Страница добавлена в Избранное

Страница удалена из Избранного

Для добавления в Избранное необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.

Эксперты назвали нелепые ошибки в школьных учебниках

Перечень нелепых ошибок и недочетов в школьных учебниках подготовила для Минобрнауки Российская академия образования (РАО) по итогам дополнительной экспертизы, пишет ТАСС.

Презентация содержит более 50 иллюстраций с разными недочётами - от несоответствия рисунка его описанию до пропаганды табакокурения. Например, в учебниках биологии изображено строение губки вместо строения клетки, написано, что круглые черви могут дышать, что не соответствует действительности. На страницах учебника истории сделаны подписи к картинкам с указанием ошибочных дат строительства памятника и места его нахождения. На картинках в учебнике английского персонажи курят, пьют алкоголь и используют взрывчатку для ловли рыбы.

На страницах учебников по информатике эксперты нашли скриншоты операционной системы Windows 95, а описание современных тенденций занимает несколько строк.

Насторожило экспертов и задание в учебнике по музыке «создать свой вариант биографии Моцарта». Автор учебника по обществознанию пишет о том, что с накрашенными и накаченными людьми не о чем разговаривать. В учебнике экономики написано, что люди, закончившие школу, на 50 % реже заражаются СПИДом.

Название и авторы учебников, в которых найдены ошибки, не уточняются до финального заседания в Минобрнауки по результатам экспертизы.

Минобрнауки сообщало о том, что почти треть школьных учебников не прошли дополнительную экспертизу в РАО. Законодательство разрешает издательствам проводить экспертизу учебников самостоятельно и это вызывает критику министерства.


Автор

Ольга Лошкарева

Все материалы автора

Количество подписчиков: 22

Подписаться Отписаться

Комментарии (41)

  1. Татьяна Волчкова 6 Мая, 2018, 8:49

    В учебнике "Окружающий мир" (4 кл. Виноградова Н. Ф.) написано: "Дания - островное государство... С давних времён здесь выращивают ХЛЕБ..."

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 2 года

    Род деятельности: Учитель средней школы в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Ростовская область, Россия

    • Аркадий Песков 6 Мая, 2018, 11:09

      Данию можно назвать островным государством, ведь территория страны включает в себя большой полуостров Ютландия и 409 островов Датского архипелага. Считаю ошибкой само содержание курса "ОКРУЖАЮЩИЙ мир" для НАЧАЛЬНОЙ школы - многих ли наших четвероклассников ОКРУЖАЕТ Дания, или слоны ,броненосцы, слоны и ламы, вопрос про которых был включён в ВПР?

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 16 лет

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Татарстан, Россия

    • Валерий Ганузин 6 Мая, 2018, 11:23

      Уважаемый Аркадий Геннадьевич!

      Королевство Дания - не островное государство, т.к. полуостров Ютландия связан с материком.
      "Островные государства – это страны, которые могут находиться на территории одного или нескольких островов, ни один из регионов которых не связан с материком."

      Вот Европейские островные страны:

      Великобритания – крупное государство, занимающее седьмое место по площади среди островных.

      Ирландия – это островное государство занимает наибольшую часть острова Ирландия, оставшаяся часть относится к Великобритании.

      Исландия – «ледяная» страна, находящаяся в северной части Атлантического океана.

      Кипр – располагается в Средиземном море, с географической точки зрения относится к Азии, но входит в Европейский союз.

      Мальта – средиземноморское государство на Мальтийском архипелаге.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 8 лет

      Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

      Регион проживания: Ярославская область, Россия

  2. Виктор Рябцовский 6 Мая, 2018, 9:58

    Но подобная экспертиза нужна не только учебникам, но и пособиям для сдачи ОГЭ и ЕГЭ. Там большое количество ошибок.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 2 года

    Род деятельности: Иное

    Регион проживания: Московская область, Россия

  3. Валерий Ганузин 6 Мая, 2018, 11:29

    Предложение к редакции Педсовета.

