Страница добавлена в Избранное

Страница удалена из Избранного

Для добавления в Избранное необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.

Очевидное-невероятное: цифровизация школы - очередная черная дыра для страны

Кто не знает – черные дыры, это такие астрофизические объекты, существование которых следует из общей теории относительности Эйнштейна. У них должна быть очень большая масса и для этой массы очень маленький размер, так что сила тяжести такого тела настолько велика, что она все затягивает внутрь этой дыры (под поверхность Шварцшильда), а наружу из нее ничего не выходит, ни частицы, ни даже свет (излучение). Долгое время черные дыры существовали чисто теоретически, на бумаге, но пару недель назад были получены первые наблюдения черной дыры, вернее, падающего в нее вещества Вселенной с помощью нового американского космического телескопа.

Однако, мы все можем наблюдать «черную дыру» и без телескопа. Она имеет место в российском образовании и сейчас приняла облик «цифровизации школы». В эту дыру засасывает не только миллиарды рублей, которые могли бы быть потрачены с бОльшим эффектом, но и судьбы людей, которые посвящают свою жизнь, свои лучшие годы химерам (это модное слово здесь используется в иносказательном смысле: вымысел, миф, пустые хлопоты и ожидания). 

30 лет назад. Александр Могилев ведет занятия в кабинете КУВТ Yamaha

Боюсь, что зеленая, романтически настроенная по отношению к гаджетам, молодежь меня сейчас не поймет. Скажет: «вот еще один старый придурок, боящийся всего нового, вещает нам о вреде гаджетов, планшетов и просто компьютеров»…

Однако, это не так. От слова «совсем». Когда в 1985 году по инициативе академика Велихова вдруг была объявлена информатизация школы (как компонента известной «черненковской» реформы образования), я был аспирантом кафедры теоретической физики, занимавшимся расчетами физических характеристик атомов и ионов на появившихся тогда «мэйнфреймах», больших компьютерах, точнее многотерминальных комплексах серии ЕС (ЕС-1033, ЕС-1060). Мы все тогда с восторженными ожиданиями смотрели в будущее компьютеров и программирования, жадно ловили новости об информатизации образования, радовались появлению первых КУВТ для школы на базе 8-разрядных бытовых компьютеров БК или 16-разрядных УКНЦ, в которых имелся встроенный язык Бейсик, а программы можно было записать на кассеты обычного бытового магнитофона. Мы радовались появлению каждой новой модели учебных ПК, надеясь, что она решит все проблемы обучения информатике в школе. Все мы верили, что страна вот-вот (это был еще СССР) выберется из технологической отсталости и наверстает упущенное за годы застоя…

Потом, с 1989 года я стал молодым доцентом кафедры информатики педагогического университета и вместо физики занялся применениями компьютера в образовании. Появились первые IBM-совместимые PC семейства I-8088, (а мэйнфремы ЕС пошли на мусорку). Мы писали первые обучающие программы для этих PC под DOS. Пытались догнать Америку, где развивались «обучающие» программы еще с 1950-х годов, писали первые учебники для педвузов по информатике.

Тогда мы уже обсуждали широкое применение ПК каждым учителем в школе и удивлялись тому, что еще не все учителя используют вычислительную технику и разработанные нами программы. Это была эпоха компьютеризации. У народа вызывало огромное удивление, что, кроме компьютеров, школам нужно еще что-то. Например, программы.

Но каждые 2-3 года появлялись новые поколения персональных компьютеров: I-8088, 8086, 80286, 80386, 80486, Pentium-1, Pentium- II, Pentium – III и т.д. а вместе с ними новые версии ОС (Windows 3.11, 95, 98, 2000, Millenium…), а также новые инструменты и объектные библиотеки для разработки программ… И, разумеется, все, что было разработано до этих пор, шло в мусор.

В 1990-х в России появился и стал доступен Интернет – как его тогда назвали, Рунет. На него ушли силы почти половины КИАЕ – Курчатовского института атомной энергии (не только я «завязал» в те годы с физикой).

Эпоха компьютеризации закончилась. Она сменилась новой эпохой – эпохой информатизации. Почти во всех школах уже были компьютеры, и даже подключение к Интернет (хотя и слабенькое), но опять-таки, для наступления светлого будущего чего-то не хватало. И снова мы разрабатывали и внедряли веб-сайты и сетевые проекты. И снова технологии разработки сайтов и подходы к их дизайну менялись каждые 2-3 года.

Промелькнул в истории российского образования М.Ходорковский, создавший гигантский проект Федерации Интернет-образования, охвативший значительную часть активных учителей России, буквально, десятки их тысяч…

Потратил на это миллиарды рублей, уведенные из-под налогов. Казалось, еще немного, еще чуть-чуть и наступит светлое будущее информатизации. Но М.Ходорковский не нашел общего языка с В.Путиным и сел на 9 лет… Теперь он дает интервью и пишет свои «письма издалека». А Федерация и все, что она наработала, разумеется, тоже пошло в мусор, а это были миллиарды рублей.

