Как часто учитель-словесник сталкивается с проблемой: дети на читают произведений по школьной программе. Почему так происходит?
Наверное, нет однозначного ответа на этот вопрос. Каждый из нас понимает, что то количество произведений, которое мы должны изучить за год, невозможно разобрать «от и до», а хотелось бы. Вроде бы и понравилось детям вдумчиво читать текст, останавливаться подробно на отдельных сценах, анализировать поступки героев, а уже надо к другому произведению переходить. Вот так и скачем галопом по Европам, только бы школьную программу успеть пройти вовремя! А ведь так не должно быть. А вот как на этот вопрос ответил выпускник школы Дмитрий, с которым произошло знакомство на мастер-классе «Журналистика для жизни». Молодой человек считает, что тексты классических произведений слишком сложны и подобраны авторами учебников не по возрасту. Проблемы, затронутые в них, не отвечают на те вопросы, которые волнуют школьников. Пессимистические настроения, длинные описания, психологические портреты героев мешают подростку найти себя в тексте.
Дмитрий привел в пример роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Он считает, что «желтый» Петербург наводит читателя на мрачные мысли. Возможно, писатель этого и добивался, чтобы было полное погружение в ту атмосферу, в которой живет герой Родион Раскольников. Однако современные подростки выросли в другой среде, им непонятны переживания героя, пытающегося доказать «тварь ли я дрожащая или право имею». Они тоже пытаются самоутвердиться, только в век цифровых технологий это происходит по- другому.
Я предвижу, что в комментариях скажут, что грамотный педагог заставит задуматься над «вечными» проблемами, наставит на путь истинный, да никто же и не спорит с этим. Только вот современные дети считают наше поколение устаревшим, не способным адаптироваться в информационной среде.
Наверное, у каждого филолога в классе учатся дети, несогласные с общепринятыми нормами, которые не видят проблемы там, где видим мы. Им кажутся странными поступки героев, их рассуждения о жизни, невозможность разрешить, казалось бы, очевидную ситуацию. Часто ученики задают один и тот же вопрос после прочтения «Грозы» А. Островского «почему Катерина бросилась с обрыва?». Для современных молодых людей непонятно, почему нельзя просто сбежать из ненавистного дома, уйти куда глаза глядят, если жить в такой среде нет никаких сил. А наши доводы о том, что времена были другие, зачастую вызывают улыбку.
Нельзя сказать, что дети не читают, только до классической литературы необходимо дорасти, повзрослеть. Вот здесь я соглашусь с Дмитрием в том, что роман Л. Толстого «»Война и мир» совершенно не для 16-летних подростков. Чтобы понять, о каких «духовных исканиях» героев идет речь, нужно иметь за плечами определенный жизненный опыт, чтобы увидеть «историю народа», необходимо хорошо знать историю страны, а, к сожалению, этих знаний и не хватает, а чтобы «найти свой Тулон», желательно уже иметь четко сформулированные цели в жизни. И как вы думаете, может ли подросток быть настолько «подкован», чтобы переварить те глобальные проблемы, затронутые писателем в столь объемном тексте?
Давайте вводить в программу произведения, близкие по духу и времени современным школьникам. Конечно, не все произведения следует выпускать в печать, но это уже другая история…
Об авторе: Маргарита Широкова, учитель русского языка и литературы (Московская область)