Страница добавлена в Избранное

Страница удалена из Избранного

Для добавления в Избранное необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.

Три педагогических правила от Александра Тубельского

Спонсор рубрики «Исторические хроники» - компания «Вотум», разработчик интерактивных решений в области образования.

Александр Наумович Тубельский умер относительно недавно - уже в нашем веке, в 2007 году. В Москве действует школа его имени, коллектив которой придерживается методики Александра Наумовича. Те же, кто преподает в других учебных заведениях России, вполне могут использовать в своей работе те или иные педагогические находки легендарного Тубельского.

Определение себя

Сам Тубельский назвал свое детище Школой самоопределения. Именно в этом заключается основа его метода. Все, что делается в школе, должно способствовать выявлению наилучших способностей.

Одна из интереснейших методических находок - так называемые «межпредметные погружения». Все учителя, преподающие в одном классе, должны на несколько дней сосредоточиться над одними и теми же - в крайнем случае, схожими - понятиями. В таком случае ученик перестает метаться между суффиксами, треугольниками и тычинками, а решает для себя - вместе с учителями тот или иной мировоззренческий вопрос.

Практикуются и просто погружения - когда класс на протяжении нескольких дней занимается, например, исключительно географией. Но подобное гораздо сложнее осуществить в современной общеобразовательной школе.

Обязательное условие самоопределения - физическая и трудовая культуры. Тело должно быть тренированным, а труд не вызывать страха. Один день в неделю следует полностью посвятить трудовой подготовке. При этом каждый школьник сам определяет, какой профессией ему хотелось бы овладеть.

Нечто подобное практиковалось в советское время в так называемых учебно-производственных комбинатах (сокращенно - УПК). Но там школьнику определяли одну профессию на два года, а по Тубельскому ее нужно менять раз в пару месяцев, чтобы была возможность попробовать себя в самых разных трудовых сферах.

Конечно, каждый раз выбор осуществляет не преподаватель, а сам школьник.

А еще одна беда, которая мешает проявлению себя - лицемерие.

Тубельский признавался: «Если бы я был главным волшебником страны, то во благо образования перестал бы врать. Я бы сделал, чтобы школу рассматривали как место для создания условий по продвижению каждого ребенка по своему пути».

Демократия - непременное условие

Образование может осуществляться только на демократических позициях. Другое дело, что саму демократию следует правильно понимать.

Тубельский утверждал: «Демократически воспитанный человек - это не тот, который делает то, чего хочет, а тот, который может сам ставить себе границы. Границы хорошего и плохого, границы поведения в разных ситуациях, границы между знанием и незнанием». 

И добавлял: «В этом смысле мы понимаем и термин "самоопределение" - умение ставить себе пределы».

В его представлении демократия и самоопределение неразрывно связаны друг с другом. Для этого необходимо совершенно четко представлять то общество, в котом ты существуешь. Обществоведение - одна из ведущих дисциплин. И в какой-то мере оно обязательно присутствует во всех предметах.

А во время экзаменов ученик должен продемонстрировать не только знание предмета, но и умение сопоставить собственное представление о нем с представлениями других людей.

Долой стандарты

Одно из любимейших слов Александра Наумовича - нестандарт. Как его далекий предшественник, дореволюционный московский педагог Лев Поливанов ненавидел «казенщину», так же и Александр Тубельский ненавидел стандарты. Он утверждал, что ни в коем случае нельзя загонять в общие рамки ни преподавателей, ни учеников. У него даже была довольно интересная теория, объясняющая, почему в школах работает так мало мужчин: «Потому что для мужчины творчество необходимо. Ему сложно представить себе, что он из года в год будет заходить в один и тот же класс, объяснять, а потом спрашивать один и тот же параграф. Скучно!»

И поэтому в школе Тубельского приветствуются самые разнообразные формы ведения урока, а не единственная, стандартная, состоящая из проверки домашних заданий и сухого объяснения новой темы из учебника. При этом в обсуждении того, как построить урок, принимают участие преподаватели вместе с учениками. Так же совместно отбирается и учебный материал.

Подписаться на авторский канал Алексея Митрофанова


Автор

Алексей Митрофанов

Все материалы автора

Количество подписчиков: 37

Подписаться Отписаться

Комментарии (13)

  1. Валерий Ганузин 28 Апреля, 2018, 13:26

    "Долой стандарты."

