Страница добавлена в Избранное

Страница удалена из Избранного

Для добавления в Избранное необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.

Пистолет Макаренко

Одна из моих предыдущих статей была посвящена «не таким» школьникам – тем, что посмели идти против господствующих в обществе взглядов. И среди откликов выделялись несколько очень похожих, авторы которых сетовали на избыточную мягкость современной системы воспитания. По их мнению, нынешние подростки разбаловались, не знают реальной жизни (как и поддерживающие их учителя) и крайне нуждаются в жёстких методах воспитания.

Адепты подобной точки зрения обычно ссылаются на Макаренко как на непогрешимый идеал. Часто не особенно представляя, в чём его метод заключается, и начисто забывая про такую неотъемлемую составляющую его системы, как воспитание ответственности школьника через участие в ученическом самоуправлении (которого эти господа откровенно побаиваются). И, конечно, отказываясь признать, что ставка на трудовые коммуны, на коллектив и производительный труд в 21 веке морально устарела.

Вообще-то безусловный приоритет коллектива и пренебрежение правами и интересами личности – худшее, что есть в системе Макаренко. Этот педагог никогда не останавливался перед тем, чтобы сломать человека, дабы вылепить из него нечто устраивающее Антона Семёновича.

Лично я всегда считал систему Макаренко антигуманной и, стало быть, глубоко порочной. 

Сторонники «твёрдой руки» явно или неявно основную ставку делают на дисциплину и послушание. По их мнению, если на уроках не стоит абсолютная тишина, то педагог не справляется с делом. Диалог учителя с учениками должен строиться по типу «вопрос – ответ». Для поклонников «ежовых  рукавиц» школьники если не враги, которых надо уничтожить, то уж точно заключённые, коих следует перековать. В мечтах этих людей вооружённые системой Макаренко учителя конвоируют обучаемых на пути в славное будущее. Шаг влево, шаг вправо рассматриваются как побег.    

Только вот миллионы Молчалиных – блестящих выпускников такой школы – никакого замечательного грядущего не построят.

Как они ни старайся – всё получится концлагерь, и чем больше стараний – тем крепче стены и колючее проволока. Потому что умеренность и аккуратность полезны только младшим письмоводителям, а старшим уже какая-то инициативность требуется. Потому что даже в 19 веке Молчалины у радеющей о пользе Отечества (а не о чинах и наградах) части общества восторга не вызывали, а 21 век постоянно ставит перед социумом столь сложные проблемы, что привыкшие бояться и подчиняться сограждане вовек их не решат. 

Отдельно хотелось бы высказаться о физическом, «производительном» труде, который многие родители и радетели о патриотизме и высоконравственности считают важнейшим средством воспитания идеального строителя прекрасного прошлого. По всей стране открыты тысячи УПК и прочих мастерских, в которых «учителя ненавистного труда» (по меткому выражению Иртеньева) перемалывают в труху миллионы уроков, обучая контингент на устаревших станках тому, что им никогда более не понадобится. И вновь вынужден напомнить, что мы живём в 21 столетии, когда непосредственное производство постепенно передаётся автоматам и именно уровень и характер интеллектуального труда определяет место человека в обществе и страны в мире. И обучать надо не рейки строгать и трубочки нарезать (пытаясь сберечь на будущее какую-то часть пальцев), а осваивать компьютер, производить простейшие электротехнические работы (в первую очередь, мелкий ремонт бытовой и цифровой техники), находить информацию в Сети и т. п.

А твёрдую руку и тяжёлый физический труд оставим штангистам. И цирковым силачам.  


Автор

Альберт Зеличёнок

Все материалы автора

Количество подписчиков: 14

Подписаться Отписаться

Комментарии (24)

  1. Ludmila Usanova 7 Февраля, 2018, 16:08

    Впечатление, что автор сам не очень в курсе, в чем заключался метод Макаренко. Антон Семенович не молчалиных воспитывал, а борцов. Помните его лозунг: "Как можно больше уважения к человеку, как можно больше требовательности к нему?" Его воспитанники не посрамили его. Взять хотя бы Карабалина, Конисевича. Более чем 3000 подросткам Макаренко вернул радость жизни. А что можно предложить взамен? Какой метод? Сейчас-то мы кого воспитываем? Не молчалиных ли?

