Страница добавлена в Избранное

Страница удалена из Избранного

Для добавления в Избранное необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.

Учитель –словесник: Дети не обязаны любить русскую классическую литературу

На «Афише Daily»  опубликована статья молодого учителя литературы и ведущего курсов художественной критики Артема Новиченкова о том,  как на самом деле классика воспитывает современных детей и почему вопрос «Что хотел сказать автор» должен быть под запретом.

Артем считает, что «русская литература — самая сложная европейская литература, потому что в свое время она выступала в роли философии, публицистики, политического высказывания и даже морального мерила». Но у нас эти произведения изучают дети и подростки на уроках.

Новиченков пишет: «Какой учитель может объяснить суть лирического отступления о птице-тройке в «Мертвых душах», которую всем задает учить наизусть? Какой учитель может помочь понять школьнику психологизм Печорина или чувства Онегина? Редкий».

По мнению автора статьи, это важная проблема, касающаяся преподавания литературы в школе и имеющая скверные последствия — невозможность честного и искреннего диалога. «Потому-то литература в школе на самом деле литературоведение, при этом разговор «о чем написан текст» подменяется разговором о том, «как он сделан». Ну и еще этот претенциозный вопрос «Что хотел сказать автор?», варварски искажающий и упрощающий саму идею искусства. Потому что мы не можем знать, что хотел сказать автор тогда, двести лет назад. А может быть, он сказал вовсе не то, что хотел или замышлял?» - пишет Артем.

Он полагает, что русская литература – депрессивная (много вы вспомните произведений русской классической литературы «с хорошим концом»?). Автор задается вопросом: « Но как говорить с детьми о такой литературе, в которой от произведения к произведению терпят фиаско идеи гуманизма, справедливости и бога? Герои пассивные поголовно не находят смысла в жизни, а борющиеся оказываются в дураках».

Новиченков считает, что во время изучения литературы в школе происходит подмена предмета изучения: «Но на уроках мы будто читаем другие книги: не депрессивные и жестокие, а жизнеутверждающие, высоконравственные. В устах учителя и на страницах учебников литература сводится к горстке словосочетаний: «фамусовское общество», «лишний человек», «мысль семейная» — и терминов: «лирический герой», «композиция», «кульминационный момент» и другие».

По мнению автора, дети и не должны любить читать. Он пишет, что мы, взрослые, открывая художественную книгу не ждем от нее, что она непременно нас воспитает, сделает нравственнее и честнее, мы просто хотим получить удовольствие: «Мы хотим с помощью искусства вызвать в себе определенные эмоции, и если этого у нас не получается, значит, просто не тот роман, фильм, выставка».

Но, отмечает Артем, к детскому чтению у нас совсем другое отношение. Взрослые считают, для ребенка хороша та книга, которая «говорит о высоком, нравственном. А комиксы, фантастика, фэнтези — несерьезная литература, на такой не воспитаешь настоящего человека. Вот русская классика — да. Все выросли на ней, это наш культурный код и вообще — без нее стыдно, без нее никуда, и пусть семикласснику хочется плакать от «Бориса Годунова», потому что скучно и ничего не понятно, но надо, Федя, надо».

Новиченков в своей статье утверждает, что как раз не надо: «пора бы уже избавиться от этого маниакального желания наделить хорошую литературу обязательной практической пользой и перестать пичкать детей текстами XIX века. Мы же не заставляем их смотреть советское кино. Почему литература привилегированна, а кинематограф нет? Будто в литературе спрятана еще какая-то ценность, о которой никто не может конкретно сказать, однако защищает ее. Так, может, нет этой сакральной особенной ценности литературы? Может, не будем делать из художественных текстов священные, а из писателей — пророков?»

Автор в финале статьи излагает свое представление о том, что «задача старших познакомить ребенка с книгой, сократить дистанцию, а не обязывать читать. Я убежден, что чтение — естественная потребность человека, как потребность в любви. Но как можно травмировать ребенка и развить в нем комплексы, мешающие счастливой жизни, так можно и воспитать в нем стойкое неприятие к литературе и навсегда отрезать от книг».