    Почему во всем хотят привести нас к стандартам. Стандарты в программах обучения в ВУЗах, стандарты образования школьников, стандарты в одежде школьников и учителей ( форма, цвет волос и т.д.), стандартное решение задач и т.д., стандартное написание в тетрадях, стандартное заполнение бланков ЕГЭ, стандартные открытые уроки. А откуда тогда взяться нестандартному мышлению и прорыву в науке. Принятие нестандартных решений в различных экстремальных ситуациях. Да мало ли чего еще губят стандарты...

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 7 лет

    Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

    Регион проживания: Ярославская область, Россия

    • Ольга Проценко 28 Апреля, 2018, 17:17

      Валерий Михайлович!
      О цвете волос нельзя сказать – «стандартный», но можно сказать – «естественный». Естественность – синоним гармонии.
      Когда колбаса изготовлялась по ГОСТам, в ней было мясо. А когда производство продукта стало подчиняться законам свободной фантазии, количество мяса стало стремиться к 0.
      "Долой стандарты" - гуманитарии рулят!
      В наш век высоких технологий творческий полёт мысли должен опираться на железобетонно – крепкие знания, иначе будут гореть здания и рушиться мосты.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 6 лет

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Краснодарский край, Россия

    • Валерий Ганузин 28 Апреля, 2018, 21:13

      Ольга Антоновна!
      Про цвет волос. Может и на него в наших школах быть стандарт, как и на многое другое, чего не должно при здравом уме быть. Например, любимая Вами учительская и школьная форма из "копеечных" материалов. Стоит только какому-нибудь слишком ортодоксальному директору записать в Уставе школы :"Все должны быть рыжими". И законопослушные ученики перекрасятся. А кто не перекрасится, того будет гнобить классный руководитель.
      +++++++++++++++++++++
      "Долой стандарты" - гуманитарии рулят!"

      Про колбасу без ГОСТа. В западных странах нет этого пресловутого ГОСТа, но колбаса там с мясом. А у нас заменить мясо на "химию" способствовали химики и физики. Гуманитарии здесь не при чем. Рулят тут химики и физики.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 7 лет

      Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

      Регион проживания: Ярославская область, Россия

    • Василий Пастушенко 28 Апреля, 2018, 23:02
      "Долой стандарты."

      Почему во всем хотят привести нас к стандартам. Стандарты в программах обучения в ВУЗах, стандарты образования школьников, стандарты в одежде школьников и учителей ( форма, цвет волос и т.д.), стандартное решение задач и т.д., стандартное написание в тетрадях, стандартное заполнение бланков ЕГЭ, стандартные открытые уроки. А откуда тогда взяться нестандартному мышлению и прорыву в науке. Принятие нестандартных решений в различных экстремальных ситуациях. Да мало ли чего еще губят стандарты...
      Валерий Михайлович!
      О цвете волос нельзя сказать – «стандартный», но можно сказать – «естественный». Естественность – синоним гармонии.
      Когда колбаса изготовлялась по ГОСТам, в ней было мясо. А когда производство продукта стало подчиняться законам свободной фантазии, количество мяса стало стремиться к 0.
      "Долой стандарты" - гуманитарии рулят!
      В наш век высоких технологий творческий полёт мысли должен опираться на железобетонно – крепкие знания, иначе будут гореть здания и рушиться мосты.
      Про колбасу без ГОСТа. В западных странах нет этого пресловутого ГОСТа, но колбаса там с мясом. А у нас заменить мясо на "химию" способствовали химики и физики. Гуманитарии здесь не при чем. Рулят тут химики и физики.

      По образованию я физик-теоретик. Долгое время работал в АН СССР в институте электрохимии, что выразилось в кандидатской по химии. Правда, в МГУ защитил докторскую по теоретической физике в области биологии. Но до сих пор не понимал, что лишил российскую колбасу мяса. Сам я не ел ничего вкуснее свежих рябчиков, добытых в Беломорье осенью. Еще и трем товариащам доставалось - не охотникам. Но тому уже почти полвека. Помнится, несколько лет назад в Москве на Бабушкинской был сам поражен наклейкой "Колбаса "мясная", 100% соя."

      Чтобы разобраться в сути дела, надо понять суть прогресса. По существу идет постоянное сравнение разных вариантов достижения одной и той же цели, чтобы избрать наилучший способ. Когда это "наилучшее" становится стандартом, жизнь стабильно улучшаяется, хотя поиски еще лучшего продолжаются. Стандарт не может быть застывшим. Он служит лишь для гарантии качества на текущий период, пока новое улучшение не вытеснит старого.