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 1 год

    Род деятельности: Учитель старшей школы в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Забайкальский край, Россия

  2. Валерий Ганузин 7 Февраля, 2018, 17:16

    "...И обучать надо не рейки строгать и трубочки нарезать (пытаясь сберечь на будущее какую-то часть пальцев)...".
    А забор кто на даче чинить будет? Или вставлять выбитые стекла на даче ворами за зиму.

    Я за то, что бы учили в школе и головой работать и руками.

    " ...производить простейшие электротехнические работы (в первую очередь, мелкий ремонт бытовой и цифровой техники), находить информацию в Сети и т. п.".
    С этим согласен.

    Про А.С. Макаренко. В свое время он на месте был. Время-то какое было. Разруха, голод, нищета, беспризорность. Не сегодняшние заевшиеся школьники. Масла (не машинного) им много во второе блюдо льют...

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 7 лет

    Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

    Регион проживания: Ярославская область, Россия

  3. Наталья Ширяева 7 Февраля, 2018, 18:46

    Вообще-то Макаренко не любил заниматься ерундой, в его команде были взрослые - профессионалы, которые и обучали ребят, как именно правильно вести хозяйство, а в Куряжской колонии дети полностью обслуживали завод, выпускающий ФЭДы, фотоаппараты. То есть занимались и чертежами и изготовлением сложной оптики высокого качества, которую не отдавали, а продавали.

    Конфликт же его с тетками из соцвоса и иногда с педологами и породил эти устойчивые ничем не обоснованные утверждения о муштре и сломе личности.

    По опыту творческого производства (создание сайтов) могу сказать, что, конечно же, его командные принципы соответствуют наиболее эффективной работе не только на земле. Проблема с разболтанным творческим человеком, витающим в своих фантазиях, вовсе не шуточная - везде, где есть дизайн, возникают очень существенные трудности по вписыванию фантазий в техническое задание, работу с заказчиками, сроки, способность работать совместно с верстальщиком, программистом, архитектором, создавая сложный интеллектуальный продукт. Самое главное - дисциплина в творческих коллективах должна быть выше, чем в чем-нибудь простом, т.к. человеку всегда по определению кажется, что он делает больше, чем другие, отсюда возникают конфликты, пробы характера на товарищах и компаньонах, а точных границ по достижению результата может быть не видно.

    Причем, я лично "Педагогическую поэму" прочитала впервые уже в 40+, когда есть личный наработанный опыт работы в разных командах. Там все описано очень четко, и организация процессов чувствуется незаурядная.

    С точки зрения же обучения, вообще странно слышать о каких-то высотах, минуя реальные простые ступеньки. Человек всегда учится справляться сначала с малым, потом увереннее с большим, в этом и состоит смысл обучения. К сожалению, в данный момент учат дошкольников и младших школьников каким-то подвыпертам, а к чувству успеха и понимания базовых вещей не приучают. От этого они будут тупее, а не умнее.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 4 месяца

    Род деятельности: Родитель

    Регион проживания: —

  4. Cветлана Азанова 7 Февраля, 2018, 19:00

    Автор в курсе ВООБЩЕ с КЕМ работал Макаренко? Это были бывшие беспризорники, уголовники. И сделать из таких ребят людей, которые умеют не только "реечки строгать", но и прекрасные, по тем временам, фотоаппараты "ФЭД" выпускать. ТАКОГО уровня педагоги сейчас еще есть? Что-то мне эта статья напомнила диалог из фильма "Продается дача":"Во дела! Поэтов-то сколько развелось! Только я что-то в последнее время среди вас Пушкинов не замечаю! -Ну ладно! Хватит! Тоже мне Белинский!"

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 9 лет

    Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Пермский край, Россия

  5. Сергей Циренщиков 7 Февраля, 2018, 19:12

    "Мертвого льва может пнуть даже шакал".
    Каждому веку свои методы...
    Макаренко ИЗ ПРЕСТУПНИКОВ делал ЛЮДЕЙ. В том числе и тех, кто в войне победили.
    И делали они не только ФЭДы, но и электродрели... По тем временам ОЧЕНЬ КРУТО!

    А вот чего добьются, и кого победят, "продукты" ювенальной юстиции, ЕГЭ, либерализации образования - это большой вопрос.
    Ответа на который, у автора, быть не может... или может, если он астролог, типа Глобы...

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 11 лет

    Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Смоленская область, Россия

    • Мария Корешкова 7 Февраля, 2018, 20:08
      И делали они не только ФЕДы, но и электродрели... По тем временам ОЧЕНЬ КРУТО!

