Минпросвещения планирует нестандартно покрыть дефицит инклюзивных специалистов

Министерство просвещения планирует обучить работе с детьми с особенностями здоровья 21 тысячу учителей. Именно такого количества специалистов не хватает в инклюзивном образовании, чтобы «покрыть всю потребность и чтобы педагоги работали лишь на одну ставку учебной нагрузки».

Об этом заявила замминистра просвещения Татьяна Синюгина на конференции «Инклюзивное образование». В планах ведомства наладить совместно с регионами постоянное повышение квалификации. Но не в рамках стандартных курсов. «Это не должны быть те стандартные курсы повышения квалификации, которые до недавнего времени предлагали наши институты развития образования. Большинство из них не имеет специалистов-методистов по этому направлению», - сказала замминистра. Но как именно будет проходить обучение, не пояснила.

Ирина Перелыгина на занятии с «особыми» детьми. Фото с личной страницы в Инстграм

Какой статистикой оперировала замминистра, говоря о дефиците в 21 тысячу, не очень понятно, считает эксперт инклюзивного образования, преподаватель Института психологии им. Л.С. Выготского РГГУ Ирина Перелыгина. С учетом того, что в России более 40 тысяч школ, и на каждую школу нужно как минимум два специалиста (логопед и дефектолог), то специалистов нужно не менее 80 тысяч.

«Я езжу по регионам и знаю, как обстоят дела со специалистами в школах - их там просто нет. Нам нужно в шесть раз больше озвученного дефицита специалистов на всю страну, чтобы покрыть хоть как-то образовавшуюся брешь в школах». 

По мнению Ирины Александровны, обучить специалистов дистанционно невозможно, и обычные теоретические курсы в рамках 72 или 144 -часов не спасут положение, а только усугубят ситуацию. «Учиться нужно обязательно практикоориентированно, с полным погружением, Это должна быть полноценная переподготовка специалистов, подкрепленная обязательной практикой. Ни один многоуважаемый научный работник не сможет научить учителя составлять адаптированную программу, если он сам не проходил ее вместе с ребенком, для которого составлял. У нас слишком много теории, которая никак не сочетается с практикой», - пояснила эксперт.

Коррекционное образование