Автор

Педсовет

Все материалы автора

Количество подписчиков: 125

Подписаться Отписаться

Комментарии (21)

  1. Валерий Ганузин 14 Марта, 2017, 17:23

    Молодой, чего с него возьмешь.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 7 лет

    Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

    Регион проживания: Ярославская область, Россия

    • Лев Ясенский 15 Марта, 2017, 2:51



      Страшно другое: он получил широкий отклик у общественности.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 11 месяцев

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Краснодарский край, Россия

    • Владимир Савкун 16 Марта, 2017, 11:48
      Молодой, чего с него возьмешь.


      Страшно другое: он получил широкий отклик у общественности.

      Лев Ясенский: Страшно другое: он получил широкий отклик у общественности.

      Не страшно: у общественности достаточно лапши на ушах.

      Пару-тройку наносов она и не заметит...

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 6 лет

      Род деятельности: Иное

      Регион проживания: Тверская область, Россия

    • Александр Бородавкин 18 Марта, 2017, 23:38
      Молодой, чего с него возьмешь.


      Страшно другое: он получил широкий отклик у общественности.


      Ну вот, опять двадцать пять... Стоит человеку честно высказаться по наболевшему вопросу, как заклюют. А то, что материал вызвал волну обсуждений, не есть страшно. Может быть, что-то родится...

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 11 месяцев

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Калужская область, Россия

    • Владимир Савкун 15 Марта, 2017, 9:10

      Валерий Ганузин: "Молодой, чего с него возьмешь."

      Хотелось бы взять с него (увидеть?) хоть какие-то соображения по темам "А чему вообще учат в школе?" и "А зачем вообще читать книги?" .. жаль, не срослось.

      ЕСЛИ не читать книги, остаются только три удовольствия в этой жизни: пиво, курево и телевизор - посещение венерического диспансера не в счёт.

      " Измени вкус твоих сигарет!" - призывала реклама в московском метро ещё пару лет назад.

      А что он ещё может изменить после школы, Буратино?

      " - Образование? Ну какое у него может быть образование ... ничего не знает, ничего не умеет... пиши: "среднее" (из анкеты Адама после сотворения).

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 6 лет

      Род деятельности: Иное

      Регион проживания: Тверская область, Россия

  2. Оксана Горбачева 15 Марта, 2017, 4:28

    Сколько себя помню, всегда любила читать, много, объем и жанр не имели значения, библиотеки были для меня интереснее магазина с игрушками.

    Но произведения Чернышевского, Достоевского так и не смогла даже дочитать.
    На уроках литературы больше всего не нравились вопросы типа, что подумал автор, что он хотел сказать. При чем ответы были уже прописаны в учебнике (мнение литературных критиков - современников авторов) и другие варианты не принимались.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 8 лет

    Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Томская область, Россия

  3. Лариса Ручкина 15 Марта, 2017, 10:25

    Во многом, очень во многом неправ молодой человек. Но я согласна с тем, что начинать прививать любовь к чтению с классики не стоит. Просто не получится ничего. У современного ребенка с клиповым мышлением не необходимых навыков для осознания философии и эстетики 18-19 века. Я на уровне пятого класса рада и фэнтези, и ужастикам, и современным детским детективам. Пусть учатся просто читать большие тексты, а не страницы учебника. Пусть учатся сидеть за книгой и хоть ненадолго отрываются от телефона. А классика будет потом. Обязательно будет. Проверено.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 1 год

    Род деятельности: Учитель старшей школы в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Адыгея, Россия

    • Владимир Савкун 15 Марта, 2017, 14:58

      Лариса Ручкина,. "А классика будет потом. "

      ПОТОМ - оно .... большое.

      двести лет, триста или четыреста? Или ещё больше?

      Пятьдесят лет достаточно?

      Для всех?

      А для кого?

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 6 лет

      Род деятельности: Иное

      Регион проживания: Тверская область, Россия

    • Лариса Ручкина 15 Марта, 2017, 19:36
      Во многом, очень во многом неправ молодой человек. Но я согласна с тем, что начинать прививать любовь к чтению с классики не стоит. Просто не получится ничего. У современного ребенка с клиповым мышлением не необходимых навыков для осознания философии и эстетики 18-19 века. Я на уровне пятого класса рада и фэнтези, и ужастикам, и современным детским детективам. Пусть учатся просто читать большие тексты, а не страницы учебника. Пусть учатся сидеть за книгой и хоть ненадолго отрываются от телефона. А классика будет потом. Обязательно будет. Проверено.
      Лариса Ручкина,. "А классика будет потом. "

      ПОТОМ - оно .... большое.