      Не просто ОЧЕНЬ КРУТО, а очень-очень-очень. По тем временам это было примерно так, как если бы сейчас в городе Урюпинске развернулась новая Силиконовая долина. Не субсидируемая, а дающая прибыль. Это раз.

      Если внимательно читать Педагогическую поэму, а потом еще воспоминания его воспитанников, Макаренко очень даже использовал индивидуальный подход. Другой вопрос, что он его не декларировал. Это два.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 9 лет

      Род деятельности: Преподаватель в организации среднего профобразования

      Регион проживания: Москва, Россия

    • Василий Тотмин 7 Февраля, 2018, 22:54

      Ну так нужно же не мудрствовать, пыжась и напрягая лбище, а ВНИМАТЕЛЬНО ЧИТАТЬ! Не возвышаться в собственных словах на критике заслуженного профессионала, а продвигать собственные наработки. Что, видимо, для аффтора-который-жжот невозможно)

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 1 год

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Россия

    • Татьяна Сучкова 8 Февраля, 2018, 9:03

      Ну почему же не декларировал. В Педагогической поэме прекрасно все изображено. Каждому находилось дело по способностям.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 11 лет

      Род деятельности: Конфиденциально

      Регион проживания: Конфиденциально

  6. Cветлана Азанова 7 Февраля, 2018, 19:19

    "Согласно позиции ЮНЕСКО (1988) А. С. Макаренко отнесён к четырём педагогам (наравне с Д. Дьюи, Г. Кершенштейнером и М. Монтессори), определившим способ педагогического мышления в XX веке. Уже при жизни А. С. Макаренко его деятельность и труды как воспитателя и педагога получили высокую оценку Л. Арагона, А. Барбюса, Д. Бернала, У. Бронфенбреннера, А. Валлона, В. Галля, А. Зегерс, Я. Корчака, С. Френе и других деятелей культуры и образования". ("ВИКИпедия"). Но автору виден только пистолет...

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 9 лет

    Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Пермский край, Россия

  7. Сергей Циренщиков 7 Февраля, 2018, 20:01

    Притча:
    "Однажды старик сидел у городских ворот. К нему подошел юноша и спросил: - Я ни разу не был здесь. Скажи, старик, какие люди живут в этом городе? Старик ответил ему вопросом.

    - А какие люди были в том городе, из которого ты ушел?
    - Это были эгоистичные и злые люди. Впрочем, именно поэтому я с радостью уехал оттуда.
    - Здесь ты встретишь точно таких же, - ответил ему старик.

    Немного погодя, другой человек приблизился к этому месту и задал тот же вопрос:
    - Я только что приехал. Скажи, отец, какие люди живут в этом городе?
    Старик ответил тем же:
    - А скажи, сынок, как вели себя люди в том городе, откуда ты пришел?
    - О, это были добрые, гостеприимные и благородные души! У меня там осталось много друзей, и мне было нелегко с ними расставаться.
    - Ты найдешь таких же и здесь, - ответил старик.

    За всей этой сценой наблюдал горожанин, возившийся рядом со своей телегой. Он подошел к старику и спросил:
    - Почему ты одному сказал, что здесь живут негодяи, а другому - что здесь живут хорошие люди?
    - Везде есть и хорошие люди, и плохие, - ответил ему старик. - Просто каждый находит только то, что умеет искать."

    Можно было и короче, но обиднее для автора....

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 11 лет

    Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Смоленская область, Россия

  8. Валерий Ганузин 7 Февраля, 2018, 21:19

    Про ту эпоху надо смотреть фильм Путевка в жизнь (1931). Создатель "Путёвки" Николай Экк на Венецианском фестивале 1932 г. признан самым талантливым режиссёром.

    Мустафа дорогу строил,
    А Жиган по ней ходил,
    Мустафа по ней поехал,
    А Жиган его убил.
    https://www.youtube.com/watch?v=AoSeNURW5oI

    Для молодежи. Фотоаппарат ФЭД - Феликс Эдмундович Дзержинский.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 7 лет

    Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

    Регион проживания: Ярославская область, Россия

  9. Sergey Passionar 7 Февраля, 2018, 21:39

    https://youtu.be/-E4t3ftDcDE
    та модель что нужна? Нам?
    Плоды... https://youtu.be/CCu6OJJvZl8

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 15 лет

    Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Москва, Россия

  10. Алла Арсланова 7 Февраля, 2018, 23:15

    Это что, "привет из 90-х", когда любое ничтожество считало своим долгом пнуть то Пахмутову, то Комодемьянскую, то Никитиных?.. Фу, какая мерзость!!!