Потом Д.Медведев выступил с инициативой «Наша новая школа» и в школы пошли мультимедийные проекторы с электронными досками, а также наборы CD-дисков с электронными учебниками и энциклопедиями. На кредиты Всемирного банка стали реализовываться проекты дистанционного (и даже, страшно сказать, смешанного!) обучения. Потом вдруг все надежды сошлись на планшетах и электронных учебниках. А кредиты в сотни миллионов ДОЛЛАРОВ потихоньку отдали.

Но каждые 2-3 года очередная кампанейщина заканчивалась, экстаз и шумиха стихали, сменялась технологическая платформа, и все наработанное шло в мусор. Проекторы устаревали, к электронным доскам никаких программных средств, кроме демо-программ из установочных комплектов, не появилось и все снова просто пылилось в кабинетах. Хорошо еще, если некоторые педагоги в школах научились и стали использовать на своих ОТКРЫТЫХ уроках презентации в PowerPoint, а детям разрешили не переписывать с доски, а фотографировать на смартфоны домашние задания.

Вы заметили, что я впервые упомянул детей в этом эссе?

Как это характерно для нашей российской педагогики! Педагогика у нас отличная и учителя чудесные, но только до тех пор, пока не появляются дети. А так, без них, все работает очень хорошо. 

 

А дети тем временем, тоже обзавелись ПК, ноутбуками и планшетами и другими гаджетами, и круглыми сутками (вычитая часы на школу) рубятся в те или иные компьютерные игры и сидят в социальных сетях. У них своя, параллельная виртуальная реальность, которая не имеет ничего общего со школьной. Ну, почти…

Закончилась эпоха информатизации, и началась новая – уже цифровизации. Поэтому когда В.Путин в своем ежегодном послании к нации говорит что-то вроде «Давайте дадим в каждую школу широкополосный Интернет на 100 Мегабит», мне сразу вспоминаются слова К.Станиславского. Ну, дадим мы в каждую школу Интернет на 100 Мегабит, ну и что? Потратим на еще 100 Млрд денег налогоплательщиков. Неужели это решит все проблемы школы и сделает наших учителей и детей счастливыми? Ведь принципиально ничего не изменяется и нового не появляется. Разве так можно решить какие-то проблемы?

А ведь параллельно в интернете создаются огромные никому не нужные ресурсы, которыми никто не будет пользоваться, и которые просто являются способом заработать немного денежек тем, кто эти проекты придумал и кто в них участвует. Та же самая МЭШ – московская электронная школа, те же самые электронные дневники.

Сейчас раходы умножились. Миллиарды и триллионы тратятся на государственную паранойю тотальной слежки и контроля. Приняты законы об интернете, о входе в него по паспорту, по регистрации каждого чиха и клика (например, закон Яровой). Все это приводит к необходимости создавать гигантские компьютерные сети и мощности, которые не делают ничего полезного, но требуют больших затрат как материальных, так и человеческих ресурсов.

Поверьте, это не предотвратит ни одного террористического акта, ни одной смерти. Лишь позволит расследовать, после того, как он случится, кто его готовил и о чем они общались. Так сказать, позволит удовлетворить любопытство.

А вся эта бюрократия? Она ведь развилАсь и продолжает бурно прогрессировать только на основе компьютерных технологий и сетей. Чиновник сидит и думает: «А давай-ка я придумаю какую-нибудь инструкцию или положение и обяжу школы и учителей выдавать еще какую-нибудь информацию, чтобы завтра мне пришлось ее обрабатывать, и меня не уволили, а, наоборот, похвалили и повысили зарплату». И берет что-то готовое в Интернет, придумывает пару новых строк и рассылает по школам. А в школах в ответ тоже что-то находят в Интернете, меняют название школы и еще пару слов и посылают в назад…

Я вот в эти дни «борюсь» с террористическими угрозами и опасностями жизни детей при пожаре, гугля в интернете, досочиняя и распечатывая различные положения, инструкции и приказы, которые просто потом будут стоять на полочке в шкафу. Без них – никак нельзя, но в случае реальной угрозы они совершенно не помогут, как это случилось и в Керчи и в Перми и в других местах нашей необъятной Родины…

С помощью компьютеров, программных средств и сетей мы создали гигантскую индустрию, которая практически ничего полезного не производит, но сама является источником огромных затрат ресурсов, а также обогащение всех, кто к ней причастен.

И вот эта гигантская индустрия уже переварила за годы, которые прошли с начала информатизации, напомню, это был 1985 год – т.е. 34 года, огромные средства, множество усилий и человеческих судеб… Вот и мои лучшие годы ушли на это. Но вот вопрос: стоило ли он того? Принесли ли эти затраты ожидаемый эффект и улучшения в повседневной жизни? Я сейчас не о частной жизни говорю, например, своей.

Оставим этот вопрос для ответа самим читателям. 

