Страница добавлена в Избранное

Страница удалена из Избранного

Для добавления в Избранное необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.

Очевидное–невероятное: откуда берутся учителя и могут ли они … закончиться?

… И снова давайте изучим, казалось бы, совсем простой вопрос: откуда берутся учителя? «Как, откуда?» - удивится непосвященный, - «их готовят в университетах и педагогических институтах. А после выпуска они распределяются или просто устраиваются на работу в школы». И будет неправ. На самом деле, картина намного сложнее и запутаннее. В ближайшие годы нашу страну ждут неприятные неожиданности в плане наличия в школе учителей, доступности и качества образования. Но обо всем по порядку.

учитель

Университеты учителей не готовят

Начнем с того, что университеты учителей не готовят. То есть не все, а настоящие, давно существующие классические университеты. Раньше готовили, а потом, с переходом на так называемую многоуровневую систему (бакалавриат - магистратура) – перестали. Весь фокус в том, что тогда были введены направления подготовки, и университеты начали готовить почти исключительно бакалавров науки, а педагогические вузы – бакалавров образования.

Бакалавр науки уже не может быть учителем, это не педагогическое образование.

Ну, то есть может, ели пройдет внушительную по объему переподготовку: изучит и сдаст психологию, педагогику, методику обучения по предмету, педпрактику и т.д. У нас теперь считается, что все выпускники университетов пополняют ряды ученых…

Теперь о педагогических институтах 

Их теперь в стране практически нет. Осталось несколько штук на всю страну. А в своей основной массе они превратились в университеты, причем в классические.

Вот был какой-нибудь педагогический институт, например, в Курске, Тамбове, Калуге или, вообще, в городе Елец под Липецком. И – бац! – стал называться университетом. Ему теперь говорят в минобразования: «Какой ты университет? Ты как был пединститут, так и остался!  Давай, готовь учителей». Но такие университеты упираются: «Мы уже стали университетом и должны готовить бакалавров науки!» И готовят учителей крайне нехотя, потому что эта профессия никогда не считалась престижной, а сейчас особенно, и студенты идут на педагогическое направление неохотно, и это самые слабые студенты, которых не взяли по баллам ЕГЭ на прочие, более престижные направления.

Кое в каких редких городах, где уже были свои университеты, пединститутам не дали переименоваться в университеты, они стали педуниверситетами и по-прежнему готовят учителей, т.е. бакалавров образования, за 4 года вместо 5 лет, как было раньше.

Из подготовки учителей при переходе на бакалавриат был выброшен 1 год, т.е. 20% подготовки.

Причем было выброшено все, что касалось профессиональной готовности выпускников: знание реального положения вещей в школе, актуальных стандартов и линеек учебников, практики проведения уроков и воспитательной работы… Есть еще магистратура, дополнительные 2 года обучения, но они ориентированы в основном на то, чтобы из недоучки-бакалавра подготовить преподавателя вуза, а не школьного учителя.

Но детальная картина еще интереснее. Давайте разберем ее на примере некоторого типичного региона Российской Федерации – области N.

Классический университет в городе N готовит, как вы уже знаете, почти исключительно бакалавров науки. Энтузиасты преподаватели здесь помогают единичным студентам получить дополнительно педагогическую подготовку. В том же городе N педагогический университет выпускает ежегодно примерно на очном отделении 400 учителей-бакалавров на бюджетных местах и 200 на коммерческих (за плату) и 300 заочников на бюджетных местах и 170 на коммерческих. Всего около 1000. 

В последние годы как прием (как и численность студентов), так и выпуск неуклонно  и постепенно снижался, и теперь он составляет всего 50% от того, что было в 2000-х годах.