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 6 месяцев

    Род деятельности: Сотрудник в дошкольной организации

    Регион проживания: Москва, Россия

  11. Вадим Монахов 8 Февраля, 2018, 15:17

    Автор считает, что "ставка на трудовые коммуны, на коллектив и производительный труд в 21 веке морально устарела".
    По поводу трудовых коммун, полагаю, автор прав.
    По поводу того, что "ставка на коллектив и производительный труд в 21 веке морально устарела", можно сделать вывод, что автор делает ставку на эгоизм как альтернативу коллективизму - на "белокурых бестий" Ницше. А также на отсутствие производительного труда, совершаемого этими "белокурыми бестиями". При этом потреблять-то эти сверхчеловеки очень даже любят, так что производительный труд кто-то должен совершать. Добывать нефть, газ, металл, производить микросхемы и компьютеры, автомобили и минеральные удобрения, выращивать овощи, фрукты, скот. Кто? - Всякие там "недочеловеки", преимущественно в "империях зла".
    Таким образом автор, как все ультралибералы, вполне естественно приходит к идеологии нацизма.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 8 лет

    Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

    Регион проживания: Санкт-Петербург, Россия

    • Сергей Циренщиков 8 Февраля, 2018, 17:53

      Абсолютно согласен.
      Уже неоднократно обращал внимание на то, что оголтелый либерализм - прямая дорога к фашизму.
      Пример рядом - Украина. К ней Прибалтика - там случай клинический: тяжело ощущать, что территория твоего проживания, вместе с предками, была КУПЛЕНА за 2 000 000 у Швеции Петром I... И на подходе Польша...

      Либералы, простите - либерасты, вообще чрезвычайно малообразованы и с логикой у них... от слова "плохо".

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 11 лет

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Смоленская область, Россия

    • Валерий Ганузин 10 Февраля, 2018, 11:18

      "Автор считает, что "ставка на трудовые коммуны, на коллектив и производительный труд в 21 веке морально устарела".

      Уважаемый Вадим Валерьевич! А Селиконовая долина и РОСНАНО не являются современным типом коммун?

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 7 лет

      Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

      Регион проживания: Ярославская область, Россия

    • Вадим Монахов 10 Февраля, 2018, 11:32
      Автор считает, что "ставка на трудовые коммуны, на коллектив и производительный труд в 21 веке морально устарела".
      По поводу трудовых коммун, полагаю, автор прав.
      По поводу того, что "ставка на коллектив и производительный труд в 21 веке морально устарела", можно сделать вывод, что автор делает ставку на эгоизм как альтернативу коллективизму - на "белокурых бестий" Ницше. А также на отсутствие производительного труда, совершаемого этими "белокурыми бестиями". При этом потреблять-то эти сверхчеловеки очень даже любят, так что производительный труд кто-то должен совершать. Добывать нефть, газ, металл, производить микросхемы и компьютеры, автомобили и минеральные удобрения, выращивать овощи, фрукты, скот. Кто? - Всякие там "недочеловеки", преимущественно в "империях зла".
      Таким образом автор, как все ультралибералы, вполне естественно приходит к идеологии нацизма.
      "Автор считает, что "ставка на трудовые коммуны, на коллектив и производительный труд в 21 веке морально устарела".

      Уважаемый Вадим Валерьевич! А Селиконовая долина и РОСНАНО не являются современным типом коммун?

      Валерий Михайлович, вы ошибаетесь.

      1. Долина не Силиконовая, а Кремниевая (так как кремний - основа микроэлектроники, благодаря которой долина стала мировым центром научно-технологического развития). Силиконовыми бывают груди. "Нередко возникают ошибки при переводе с английского языка из-за схожести написания английских терминов silicon [ˈsɪlɪkən] (кремний) и silicone [ˈsɪlɪkəʊn] (силикон)". Силиконы (полиорганосилоксаны) — кислородосодержащие высокомолекулярные кремнийорганические соединения.