      двести лет, триста или четыреста? Или ещё больше?

      Пятьдесят лет достаточно?

      Для всех?

      А для кого?

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 1 год

      Род деятельности: Учитель старшей школы в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Адыгея, Россия

    • Владимир Савкун 15 Марта, 2017, 20:07
      Во многом, очень во многом неправ молодой человек. Но я согласна с тем, что начинать прививать любовь к чтению с классики не стоит. Просто не получится ничего. У современного ребенка с клиповым мышлением не необходимых навыков для осознания философии и эстетики 18-19 века. Я на уровне пятого класса рада и фэнтези, и ужастикам, и современным детским детективам. Пусть учатся просто читать большие тексты, а не страницы учебника. Пусть учатся сидеть за книгой и хоть ненадолго отрываются от телефона. А классика будет потом. Обязательно будет. Проверено.
      Лариса Ручкина,. "А классика будет потом. "

      ПОТОМ - оно .... большое.

      двести лет, триста или четыреста? Или ещё больше?

      Пятьдесят лет достаточно?

      Для всех?

      А для кого?

      Лариса Ручкина, Потом оно разное..

      Огромное спасибо, Лариса Анатольевна - фокус в том, что я жду школьную классику больше сорока лет, а она не приходит ... мне уже немножко боязно.

      ОЧЕНЬ интересуют книги (исключая классику), которые вы обсуждали и на уроках и после уроков - в моей школе это было не принято.

      Я как-то сдуру - где то в классе девятом - принёс Тане и Оле (золотая и серебряные медали) повестушку "Серебристый грибной дождь" - и они устроили обсуждение после уроков в час "классного руководителя".

      Ничего путного из этого не вышло - большинству было начхать, я вообще не участвовал, хотя присутствовал, но потрясение от повести было немалое.

      Мечтаю узнать, как Вы определяете выпускников, читающих "по настоящему" - на Плюке "пацак - чатланин" определялся приборчиком "визатор" и оба землянина однозначно были пацаки.

      С уважением - я тоже скучаю за вашими литературными спорами.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 6 лет

      Род деятельности: Иное

      Регион проживания: Тверская область, Россия

  4. Светлана Светлинцева 15 Марта, 2017, 19:12

    Уроки литературы часто отбивают любовь к чтению. Почему человек берёт в руки книгу? Потому что там есть нужная ему информация или потому что ему захотелось прочитать её для себя. А почему классическая литература должна быть интересна детям, тем более вот так, насильно, с обязательными рассуждениями о том, что хотел сказать автор, с навязыванием своей точки зрения? Читать классику ради истории, пытаясь отделить реальность от художественной выдумки? Ради персонажей и сюжетов, которые уже не раз использованы и адаптированы под современную реальность? Ради морального развития, серьёзно? Можно развить школьника с помощью навязывания неинтересных для него книг?
    И никто до сих пор внятную причину для чтения классики назвать не может, только "так надо" и "моральное развитие". Ведь современные книги, фильмы, игры не могут воспитывать детей, с этим могут справиться только тяжёлые и скучные книги, не справляющиеся с информационной нагрузкой, безнадёжно медленные для детей, которые привыкли в огромных количествах обрабатывать и усваивать интересную информацию...

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 11 месяцев

    Род деятельности: Ученик в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Россия

    • Владимир Савкун 15 Марта, 2017, 20:15

      Светлана Светлинцева: " Почему человек берёт в руки книгу? "

      Потому что у него в доме нет телевизора, а играть в карты с соседями родители не пускают.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 6 лет

      Род деятельности: Иное

      Регион проживания: Тверская область, Россия

    • Оксана Горбачева 16 Марта, 2017, 6:03
      Уроки литературы часто отбивают любовь к чтению. Почему человек берёт в руки книгу? Потому что там есть нужная ему информация или потому что ему захотелось прочитать её для себя. А почему классическая литература должна быть интересна детям, тем более вот так, насильно, с обязательными рассуждениями о том, что хотел сказать автор, с навязыванием своей точки зрения? Читать классику ради истории, пытаясь отделить реальность от художественной выдумки? Ради персонажей и сюжетов, которые уже не раз использованы и адаптированы под современную реальность? Ради морального развития, серьёзно? Можно развить школьника с помощью навязывания неинтересных для него книг?
      И никто до сих пор внятную причину для чтения классики назвать не может, только "так надо" и "моральное развитие". Ведь современные книги, фильмы, игры не могут воспитывать детей, с этим могут справиться только тяжёлые и скучные книги, не справляющиеся с информационной нагрузкой, безнадёжно медленные для детей, которые привыкли в огромных количествах обрабатывать и усваивать интересную информацию...
      Светлана Светлинцева: " Почему человек берёт в руки книгу? "

      Потому что у него в доме нет телевизора, а играть в карты с соседями родители не пускают.