Преподавательский состав также сокращен в 2 и более раза, слиты факультеты, кафедры и т.д. Зато намного увеличились управленческие отделы: учебное управление, отдел кадров, бухгалтерия…

На факультетах вуза есть настоящие «звезды», которые «горят» будущей учительской профессией. Но их единицы. Общая успеваемость низкая, ведь наиболее подготовленные абитуриенты идут в более престижный классический университет и другие вузы. Довольно много очных (25-30%) студентов, нахватав двоек за экзамены, отчисляются за «хвосты», берут академические отпуска, потом постепенно ликвидируют хвосты и восстанавливаются, снова отчисляются и восстанавливаются на заочное отделение и т.д. На коммерческие места идут очень слабые абитуриенты, с результатами  ЕГЭ на уровне установленного минимального проходного балла, причем запланированные коммерческие места при этом не заполняются, т.е. конкурса, отбора практически нет. На заочном отделении учатся часто те, кто не смог по разным обстоятельствам учиться на очном отделении. Успеваемость здесь - довольно условное понятие, потому что занятий на заочном отделении проводится примерно 10% от тех, которые проводятся на очном, и, глядя на этих студентов, сразу начинаешь сомневаться, что можно чему-то научиться самостоятельно, по книгам и методичкам, как предполагается при дистанционном обучении.

Все это говорится для того, чтобы обосновать следующую оценку КПД подготовки в педе: из 400 очников примерно 200 пойдет после выпуска работать учителями, из 200 коммерческих – всего 50, из 300 заочников – учителями станут 100, а коммерческих заочников вообще не нужно учитывать.

То есть реально в профессию придут 350 человек. Итого в год в области N появляется примерно 350 новых учителей.

Всего же в области по данным учительского профсоюза 30 тысяч педработников, причем, за последний год прибавилось 200 в связи с постройкой и сдачей новых школ – ведь должны же мы выполнять решения правительства и переходить на односменный режим работы!

Сколько же учителей уходит на пенсию?

Средний возраст учителей – 50 лет, но это в данном случае совершенно не важно. Если считать, что распределение  учителей по возрастам совершенно равномерно (а это идеальный случай), то если средний возраст выхода учителя на пенсию 60 лет, то ежегодно выходят на пенсию (перестают работать) 800 учителей, если же возраст уход 65 – то ежегодно уходят 700 человек. Отметим, что примерно 100 вакансий учителей в школах области вообще не заполнено даже в середине года! Они имеются в сводках бирж труда. Традиционно не хватает в сельской местности учителей иностранного языка, а в городе – учителей начальной школы и … физкультуры (это связано с быстрым созданием новых начальных классов после прекращения демографического спада рождаемости 1990-х годов)) и переходом на 3-х разовую физкультуру в течение недели.

То есть ежегодно уходят из профессии вдвое больше учителей, чем появляется. Как такое может быть?

Очень просто. В город N переезжает много русскоязычных специалистов из стран СНГ, в частности, с Украины и Казахстана, и здесь устраиваются на работу, а также возвращаются в профессию те бывшие выпускники педагогических специальностей, кто окончив педвуз, ни дня не работал в школе, а устроился на другую, офисную, непедагогическую, работу, а теперь попал под сокращение из-за кризиса. 

Однако, все эти пополнения учительского состава довольно проблемны. Во всяком случае, трудно ждать высокой квалификации от значительной части вновь принимаемых на работу педагогов и высокого качества образования, которое они обеспечивают.

Могут ли учителя закончиться? 

В связи с тем, что в экономике начинается оживление, сокращения работников прекратились, численность наемных работников как на госпредприятиях, так и частных снова начинает возрастать, как и их зарплата. Это значит, что канал пополнения учительства из выпускников педагогических специальностей прошлых лет иссякнет, более того, уже устроившиеся на работу учителя вот-вот снова начнут увольняться и возвращаться на офисную работу. Все-таки она более доходная и менее «пыльная».

Поэтому уже в сентябре 2018 года мы в сводках бирж труда увидим, что вакантных мест учителя стало 200 или 300 и это число год от года будет стремительно возрастать.