      2. Коммуна основана на обобществлении всей собственности (в том числе средств производства) и отказе от товарно-денежных отношений, наёмного труда - то есть отказе от всех элементов капиталистических отношений.
      Кремниевая долина возникла и развивается благодаря опоре на товарно-денежные отношения и наёмный труд, частной собственности на средства производства - это капиталистические отношения.
      Роснано возникло и развивается благодаря внеэкономическому отчуждению результатов труда благодаря административным ресурсам - это феодальные отношения.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 8 лет

      Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

      Регион проживания: Санкт-Петербург, Россия

    • Валерий Ганузин 10 Февраля, 2018, 13:17

      Вадим Валерьевич! Мне простительно про силиконовую долину так писать. Я пишу так, как пишут в наших СМИ.

      А вы то как ошибаетесь своим: "Силиконовыми бывают груди"!!!

      "Анатомия молочной железы выглядит так: непосредственно под кожей располагается железистая ткань, в состав которой входят дольки, состоящие из множества нервных окончаний и небольших сосудов + жировая ткань. Еще млечный синус, ареол и сосок". Подкладка - грудные мышцы. И никаких "полиорганосилоксанов" нет.

      И где здесь ваш силикон? Его вставляют туда, как инородное тело, для увеличения ее и придания определенной формы некоторые женщины!



















      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 7 лет

      Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

      Регион проживания: Ярославская область, Россия

  12. Алексей Зуц 10 Февраля, 2018, 16:29

    Господа, а переход на млечные железы это круто, особенно в данной тематике.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 8 месяцев

    Род деятельности: Преподаватель в организации среднего профобразования

    Регион проживания: Сахалинская область, Россия

    • Валерий Ганузин 10 Февраля, 2018, 16:38

      Замечательное рядом, но оно запрещено? В наших дискуссиях такое бывает. Не удивляйтесь, пожалуйста. Хорошо, что еще на политику и РПЦ не перешли. А то бы минимум 200-300 постов здесь оставили. А про груди будет всего 3-4 поста. Можно их и не читать.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 7 лет

      Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

      Регион проживания: Ярославская область, Россия

    • Мария Корешкова 10 Февраля, 2018, 17:01
      Господа, а переход на млечные железы это круто, особенно в данной тематике.

      Бьет все рекорды!!!!!!

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 9 лет

      Род деятельности: Преподаватель в организации среднего профобразования

      Регион проживания: Москва, Россия

    • Сергей Циренщиков 10 Февраля, 2018, 17:15

      В каком смысле?
      Абсолютно верное замечание - долина КРЕМНИЕВАЯ!
      А страна у нас "поголовно грамотная"... Все в курсе, что Кре́мний (Si от лат. Silicium).
      Тогда как Силико́ны (полиорганосилоксаны) — кислородосодержащие высокомолекулярные кремнийорганические соединения. (взято из Вики)

      Грузию - страну, и Джорджию - штат, путают только и исключительно американские президенты.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 11 лет

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Смоленская область, Россия

    • Мария Корешкова 10 Февраля, 2018, 18:22
      Господа, а переход на млечные железы это круто, особенно в данной тематике.
      Бьет все рекорды!!!!!!
      В каком смысле?
      Абсолютно верное замечание - долина КРЕМНИЕВАЯ!
      А страна у нас "поголовно грамотная"... Все в курсе, что Кре́мний (Si от лат. Silicium).
      Тогда как Силико́ны (полиорганосилоксаны) — кислородосодержащие высокомолекулярные кремнийорганические соединения. (взято из Вики)

      Грузию - страну, и Джорджию - штат, путают только и исключительно американские президенты.

      Это вы мне? Идея с этим плавным переходом не моя, только восхитилась.

      Да пусть хоть и силиконы - я не понимаю ажиотажа. Простите, но даже в аудитории сексуально озабоченных (в силу возраста) юнцов, когда речь заходит о силиконовых жидкостях, клеях, покрытиях и прочем, не всегда находится остряк, высказывающийся о бюстах. И его ехидным замечанием заткнуть очень легко.

      А тут взрослые люди, ошибки по Фрейду.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 9 лет

      Род деятельности: Преподаватель в организации среднего профобразования

      Регион проживания: Москва, Россия

    • Сергей Циренщиков 10 Февраля, 2018, 21:26

      Что вы, мэм!

      "И в мыслях не было!" (Савва Игнатьич. "У Покровсих ворот")

      Просто..., хотелось точности, а вовсе не "развить тему".

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 11 лет

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Смоленская область, Россия