Страница добавлена в Избранное

Страница удалена из Избранного

Для добавления в Избранное необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.

Кому польза от такой инклюзии?

В редакцию Педсовета пришло письмо. Оно о том, что болит, накипело и вырвалось наружу. Ситуация, описанная в письме, может иметь место в любом городе и школе, в той или иной степени варьируясь. Мы попросили педагога-психолога одной из московских школ дать разъяснения о законах, регламентирующих инклюзию в школе.. 
По просьбе автора его фамилия не публикуется. 

"письмо"

Инклюзия (от inclusion - включение) – процесс увеличения степени участия всех граждан в социуме, и в первую очередь, имеющих трудности в физическом развитии. Согласна полностью, что права инвалидов не должны ущемляться ни в чём.

Хочу поделиться внедрением инклюзивного образования в своём классе.

Я обучаю детей 1 класса, коррекционной школы-интерната, дети с тотальным недоразвитием разных степеней, есть дети - аутисты.

Одному из обучающихся было рекомендовано обучение на дому, по индивидуальной программе СИПР (специальная индивидуальная программа развития конкретного ребенка -ред.). Благодаря Закону об образовании, родители имеют право выбрать форму получения образования. Но! Данные родители не учли состояние своего ребёнка, и руководствуясь Законом об образовании, насильно привели в школу ребёнка, который совершенно не готов к процессу обучения, не понимает, куда и зачем его привели. До поступления в школу-интернат он нигде не обучался, родители не занимались его социализацией, образованием. Ребёнок очень неспокойный, агрессивный, всё время кричит, пищит, бьёт присутствующих детей в классе кулаками, хватает за волосы. Выражает протест, когда его останавливают, бросается на пол, стучит кулаками по полу. Речью не владеет, плохо передвигается, уровень развития соответствует 2-3 годам. Не понимает речи преподавателя, не воспринимает обращённую речь. На занятии педагог использует звучащие игрушки, детские смартфоны, жесты, пальчиковые куклы и др. *

Основного преподавателя обязали написать программу СИПР и заниматься с этим ребёнком в обычном классе, вместе с остальными детьми.

Программа СИПР предусматривает в основном индивидуальные занятия, в соответствующей обстановке, с соответствующим оборудованием (сухой бассейн, коврик топ-топ, множество звучащих игрушек, картинок, муляжей). Основная же программа, для остальных детей предусматривает иное, стандартное обучение грамоте, письму (работа по прописям), математическим представлениям, представлениям об окружающем мире и др. **

И вот тут то и возникает проблема. Как объединить две разные программы на одном уроке, проводить занятие, учитывая индивидуальные особенности одного ребёнка (крики на уроке, замена памперсов, бегание по классу, кидание предметов в детей и тп.), и в это же время дать знания остальным. Тьютер, в данной ситуации не выход. ***

Одноклассники стараются подружиться, пообщаться с ним, но агрессия ребёнка непонятна им. Учитель больше времени уделяет именно этому ребёнку. Учит детей помогать ему.

Следующий неприятный момент. У детей в классе участились головные боли, мальчик-аутист стал бояться постоянных криков, стал плакать, прятаться под парту. Ещё раз хочу отметить, что это дети первого класса, им самим нужен постоянный индивидуальный подход, контроль. Учителю нужно взять руку каждого первоклассника и помочь ему в написании элементов букв, слогов.

Дети в классе все разные, и из них тоже есть дети с инвалидностью. Хочется помочь всем.

Я считаю, что от такой инклюзии, от которой страдают остальные дети, больше вреда, чем пользы. Нетрудно догадаться, какие знания получают дети. Где половину урока учитель проводит занятие со всеми под крики, шум, оставшееся время урока отдаёт ребёнку, который ещё не готов обучаться в коллективе.

