обучение к выслушиванию учителя, зубрежке учебника, решению каких-то примеров, ответов у доски, написанию каких-то тестов и контрольных, подготовка в ОГЭ, ЕГЭ и прочей белиберде… С точки зрения современной школьной практики все это средневековые суеверия, дикость, можно сказать, мракобесие!

Здесь же это индивидуальные и групповые учебно-исследовательские проекты, собственноручное изготовление достаточно сложных технических объектов, выступления в дискуссиях, создание презентаций, участие в активных семинарах… И притом при большом объеме самостоятельной работе, когда школьник просто обобщает разные информационные материалы (журналы, книги, Интернет), решает наборы задач.

Но о проектах чуть позже. Нам же пора делать некоторые выводы.

В своей стране мы загнали себя глубоко в тупик бессмысленного контроля, формализма и бессодержательности. В том числе это касается образования, школы.

В немецких школах дети сдают только экзамены за 10-й класс (немецкий, английский и математику) и потом за 12-й, выпускной. Никаких ВПР, никаких посторонних контрольных и тестов, и, вообще, никаких отметок! Аттестация учителей – это вообще из разряда фантастики! Это глубоко внутреннее, педсоветовское дело самой школы.

И, к сожалению, не видно, чтобы мы смогли выйти из этого тупика формального контроля и вернуться к действительно содержательному, полезному для детей и общества образованию.

В то же время мир идет вперед, в школах стараются не только помочь освоить культуру человечества в ее практическом разрезе, но и личностно и творчески развиться, сформировать ответственность, организованность, культуру общения и поведения в коллективе и обществе… Именно этого сейчас так не хватает у россиян на любом месте работы.


Автор

Могилев Александр Владимирович

Все материалы автора

Количество подписчиков: 132

Подписаться Отписаться

Комментарии (16)

  1. Светлана Решетняк 25 Сентября, 2019, 7:46

    Многое надо менять в современном российском образовании. Общественно-полезный труд в российскую школу должен вернуться в каком-то виде, это точно, но боже избавь моего внука-первоклашку от такой немецкой школы с таким "отсутствием мракобесия"! Этот метод полной подмены классно-урочной системы уже был в России в 20 годах прошлого столетия (https://kopilkaurokov.ru/fizika/meropriyatia/istoriia_mietapriedmietnogho_podkhoda_v_obrazovanii).
    Приведу например одну цитату: "... руководитель «метода проектов» рассматривал знания, умения, навыки как побочные средства, а единственный критерий успешности учебно-воспитательной деятельности – результат общественной работы."
    Александр Владимирович, с водой выплёскиваете ребёнка. Впрочем, учителям -то как удобно: "притом при большом объеме самостоятельной работе, когда школьник просто обобщает разные информационные материалы (журналы, книги, Интернет), решает наборы задач." А все навыки для решения приобретает ученик самостоятельно? Нам бы таких "гениальных" учеников! Да не верю в серьёзные знания в такой школе, разве что какой-нибудь самородок, но к жизни готовы - дом ( юрту) построят, с техникой совладают. А что? Обеспечение рабочим классом сейчас для Европы главная задача - на мигрантов , как выяснилось, поставили напрасно. А тут дети заняты, работают, синими воротничками станут, а мечта о белых воротничках (т.е. о серьёзных дипломах) вряд ли досягаема, хотя исключения ( именно исключения) будут всегда.

    Статус в сообществе: Конфиденциально

    На сайте: 2 года

    Род деятельности: Конфиденциально

    Регион проживания: Конфиденциально

    • Александр Могилев 26 Сентября, 2019, 12:49

      Светлана, не выплескиваю ребенка, а его просто нет, он давно вырос и сам ушел. Ваше сообщение - о том, что российский учитель не представляет себе, как организовать свободную работу школьников, он представляет только уроки. И еще: знания. Подобная жажда знаний была оправданна для времен ликбеза после гражданской войны. Сейчас другая эпоха, и знания приобретаются легко (как легко и забываются). Так что их ценность сильно преувеличена в российской ментальности. Учить нужно другому, развивать человеческий потенциал.