      Неудачная шутка?

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 8 лет

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Томская область, Россия

    • Владимир Савкун 16 Марта, 2017, 11:43
      Уроки литературы часто отбивают любовь к чтению. Почему человек берёт в руки книгу? Потому что там есть нужная ему информация или потому что ему захотелось прочитать её для себя. А почему классическая литература должна быть интересна детям, тем более вот так, насильно, с обязательными рассуждениями о том, что хотел сказать автор, с навязыванием своей точки зрения? Читать классику ради истории, пытаясь отделить реальность от художественной выдумки? Ради персонажей и сюжетов, которые уже не раз использованы и адаптированы под современную реальность? Ради морального развития, серьёзно? Можно развить школьника с помощью навязывания неинтересных для него книг?
      И никто до сих пор внятную причину для чтения классики назвать не может, только "так надо" и "моральное развитие". Ведь современные книги, фильмы, игры не могут воспитывать детей, с этим могут справиться только тяжёлые и скучные книги, не справляющиеся с информационной нагрузкой, безнадёжно медленные для детей, которые привыкли в огромных количествах обрабатывать и усваивать интересную информацию...
      Светлана Светлинцева: " Почему человек берёт в руки книгу? "

      Потому что у него в доме нет телевизора, а играть в карты с соседями родители не пускают.


      Неудачная шутка?

      Оксана Горбачева, Неудачная шутка?

      Жестокая реальность: мой старшой играл в карты с соседями на пригорке и его было видно из окна трамвая. Когда я приходил через 7 минут домой - он уже остервенело мыл посуду, а потом часа полтора переделывал халтурно сделанную математику - быстро, наспех и насмех.

      Не сразу, но качественно работать научился.

      Теперь специалист по космической радиосвязи... трактора у него пашут по сигналам со спутников - как у Саймака в рассказе "Сосед". Я в осадке... не ожидал.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 6 лет

      Род деятельности: Иное

      Регион проживания: Тверская область, Россия

  5. Алексей Хвостов 18 Марта, 2017, 13:59

    Главная проблема - не в русской литературе. Главная проблема - в отсутствии приемлемого количества талантливых (или хотя бы с хорошими способностями) учителей и учительниц русского языка и литературы. Это справедливо и для учителей и учительниц всех остальных учебных предметов. И ДЕЛО НЕ В МАЛЕНЬКОЙ ЗАРПЛАТЕ!!! Дело в "геноциде" талантов во всех сферах. После 5 марта 1953 года.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 2 года

    Род деятельности: Предприниматель

    Регион проживания: Ростовская область, Россия

    • Владимир Савкун 18 Марта, 2017, 21:56

      Алексей Хвостов, И ДЕЛО НЕ В МАЛЕНЬКОЙ ЗАРПЛАТЕ!!!

      Ну да - умные нам ненадобны, надобны верные.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 6 лет

      Род деятельности: Иное

      Регион проживания: Тверская область, Россия

    • Алексей Хвостов 19 Марта, 2017, 8:41
      Главная проблема - не в русской литературе. Главная проблема - в отсутствии приемлемого количества талантливых (или хотя бы с хорошими способностями) учителей и учительниц русского языка и литературы. Это справедливо и для учителей и учительниц всех остальных учебных предметов. И ДЕЛО НЕ В МАЛЕНЬКОЙ ЗАРПЛАТЕ!!! Дело в "геноциде" талантов во всех сферах. После 5 марта 1953 года.
      Алексей Хвостов, И ДЕЛО НЕ В МАЛЕНЬКОЙ ЗАРПЛАТЕ!!!

      Ну да - умные нам ненадобны, надобны верные.