Учителя «закончатся», и во многих школах появятся пустующие места. Вначале их постараются прикрыть совместителями-пенсионерами, но позже это станет невозможным и произойдет лавинообразное обрушение: школы в массовом порядке уже не будут справляться с обеспечением стандарта образования и в соответствии с законодательством у них нужно будет отзывать лицензии!

Как чиновники на местах выкрутятся из ситуации – непонятно. Придется резко повышать зарплаты учителям, делать предметы необязательными для обучения, дать возможность школам варьировать учебный план и число часов на предметы и т.д… На выручку придет и бизнес. Станет много частных школ, которые будут обеспечивать более высокое качество образование.

В то же время непросто будет увеличить выпуск бакалавров образования в государственных педагогических вузах. Для этого придется увеличивать число преподавателей, а сделать это быстро невозможно: преподаватели уже сокращены, а подготовить новых так быстро не получится… Ну, разве что, сделать преподавателями бывших хороших студентов, тех самых «звезд»… Но на это потребуется не менее 5-10 лет. О качестве образования снова придется забыть, но это не в первой. В конце концов, так ведь все это уже было после войны, и ничего…


Автор

Могилев Александр Владимирович

Все материалы автора

Количество подписчиков: 63

Подписаться Отписаться

Комментарии (39)

  1. Анна Самойлова 19 Ноября, 2017, 13:25

    Вы забыли мигрантов.Например,московские окраинные школы наполняются "учителями",которые едва по-русски говорят.Вот ими и будут заполнять свободные учительские места.Нетрудно догадаться,какого качества тогда будет (и уже становится)школьное образование!

    Статус в сообществе: Конфиденциально

    На сайте: 7 лет

    Род деятельности: Конфиденциально

    Регион проживания: Конфиденциально

    • Валерий Ганузин 19 Ноября, 2017, 17:59

      А зарплаты у них московские или мигрантам меньше платят? Зарплата во всем государстве должна зависеть от качества преподавания, а не от региона.
      Про возраст учителей-преподавателей. Идет процесс старения педагогов. Где взять замену при таких зарплатах и других социальных условиях, в которые попадают после выпуска молодые учителя?

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 7 лет

      Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

      Регион проживания: Ярославская область, Россия

    • Вера Ефимова 23 Ноября, 2017, 18:23

      Даже не в зарплате дело, у нас многие получают столько, а то и меньше. А то, что школа несет ответственность за все службы, которые должны работать, но не хотят. Органы опеки, соцслужба, инспектора. Учитель мальчик для "бития", добить его последнего, чтобы детей учить не заставлял!

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 2 года

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Приморский край, Россия

    • Александр Могилев 20 Ноября, 2017, 12:40
      Вы забыли мигрантов.Например,московские окраинные школы наполняются "учителями",которые едва по-русски говорят.Вот ими и будут заполнять свободные учительские места.Нетрудно догадаться,какого качества тогда будет (и уже становится)школьное образование!

      Нет, про мигрантов в статье есть. Вы невнимательно прочли.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 8 лет

      Род деятельности: Сотрудник в организации высшего образования

      Регион проживания: Воронежская область, Россия

    • Игорь Бобров 27 Ноября, 2017, 14:48
      Вы забыли мигрантов.Например,московские окраинные школы наполняются "учителями",которые едва по-русски говорят.Вот ими и будут заполнять свободные учительские места.Нетрудно догадаться,какого качества тогда будет (и уже становится)школьное образование!

      ученики вырастут более расово сознательными, надо полагать ... а которые сами из мигрантов, -- более кланово сознательными , там клановое сознание помощнее расового будет ...

