Страница добавлена в Избранное

Страница удалена из Избранного

Для добавления в Избранное необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.

Найти себя в тексте

Как часто учитель-словесник сталкивается с проблемой: дети на читают произведений по школьной программе. Почему так происходит?

Наверное, нет однозначного ответа на этот вопрос. Каждый из нас понимает, что то количество произведений, которое мы должны изучить за год, невозможно разобрать «от и до», а хотелось бы. Вроде бы и понравилось детям вдумчиво читать текст, останавливаться подробно на отдельных сценах, анализировать поступки героев, а уже надо к другому произведению переходить. Вот так и скачем галопом по Европам, только бы школьную программу успеть пройти вовремя! А ведь так не должно быть. А вот как на  этот вопрос ответил выпускник школы Дмитрий, с которым произошло знакомство на мастер-классе «Журналистика для жизни». Молодой человек считает, что тексты классических произведений слишком сложны и подобраны авторами учебников не по возрасту. Проблемы, затронутые в них, не отвечают на те вопросы, которые волнуют школьников. Пессимистические настроения, длинные описания, психологические портреты героев мешают подростку найти себя в тексте.

Дмитрий привел в пример роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Он считает, что «желтый» Петербург наводит читателя на мрачные мысли. Возможно, писатель этого и добивался, чтобы было полное погружение в ту атмосферу, в которой живет герой Родион Раскольников. Однако современные подростки выросли в другой среде, им непонятны переживания героя, пытающегося доказать «тварь ли я  дрожащая или право имею». Они тоже пытаются самоутвердиться, только в век цифровых технологий это происходит по- другому.

Я предвижу, что в комментариях  скажут, что грамотный педагог заставит задуматься над «вечными» проблемами, наставит на путь истинный,  да никто же и не спорит с этим. Только вот современные дети считают наше поколение устаревшим, не способным адаптироваться в  информационной среде.

Наверное, у каждого филолога в классе учатся дети, несогласные с общепринятыми нормами, которые  не видят проблемы там, где видим мы. Им кажутся странными поступки героев, их рассуждения о жизни, невозможность разрешить, казалось бы, очевидную ситуацию. Часто ученики задают один и тот же вопрос после прочтения «Грозы» А. Островского «почему Катерина бросилась с обрыва?». Для современных молодых людей  непонятно, почему нельзя просто сбежать из ненавистного дома, уйти куда глаза глядят, если жить в такой среде нет никаких сил. А наши доводы о том, что времена были другие, зачастую вызывают улыбку. 

Нельзя сказать, что дети не читают, только до классической литературы необходимо дорасти, повзрослеть. Вот здесь я соглашусь с Дмитрием в том, что роман Л. Толстого «»Война и мир» совершенно не для 16-летних подростков. Чтобы понять, о каких «духовных исканиях» героев идет речь, нужно иметь за плечами определенный жизненный опыт, чтобы увидеть «историю народа», необходимо хорошо знать историю страны, а, к сожалению, этих знаний и не хватает, а чтобы «найти свой Тулон», желательно уже иметь четко сформулированные цели в жизни. И как вы думаете, может ли подросток быть настолько «подкован», чтобы переварить те глобальные проблемы, затронутые писателем в столь объемном тексте?

Давайте вводить в программу произведения, близкие по духу и времени  современным школьникам. Конечно, не все произведения следует выпускать в печать, но это уже другая история…

Об авторе: Маргарита Широкова, учитель русского языка и литературы (Московская область)


Автор

Маргарита Широкова

Все материалы автора

Количество подписчиков: 0

Подписаться Отписаться

Комментарии (18)

  1. Дмитрий Новиков 29 Июля, 2019, 20:09

    Так все правильно!

    Классическая литература - это на 70% знание истории, знание нравов и законов того времени, знание моральных устоев тех времён...
    Как можно обсуждать Сонечку Мармеладову в отрыве от "жёлтого билета" и "публичных домов"? А что будет с учителем, который возьмётся обьяснять про проституток и зачем господа шастали в эти дома? В лучшем случае строгий выговор...
    Учителя стесняются затрагивать многие проблемы в этих произведениях, сводя все к проблемам служения России и плохому поведению.
    В результате ученики не понимают половины из этих произведений, поражаясь тупости автора и тупости школьной программы...