Я побывала дома в семье мальчика-инвалида. Мальчик ведёт себя там по-другому, он спокоен, уверен, показал жестом его комнату. Родители категорично, угрожая жалобой в Министерство образования, не хотят хотя бы на год организовать домашнее обучение своему ребёнку, подготовить с помощью специалистов, к процессу обучения. А во второй класс привезти в интернат, когда мальчик хоть мало-мальски привыкнет к своевременным занятиям, тогда он, возможно, начнёт общаться с детьми. Одно из требований родителей – чтобы их ребёнок не столько получил образование, сколько научился общаться. Почему-то упуская, что до 8 лет не был организован процесс общения с детьми, не водили его в детские развивающие центры и т.д.

Многие могут сказать, что вот, это педагог такой не опытный, не хочет заниматься, боится трудностей. Могу ответить, что я не боюсь трудностей. Организовала за собственные средства обучающее пространство для ребёнка (по СИПР). Я педагог-дефектолог, имею диплом педагога-психолога. Не первый день в коррекционном образовании. Считаю, что такая инклюзия в коррекционных школах (там тоже дети-инвалиды), в которой не учитывается состояние других обучающихся, не совсем приемлема.

Я люблю всех своих воспитанников, нахожу подход к каждому. Но вот не желаю понимать таких родителей, и не понимаю такой инклюзии! Где же эти равные права для остальных? Как мне объяснить родителям остальных моих учеников, почему страдает здоровье их детей.

Ответ один: инклюзивное образование. ****

Комментарии 

* Право выбора образовательной оганизаци принадлежит родителям. Коррекционная школа-интернат подразумевает обучение и воспитание детей, с учетом особенностей их развития. Образовательная организация принимает детей с различными ТМНР (тяжёлыми множественными нарушениями развития). Учитывая специфику, в состав данного учреждения должны входить специалисты разного профиля: учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педагоги-психологи, сурдопедагоги, олигофрено-педагоги, функционировать психолого-педагогический консилиум (Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016г. № ВК-452/07  «О введении ФГОС ОВЗ» 30 марта 2016г.)

В рамках реализации Плана действий по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее - ФГОС ОВЗ), утвержденного 11 февраля 2015г. за №ДЛ-5/07вн, Минобрнауки России направляет методические рекомендации по вопросам внедрения ФГОС ОВЗ. Методические рекомендации разработаны ГБОУ ВПО Московский городской психолого-педагогический университет» (государственный контракт на выполнение работ для государственных нужд №07.028.11.0005 от 11 апреля 2014г.).

Примерные адаптированные основные общеобразовательные программы, разработанные в соответствии с ФГОС ОВЗ, размещены на сайте fgosreestr.ru.

При приеме в оразовательную организацию родители предоставляют необходимые документы (справка об инвалидности, ИПРА, заключение ЦПМПК) на основании и по заключению которых ППк школы проводит диагностику актуального развития ребенка. Для этого с родителями подписывается договор о проведении ППк в присутствии законных представителей.

** Согласно Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)" АООП для УО может быть реализована в разных формах: как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях. (Программа пишется совместно со всеми специалистами и подписывается родителями). В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися. Для обеспечения возможности освоения обучающимися АООП, может быть применена сетевая форма ее реализации с использованием ресурсов нескольких организаций, а также при необходимости с использованием ресурсов и иных организаций.

Образовательная организация при составлении программы для данного ребенка на основании заключения ИПРА, ЦПМПК и ППк подписывает с родителями договор об индивидуальном учебном плане, который определяет работу с ним специалистов в зоне его ближайшего развития. Ребенок будет постепенно включаться в общеобразовательную деятельность на таких предметах как: музыка, изобразительная деятельность, внеурочная деятельность. На основе Стандарта создается АООП, которая при необходимости индивидуализируется (специальная индивидуальная программа развития; далее ― СИПР), к которой может быть создано несколько учебных планов, в том числе индивидуальные учебные планы, учитывающие образовательные потребности групп или отдельных обучающихся с умственной отсталостью.