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 8 месяцев

      Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

      Регион проживания: Санкт-Петербург, Россия

  2. Марина Сухотерина 19 Ноября, 2017, 17:49

    А кто-то еще поступает в педвузы? По-моему, уже нет... Или только за дипломом.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 1 год

    Род деятельности: Учитель старшей школы в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Россия

  3. Валерий Чернухин 19 Ноября, 2017, 18:00

    Мантры про "учителя закончатся" имеют столь же длинную историю, что и "закончится нефть". Они будут всегда. Где-то их будет не хватать, но ни через 20, ни через 40 лет ничего в этой области кардинального не произойдёт.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 7 лет

    Род деятельности: Иное

    Регион проживания: Новосибирская область, Россия

  4. Татьяна Новикова 19 Ноября, 2017, 18:11

    Будет дистанционное образование. Будут учится по телевизору. Во многих регионах в сельской местности уже так и происходт.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 6 лет

    Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Курганская область, Россия

  5. Николай Мимеев 19 Ноября, 2017, 18:33

    /////.....В конце концов, так ведь все это уже было после войны, и ничего….//////

    ЦИТАТА: "Уже в 1947 г. вузовские преподаватели констатируют, что результаты вступительных экзаменов в вузы «позволяют сделать вывод, что подготовка школьников по математике за последние два года значительно улучшилась. Поднялось общее математическое развитие, что сказалось на обстоятельных объяснениях и обоснованных исследованиях решений задач по геометрии и алгебре, которые дали очень многие экзаменующиеся» [МШ (1948, № 2), с. 25]."

    Был сильно заинтригован, каким образом нарком (1940-1946) В. П. Потёмкин, "который в 1944 г. поставил задачу в кратчайшие сроки преодолеть формализм, поверхностность и непрочность знаний учащихся", решил эту задачу всего за ТРИ (!!!) года

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 6 лет

    Род деятельности: Иное

    Регион проживания: Владимирская область, Россия

    • Сергей Циренщиков 19 Ноября, 2017, 22:56

      "Был сильно заинтригован, каким образом нарком (1940-1946) В. П. Потёмкин, "который в 1944 г. поставил задачу в кратчайшие сроки преодолеть формализм, поверхностность и непрочность знаний учащихся", решил эту задачу всего за ТРИ (!!!) года"
      ---
      Ничего удивительного.
      Я уже писал, где-то - при проценте качества выше 25-30 школа подвергалась весьма серьезной проверке.
      Не по приказам, бумагам и прочей макулатуре... как сейчас.
      Проверяющие шли на уроки. Сами проводили контрольные, опросы.

      И главное! БЫЛА МОТИВАЦИЯ у учеников и родителей.

      И Закон был ДЕЙСТВУЮЩИЙ!
      Не такой как сейчас с этими "условно переведенными"...
      Ну ведь ИДИОТИЗМ!
      3-5 двоек и неаттестаций - "условно переведен в 9-й класс"
      А "условно-переведенный" на уроки вообще не ходит. И сдавать за 8-й класс не собирается.
      И что с ним делать в Законе СКАЗАНО!
      Родители должны написать заявление об оставлении его в 8-м.
      А "родитель" не желает ничего писать!
      И заниматься образованием сына не намерен. И ему НИЧЕГО НЕ БУДЕТ. Только Акт комиссии "по делам ...".
      И прямо сказано, что родительских прав за нарушение Закона об образовании НЕ лишают!

      Вот я уверен - учителя ОБЯЗАТЕЛЬНО ЗАКОНЧАТСЯ!
      С такими идиотами в Правительстве и Думе.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 11 лет

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Смоленская область, Россия

    • Марина Караваева 21 Ноября, 2017, 17:41

      Ключевое слово"формализм"(((

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 10 месяцев

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: —

    • Игорь Бобров 27 Ноября, 2017, 14:45
      /////.....В конце концов, так ведь все это уже было после войны, и ничего….//////

      ЦИТАТА: "Уже в 1947 г. вузовские преподаватели констатируют, что результаты вступительных экзаменов в вузы «позволяют сделать вывод, что подготовка школьников по математике за последние два года значительно улучшилась. Поднялось общее математическое развитие, что сказалось на обстоятельных объяснениях и обоснованных исследованиях решений задач по геометрии и алгебре, которые дали очень многие экзаменующиеся» [МШ (1948, № 2), с. 25]."