    Я считаю, что пора в 10 изучать "Муму", а в 11 может быть замахнуться на "Ревизора" и "Вечера на хуторе..." - это поймут. А остальное - только время на ветер...

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 2 года

    Род деятельности: Родитель

    Регион проживания: Московская область, Россия

  2. Саид Насреддинов 29 Июля, 2019, 22:48

    Маргарита была настолько любезна, что не назвала ни единого произведения, близкого по духу и времени современным школьникам.

    Я понимаю - прижимистость, но не до такой же степени...

    Надеюсь, и остальные будут не менее щедры.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 2 года

    Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Чеченская, Россия

  3. Инна Мировова 30 Июля, 2019, 0:24

    )

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 4 месяца

    Род деятельности: Иное

    Регион проживания: Адыгея, Россия

    • Саид Насреддинов 30 Июля, 2019, 8:53

      Инна, вы абсолютно правы: лучшее украшение для скромной девушки - прозрачное платьице.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 2 года

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Чеченская, Россия

  4. палата №7 30 Июля, 2019, 8:43

    классические произведения - нравоучения, коих молодежь, мяго говоря, избегает.
    "Унылая пора" очаровывает очи только в стихах. В жизни беспробудная тоска, льющаяся из классиков опасна, как вирусы для непривитого организма.
    Цель классики в школе- растить из детей маленьких взрослых (а вдруг они не успеют ими стать, так хоть попробуют).
    Список так горячо требуемый тут приводить нет смысла- только подливать масло в огонь.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 5 месяцев

    Род деятельности: Воспитатель в дошкольной организации

    Регион проживания: —

  5. Зинаида Гарифуллина 30 Июля, 2019, 13:20

    Я не словесник, но посоветовала бы при изучении современной иностранной литературы в школе включить в программу знакомство с творчеством американского писателя Артура Хейли. Это было бы интересно и преподавателям , и учащимся. Может быть поможет лучше разобраться в современной жизни в России.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 6 лет

    Род деятельности: —

    Регион проживания: Чувашская, Россия

    • Саид Насреддинов 31 Июля, 2019, 8:56

      Уважаемая Зинаида Николаевна! Хейли - хороший писатель (Отель, Аэропорт), но в школьной программе уже есть (была?) "Поднятая Целина" - тоже производственный роман, смысл которого - люди ежегодно работают весной, летом и осенью, выращивают урожай. Достаточно скучно написано и разобраться в жизни нисколько не помогает.

      Более талантливые произведения, помогающие лучше разобраться в современной жизни в России - "Тринадцатый председатель» А. Х. Абдуллина и "Живой" Можаева.

      За 10 лет в школе мы почему-то ни единого зарубежного произведения не изучали.

      Ни единого. А вы?

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 2 года

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Чеченская, Россия

  6. Валерий Чернухин 30 Июля, 2019, 16:10

    " Каждый из нас понимает, что то количество произведений, которое мы должны изучить за год, невозможно разобрать «от и до», а хотелось бы. Вроде бы и понравилось детям вдумчиво читать текст, останавливаться подробно на отдельных сценах, анализировать поступки героев, а уже надо к другому произведению переходить. Вот так и скачем галопом по Европам, только бы школьную программу успеть пройти вовремя! А ведь так не должно быть".
    Повторим эту мысль для КАЖДОГО предмета.
    Все отмечают недостаток времени. Даже если бы каждый ученик сумел бы с помощью пространственно-временной аномалии растянуть время раз в 5, то и то, он не успел бы так "вдумчиво" вникнуть во все школьные предметы.
    Но страшно признаться в этом в первую очередь учителям. Всем времени не хватает. Но почему-то не слышно продолжения. А оно, это дополнительное время, точно нужно? Откуда его взять? Для вдумчивости нужно ли упрощать программу?
    Не является ли это сверхневыполнимое требование (которое сам НИКТО И НИКОГДА не выполнял) излишним максимализмом?
    Отличник - это многоборец с чуть подделанными иногда завышенными оценками для хорошей картинки.
    Но многоборец-спортсмен не в состоянии освоить на высоком уровне не более двух дисциплин программы, а в остальных выступает средне.
    И не каждый может рвать жилы для освоения даже нескольких предметов, а не то, что всех.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 8 лет