Но средства, затрачиваемые на постоянные компания по компьютеризации-информатизации-цифровизации, смены поколений ПК, программного обеспечения, а теперь еще и контроля государства за всем этим необозримым хозяйством, не оставляют меня равнодушным. Надо понимать, что львиная доля этих средств выводится за рубеж и материализуется в экономике иностранных государств. США, Китая и т.д. И на эти средства мы давно уже могли бы построить коммунизм, если бы с умом подошли к самому процессу компьютеризации-информатизации-цифровизации. Пожалуй, в этом был какой-то смысл, пока мы сами развивали собственную аппаратную базу и программное обеспечение в 1980-х годах. Но то, что было после этого, извините!..

А тем временем, пока я все это писал (а вы читаете) черная дыра цифровизации поглотила в России еще миллиард рублей. А может, и не один…

Подписаться на канал автора, Александра Могилева


Автор

Могилев Александр Владимирович

Все материалы автора

Количество подписчиков: 113

Подписаться Отписаться

Комментарии (31)

  1. tixi fixi 30 Апреля, 2019, 20:38

    стоило, стоило: конечная цель - ничто; движение к ней - все

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 5 месяцев

    Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

    Регион проживания: —

  2. Анатолий Кочергин 30 Апреля, 2019, 22:23

    Спасибо за статью! Вспомнил молодость и свои «Агаты»

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 1 год

    Род деятельности: Учитель средней школы в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Россия

    • Галина Цурган 2 Мая, 2019, 5:15

      "Агаты".... Я вспоминаю 1989 год, окончание КГУ, матфак, первые уроки информатики, которые я вела по учебнику Андрея Петровича Ершова. Его: «Информатика – это фундаментальная естественная наука, изучающая процессы передачи и обработки
      информации»

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 3 года

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Красноярский край, Россия

  3. Сергей Жбанов 30 Апреля, 2019, 22:26

    О-о-о, что за пессимизм, Александр? Так можно и от газа, и от электричества отказаться, поехать в деревню, завести скотину, заняться натуральным хозяйством, а через несколько десятков лет всплакнуть, что всё было зря.
    Мне кажется, что вы просто не понимаете к чему идёт человечество, не видите истинной цели нашего существования, поэтому такую драму тут и расписали =(

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 1 год

    Род деятельности: Учитель средней школы в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Липецкая область, Россия

    • Виталий Радич 1 Мая, 2019, 0:40
      О-о-о, что за пессимизм, Александр? Так можно и от газа, и от электричества отказаться, поехать в деревню, завести скотину, заняться натуральным хозяйством, а через несколько десятков лет всплакнуть, что всё было зря.
      Мне кажется, что вы просто не понимаете к чему идёт человечество, не видите истинной цели нашего существования, поэтому такую драму тут и расписали =(

      То есть вы видите? Поделитесь, пожалуйста. Только не этим семинарским говном.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 2 года

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Москва, Россия

    • Роман Матвеев 1 Мая, 2019, 1:25

      Конечная цель существования человечества: см. Курт Воннегут, "Сирены Титана "

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 6 месяцев

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Алтайский край, Россия

    • Римма Каратаева 1 Мая, 2019, 7:41

      Подскажите, Сергей, а какова истинная цель нашего, моего, наших детей существования???

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 1 год

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Москва, Россия

    • Валерий Ганузин 1 Мая, 2019, 11:19

      Уважаемая Римма Геннадьевна!
      Истинная цель "нашего, моего, наших детей существования???"
      Никто еще точно не смог ответить на этот вопрос. Даже американец Курт Воннегут, который зачем-то прихватил с собой своего пса Казака. Или по-русски правильнее Козака?

      А если просто ответить на этот вопрос, то целью нашего существования может быть продолжение рода человеческого на Земле. Чтобы не прервалась нить Жизни, чтобы мы радовались и страдали, любили и нас любили. Чтобы мы любили и растили наших детей и внуков, которые продолжат дело Жизни. Так устроена вся Природа.

      Посмотрите философские эссе Мориса Метерлинка:
      Сокровище смиренных (Le Trésor des humbles, 1896).
      Мудрость и судьба (La Sagesse et la destinée, 1898).
      Жизнь пчел (La Vie des Abeilles, 1901).
      Сокровенный храм (Le temple enseveli, 1902).
      Двойной сад (Le Double Jardin, 1904).
      Разум цветов (L’Intelligence des Fleurs, 1907).
      Смерть (La Mort, 1913).
      Мелочи войны (Les Débris de la guerre, 1916).
      Жизнь термитов (La Vie des Termites, 1926).
      Жизнь пространства (La Vie de l’Espace, 1928).
      Великая феерия (La Grande Féerie, 1929).
      Жизнь муравьев (La Vie des Fourmis, 1930).
      Стеклянный паук (L’Araignée de verre, 1932).
      Великий закон (La Grande Loi, 1933).
      Перед великим молчанием (Avant le grand silence, 1934).
      Песочные часы (1936).
      Тень крыльев (L’Ombre des ailes, 1936).
      Перед лицом Бога (Devant Dieu, 1937).
      Широкие врата (1939).
      Иной мир, или Солнечные часы (L’Autre Monde ou le cadran stellaire, 1942)