      Был сильно заинтригован, каким образом нарком (1940-1946) В. П. Потёмкин, "который в 1944 г. поставил задачу в кратчайшие сроки преодолеть формализм, поверхностность и непрочность знаний учащихся", решил эту задачу всего за ТРИ (!!!) года

      Да тоже было немало халтуры, но ТОГДА учитель мог позволить нанять себе домработницу , был ПРИЛИЧНО ОПЛАЧИВАЕМЫМ человеком + некое количество отставных военных было трудоустроено учителями ... добавим, что люди ПОМНИВШИЕ постановку дела при Царе были еще довольно живы... И да : тогда образование могло означать приличное трудоустройство, почти гарантировало таковое ... а изгнание из школы широко практиковалось и означало статус разнорабочего без квалификации ... всего этого в современной РФ конечно же нет

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 8 месяцев

      Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

      Регион проживания: Санкт-Петербург, Россия

  6. Андрей Шалаев 19 Ноября, 2017, 22:12

    Интересная аналитика.
    Однако я не думаю, что учителя когда-то закончатся.
    Есть одно неоспоримое преимущество у профессии учителя. О ней школьникам известно гораздо больше, чем о любой другой профессии. Она сама себя рекламирует каждому ребёнку на протяжении 11 лет.
    Всегда найдутся выпускники с неистребимой личной этикой, готовые взять на себя ответственность за будущие поколения. А это - единственная причина стать учителем.
    И, на мой взгляд, не важно, четыре или пять лет они будут учиться в вузе (наш Самарский/Куйбышевский пединститут всегда был четырёхлетним). Важно не отбить у студентов и выпускников педвузов желание работать в школе.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 1 год

    Род деятельности: Предприниматель

    Регион проживания: Самарская область, Россия

    • Ludmila Usanova 20 Ноября, 2017, 4:30

      Верно. Есть такие. Придут вшколу к детям, а чиновники так их завалят бумагами, что сбегут обязательно. Не первый год наблюдаю эте картину

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 1 год

      Род деятельности: Учитель старшей школы в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Забайкальский край, Россия

    • Александр Усанов 20 Ноября, 2017, 11:20

      Кода сбегут все учителя, начнут сбегать все чиновники, ибо некого будет заваливать бумагами, кроме как самих себя. Вот тогда снова учителя наберут вес, потому что спрос на образование будет всегда

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 1 год

      Род деятельности: Сотрудник в организации дополнительного образования

      Регион проживания: Московская область, Россия

    • Марина Караваева 21 Ноября, 2017, 17:46

      Да, есть такое. Пришла проверка из Рособрнадзора, унизила всех, молодые учителя посмотрели - и ушли. Да зарплата у парней по 12 тысяч точно не удержит. Ждите молодёжь!!!

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 10 месяцев

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: —

    • Любовь Церябина 22 Ноября, 2017, 7:00

      У нас так в школе было уже 7 раз , за последние 2 года. Ушли молодые учителя очень талантливые, так жалко.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 3 года

      Род деятельности: Преподаватель в организации дополнительного образования

      Регион проживания: Ханты-Мансийский Автономный округ - Югра АО, Россия

  7. Иван Черепанов 19 Ноября, 2017, 22:39

    Это "важно" - ни для кого не руководство.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 15 лет

    Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Санкт-Петербург, Россия

  8. Сергей Циренщиков 19 Ноября, 2017, 23:03

    А может и хорошо, что "университеты НЕ ГОТОВЯТ"?
    Путь ущербный.
    Школа - вуз - школа.
    Какая "социализация"?
    Вчерашний школьник, чаще школьница, отсидев 4-5 лет в "высшей", но тоже ШКОЛЕ, приходит учить ...
    КОГО?
    Он/она же кроме учебного класса и учебной аудитории НИЧЕГО НЕ ВИДЕЛ(а)!
    Готовить таких же, себе подобных?
    А на фига?