      Если же не требовать выполнения достигнутого стандарта, то качество жизни будет самопроизвольно падать. Та же "мясная колбаса" из сои дешевле в изготовлении, чем колбаса из натурального мяса. А продается по хорошей цене, так как "Колбаса мясная" пишется крупным шрифтом, а "100% соя" - очень мелким. Вот тебе и так вожделенное разнообразие. Но не в качестве колбасы, а в размерах шрифта на названии товара. Иными словами, когда стрелок постоянно попадает в разные точки, то он действительно личность очень творческая, так как результат достигается невоспроизводимый. Однако цена такого "творчества" - постоянство промахов.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 1 год

      Род деятельности: Пенсионер

      Регион проживания: Москва, Россия

    • Валерий Ганузин 29 Апреля, 2018, 10:10

      Уважаемый Василий Филиппович! Спасибо за хороший пост.
      Про научную работу. Работа на стыке наук всегда интересна. Свою кандидатскую работу я выполнил по электрическим, реологическим и морфометрическим свойствам крови при различных формах пневмонии. Соискателем, без аспирантуры.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 7 лет

      Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

      Регион проживания: Ярославская область, Россия

    • Василий Пастушенко 29 Апреля, 2018, 10:52

      Приветствую, Валерий Михайлович! По моим понятиям - Вы самородок вроде Ломоносова. Если Вы еще работали с электрическими измерениями в электролитах (с кровью или её плазмой), то нам с Вами очень даже есть о чём поговорить. Причём ко взаимному интересу и удовольствию! Что касается реологии, то и здесь интересы тоже частично пересекаются, по крайней мере предположительно. Крайне признателен за большой сюрприз - встретить здесь человека, вошедшего в науку делами, от практики. Такое встречается нечасто. Про педагогику отдельный разговор, и это тоже важное пересечение.

      Посмотрел Ваши данные. Вы настоящий медик, причем очень нерядовой. Здесь тоже есть пересечения. На себе прошел несколько критических историй, которые очень интересны врачам, возможно, и Вам.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 1 год

      Род деятельности: Пенсионер

      Регион проживания: Москва, Россия

    • Валерий Ганузин 2 Мая, 2018, 11:11

      Уважаемый Василий Филиппович! Спасибо за комплимент. Долго думал, как на него ответить. И решил, что самый лучший ответ, согласиться с Вашим: " Stand art - уровень искусства".

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 7 лет

      Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

      Регион проживания: Ярославская область, Россия

    • Саид Насреддинов 2 Мая, 2018, 12:29

      Уважаемый Валерий Михайлович! Василий Филиппович - тоже самородок: это надо же термин "стандарт" перевести с русского на русский! Мы-то всегда знали, что это - уровень искусства, хуже которого - халтура и НИЗЗЯ! А теперь оказалось, что он так назывался (у них) с самого начала...

      Например, лет 25 назад качество дисководов 3,5" оценивалось так: " Кто научился делать хорошие дисководы, тот и делает, а кто не научился - уже и не пытается".

      СССР ещё пытался делать дисководы 5, 25" - болгарских не хватало, Canon был по цене золота,.. но 3,5" и не начинал.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 7 месяцев

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Московская область, Россия

    • Ольга Проценко 29 Апреля, 2018, 2:12

      "...любимая Вами учительская и школьная форма из "копеечных" материалов..." - И что, Вы считаете свободными людей, которые из - за одежды учителя будут его меньше уважать и любить? А может, этот учитель, вместо того чтобы потратить деньги на себя, покупает подарки в детский дом! Что мы знаем об этих людях, что позволяем себе называть их чуть ли не рабами?
      "В западных странах нет этого пресловутого ГОСТа, но колбаса там с мясом." - совсем недавно в Чехии случился скандал. Выяснилось, что экспортируемые из Германии в Восточную Европу продукты имеют гораздо более низкое качество, чем точно такие же марки, поставляемые в немецкие супермаркеты. Так что, дабы избежать обвинения в делении людей по "сортам", немцам не помешали бы и ГОСТы...

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 6 лет

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Краснодарский край, Россия

    • Валерий Ганузин 29 Апреля, 2018, 10:01

      Уважаемая Ольга Антоновна! Позвольте любезно ответить Вам на вопросы, поставленные здесь.
      Про форму учителей. Она у нас полная дрянь. А если ее внедряют в школы, то это очень плохо. Как ту же соевую колбасу. См. пост про это Василия Пастушенко
      28 Апреля, 2018, 23:02.
      Все это от безвкусицы и бедности.