***Тьютор - это основной помощник в Вашей ситуации. Он отвечает за соблюдение и регулирование временного режима обучения и соблюдения СанПиН данного ребенка. Временной режим образования (учебный год, учебная неделя, день) для обучающихся с ОВЗ устанавливается в соответствии с законодательно закрепленными нормативами (ФЗ "Об образовании в РФ", СанПиН, приказы Министерства образования и др.), а также локальными актами образовательной организации. Продолжительность учебного дня для конкретного ребенка устанавливается образовательной организацией с учетом особых образовательных потребностей ребенка, его готовности к нахождению в среде сверстников без родителей. Распорядок дня обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом их повышенной утомляемости в соответствии с требованиями к здоровьесбережению (регулируется объем нагрузки по реализации основной образовательной программы и программы коррекционной работы, время на самостоятельную учебную работу, время отдыха, удовлетворение потребностей обучающихся в двигательной активности).

Обучение и воспитание происходит как в ходе уроков, так и во время внеурочной деятельности обучающегося в течение учебного дня. Обучение учащихся с ОВЗ осуществляется только в первую смену.

Временной режим обучения детей с ОВЗ определяется учебным планом или индивидуальным учебным планом. В первой половине дня для обучающихся с ОВЗ может быть организована как урочная, так и внеурочная деятельность, в том числе коррекционно-развивающие занятия с логопедом, учителем-дефектологом и педагогом-психологом. Во второй половине дня для обучающихся с ОВЗ может быть организована внеурочная деятельность, направленная как на реализацию программы коррекционной работы, так и на реализацию программ дополнительного образования. В ходе урока (середина) в обязательном порядке проводится физкультурная минутка, направленная на снятие общего мышечного напряжения. Для детей с нарушениями зрения в содержание физкультурных минуток обязательно включаются упражнения на снятие зрительного напряжения, на предупреждение зрительного утомления, на активизацию зрительной системы.

****Есть определенные требования к СанПиН, которые должны выполняться образовательной организацией в соответствии с Приложением №1 к СанПиН 2.4.2.3286-15 о Комплектование классов (групп) для обучающихся с ОВЗ.


Автор

Светлана Лаврентьева

Все материалы автора

Количество подписчиков: 105

Подписаться Отписаться

Комментарии (17)

  1. Татьяна Груздева 23 Декабря, 2017, 20:19

    Понятно- родители сдали, а учитель крутись как хочешь. Вот и вся инклюзия.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 6 лет

    Род деятельности: —

    Регион проживания: Ивановская область, Россия

    • Валерий Ганузин 24 Декабря, 2017, 22:49

      Уважаемая Татьяна Сергеевна! Если нет условий для инклюзии - не крутитесь. Коллектив школы должен поставить вопрос о несоответствии существующей в школе обстановку документам об инклюзии.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 7 лет

      Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

      Регион проживания: Ярославская область, Россия

    • Елена Морозова 26 Декабря, 2017, 9:41

      Если нет условий, родители идут в прокуратуру, и та обязывает, эти пресловутые условия создать. Цитирую ответ надзорных органов "Есть закон - исполняйте".

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 2 года

      Род деятельности: Руководитель в дошкольной организации

      Регион проживания: Орловская область, Россия

  2. Ольга Гурьева 23 Декабря, 2017, 23:01

    Почти такая же грустная ситуация начинает складываться и в обычных общеобразовательных учреждениях. Родители приводят детей с разными отклонениями, в том числе и со стороны нервной системы, в классе больше 30 детей и учитель не такой специалист, как в спецшколах. Вот и терпят эти обычные дети "инклюзию". А родителей очень трудно убедить, что для их ребенка будет лучше, не на комиссию не идут, не на домашнее обучение... В чем смысл такой инклюзии, почему права особенных детей нарушают права обычных? По-моему, это очередной провал системы образования, которая стремится решить финансовые вопросы через закрытие специальных образовательных учреждений... Как-то так...