    Род деятельности: Иное

    Регион проживания: Новосибирская область, Россия

    • палата №7 31 Июля, 2019, 8:11
      " Каждый из нас понимает, что то количество произведений, которое мы должны изучить за год, невозможно разобрать «от и до», а хотелось бы. Вроде бы и понравилось детям вдумчиво читать текст, останавливаться подробно на отдельных сценах, анализировать поступки героев, а уже надо к другому произведению переходить. Вот так и скачем галопом по Европам, только бы школьную программу успеть пройти вовремя! А ведь так не должно быть".
      Повторим эту мысль для КАЖДОГО предмета.
      Все отмечают недостаток времени. Даже если бы каждый ученик сумел бы с помощью пространственно-временной аномалии растянуть время раз в 5, то и то, он не успел бы так "вдумчиво" вникнуть во все школьные предметы.
      Но страшно признаться в этом в первую очередь учителям. Всем времени не хватает. Но почему-то не слышно продолжения. А оно, это дополнительное время, точно нужно? Откуда его взять? Для вдумчивости нужно ли упрощать программу?
      Не является ли это сверхневыполнимое требование (которое сам НИКТО И НИКОГДА не выполнял) излишним максимализмом?
      Отличник - это многоборец с чуть подделанными иногда завышенными оценками для хорошей картинки.
      Но многоборец-спортсмен не в состоянии освоить на высоком уровне не более двух дисциплин программы, а в остальных выступает средне.
      И не каждый может рвать жилы для освоения даже нескольких предметов, а не то, что всех.

      ну и к чему это все, как неутомимая/неутолимая белочка в колёсике - речь идет о книге в школе. много хороших книг задают читать на лето; списки в инете есть

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 5 месяцев

      Род деятельности: Воспитатель в дошкольной организации

      Регион проживания: —

    • Саид Насреддинов 31 Июля, 2019, 8:31

      "списки в инете есть" - а вдруг в этих списках чушь и мало хороших?

      Лично мне задавали летом читать "Туманность Андромеды" - концентрированная бредятина, можно сказать - кристаллическая... Почти все герои - идиоты.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 2 года

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Чеченская, Россия

    • Елена Романова 31 Июля, 2019, 11:37

      Последний список, который я видела в сети, составлен по программе с небольшими добавками. Остальные составлены по тому же принципу. Угодить всем невозможно, поэтому любой список носит рекомендательный, а не обязательный характер. Что касается произведений по программе, то никто не обязывает школьников их любить и знать досконально. Знакомства с героями и проблемами, обсуждения того, что ребятам близко и понятно, развитие умений работать с текстом (читать, пересказывать, комментировать, интерпретировать и др.) вполне достаточно, по-моему.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 2 года

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Архангельская область, Россия

    • Валерий Чернухин 31 Июля, 2019, 14:04
      " Каждый из нас понимает, что то количество произведений, которое мы должны изучить за год, невозможно разобрать «от и до», а хотелось бы. Вроде бы и понравилось детям вдумчиво читать текст, останавливаться подробно на отдельных сценах, анализировать поступки героев, а уже надо к другому произведению переходить. Вот так и скачем галопом по Европам, только бы школьную программу успеть пройти вовремя! А ведь так не должно быть".
      Повторим эту мысль для КАЖДОГО предмета.
      Все отмечают недостаток времени. Даже если бы каждый ученик сумел бы с помощью пространственно-временной аномалии растянуть время раз в 5, то и то, он не успел бы так "вдумчиво" вникнуть во все школьные предметы.
      Но страшно признаться в этом в первую очередь учителям. Всем времени не хватает. Но почему-то не слышно продолжения. А оно, это дополнительное время, точно нужно? Откуда его взять? Для вдумчивости нужно ли упрощать программу?
      Не является ли это сверхневыполнимое требование (которое сам НИКТО И НИКОГДА не выполнял) излишним максимализмом?
      Отличник - это многоборец с чуть подделанными иногда завышенными оценками для хорошей картинки.
      Но многоборец-спортсмен не в состоянии освоить на высоком уровне не более двух дисциплин программы, а в остальных выступает средне.
      И не каждый может рвать жилы для освоения даже нескольких предметов, а не то, что всех.
      ну и к чему это все, как неутомимая/неутолимая белочка в колёсике - речь идет о книге в школе. много хороших книг задают читать на лето; списки в инете есть
      "списки в инете есть" - а вдруг в этих списках чушь и мало хороших?