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 11 лет

    Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Смоленская область, Россия

    • Саид Насреддинов 20 Ноября, 2017, 11:11

      А на фига?

      Ну должен же кто-то получать пенсию и пособие по безработице.
      И привозить золотые медали с международных школьных олимпиад.
      И со спортивных - тоже.
      Опять же губернаторы регулярно меняются и министры...

      "Ну, что же, каждый выбрал веру и житье,
      Полсотни игр у смерти выиграв подряд.
      И лишь майор десантных войск Н.Н. Зятьев
      Лежит простреленный под городом Герат."

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 9 месяцев

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Чеченская, Россия

    • Сергей Циренщиков 20 Ноября, 2017, 15:11

      "И привозить золотые медали с международных школьных олимпиад."
      ---
      Намекаете на "престиж страны"?
      Но разве это главное?

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 11 лет

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Смоленская область, Россия

    • Саид Насреддинов 21 Ноября, 2017, 18:45

      "Но разве это главное?"

      Пока будет привозиться хотя бы одна бронзовая медаль - положение с образованием можно считать удовлетворительным.

      Это же не сложно - из пары миллионов отобрать десяточек достойных и послать на международную олимпиаду.

      Качество образования в других местах значения не имеет - я читаю ВИП уже лет 10 и не помню никого - кроме Громыко Олега Олеговича - кто бы рекламировал свои достижения и методы.

      А олимпийский чемпион - он как королева красоты или футболист за 70 миллионов ЕВРО - и рады бы поделиться с ближним красотой или наличными, но не могут.

      Шаталов В.П. написал подробнейшую книгу - как учить каждого без троек. И никто не кинулся повторять. По-моему, это - главное.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 9 месяцев

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Чеченская, Россия

    • Сергей Циренщиков 21 Ноября, 2017, 20:30

      "Пока будет привозиться хотя бы одна бронзовая медаль - положение с образованием можно считать удовлетворительным."
      ---
      А если "золотая", то отличным? А "серебряная" - хорошим...

      В том-то и дело, что медали международных олимпиад, на фоне возрастающей дебилизации учащихся рядовых школ, это "потемкинские деревни".

      "Шаталов В.П. написал подробнейшую книгу - как учить каждого без троек. И никто не кинулся повторять."
      ---
      Именно потому и "не кинулся повторять", что это НЕВОЗМОЖНО!
      Чтобы учить по системе Шаталова, надо родится "шаталовым", и приобрести его жизненный опыт.

      Нет, и не может быть "волшебной таблЭтки"! Ни в образовании, ни в медицине, ни в экономике, ни в политике...

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 11 лет

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Смоленская область, Россия

    • Саид Насреддинов 22 Ноября, 2017, 19:16

      надо родится "шаталовым"

      Конечно, надо. Очень. В прошлом веке это некоторым удавалось, в этом - нет. Видимо, приняты меры и улучшена система образования.

      "Сейчас на насреддинов не сезон".... и на Шаталовых, видимо, тоже. А жаль...

      https://www.youtube.com/watch?v=JqbkbFmjca0

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 9 месяцев

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Чеченская, Россия

    • Сергей Циренщиков 23 Ноября, 2017, 18:01

      С Шаталовым не все так просто.
      Я учил девочку, которая перед этим училась в классе у Шаталова.
      Так вот, есть РЕКЛАМА, а есть "массовая школа"
      Эта ученица из класса где было 14 человек, попала в класс где стала 35-ой. Это первое.
      Шаталов у них вёл то ли 5, то ли 6 предметов... Понимаете? НЕ ПАРАЛЛЕЛЬ!!! И не 2 - 9-ых, 1 - 8-ой, 1 - 11-ый.
      В ОДНОМ КЛАССЕ!
      Чувствуете разницу?

      И постоянный, дотошно-скрупулезный контроль... Для чего и нужны "опорные конспекты".

      Я не знаю и не встречал учителей, которые могли бы работать в таком режиме...