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 1 год

    Род деятельности: Учитель начальной школы в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Смоленская область, Россия

    • Татьяна Белькова 24 Декабря, 2017, 20:44

      Полностью согласна с Ольгой. Лучше подумать о большинстве в классе

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 1 год

      Род деятельности: Учитель начальной школы в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Самарская область, Россия

  3. Алла Арсланова 24 Декабря, 2017, 0:57

    Инклюзия была придумана для того, чтобы внедрить подушевое финансирование. Специализированные детские сады с уникальным опытом работы преобразованы в обычные, сразу ликвидировали очереди в ДОУ, заодно и уникальных специалистов. Наработанный материал просто выброшен на помойку.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 11 месяцев

    Род деятельности: Сотрудник в дошкольной организации

    Регион проживания: Москва, Россия

  4. Анна Полянская 24 Декабря, 2017, 3:12

    Самое интересное в разъяснениях независимого эксперта то, что тупо написал законы, которые знают и используют в учреждениях. Но ни слова о том, что одни дети инвалиды страдают от другого ребёнка инвалида. В чём тут инклюзия заключается не понятно. Не верится, что эксперт опытный человек. А написать выписки из закона- это не разъяснения. Неужели эксперт думает, что в школах интернатах работают специалисты-бездари, не знающие законов!!! Жаль, что "эксперт" оказался далёк от мысли статьи....Очень жаль!

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 4 года

    Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Ставропольский край, Россия

  5. Эльвира Федюшина 24 Декабря, 2017, 13:21

    Анна Николаевна, эксперт не тупо написала законы, давайте попробуем разобраться постепенно по пунктам, понимая ситуацию и боль и обеспокоенность автора статьи.
    1. Автор -"Данные родители не учли состояние своего ребёнка, и руководствуясь Законом об образовании, насильно привели в школу ребёнка, который совершенно не готов к процессу обучения, не понимает, куда и зачем его привели".

    Родители выбрали Ваше учреждение, это их право по закону. Ребенок может и не понимать, и не хотеть и быть не готовым. Мы можем негативно относиться к тому, что родители не занимались ребенком, но это факт, который Вам приходится принимать как данность. И здесь закон на стороне родителей. Об этом и пишет эксперт: "Коррекционная школа-интернат подразумевает обучение и воспитание детей, с учетом особенностей их развития. Образовательная организация принимает детей с различными ТМНР (тяжёлыми множественными нарушениями развития). Учитывая специфику, в состав данного учреждения должны входить специалисты разного профиля: учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педагоги-психологи, сурдопедагоги, олигофрено-педагоги, функционировать психолого-педагогический консилиум". То есть Ваше учреждение обязано принять такого ребенка и обеспечить квалифицированной помощью и поддержкой всех указанных специалистов.
    2. Автор - "Основного преподавателя обязали написать программу СИПР и заниматься с этим ребёнком в обычном классе, вместе с остальными детьми."

    Здесь возникает вопрос- кто обязал и на каком основании? Ведь если в учреждении соблюдаются законы, программу должны были написать все указанные специалисты. Об этом тоже пишет эксперт: "Программа пишется совместно со всеми специалистами и подписывается родителями)". И специалисты определяют меру включенности ребенка в общие занятия в классе.
    У нас в школе есть такие дети. С одной из них специалисты (логопед, психолог, дефектолог) занимались индивидуально целый год, включая ее в класс постепенно и очень аккуратно. Почему Вашего ребенка сразу включили в класс, зная его особенности?

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 10 лет

    Род деятельности: Заместитель руководителя в организации послевузовского образования или науки

    Регион проживания: Москва, Россия

  6. Валерий Ганузин 24 Декабря, 2017, 16:30

    Коллеги! Прежде чем ребенок - инвалид попадает в школу, группа специалистов разрабатывает для него Индивидуальную программу реабилитации и абилитации. Осуществляется индивидуальный подход к его состоянию здоровья и функциональных возможностей для обучения. Даже если родители настаивают на обучении в классе, который не подходит ребенку, комиссия родителям в этом отказывает. Ему подбираются программу и условия, в которых ребенок сможет освоить подобранную программу, без вреда себе и окружающим.