      Лично мне задавали летом читать "Туманность Андромеды" - концентрированная бредятина, можно сказать - кристаллическая... Почти все герои - идиоты.

      Мне тоже задавали читать. Читал все, потом забывали спрашивать, как обычно. Привык к полному равнодушию со школы.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 8 лет

      Род деятельности: Иное

      Регион проживания: Новосибирская область, Россия

  7. Ирина Кирилова 30 Июля, 2019, 21:48

    Улыбнуло...) И статья, и комментарии. Может, не стоит "упрощать"? А то так и, действительно, до "Муму" в 11 классе договоримся...
    Читают они, читают. Только "троллят" нас. Позиция у них такая...)

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 13 лет

    Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Белгородская область, Россия

    • Саид Насреддинов 30 Июля, 2019, 22:29

      Позиция у них такая...) " - у всех?

      За что Герасим утопил Муму - я не пойму, в толк не возьму... Он привязал к Муме два кирпича - глаза садиста, руки палача....Что он за чувства чувствовал внутри, пока она пускала пузыри?

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 2 года

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Чеченская, Россия

    • Валерий Чернухин 31 Июля, 2019, 14:01
      Улыбнуло...) И статья, и комментарии. Может, не стоит "упрощать"? А то так и, действительно, до "Муму" в 11 классе договоримся...
      Читают они, читают. Только "троллят" нас. Позиция у них такая...)
      Позиция у них такая...) " - у всех?

      За что Герасим утопил Муму - я не пойму, в толк не возьму... Он привязал к Муме два кирпича - глаза садиста, руки палача....Что он за чувства чувствовал внутри, пока она пускала пузыри?

      Ровно те же чувства, что испытывали крестьяне, когда закапывали красноармейцев головой вниз и смотрели, когда те перестанут дёргать ногами. Духовный богобоязненный народ. Народники это тоже когда-то осознали.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 8 лет

      Род деятельности: Иное

      Регион проживания: Новосибирская область, Россия

    • палата №7 2 Августа, 2019, 14:08
      Улыбнуло...) И статья, и комментарии. Может, не стоит "упрощать"? А то так и, действительно, до "Муму" в 11 классе договоримся...
      Читают они, читают. Только "троллят" нас. Позиция у них такая...)
      Позиция у них такая...) " - у всех?

      За что Герасим утопил Муму - я не пойму, в толк не возьму... Он привязал к Муме два кирпича - глаза садиста, руки палача....Что он за чувства чувствовал внутри, пока она пускала пузыри?
      Ровно те же чувства, что испытывали крестьяне, когда закапывали красноармейцев головой вниз и смотрели, когда те перестанут дёргать ногами. Духовный богобоязненный народ. Народники это тоже когда-то осознали.

      читсый непорочный взгляд бандеровца на нас учителей - мечты крестьянина -biomutant

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 5 месяцев

      Род деятельности: Воспитатель в дошкольной организации

      Регион проживания: —

    • Саид Насреддинов 31 Июля, 2019, 17:51

      https://www.youtube.com/watch?v=hU2iu2fHqPg&feature=player_embedded_uturn

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 2 года

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Чеченская, Россия

  8. палата №7 31 Июля, 2019, 14:44

    Дети, любящие мысль и чтение, читают для себя, а не для школы/родители/ненавистныеучителя(приветчернукхин), и они всегда выберут для себя КНИГУ,а не будут потешаться над героями-идиотами. И да, хороших книг не много, попробуй найди еще.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 5 месяцев

    Род деятельности: Воспитатель в дошкольной организации

    Регион проживания: —