      А в "рекламный роликах" по методу Шаталова, он допускает ФАКТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ! например при изучении измерения температуры... Что вообще ни в какие ворота!

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 11 лет

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Смоленская область, Россия

    • Саид Насреддинов 24 Ноября, 2017, 12:55

      "Я не знаю и не встречал учителей, которые могли бы работать в таком режиме..."

      Да, это круче, чем забраться на Эверест в одиночку без кислорода - в трёхдневной лекции о школьных проблемах Шаталов назвал несколько десятков проблем обучения и сразу привёл методы, способы и пути их решения - половину (или больше) из них я бы не сообразил - фосфору маловато. Возможно, я не один такой тупой, но всё это - уже история для археологов...

      Очень интересен адрес ролика с ФАКТИЧЕСКИМИ ОШИБКАМИ, например, при изучении измерения температуры...хочется убедиться, что и на Солнце есть пятна.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 9 месяцев

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Чеченская, Россия

    • Сергей Циренщиков 25 Ноября, 2017, 9:11

      Саид, на Солнце сейчас пятен нет. И это очень настораживает ученых.
      Я искал ролик на Yotube. но не нашел... Возможно что его удалили после моего комментария. Было это лет 5-8 назад. Если не ошибаюсь - нечто рекламное к его Курсу.
      Одна из ошибок:
      Объясняя работу медицинского ртутного термометра (градусника), Шаталов утверждал, что ртуть возвращается в баллон под действием тяготения, а вот о поверхностном натяжении, которое разрывает столбик ртути в капилляре, речи не было вообще.
      Ну и еще по-мелочи...

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 11 лет

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Смоленская область, Россия

  9. Марина Сухотерина 19 Ноября, 2017, 23:25

    На фига , вообще, школа! Действительно, дистанционка. Курсы для ЕГЭ или репетиторы. На худой конец, 10-11 класс...

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 1 год

    Род деятельности: Учитель старшей школы в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Россия

  10. Мария Малеева 19 Ноября, 2017, 23:59

    Еще со своей школьной скамьи, пришедшейся на 90е, удивляюсь, почему учителя не "закончились" еще тогда. Наверное, потому, что властям было не до школы, денег не было, зато свободы было очень много. Это, кстати, подсказка властям нынешним, что можно дать учителю вместо денег. Учитель такой странный человек - многие учителя будут и за небольшую зарплату учить, если им дать возможность учить так, как они считают нужным. Как ни парадоксально, это чаще всего самые творческие учителя. А еще по моим наблюдениям отличные учителя получаются из людей, профессионально состоявшихся в другой области и пришедших в школу "по зову сердца" (и, разумеется, не на полную ставку, кроме того, не все из них имели собственно педагогическое образование в те годы, когда это было возможно). Т.к. я согласна с комментарием Сергея Циренщикова - как мы можем ждать, что человек, ничего кроме школы в жизни не видевший, сможет учить детей? сможет открыть для них мир в своем многообразии?

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 11 месяцев

    Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Санкт-Петербург, Россия

    • Татьяна Сучкова 20 Ноября, 2017, 10:22

      Как человек, пришедший в школу "со стороны", могу сказать, что такие учителя, как мы, не всякому начальству удобны.
      Кроме того, всех "непрофильных" специалистов заставили получать второе, педагогическое, образование. А имеющиеся курсы переподготовки содержат обычно только предметный компонент. Сторонним же специалистам нужна педагогика и психология, тогда как предметным компонентом они обычно владеют в достаточной степени. И учиться придется уже за свой счет, т.к. первое высшее они уже получили в свое время бесплатно. Короче, много проблем.
      И вот какому специалисту это нужно, если он всегда может найти себе работу и более высокооплачиваемую, и без ответственности за детей, и без этой невыносимой обстановки, которая создалась в школе благодаря бездумному наращиванию разнообразных экзаменов и мониторингов, бесконечных мероприятий, мешающих учебному процессу, а также проверок от всяких разных контролирующих органов? Это же просто какое-то безумие! Когда я пришла в школу много лет тому назад, ничего этого и в помине не было. У меня было время заниматься детьми, ради которых я в школу и пришла, а теперь приходится заниматься бесконечными отчетами, ключами для руководства и бухгалтерии, тренировками экзаменов... Все изменилось в школе до неузнаваемости.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 12 лет