      Хотя бы Жизнь пчел: http://az.lib.ru/m/meterlink/text_0170.shtml

      Или Разум цветов: http://az.lib.ru/m/meterlink/text_0190.shtml
      *************************************
      *************************************
      Как бы люди не сопротивлялись, цифровизация школы ( я не сторонник ее) обязательно в наш мир придет. Как пришел телефон, телеграф, радио, учебники на бумаге и электронные учебники, интернет... Но мир тогда будет совсем другой(+++
      Сейчас больше надо думать о том, как к этому придти с наименьшими потерями и менее болезненно для современного общества(+++

      Если кто сможет, просьба ответить на вопрос, который меня волнует.
      Различная фейковая, спамовая, троллинговая информация и др. (нужная) информация сможет переполнить, в конце концов, интернет или нет с его облаками и океанами? Или интернет неисчерпаем?


      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 8 лет

      Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

      Регион проживания: Ярославская область, Россия

    • Виктор Рябцовский 1 Мая, 2019, 16:36

      "Различная фейковая, спамовая, троллинговая информация и др. (нужная) информация сможет переполнить, в конце концов, интернет или нет с его облаками и океанами? Или интернет неисчерпаем?"
      По мере роста объема информации, будут увеличены параметры серверов, а именно память на жестких дисках, размеры электронной памяти используемой для часто запрашиваемой информации. Технические средства пока растут с большим опережением, чем растет количество размещаемой информации. Но рост информации потребует более точного формирования условий поиска необходимой информации с целью установки более жесткого фильтра для отсечения пустой информации. Надо полагать, что со временем появятся системы на базе искусственного интеллекта, которые будут отсекать фейковую информацию, что резко бы сократило их размещение, но как говорится системы могут работать и в обратную сторону, которые могут шлифовать фейковую информацию, чтобы все таки она проходила сквозь фильтры отбора(закон действия и противодействия).

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 8 лет

      Род деятельности: Предприниматель

      Регион проживания: Московская область, Россия

    • Валерий Ганузин 1 Мая, 2019, 16:55

      Спасибо за ответ, Виктор Никандрович!
      Следовательно интернет неисчерпаем(+++

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 8 лет

      Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

      Регион проживания: Ярославская область, Россия

    • Sergey Pаssionar 1 Мая, 2019, 11:30
      О-о-о, что за пессимизм, Александр? Так можно и от газа, и от электричества отказаться, поехать в деревню, завести скотину, заняться натуральным хозяйством, а через несколько десятков лет всплакнуть, что всё было зря.
      Мне кажется, что вы просто не понимаете к чему идёт человечество, не видите истинной цели нашего существования, поэтому такую драму тут и расписали =(
      Подскажите, Сергей, а какова истинная цель нашего, моего, наших детей существования???

      Цель в борьбе за социализм!
      "
      - Товарищи рабочие,
      УЧИТЕЛЯ! (уточнено для 21-го века мной)

      Наступает день великого праздника рабочих всего мира. Первого мая празднуют они свое пробуждение к свету и знанию, свое объединение в один братский союз для борьбы против всякого угнетения, против всякого произвола, против всякой эксплуатации, за социалистическое устройство общества. Все, кто трудится, кто кормит своим трудом богатых и знатных, кто проводит жизнь в непосильной работе за скудную плату, кто никогда не пользуется плодами своего труда, кто живет подобно вьючному скоту среди роскоши и блеска нашей цивилизации, все они протягивают руку для борьбы за освобождение и счастье рабочих.

      - Долой вражду между рабочими разных национальностей или разных религий! Такая вражда выгодна только грабителям и тиранам, живущим темнотой и разрозненностью пролетариата. Еврей и христианин, армянин и татарин, поляк и русский, финляндец и швед, латыш и немец — все, все идут вместе под одним общим знаменем социализма. Все рабочие — братья, и в их крепком союзе единственная порука за благо и счастье всего трудящегося и угнетенного человечества. Первого мая этот союз рабочих всех стран, международная социал-демократия, делает смотр своим силам и сплачивается для новой, неустанной, непреклонной борьбы за свободу, равенство и братство

      (С) В.И.Ленин"

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 2 месяца

      Род деятельности: Воспитатель в дошкольной организации

      Регион проживания: —

    • Валерий Ганузин 1 Мая, 2019, 11:38

      "Цель в борьбе за социализм!"

      Правильно, Sergey Игоревич! С Идеями нужно бороться Идеями!