      Не понимаю смысла этого комментария.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 2 года

      Род деятельности: Предприниматель

      Регион проживания: Ростовская область, Россия

    • Владимир Савкун 19 Марта, 2017, 22:27
      Главная проблема - не в русской литературе. Главная проблема - в отсутствии приемлемого количества талантливых (или хотя бы с хорошими способностями) учителей и учительниц русского языка и литературы. Это справедливо и для учителей и учительниц всех остальных учебных предметов. И ДЕЛО НЕ В МАЛЕНЬКОЙ ЗАРПЛАТЕ!!! Дело в "геноциде" талантов во всех сферах. После 5 марта 1953 года.
      Алексей Хвостов, И ДЕЛО НЕ В МАЛЕНЬКОЙ ЗАРПЛАТЕ!!!

      Ну да - умные нам ненадобны, надобны верные.


      Не понимаю смысла этого комментария.

      Алексей Хвостов, Не понимаю смысла этого комментария.

      Это точная цитата 1964 года из АБС.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 6 лет

      Род деятельности: Иное

      Регион проживания: Тверская область, Россия

  6. Владимир Савкун 19 Марта, 2017, 22:25

    Я тоже последние 10-15 лет сочувствую школьницам – в школе изучают только творчество мужиков, женской прозы вроде бы нет в программе вообще, да и Катерина – единственный женский образ, к тому же – в пьесе, которую надо смотреть на ХОРОШЕЙ сцене.

    И преподносится это всё женщинами.

    Может ли школьник что-нибудь понять? Такой, как я – нет. Если разбойник Робин Гуд восхищает, то бандит Тарас Бульба сотоварищи ввергает в печаль.

    Бездельники типа Базарова, Печорина и Онегина меня ни восхитить, ни впечатлить не могут. К сожалению, эти книжки есть в школьной программе - это чудовищная ошибка.

    Как быть? – Стиснуть зубы и терпеть, ведь к 10 классу это всё должно кончиться. Да и читать шедевры школа не запрещает.

    Так что Артём Новиченков – хоть и молодой, но молодец, порадовал.

    P.S.
    Он юнга, его родина – Марсель,
    Он обожает пьянку, шум и драки.
    Он курит трубку, пьёт английский эль,
    И любит девушку из Нагасаки.

    1922 год, Одесса, любимая песня девочек из моего детского сада, как оказалась - бессмертная, особенно теперь в исполнении Высоцкого.

    НАПРИМЕР, https://www.youtube.com/watch?v=vUDICenpLBM

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 6 лет

    Род деятельности: Иное

    Регион проживания: Тверская область, Россия

    • Алексей Хвостов 20 Марта, 2017, 1:18



      Ясно, укро-дрожжи играют. Диалог с вами - неуместен. Прошу мне не отвечать.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 2 года

      Род деятельности: Предприниматель

      Регион проживания: Ростовская область, Россия

    • Владимир Савкун 20 Марта, 2017, 9:15
      Я тоже последние 10-15 лет сочувствую школьницам – в школе изучают только творчество мужиков, женской прозы вроде бы нет в программе вообще, да и Катерина – единственный женский образ, к тому же – в пьесе, которую надо смотреть на ХОРОШЕЙ сцене.

      И преподносится это всё женщинами.

      Может ли школьник что-нибудь понять? Такой, как я – нет. Если разбойник Робин Гуд восхищает, то бандит Тарас Бульба сотоварищи ввергает в печаль.

      Бездельники типа Базарова, Печорина и Онегина меня ни восхитить, ни впечатлить не могут. К сожалению, эти книжки есть в школьной программе - это чудовищная ошибка.

      Как быть? – Стиснуть зубы и терпеть, ведь к 10 классу это всё должно кончиться. Да и читать шедевры школа не запрещает.

      Так что Артём Новиченков – хоть и молодой, но молодец, порадовал.

      P.S.
      Он юнга, его родина – Марсель,
      Он обожает пьянку, шум и драки.
      Он курит трубку, пьёт английский эль,
      И любит девушку из Нагасаки.

      1922 год, Одесса, любимая песня девочек из моего детского сада, как оказалась - бессмертная, особенно теперь в исполнении Высоцкого.

      НАПРИМЕР, https://www.youtube.com/watch?v=vUDICenpLBM


      Ясно, укро-дрожжи играют. Диалог с вами - неуместен. Прошу мне не отвечать.

      Алексей Хвостов, Ясно, укро-дрожжи играют.

      Да я вообще негр.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 6 лет

      Род деятельности: Иное

      Регион проживания: Тверская область, Россия