      Про свободных людей и уважение писать не буду, т.к про это на Педсовете уже в течение многих лет идет бесперспективная дискуссия.

      Про благотворительность. Это замечательно, если среди учителей это практикуется. Сам приучаю студентов-педиатров (добровольно) помогать детям из социально неблагополучных семей продуктами и одеждой. И большинство из них к этому относятся положительно.

      Про западные страны. Там это очень практикуется. И не только с продуктами. Но и с одеждой и бытовой техникой. Даже через интернет магазины и в наших бутиках редко купишь настоящие фирменные вещи. Их надо покупать в стране изготовителе.

      Про расслоение у капиталистов, которые без ГОСТа живут. Не отрицаю и подтверждаю. А у нас такого расслоения нет? Есть люди, которые покупают сыр отечественный - фальсификат, а есть-которые в Швейцарию за сыром летают, как мы когда-то в Москву ездили за колбасой и бананами. Так, что про делении людей по "сортам" не только на западе.

      Про гуманитариев и физиков с химиками. Здесь все взаимосвязано. Гуманитарии хотят накормить свой народ ( обеспечить продуктами) и дают заказ химикам и физикам разработать различные не натуральные или мало натуральные продукты. Например, колбасу без мяса или сыр без молока. Вот и разрабатываются различные ускорители, наполнители, рыхлители и уплотнители, вкусовые и цветовые добавки и т.д. А бизнес эти разработки пускает в производство. Все довольны. Посмотрите сколько различных сортов докторской колбасы и все по разным ценам, в зависимости от количества мяса там.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 7 лет

      Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

      Регион проживания: Ярославская область, Россия

    • Василий Пастушенко 29 Апреля, 2018, 13:13
      "Долой стандарты."

      Почему во всем хотят привести нас к стандартам. Стандарты в программах обучения в ВУЗах, стандарты образования школьников, стандарты в одежде школьников и учителей ( форма, цвет волос и т.д.), стандартное решение задач и т.д., стандартное написание в тетрадях, стандартное заполнение бланков ЕГЭ, стандартные открытые уроки. А откуда тогда взяться нестандартному мышлению и прорыву в науке. Принятие нестандартных решений в различных экстремальных ситуациях. Да мало ли чего еще губят стандарты...

      Валерий Михайлович! Согласен с Вами в одном: чиновники услыхали где-то выражение "стандарт, высший стандарт" и перегнули палку в стремлении сорвать похвалу или лакомый кусочек. С учетом бесправия учителей, чиновники пользуются ими как расходным материалом для демонстрации собственных титанических усилий по совершенствованию образования.

      На самом деле это совершенствование возможно только усилиями творчески и глубоко мыслящих педагогов. Когда их достижения становятся признанными на практике, они становятся стандартом, обязательным ориентиром для всех учебных пособий и практических занятий.

      Это обычная, "стандартная" картина рождения и признания стандарта. Отрицать ее можно на эмоциональном уровне, типа "достали уже со своими стандартами". И это отрицание часто имеет убедительное основание, так как под видом стандарта вколачивают в и без того перегруженные головы учителей всякую макулатурную халтуру.

      Стандарт - слово не русское. Не отсюда ли проблема? Очень часто русское толкование иностранного слова сильно расходится с оригиналом. Stand art - уровень искусства, вот правильное толкование. По-русски это означает профессиональное совершенство. Никакого тупого однообразия деятельности учителя не предполагается. Учитель попрежнему должен видеть причины недостаточных знаний и знать наилучшие способы исправления промахов обучения.

      Эта работа полностью аналогична работе врача, "ремонтирующего" здоровье пациента. пострадавшего от разных "нестандартных" факторов типа алкоголь, травма, наркотики, перегрузки, плохое питание, антисанитария, перегрев/переохлаждение и т.п.

      Почему никто не считает, что стандартная работа врача должна сводиться к одинаковым процедурам при обморожениях, отравлениях и заражениях вирусами, а в случае педагогики "стандартное обучение" воспринимается именно так - один и тот же метод исправления самых разных дефектов обучения, причин которых - очень много? Где здесь корень зла, почему довольно тривиальное и точное выражение вызывает бурю побочных эмоций, никак не связанных с сутью проблемы?