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 8 лет

      Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

      Регион проживания: Ярославская область, Россия

    • Сергей Жбанов 1 Мая, 2019, 13:44

      Виталий, Римма, я согласен со многими визионерами, начиная с К. Циолковского с его идеей о "лучистом" человечестве, что наша главная цель постоянный поиск и постижение мироздания (собственно, чем и занимается человек на протяжении всей своей истории). Всё остальное, что многие считают важным в жизни человека - лишь необходимость, связанная с некоторыми биологическими ограничениями. Развитие компьютерных и биотехнологий через некоторое время позволит ряд этих ограничений снять. Мы лишь несовершенное промежуточное звено, и нужно продолжать работать

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 1 год

      Род деятельности: Учитель средней школы в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Липецкая область, Россия

  4. Вадим Монахов 1 Мая, 2019, 0:28

    А тем временем кто-то пишет программное обеспечение, которым люди реально пользуются. В частности, для того, чтобы велись дискуссии на pedsovet.org. И работает портал Госуслуг, которым пользуется 40 миллионов граждан РФ. По некоторым категориям товаров покупки в интернет-магазинах начинают вытеснять покупки в обысных магазинах.
    И, например, в проводимой мной Интернет-олимпиаде школьников по физике, основой которой являются модели виртуальных лабораторий, уже приняло участие более 400 тысяч школьников. Да, приходится всё время с огромной скоростью бежать вперёд, чтобы оставаться на месте ("Алиса в Зазеркалье"), в ближайшее время сможем запускать модели не только под Windows и Linux, но и на устройствах с Android. Но зато нет ощущения, что изменения в компьютерном мире никуда не ведут и ни на что в системе образования не влияют.

    Может, у Александра Могилева просто неправильная начальная установка, и не стоит подменять техническими средствами цель образования? Может, сначала должна быть цель, а затем разработка и реализация методики для достижения этой цели?
    И тогда всё встанет на свои места, и хвост перестанет вилять собакой.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 9 лет

    Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

    Регион проживания: Санкт-Петербург, Россия

  5. Sergey Pаssionar 1 Мая, 2019, 8:28

    И вроде..., при чем здесь российское образование
    https://youtu.be/myBm3ipghZQ
    https://99px.ru/sstorage/86/2015/03/image_862803150313166759466.gif

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 2 месяца

    Род деятельности: Воспитатель в дошкольной организации

    Регион проживания: —

  6. Мария Глухова 1 Мая, 2019, 8:57

    В старые времена в школу приходил инспектор роно или гороно, изучал документы, посещал уроки и мероприятия, а затем собственноручно писал справку-отчет. Теперь эта должность называется ведущий специалист, который сидит в кресле перед пк и знай себе рассылает по школам шаблоны отчетов-справок-таблиц и всякого другого хлама, от которого школам вздохнуть некогда.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 12 лет

    Род деятельности: Преподаватель в организации дополнительного образования

    Регион проживания: Ивановская область, Россия

    • Sergey Pаssionar 1 Мая, 2019, 9:36
      В старые времена в школу приходил инспектор роно или гороно, изучал документы, посещал уроки и мероприятия, а затем собственноручно писал справку-отчет. Теперь эта должность называется ведущий специалист, который сидит в кресле перед пк и знай себе рассылает по школам шаблоны отчетов-справок-таблиц и всякого другого хлама, от которого школам вздохнуть некогда.

      Всё РОНО, включая бухгалтерию на 70 школ, и столько же детсадов, помещалось на одном этаже школы, причем половину площади занимал читальный зал библиотеки и фильмотека. 4(четыре) методиста и один завотделом кадров, он же секретарь начальника вполне справлялись со всем.
      Сейчас - за сотню бездельников ( не считая бухгалтеров и закупщиков с дорогущими программами, их в десятки раз больше) выдрыгиваются на доплатах, договорах, аутсорсе ... 4 здания школ забиты такой плесенью под завязку.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 2 месяца

      Род деятельности: Воспитатель в дошкольной организации

      Регион проживания: —

  7. Алдар Ванчиков 1 Мая, 2019, 10:25

    Бешено плюсую!
    Всё в тему и по делу. Да, именно так и обстоят дела в большинстве ОУ страны. Всё на уровне "акций" и "мероприятий": с помпой открыли/установили/запустили, и ...забыли. Дальше - "хоть трава не расти". А где ставки для специалистов в школах, которые должны всё это обслуживать и продвигать? Где сами эти спецы в районных кабинетах, которые могли бы наладить реальный электронный документооборот, а не пародию на него, когда все бумажки остались на своих местах, но теперь требуют ещё и своих электронных копий? Почему сводные таблицы в РОО каждый раз собираются вручную из разномастных справок с мест (запрашиваемых 2-3 раза в день и об одном и том же по несколько раз в год), вместо элементарной рассылки шаблонов и автосборки результата, когда любая информация находится парой кликов через выборку БД из всех этих ОШ, для того и предназначенных, по смыслу?? Для чего все эти сведения везутся затем из всех школ лично "с синей печатью", когда у административного персонала давно уже есть ЭЦП?! И ещё много-много таких почему и зачем. Да, как известно, и микроскопом можно гвозди забивать, но... Увы, ПК как был для школы "печатной машинкой", так, к сожалению, и остался, в подавляющем большинстве.
    Как же это всё таки поменять? Чтобы не выписывать здесь этапы и пункты программ и проектов, а сказать коротко, то, наверное, сформулировать это можно так: вкладывать надо не в технику (которая сама по себе не даёт ничего), а в людей (их привлечение, подготовку и мотивирование).
    P.S. И, с этой точки зрения, "ФИО для педагогов" Ходорковского - это было правильно.
    P.P.S. Всё вышеописанное, конечно, ИМХО, как сейчас говорят. Но это мнение основано на личном опыте работы и учителем, и замом по НМР, и ответственным за информатизацию обычной сельской (мБоу) школы.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 1 год