    Можно открыть страничку, куда учителя все ошибки из учебников (например, Волга впадает в Черное море), методических пособий и школьных тетрадей-одноразовых будут помещать? Потом можно будет составить перечень ошибок в том или ином издании и послать в МОН и авторам для исправления. Иначе эти ошибки так и будут перепечатываться из учебника в учебник.
    Общественная экспертиза...Может идея-то и не так безумна?

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 8 лет

    Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

    Регион проживания: Ярославская область, Россия

  4. Валерий Чернухин 6 Мая, 2018, 15:57

    Ну надо же - "сенсация". "Нашли". "Новость". А мужики-то не знали.
    А в ЕГЭ ошибки почему-то, вот незадача, не стали искать. А их там не меньше.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 8 лет

    Род деятельности: Иное

    Регион проживания: Новосибирская область, Россия

  5. Валерий Чернухин 6 Мая, 2018, 15:59

    БРЕД СИВОЙ КОБЫЛЫ. "Например, в учебниках биологии ... написано, что круглые черви могут дышать, что не соответствует действительности".
    Всё ясно про уровень горе-экспертов. По словам и глупость видна. Жаль не для равнодушных в своей массе учителей.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 8 лет

    Род деятельности: Иное

    Регион проживания: Новосибирская область, Россия

    • Елена Ковалева 8 Мая, 2018, 4:31
      БРЕД СИВОЙ КОБЫЛЫ. "Например, в учебниках биологии ... написано, что круглые черви могут дышать, что не соответствует действительности".
      Всё ясно про уровень горе-экспертов.

      Да уж! Дыхательной системы у червей нет. Но, как все живые существа, они дышат!!! Газообмен происходит через клетки поверхности тела. В обменных процессах живых организмов присутствует "клеточное дыхание"... У свободноживущих червей - аэробный газообмен. У некоторых паразитических круглых червей - дыхание анаэробное.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 9 лет

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Новосибирская область, Россия

    • Валерий Чернухин 8 Мая, 2018, 16:46
      БРЕД СИВОЙ КОБЫЛЫ. "Например, в учебниках биологии ... написано, что круглые черви могут дышать, что не соответствует действительности".
      Всё ясно про уровень горе-экспертов. По словам и глупость видна. Жаль не для равнодушных в своей массе учителей.
      Да уж! Дыхательной системы у червей нет. Но, как все живые существа, они дышат!!! Газообмен происходит через клетки поверхности тела. В обменных процессах живых организмов присутствует "клеточное дыхание"... У свободноживущих червей - аэробный газообмен. У некоторых паразитических круглых червей - дыхание анаэробное.

      Есть дыхание и аэробное, и анаэробное. У нематод есть всё: и цикл Кребса и дыхательная цепь на митохондриях (в качестве акцептора и кислород может быть, и органические кислоты при анаэробном дыхании). У круглых червей ДАЖЕ ЕСТЬ ГЕМОГЛОБИН.
      Мы живем в эпоху, когда "эксперты" могут позориться, и это мало кто видит.
      Клиповое мышление учителей.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 8 лет

      Род деятельности: Иное

      Регион проживания: Новосибирская область, Россия

  6. Виктор Рябцовский 7 Мая, 2018, 8:00

    Вообще пора перейти к новой концепции электронного учебника, который будет содержать не только информацию для получения знаний, но и возможность контроля знаний без участия человека.

    Четкие управляющие алгоритмы, предложенные М. Арестом, или другие подходы с применением искусственного интеллекта могут стать основой для контроля знаний ученика, причем формирование заданий может идти в любом допустимом диапазоне значений для генерации заданий в автоматическом режиме, чтобы исключить субъективность процесса.

    Некоторые вопросы по тому же ЕГЭ, к примеру, задание 23 по информатике, содержат значительное количество вариантов, которые требуется знать для успешного решения задания. Поэтому применение подобных электронных учебников, содержащих возможность контроля знаний, приобретает важное значение при самостоятельной подготовке к успешной сдаче ЕГЭ.

    Надо отметить, 23 задание в информатике по сложности подготовки потребует значительную часть времени, соизмеримую с 25-30% от времени подготовки ко всему экзамену, здесь лучше тратить не ресурсы учителя, а ресурсы компьютера, который в сочетании с видеороликами может дать хорошее решение для успешной подготовки к ЕГЭ на уровне 100 баллов.