      Что касается мигрантов, то их здесь очень мало в сравнении с коренными и они упорно учатся. Мигранты - в Москве, вот где они!

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 10 лет

      Род деятельности: Руководитель в организации высшего образования

      Регион проживания: Воронежская область, Россия

  2. Светлана Решетняк 26 Сентября, 2019, 13:16

    " Учить нужно другому, развивать человеческий потенциал." - с этим высказыванием не поспоришь, но для своего внука описываемый способ развития я бы не выбрала. Детям , да подчас и родителям, часто кажется. что учим многому напрасно - не пригодится, да вот навык без многократного повторения не появится, а , значит, уровень проектов будет соответствующий. Организация уроков ( и в этом Вы абсолютно правы) не может быть загипсованной хотя бы с точки зрения мгновенного оценивания по любому поводу, так любимого в нашей системе образования, но модульную оценку убирать нельзя. Впрочем, это моё личное мнение , не принимаемое учительским сообществом. Выставление оценки дело крайне ответственное, а у нас это палка для битья- с этим соглашусь сразу. А вот чего действительно нет у нас в школе, так это доброжелательной атмосферы на уроке. Что я вижу у своих детей на курсах ( а работаю в этой системе допобразования почти 30 лет)? Страх перед учителем, боязнь спросить про непонятое, неумение аргументировать ход решения - не приучены, а ну 2 поставят тут же. Как тяжело их раскрепостить. Но для изменения ситуации не урочную систему отменять надо. Вчера было первое занятие выездное в другом городе. И дети толковые, но зажатые,-общаться в процессе изучения нового не приучены, уговаривала тут же спрашивать, если непонятно. Удивление в глазах - а так можно? Нет диалога, но разве на уроке это невозможно - общаться, обсуждать, включать в процесс, а не лекцию читать?

    Статус в сообществе: Конфиденциально

    На сайте: 2 года

    Род деятельности: Конфиденциально

    Регион проживания: Конфиденциально

    • Валерий Ганузин 26 Сентября, 2019, 19:16

      "...Нет диалога, но разве на уроке это невозможно - общаться, обсуждать, включать в процесс, а не лекцию читать?"

      Уроки и лекции должны быть диаЛоговые . И это смог бы сделать любой, или почти любой, учитель при одном условии. Это условие - наличие времени для диалога. А у нас, в большинстве случаев, на это не отпущено программой не одного часа(+++

      А если нет живого диалога, то и учитель здесь не нужен. Его можно заменить аудио или видеоуроком.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 8 лет

      Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

      Регион проживания: Ярославская область, Россия

    • Светлана Решетняк 26 Сентября, 2019, 22:16

      Так я всё и нападаю на МП, что именно этой проблемой не занимаются, а именно наоборот, делают всё, чтобы диалог был невозможен. Всё брошено на контроль, сопровождающийся немыслимым бумагомаранием, отвлечением от прямого учительского назначения. И многие "модные" курсы надо убирать из школы, отдавая время на "диалоги" на базовых предметах. Вот тогда, как призывает Александр Владимирович, можно раскрыть потенциал ученика. И не считать за доблесть, что за урок учитель сумел всем поставить оценку ( речь не о контрольной)... Вот всё больше и больше утверждаюсь в мысли, что оценка должна быть модульной, т.е по прошествии какого-то времени, пусть и не слишком большого, оценка по пройденному в форме зачёта ли, контрольной ли, заранее объявленной, не подлежащая исправлению, но с разрешением сдать ещё раз (может быть и ещё раз) и получить ещё одну оценку рядом, не исправляя предыдущую. Отношение к достаточно редким, но значимым оценкам меняется на раз - проверено. Второй подход уже очень мотивированный с более тщательной подготовкой самого ученика.