    Род деятельности: Заместитель руководителя в общеобразовательной организации

    Регион проживания: —

    • Виктор Рябцовский 1 Мая, 2019, 11:33

      Правильно Алдар, на современном производстве давно решена сдача отчетности на электронном уровне с применением ЭЦП, никто не ходит и бумажки не носит. Базы данных для того и создаются, чтобы получать информацию с помощью запросов к БД, а не составлять бумажные отчеты. Но эту проблему нельзя разрешить без принятия решения, а специалистов по управлению со знанием современных IT технологий в сфере управления образованием нет. Проще иметь раздутый штат и делать все дополнительными усилиями учителей. Очень много государственных и коммерческих структур кормятся в этой мутной воде. Приведу пример коммерческой структуры с миллиардными оборотами - компания 1С, работая в крупнейших франчайзи страны предлагал писать настройки так, чтобы сделал один раз и все забыли об этом до нового обновления законодательства, точно также обновления платформы с переносом настроек. Думаете я такой умный один, нет, просто для компании 1С все предприятия страны - дойная корова, которую можно доить десятилетиями и получать миллиарды, не меняя кардинально подход в интересах клиентов. Сегодня мы подошли к рубежу, когда программное обеспечение может запоминать постоянные действия сотрудников и делать их работу по сложившему сценарию, точно также 1С в состоянии создать программу, которая не потребует огромной массы программистов, потому что можно создать язык сценариев для которого не надо знать программирование, надо просто знать математику и владеть навыками бухгалтера. Но тогда вся огромная империя 1С сожмется как шагреневая кожа. Точно такая картина в государственном управлении России, огромный штат, депутаты в Государственной думе, большая часть которых банально не сдаст ЕГЭ по информатике и математике не то на 100 баллов, но на 70 баллов, но эти люди принимают законы, которые не только не просчитываются с помощью математических моделей, но и не выдерживают здравого смысла с использованием обычной логики. Вместо развития развития машиностроения и массового создания новых производств для насыщения отечественного рынка руководство страны с помпой проводит чемпионаты мира и олимпиады. В результате происходит снижение уровня жизни населения страны, так как ресурсы тратятся нерационально.

      Отдельные депутаты от ЕР просто поражают своей безграмотностью, когда предлагают лишить граждан страны социальной поддержки в виде отмены пенсионного обеспечения. Вопиющая безграмотность поражает, нас ждут через 15-20 лет огромные перемены на рынке труда, когда государство будет решать проблемы поддержки людей любого возраста, которые не смогут найти работу. Принятие пенсионной реформы в текущем виде - это своего рода огромная мина замедленного действия, которая нарушает права граждан страны, так как значительная часть населения банально не доживет до пенсии. Подобная безответственная политика поражает, награждают тех, кому даже руку не подают в других странах(А. Чубайс), а подавляющее часть населения собственной страны считает его главным ответственным за ограбление всех граждан, кроме тех, кто оказался у государственной кормушки. Президент против прогрессивного подоходного налога, и он говорит о 20%, когда максимальная ставка в некоторых странах 75%. Откуда такие выводы, что для всех это лучше. Сколько можно обманывать собственных граждан в угоду 1-3 процентам, кто собирает прибыль в собственный карман и комарьи, которая их обслуживает. Нищета ряда граждан на грани выживания, но ничего не меняется в пользу беднейших и самых беззащитных слоев населения. Сегодня наблюдается рост мнений независимых экспертов, которые прямо указывают на просчеты правительства, гражданам страны пора осознать, кто должен представлять их интересы на следующих выборах и контролировать сам процесс, иначе будем жить еще хуже.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 8 лет

      Род деятельности: Предприниматель

      Регион проживания: Московская область, Россия

  8. Sergey Pаssionar 1 Мая, 2019, 12:00

    И заметьте, снова никаких обоснований, никакой конкретики, стихийно копируем западные педтехнологии навязано кичась прямо заимствованными западными терминами и закупаем западную технику, (падение с тех самых
    Ямах, неудачно по перспективам, на несколько лет затормозили информатику, но удачно карманам закупщиков началось) участвуем за наши деньги в их рейтингах, тратим валюту на наше "международное" вордскильство...