    См.: С 1 января 2016 года вступит в силу новый порядок разработки и реализации индивидуальных программ реабилитации или абилитации (ИПРА) инвалидов, выдаваемых государственными учреждениями медико-социальной экспертизы.

    " ... При получении общего образования планируется и рекомендуется тип школьного образовательного учреждения: общеобразовательная школа общего назначения (обучение с использованием обычной программы, в малых группах, при соблюдении специального режима учебного процесса (коррекционный класс (группа) в школьном образовательном учреждении общего назначения)); специализированное (коррекционное) учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Указываются условия получения общего образования: в общеобразовательном учреждении, на дому, в лечебном (реабилитационном) учреждении; форма получения общего образования: очная, заочная, очно-заочная (вечерняя), семейное образование, самообразование, экстернат; режим занятий; учебная нагрузка в день; объем изучаемого материала.

    При получении профессионального образования указывается рекомендуемая профессия; специальность; тип образовательного учреждения профессионального образования: общего назначения, специальное для инвалидов; форма получения профессионального образования: очная, заочная, очно-заочная (вечерняя), семейное образование, самообразование, экстернат; рекомендации о противопоказанных и доступных условиях и видах труда."

    http://www.medpsy.ru/climp/2017_2_16/article08.php

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 7 лет

    Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

    Регион проживания: Ярославская область, Россия

  7. Ирина Потехина 24 Декабря, 2017, 21:18

    Коллеги! Читаю ваши комментарии и в ужасе. В нашем городе в обычные школы внедряют классы таких детей, но никаких специалистов нет и в помине! Мы, обычные педагоги, без специального образования, подготовки брошены на классы(у нас в школе 6-й класс, 5-ый класс, и два первых) и мы ничего не можем сделать. В пятом и шестом классе по одному классному руководителю. На все классы школы один психолог, один логопед. Я поняла, что на каждый такой класс должно быть несколько специалистов. Если в шестом классе дети привыкли, адаптировались постепенно, то в пятом - постоянные конфликты, дети неспокойные, неуправляемые. Мы - предметники ,неспециалисты работать в таких классах, идём методом проб и ошибок. Это преступление! Кто же придумал такой "инклюзив"? Это издевательство над нами и детьми.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 1 год

    Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Архангельская область, Россия

    • Валерий Ганузин 24 Декабря, 2017, 22:44

      ." Это преступление! Кто же придумал такой "инклюзив"? Это издевательство над нами и детьми."

      Ответ ясен. Придумали ваши архангельские чиновники от департамента образования, т.к. хотят идти в фарватере событий инклюзии в стране без особых финансовых затрат, как я понимаю. А директора - взяли под козырек. И страдают от этого дети и учителя.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 7 лет

      Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

      Регион проживания: Ярославская область, Россия

    • Ольга Поколявина 2 Января, 2018, 20:45

      Читаю все это и прихожу в ужас. Я педагог, стаж 24 года. Рассматривая эту ситуацию с двух позиций - матери и учителя,- могу сказать только одно: ничего хорошего во внедрении инклюзивного образования нет. Если взглянуть на ситуацию глазами родителей всех остальных детей - нарушается право их детей на образование, потому что большую часть времени учитель вынужден уделять ребенку с отклонениями. А уж об учителе я вообще молчу: месяц работы в таких условиях - и можно отправляться в сумасшедший дом.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 10 месяцев

      Род деятельности: Учитель начальной школы в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Пензенская область, Россия