      Понятно, что многие полупрофессионалы стремятся похвастаться своим профессионализмом и завладеть общественным респектом, что легко конвертируется в деньги. Но не до такого же беспредела! Ведь одно и то же тупое отрицание стандартов в образовании длится уже много лет! И это наносит крупный вред народу и всей стране, причем идет этот вред именно от чиновников, выдающих свое непонимание сути вопроса за высший уровень профессионализма.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 1 год

      Род деятельности: Пенсионер

      Регион проживания: Москва, Россия

  2. Саид Насреддинов 28 Апреля, 2018, 14:29

    "А откуда тогда взяться нестандартному мышлению" - очень жаль, но даже нестандартное мышление воспитывается стандартными средствами.

    https://royallib.com/book/altshuller_g/algoritm_izobreteniya.html

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 7 месяцев

    Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Московская область, Россия

  3. Василий Пастушенко 28 Апреля, 2018, 21:25

    *** метаться между суффиксами, треугольниками и тычинками

    меткий и емкий образ школьной метусни – гибрида МЕТаний и ТУСовки, шепчущих УСНИ

    *** Я бы видел задачу школы подготовить каждого ребенка идти по своему пути

    Польза от этой цитаты несомненна: она фиксирует наличие всем очевидной слабости образования. Сейчас это очень модно. Современные “лидеры педагогики” просто помешались на неповторимости каждой личности, возводя оригинальность обучения в путеводную звезду педагогики.

    Если воспользоваться аналогией, то разнообразие детей, поступающих в школу, во многом сходно с разнообразием древесины, поступающей для предварительной распиловки с целью получения разных пиломатериалов. Как в лесу имеет место невыразимое разнообразие условий роста деревьев, так и дети растут в самых разных средах – семья, детсады, друзья, знакомые.

    Поэтому я уверен, что имеет место обожествление главного порока образования: попытки “приспособиться к обработке искривленной древесины” вместо того, чтобы “наладить производство высококачественной древесины. “ Именнно в этом состоит цель разработки нужного стандарта образования.


    С уверенностью ожидал следующего:

    *** Александр Тубельский ненавидел стандарты. Он утверждал, что ни в коем случае нельзя загонять в общие рамки ни преподавателей, ни учеников. У него даже была довольно интересная теория, объясняющая, почему в школах работает так мало мужчин: «Потому что для мужчины творчество необходимо. Ему сложно представить себе, что он из года в год будет заходить в один и тот же класс, объяснять, а потом спрашивать один и тот же параграф. Скучно!»

    Типичная реакция человека, не понимающего смысла слова “стандарт”. Ему от этого слова сразу мерещатся гайки и гвозди одинаковых фасонов и различающихся только наличием нескольких возможных, но опять строго определенных размеров. Если так понимать дело, то и правда, жить станет скучно.

    А вот пусть бы он прочитал рассказ Льва Толстого “После бала”. Там молодого солдата, татарина, плохо понимающего русский, били насмерть палками за мелкое нарушение устава – уход за пределы территории воинской части. Беднягу привязали к двум винтовкам и двое солдат волочили его сквозь строй палачей, других сослуживцев.

    Страшная картина жестокости царизма. Не так ли? И я соглашусь. Но штука в том, что царь был такой же тупой, как и те современные педагоги, кто в единообразии видит только железных дровосекуов вместо живых людей, но не видит высокого мастерства музыкантов, танцоров, спортсменов, инженеров, ученых, врачей – всех тех, кто открывает людям дорогу в будущее. Во всех этих профессиях без стандарта была бы пошлая энтропийная смерть: кругом один сплошной хаос. Имею даже личные столкновения с реальностью, жестоко продемонстрировавшие такой хаос, порожденный посредственностью тех, кто должен бы быть профессионалом.

    Стандартом в этих случаях являются достижения лучших специалистов. Но разве школа уже достигла полного педагогического совершенства? Конечно, можно отвертеться, свалив вину на плохую работу с дошкольниками. Однако даже если в школу придут идеально подготовленные дошкольники, выпускники разных школ будут все равно кошмарно различаться уровнем подготовки по всем предметам. Это и означает, что школа по существу продолжает халтурить, выталкивая в жизнь совершенно не подготовленную молодежь, как это делалось еще при царях. В итоге многих постигает судьба, сходная с бедолагой татарином, описанным в рассказе Л.Н.Толстого.

    Однако творческим товарищам из образования это безразлично. Им важно разнообразие, важно, чтобы у двух выпускаемых татарских юношей были непременно разные акценты русского языка. При этом необходимость приличного уровня владения самим языком отступает на задний план и даже не обсуждается. Не позорище ли такая позиция?

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 1 год

    Род деятельности: Пенсионер

    Регион проживания: Москва, Россия