    С другой стороны из Миратога слышится: "Хамон нужно есть в Испании", и это от тех кто свой мерс ни за что не сдаст, клоуны, на гранте бы ездили и с средиземноморского налогового курорта вывели кампанию потребляющую половину льготных кредитов с/х и торговли России, чтоб продавать самое дорогое мясо в супермаркетах, из привезенных самолетами австралийских бычков забитых на Брянщине.

    Нечто странное происходит в стране, где 97 процентов материальных ценностей принадлежат не народу, а заезжающим иногда погостить двугражданам, тригражданам...

    Выход - праздновать первомай, просвещением.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 2 месяца

    Род деятельности: Воспитатель в дошкольной организации

    Регион проживания: —

    • tixi fixi 1 Мая, 2019, 16:28
      И заметьте, снова никаких обоснований, никакой конкретики, стихийно копируем западные педтехнологии навязано кичась прямо заимствованными западными терминами и закупаем западную технику, (падение с тех самых
      Ямах, неудачно по перспективам, на несколько лет затормозили информатику, но удачно карманам закупщиков началось) участвуем за наши деньги в их рейтингах, тратим валюту на наше "международное" вордскильство...

      С другой стороны из Миратога слышится: "Хамон нужно есть в Испании", и это от тех кто свой мерс ни за что не сдаст, клоуны, на гранте бы ездили и с средиземноморского налогового курорта вывели кампанию потребляющую половину льготных кредитов с/х и торговли России, чтоб продавать самое дорогое мясо в супермаркетах, из привезенных самолетами австралийских бычков забитых на Брянщине.

      Нечто странное происходит в стране, где 97 процентов материальных ценностей принадлежат не народу, а заезжающим иногда погостить двугражданам, тригражданам...

      Выход - праздновать первомай, просвещением.

      идет захват образовательного поля рейдерами от госдепа уже 30 лет. почему никак не захватят? Русские - не сдаются.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 5 месяцев

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: —

    • Валерий Ганузин 1 Мая, 2019, 17:02

      Русские не сдаются!
      https://www.youtube.com/watch?v=4-00aPEr584

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 8 лет

      Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

      Регион проживания: Ярославская область, Россия

  9. Sergey Pаssionar 1 Мая, 2019, 12:33

    Да, и результат, столичный, кофе горький достоевский рублевский
    https://scontent.flwo2-1.fna.fbcdn.net/v/t1.0-9/58570490_1235284633315384_95782697028288512_n.jpg?_nc_cat=100&_nc_ht=scontent.flwo2-1.fna&oh=a3d5fd9e2f91c1bc687033ccafbc82ea&oe=5D351B0B

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 2 месяца

    Род деятельности: Воспитатель в дошкольной организации

    Регион проживания: —

  10. tixi fixi 1 Мая, 2019, 16:25

    для интересующихся смыслом жизни. живите, чтобы стать лучше
    все уже давно прописано (Библия, например. а вот писатели здесь - не ответ. они тоже ищущие), а люди, подобно ученым лишь ощупью мелкими шажками двигаются (кто куда), делая поразительные забытые велосипедоподобные открытия.
    Жбанову (визионеры) - Карышев И. А.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 5 месяцев

    Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

    Регион проживания: —

    • Валерий Ганузин 6 Мая, 2019, 22:31

      Про Визионеров:

      Визионеры. https://www.kinopoisk.ru/film/261212/

      Визионеры, рыцари магического света. https://www.kinopoisk.ru/film/473940/

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 8 лет

      Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

      Регион проживания: Ярославская область, Россия

  11. Сергей Поляков 6 Мая, 2019, 21:01

    Спасибо Александру Могилёву за поучительную и развёрнутую во времени историю. Многие его сомнения-опасения , подкреплённые именно историей мне близки. Но плюс точное мнение Валерия Ганузина, что есть мощные процессы поверх образования, в которые образование хочет - не хочет будет встраиваться. Но хорошо бы помедленнее, помедленнее....

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 4 года

    Род деятельности: —

    Регион проживания: Россия

  12. Сергей Циренщиков 6 Мая, 2019, 23:32

    Странно...
    В статье упомянута заслуга Велихова, хотя в 1985, буквально все были уверены что информатику в школу "продавил" Ершов.

    Я именно в 1985, работая на заводе, параллельно вел и информатику в школе. Часов было не много... А через год мне предложили окончательно вернуться в школу. На полную ставку учителя информатики.
    Не думаю, что был плохо подготовлен... На заводе я в ЭВМ работал достаточно плотно.
    Вот "переподготовка" учителей математики, физики действительно была.
    Причем на достаточно высоком уровне. Без профанации сопровождавшей "курсы по Linux".

    Но, конечно, заниматься самообразованием приходилось. Задачи заводской лаборатории и ВЦ разнились с задачами школы.
    Учился... в том числе и у детей.
    Никогда не считал это зазорным.