      Род деятельности: Конфиденциально

      Регион проживания: Конфиденциально

  11. Олег Жаровский 20 Ноября, 2017, 14:01

    Вот оформлю пенсию по стажу (27 лет в августе этого года), брошу 31 час нагрузки (с 2001 успешно отпихиваюсь от классного руководства), и уйду в репетиторство. Сейчас 2 ученика (их родители) платят мне половину месячной зарплаты. Возьму ещё 4-х - что будет равняться той же зарплате + 2 репетиторства. И зачем мне эти горы бумаг, проверок, классы (понятно каких) учеников и родителей в городе миллионнике...
    В начале октября ушла учитель информатики до 30 лет после месяца работы - зарплата не понравилась. Коллега по английскому заканчивает (заочно) вуз и тоже лыжи навострила. Учительнице (молодой) в первом классе дали самых шебутных детей - она тоже уйдёт. В школе постоянно проводятся не все уроки. Кто их будет вести через 5-10 лет?..

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 9 месяцев

    Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Нижегородская область, Россия

  12. Марина Сухотерина 20 Ноября, 2017, 15:19

    Олег! Правильная мысль!

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 1 год

    Род деятельности: Учитель старшей школы в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Россия

  13. Олег Решетников 20 Ноября, 2017, 15:55

    Огромное спасибо! Низкий поклон автору за поднятую тему! Только бесполезно об этом сегодня говорить! У нас в стране все зависит Вы знаете от кого? А они-выпускники современных университетов! А даже один из них, хотя и преподавал некоторое время в СпГУ, но, видимо, так преподавал, что решил сменить "призвание" на политическую карьеру! Система должна "догнить", прийти к краху! Тогда с чистого листа, при условии, что к руководству страной придут люди, окончившие педвузы или хотя бы советские университеты, можно будет возродить то, что называется "образованием" в этой стране.

    Статус в сообществе: Участник

    На сайте: 2 года

    Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

    Регион проживания: Москва, Россия

  14. Наиль Рафиков 20 Ноября, 2017, 17:06

    Уроки технологии у нас не ведутся уже лет 10. Так ничего. Все довольны. И родители, главное, молчок. Поразительно просто. Ладно, учителя выжидают. Но родители почему молчат?

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 9 лет

    Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Башкортостан, Россия

    • Мария Малеева 20 Ноября, 2017, 22:07
      Уроки технологии у нас не ведутся уже лет 10. Так ничего. Все довольны. И родители, главное, молчок. Поразительно просто. Ладно, учителя выжидают. Но родители почему молчат?

      Так то технология. Я б рада была, если б вместо технологии мою пятиклашку домой отпускали. А то их в 5 классе будут учить пуговицы пришивать. Ничего, что они их в старшей группе детсада (и тоже ПО ПРОГРАММЕ) пришивали? потом в началке пришивали. Словом, странная программа у технологии. Думаю, если бы не было русского, родители не молчали бы.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 11 месяцев

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Санкт-Петербург, Россия

  15. Василий Дьяконов 20 Ноября, 2017, 21:13

    Васильева сказала, что конкурс в пед. универы!!!!!! Т.К. престиж учительства возрастает с каждым годом.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 1 год

    Род деятельности: Конфиденциально

    Регион проживания: Конфиденциально

    • Сергей Циренщиков 20 Ноября, 2017, 22:12
      Васильева сказала, что конкурс в пед. универы!!!!!! Т.К. престиж учительства возрастает с каждым годом.

      А в какой стране? Не уточнила?

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 11 лет

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Смоленская область, Россия