    Главное преимущество электронного учебника - возможность быстрого изменения содержания, оперативное исправление разного рода ошибок. А с учетом автоматизированного контроля знаний это может резко повысить возможности самостоятельной подготовки учащихся. Появление возможности электронного консультанта как нового явления в школьном учебнике должно дать подъем в уровне подготовки наших будущих граждан. Очень хочется, чтобы на эту возможность обратило пристальное внимание министерство образования, как на веление времени, с учетом достижений человечества.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 2 года

    Род деятельности: Иное

    Регион проживания: Московская область, Россия

  7. Ирина Касаткина 7 Мая, 2018, 10:50

    Люди добрые, может, все же "окончившие школу", а не "закончившие школу"? Школу жалко.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 11 лет

    Род деятельности: Сотрудник в организации высшего образования

    Регион проживания: Ростовская область, Россия

    • Валерий Чернухин 7 Мая, 2018, 11:10
      Люди добрые, может, все же "окончившие школу", а не "закончившие школу"? Школу жалко.

      Поверьте, уважаемая Ирина Леонидовна. И СПИДом не заражаются, а заражаются ВИЧ-инфекцией. СПИД - это терминальная стадия ВИЧ-инфекции, а не вирус.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 8 лет

      Род деятельности: Иное

      Регион проживания: Новосибирская область, Россия

  8. Ирина Касаткина 7 Мая, 2018, 11:29

    Валерий, а тут меня сомненья гложут: "Человек заразился СПИДом от обезьяны | Архив | Аргументы и факты". Это солидная газета, корректоры там грамотные. Да и в других изданиях так написано. Может, все же это не ошибка, а такой оборот речи, уже признанный? А вот школу "закончить" нельзя, можно только "окончить".

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 11 лет

    Род деятельности: Сотрудник в организации высшего образования

    Регион проживания: Ростовская область, Россия

    • Валерий Чернухин 7 Мая, 2018, 12:09
      Валерий, а тут меня сомненья гложут: "Человек заразился СПИДом от обезьяны | Архив | Аргументы и факты". Это солидная газета, корректоры там грамотные. Да и в других изданиях так написано. Может, все же это не ошибка, а такой оборот речи, уже признанный? А вот школу "закончить" нельзя, можно только "окончить".

      Это в той же степени "оборот речи", что и "закончить школу". "Солидность газеты" никак не означает отсутствие ляпов и туфты, которые там пишутся. И если уровень редакторов газеты такой, что они в упор не замечают этих ляпов, то газета отнюдь не солидная.
      Ещё раз повторю. Стадией (или состоянием больного) не заражаются. ТАК ГОВОРИТЬ КАТЕГОРИЧЕСКИ НЕЛЬЗЯ! Заражаются инфекционным агентом (например, вирусом).
      Надеюсь, что для многих людей по прежнему логика важнее "авторитета" и "солидности".

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 8 лет

      Род деятельности: Иное

      Регион проживания: Новосибирская область, Россия

    • Ирина Касаткина 7 Мая, 2018, 15:56

      Нет, не тот же. "Заразился СПИДом" или заразился "ВИЧ-инфекцией" - смысл один и тот же. Абсолютно везде, а не только в "Аргументах и фактах", пишут именно "заразился СПИДом" - я специально поинтересовалась в Интернете. Но я еще проконсультируюсь с нашими филологами. А слова "закончил школу" означают, что кто-то со школой покончил, что школы больше нет. А "окончил школу" означают, что окончена учеба в школе.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 11 лет