      Статус в сообществе: Конфиденциально

      На сайте: 2 года

      Род деятельности: Конфиденциально

      Регион проживания: Конфиденциально

    • Саид Насреддинов 27 Сентября, 2019, 9:39

      "Вот тогда, как призывает Александр Владимирович, можно раскрыть потенциал ученика" - если преподаватель тупее ученика, потенциал не раскрывается и диалог не имеет смысла.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 1 год

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Чеченская, Россия

    • Светлана Решетняк 27 Сентября, 2019, 11:49

      Если не будет учеников умнее преподавателя, то и прогресса не будет в обществе. Разве у вас, Саид, не бывало учеников по интеллекту сильнее Вас? У меня бывают, да такие, что завидуешь уму белой завистью, и никакого комплекса по этому поводу не испытываю. Обычно говорю - ты умнее, но я больше знаю, возьми то, что знаю я, а знание и у этого "гениального" ученика всё равно рождается в обсуждении проблемы. Честность- главное, и никогда не видела неуважительного отношения к себе.

      Статус в сообществе: Конфиденциально

      На сайте: 2 года

      Род деятельности: Конфиденциально

      Регион проживания: Конфиденциально

    • Саид Насреддинов 27 Сентября, 2019, 20:47

      "разве у вас, Саид, не бывало учеников по интеллекту сильнее Вас? " - был один пятилетний парень в 24 детсаду, который мгновенно ответил про Курочку Рябу - и чуть не попортил мне кайф - меня интересовали варианты ответов остальных двух десятков детей.

      На следующий день я доложил заведующей результаты беседы и спросил, какова вероятность, что этот ребёнок понимает им сказанное?

      Заведующая расцвела, как майская роза: "- Это самый умный ребёнок в детском саду."

      Но я же определил его гениальность одним вопросом! И ещё мне встретилась фантастически умная группа восьмиклассников из 33 школы - прелесть! Но там вопросы были другие.

      Ещё в 44 саду был парень - "вождь краснокожих" - который единственный на 35 садов полгода играл со мною в игру НИМ - а я не поддавался - мне было интересно, когда ему надоест проигрывать - как и остальным.

      Но ему так и не надоело...

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 1 год

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Чеченская, Россия

    • Светлана Решетняк 29 Сентября, 2019, 12:12

      Может, я мазохист, но удовольствие от умных, пусть и умнее меня, школяров и студентов получаю огромное, и многое они мне открывают с неожиданной стороны. В прошлом году был такой физик-студент. На занятиях ничего не писал - понимал мгновенно, очень любил обсуждать его идеи со мной, причём своё восхищение я не скрывала. Как-то писали контрольную ( долгую и очень сложную, написал на отлично, естественно) - гордо показал мозоль на пальце- никогда столько не писал... Это же чудо встречать таких.

      Статус в сообществе: Конфиденциально

      На сайте: 2 года

      Род деятельности: Конфиденциально

      Регион проживания: Конфиденциально

    • Саид Насреддинов 29 Сентября, 2019, 17:45

      "Это же чудо встречать таких" - это не чудо - это единственная подлинная в жизни на Земле роскошь.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 1 год

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Чеченская, Россия

    • Саид Насреддинов 27 Сентября, 2019, 9:35

      "...учитель здесь не нужен. Его можно заменить аудио или видеоуроком" - видео-урок даже лучше: его можно повторять, пока не "дойдёт".

      Это учитель - или учебник - воображают, что их слова понятны слушателям. А на самом деле можно только зазубрить, что Катерина - светлый луч, а Толстой - зеркало революции - я до сих пор - через 50 лет - не понимаю, есть ли смысл в этих идиомах.

      Но пятёрку по литературе имею и даже знаю причину, по которой плакали Дед и Баба в конце сказки про Курочку Рябу - после многолетнего обсуждения этого вопроса в детских садах.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 1 год

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Чеченская, Россия

  3. Елена Романова 26 Сентября, 2019, 18:15

    «В своей стране мы загнали себя глубоко в тупик бессмысленного контроля, формализма и бессодержательности. В том числе это касается образования, школы». Образования и школы это касается в первую очередь. Сколько пустопорожней писанины - ни в сказке сказать, ни пером описать. Одни рабочие программы, шаблоны которых меняются каждый год, чего стоят.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 2 года

    Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Архангельская область, Россия

  4. Мария Семенова 27 Сентября, 2019, 23:06

    молодцы дети

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 2 месяца

    Род деятельности: Воспитатель в дошкольной организации

    Регион проживания: —

  5. Вадим Монахов 29 Сентября, 2019, 18:17

    1. На первой фотографии дети чудовищно сутулятся. Это нормально?