  8. Зюре Мустафаева 24 Декабря, 2017, 23:42

    А вы не видите, что идет тотальное разрушение годами сложившейся системы образования. Инклюзия была призвана социализировать детей инвалидов и с ОВЗ, но ее как всегда, просто попытались скопировать с американской системы образования. Не учитывая, что у каждого ребенка с ОВЗ есть тьютор и т.д. Я не буду много писать, а приведу пару примеров кошмара, который сложился в ДОУ из за активного внедрения "дегенеративной инклюзии".
    1. Нет четкого перечня заболеваний с которыми запрещено принимать детей с общеобразовательные группы или комбинированные.
    2. Родители сознательно не проходят МСК, так как не хотят документального подтверждения заболеваний своих детей (как правило это психические расстройства)и такие дети считаются здоровыми. А теперь представьте каково работать воспитателям , когда в группе такой ребенок с особыми потребностями.
    3. Даже если у ребенка есть инвалидность, то выбить тьютора это нереально. Это борьба мамочки и заведующего с местными властями.
    4. Воспитателей обязывают писать отдельную ОП для каждой категории таких детей. Но ведь воспитатель не дефектолог. Он не обязан разбираться во всех видах психических и физических отклонений детей. Так как это отдельные специализации, которым учатся годами.
    5. Группы переполнены, по 35-40 детей. И воспитателю часто приходится уделять основное внимание особенным детям . В то время, как остальные дети остаются обделенными.
    И где здесь БЛАГО и для кого?

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 1 год

    Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

    Регион проживания: Республика Крым, Россия

  9. Лада 25 Декабря, 2017, 10:12

    "Польза от такой инклюзии" государству: оптимизация рабочих мест и экономия бюджета.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 2 года

    Род деятельности: —

    Регион проживания: Россия

  10. Елена Елена 27 Декабря, 2017, 1:27

    У нас в Доу родители написали обращение на имя заведующей с требованием оградить их детей от такой "инклюзии" в группе, на основании этого, заведующая выдвинула требования матери водить ребёнка только на полдня, а то мамочка приводила с 8 до 19 ребёночка и все изматывались и воспитатели и дети. А какая польза такому ребёнку? Он разве получит любовь от воспитателей, которая является залогом адекватного развития? Будут терпеть и "гасить", а родителям, я их понимаю, хочется отдохнуть, тут с нормальными иногда не просто.....но особенным деткам и тепла и любви и внимания надо очень много.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 1 год

    Род деятельности: Воспитатель в дошкольной организации

    Регион проживания: Россия

  11. Сергей Циренщиков 2 Января, 2018, 23:52

    Тут, в основном, о ДО...
    А ЗАЧЕМ инклюзия в школе, если в классах по 30-32 человека и 1-5 детей с диагнозом на ШКОЛУ?
    Для них сделано:
    - отдельное крыльцо. (все остальные 1300 ходят по разваливающемуся)
    - отдельный туалет с евроремонтом (ключ от него у секретаря... для администрации. Остальные 100 учителей в "учительский", расположенный рядом, но в очередь)
    - отдельная комната психологической разгрузки (в двух спортзалах одновременно могут заниматься по два класса, РАЗНЫХ параллелей)
    - ...
    Затраты были сделаны..., а что на выходе?

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 11 лет

    Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Смоленская область, Россия

  12. Сергей Михеев 6 Января, 2018, 13:15

    У меня приятель тоже препод рассказывал - вел в 2014 в ИТМО (СПб) вечерников. Мама одного инклюзива привозила его такого инклюзивного на коляске, а тогда никакого инклюзива еще не было — просто такого взяли на обучение на вечерний. Приятель-препод его спрашивает — а тот инклюзив в потолок уставится и слюни пускает. Причем этот инклюзив уже на 2м курсе?! Итого - все контрольные и домашние решила мама инклюзива, с устными ответами приятель даже не стал возиться. Поставил фактически маме инклюзива минимальную оценку. Вот вам будущий инженер в Путинской России, будет сидеть слюни пускать, хорошо если маму будут на работу вместе с инклюзивом пускать или мама с собой его пристроит... И это не школа, а высшее образование! верхнее скорее..

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 11 месяцев

    Род деятельности: Сотрудник в организации высшего образования

    Регион проживания: —