    Период с 1985 по 2000 - это лучшие годы российской "информатики в школе".
    Была ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ учеников. И акцент ставился на программирование.
    Бредятина началась с "подготовки пользователя"...

    Да и класс вычислительной техники дома стал существенно выше школьной.
    Ну и избыток ПО...
    Всё есть! Самому ничего писать не надо...

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 12 лет

    Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Смоленская область, Россия

    • Вадим Монахов 7 Мая, 2019, 0:06

      Сергей Игнатьевич, см.
      http://d-russia.ru/rosobrnadzor-priznal-evgeniya-velixova-osnovatelem-kompyuternogo-obrazovaniya-v-rossii.html
      и
      http://www.ict.edu.ru/vconf/files/11691.pdf
      Академик Велихов как вице-президент АН СССР курировал вопросы, относящиеся к микроэлектронике и компьютерам, и потому заодно к введению в школу информатики.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 9 лет

      Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

      Регион проживания: Санкт-Петербург, Россия

  13. Дмитрий Новиков 8 Мая, 2019, 13:36

    Уважаемые учителя, вопрос от родителей, у которых дети заканчивают школу в этом году... Прошу только ответить без хамства и обзываний типа "тупой, дебил, лгун и т.д.".
    Как по Закону - я знаю, меня интересует как будет в действительности.

    1. Ученик заканчивает школу и шел на медаль. Но в последнем семестре 11 класса на ВПР получил 4 по физике и теперь учитель ( по словам завуча) вынужден за год ставить четыре. Получается что у него последовательность оценок за 10 годовая - 5, за 11 - 4. По словам завуча министерство требует ставить в таком случае 4 в аттестат. Как такая ситуация решается в ваших школах? (ещё раз - как по закону, что средняя из 6 оценок я в курсе, но на практике оказалось ВПР перевешивает все остальные).
    2. Ученик имеет все пятерки, но не набрал 70 баллов по ЕГЭ и медаль не получает. Какой аттестат он получит? Красный с отличием, Красный или Синий со всеми пятерками?
    3. Если ученик получает Синий со всеми пятерками (без медали) - это будет учитываться в ВУЗе в личных достижений как аттестат с отличием? Многие ВУЗы считают доп баллы отдельно, например за медаль - 5 баллов, за Красный аттестат - 3 балла.

    Ещё раз прошу ответить без хамства, ругани и проклятий в адрес детей и их родителей.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 1 год

    Род деятельности: Родитель

    Регион проживания: Московская область, Россия

    • Вадим Монахов 8 Мая, 2019, 16:23
      Уважаемые учителя, вопрос от родителей, у которых дети заканчивают школу в этом году... Прошу только ответить без хамства и обзываний типа "тупой, дебил, лгун и т.д.".
      Как по Закону - я знаю, меня интересует как будет в действительности.

      1. Ученик заканчивает школу и шел на медаль. Но в последнем семестре 11 класса на ВПР получил 4 по физике и теперь учитель ( по словам завуча) вынужден за год ставить четыре. Получается что у него последовательность оценок за 10 годовая - 5, за 11 - 4. По словам завуча министерство требует ставить в таком случае 4 в аттестат. Как такая ситуация решается в ваших школах? (ещё раз - как по закону, что средняя из 6 оценок я в курсе, но на практике оказалось ВПР перевешивает все остальные).
      2. Ученик имеет все пятерки, но не набрал 70 баллов по ЕГЭ и медаль не получает. Какой аттестат он получит? Красный с отличием, Красный или Синий со всеми пятерками?
      3. Если ученик получает Синий со всеми пятерками (без медали) - это будет учитываться в ВУЗе в личных достижений как аттестат с отличием? Многие ВУЗы считают доп баллы отдельно, например за медаль - 5 баллов, за Красный аттестат - 3 балла.

      Ещё раз прошу ответить без хамства, ругани и проклятий в адрес детей и их родителей.

      Дмитрий,
      про школу не знаю, а по поводу вузов см.
      http://ivo.garant.ru/#/document/71238710/paragraph/154:0
      44. При приеме на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета организация высшего образования может начислять баллы за следующие индивидуальные достижения:
      ...
      2) наличие аттестата о среднем общем образовании с отличием, или аттестата о среднем (полном) общем образовании для награжденных золотой медалью, или аттестата о среднем (полном) общем образовании для награжденных серебряной медалью;
      ...

      47. Перечень учитываемых индивидуальных достижений и порядок их учета устанавливаются организацией в соответствии с пунктами 43-46 Порядка и указываются в правилах приема, утвержденных организацией самостоятельно.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 9 лет

      Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

      Регион проживания: Санкт-Петербург, Россия

    • Елена Романова 8 Мая, 2019, 21:53

      Результаты ВПР не влияют на успеваемость. Найдите на сайте ФИПИ регламентирующие документы и покажите администрации. Даже отметки за урок в день ВПР ставить нельзя, как нам твердят уже третий год.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 1 год

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Архангельская область, Россия