    2.>У нас ведь какое расхожее представление о Германии? Что здесь железный порядок, жесткие правила, все аккуратно прибрано, дети ходят по струнке, все строго контролируется и оценивается… Но все оказывается ровно наоборот! Но все оказывается ровно наоборот! Никто ничего не контролирует.
    - очень даже контролируют! Доносы в Германии сейчас столь же массовое и обыденное явление как во времена Третьего Рейха! Соседи следят даже за тем, правильно ли вы выкидываете мусор.

    3.> У нас очень сильны стереотипы, что обучение должно происходить обязательно в школьном классе, и обязательно в форме урока. И сводится это обучение к выслушиванию учителя, зубрежке учебника, решению каких-то примеров, ответов у доски, написанию каких-то тестов и контрольных, подготовка в ОГЭ, ЕГЭ и прочей белиберде… С точки зрения современной школьной практики все это средневековые суеверия, дикость, можно сказать, мракобесие!
    - да, конечно, в СССР обучение было построено гораздо правильнее, и система внеурочной деятельности грамотно дополняла урочную форму обучения.

    4.>Здесь же это индивидуальные и групповые учебно-исследовательские проекты, собственноручное изготовление достаточно сложных технических объектов, выступления в дискуссиях, создание презентаций, участие в активных семинарах… И притом при большом объеме самостоятельной работе, когда школьник просто обобщает разные информационные материалы (журналы, книги, Интернет), решает наборы задач.
    - как-то всё это напоминает кондаковскую мишуру с его псевдоФГОСами, а также замену реального изучения предметов ультралиберальным "сядьте, дети, сядьте в круг". С хорошо известным результатом - заменой профессионализма мнением толпы, с тотальным подавлением мнения, противоречащего мнению коллектива. Я в своё время наблюдал подобные процессы в Дании, где данный подход начал развиваться раньше всех из стран Запада. Вы ещё забыли упомянуть, что упомянутые дискуссии происходят на дилетантском уровне, поскольку глубина познаний дискутирующих крайне мала. И что в этой дискуссии мнение профессионала и мнение дилетанта имеют одинаковую ценность - поскольку "мнения всех людей одинаково ценные". Но так как дилетантов всегда намного больше, чем профессионалов, детей приучают игнорировать мнение профессионалов и ориентироваться на мнение толпы. И что если мнение преподавателя отлично от мнения коллектива, он обязан подавиться этим мнением и не высказывать его - иначе дети напишут на него коллективную жалобу.

    5.>В своей стране мы загнали себя глубоко в тупик бессмысленного контроля, формализма и бессодержательности. В том числе это касается образования, школы.
    - а вот с этим я на 100% согласен.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 9 лет

    Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

    Регион проживания: Санкт-Петербург, Россия

    • Валерий Чернухин 29 Сентября, 2019, 19:40
      1. На первой фотографии дети чудовищно сутулятся. Это нормально?

      Да, это чудовищно нормально.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 8 лет

      Род деятельности: Иное

      Регион проживания: Новосибирская область, Россия

    • Валерий Ганузин 29 Сентября, 2019, 20:36

      Холодно там детям, вот они и приняли такие позы.
      И еще: нет там Роспотребнадзора. Он бы не допустил учебу, в т.ч. и зимой, в таких военно-полевых условиях.
      А то, что школьники помогают восстановить старый монастырь и приспособить его под школу поддерживаю. Хоть чего-то полезное научаться в жизни делать.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 8 лет

      Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

      Регион проживания: Ярославская область, Россия