      Род деятельности: Сотрудник в организации высшего образования

      Регион проживания: Ростовская область, Россия

    • Валерий Чернухин 7 Мая, 2018, 16:27
      Валерий, а тут меня сомненья гложут: "Человек заразился СПИДом от обезьяны | Архив | Аргументы и факты". Это солидная газета, корректоры там грамотные. Да и в других изданиях так написано. Может, все же это не ошибка, а такой оборот речи, уже признанный? А вот школу "закончить" нельзя, можно только "окончить".
      Это в той же степени "оборот речи", что и "закончить школу". "Солидность газеты" никак не означает отсутствие ляпов и туфты, которые там пишутся. И если уровень редакторов газеты такой, что они в упор не замечают этих ляпов, то газета отнюдь не солидная.
      Ещё раз повторю. Стадией (или состоянием больного) не заражаются. ТАК ГОВОРИТЬ КАТЕГОРИЧЕСКИ НЕЛЬЗЯ! Заражаются инфекционным агентом (например, вирусом).
      Надеюсь, что для многих людей по прежнему логика важнее "авторитета" и "солидности".
      Нет, не тот же. "Заразился СПИДом" или заразился "ВИЧ-инфекцией" - смысл один и тот же. Абсолютно везде, а не только в "Аргументах и фактах", пишут именно "заразился СПИДом" - я специально поинтересовалась в Интернете. Но я еще проконсультируюсь с нашими филологами. А слова "закончил школу" означают, что кто-то со школой покончил, что школы больше нет. А "окончил школу" означают, что окончена учеба в школе.

      Странно, если не сказать больше, что Вы выводы делаете не на основе внятных определений (СПИД - это терминальная стадия ВИЧ-инфекции с явным проявлением иммунодефицита), а на основе загадочных авторитетов. Я уже писал, что логику нужно ставить выше авторитетов.
      Не важно, какую глупость произносит какой авторитет (опускаю вопрос о желтизне упомянутой Вами "газеты").
      Вы же элементарно проигнорировали определение, опять ссылаясь на загадочных авторитетов.
      Чтобы доказать теорему Пифагора не нужно "консультироваться со специалистами". Напротив, если специалист будет нести ахинею, его нельзя всерьёз воспринимать. Всерьёз можно и нужно воспринимать логические рассуждения: стадиями и состояниями не заражаются, заражаются инфекционными агентами, независимо оттого, что скажут те или иные "авторитеты".

      Более чем странен Ваш спор о весьма очевидных и простых вещах. Ну "проконсультируйтесь", если Вам логика не аргумент.

      И да, НЕ "абсолютно везде" так откровенно неграмотно выражаются. Здесь Вы просто исказили действительность. Редактор какого-нибудь журнала типа "Медицинская генетика" или "Молекулярная биология" меня просто бы высмеял, начни ему "доказывать" обратное на основе "солидности" неких загадочных авторитетов, а не нормальной агрументации.
      Возможно автор, написавший "закончить школу", тоже думает, что "абсолютно везде" так выражаются.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 8 лет

      Род деятельности: Иное

      Регион проживания: Новосибирская область, Россия

  9. Ирина Касаткина 7 Мая, 2018, 16:54

    "Абсолютно везде" - это масло масляное, ваша правда. Просто, хотела, чтобы звучало убедительнее. И тем не менее, специально уточню у редактора "Медицинской генетики", если такой журнал есть. Интересно же. А насчет "исказила действительность" - посмотрите сами: большая часть заголовков на эту тему "Заразился СПИДом" и лишь кое-где "Заразился ВИЧ". Может, это не такая уж грамматическая ошибка, если так пишут повсеместно.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 11 лет

    Род деятельности: Сотрудник в организации высшего образования

    Регион проживания: Ростовская область, Россия

    • Валерий Чернухин 7 Мая, 2018, 17:01
      "Абсолютно везде" - это масло масляное, ваша правда. Просто, хотела, чтобы звучало убедительнее. И тем не менее, специально уточню у редактора "Медицинской генетики", если такой журнал есть. Интересно же. А насчет "исказила действительность" - посмотрите сами: большая часть заголовков на эту тему "Заразился СПИДом" и лишь кое-где "Заразился ВИЧ". Может, это не такая уж грамматическая ошибка, если так пишут повсеместно.

      1. Не пишут в действительно нормальной прессе и интернет-СМИ где-то с уровня Википедии (там пишут грамотно). А также в школьных учебниках и ЕГЭ по биологии.
      2. Повсеместность неграмотного использования того или иного словосочетания не означает, что это "не такая уж ошибка". Например, словосочетание "плохая экология" (экология - это наука, а не состояние окружающей среды) используется в ряде СМИ повсеместно. Учителя тоже часто используют это словосочетание, что огорчает. Но чем выше уровень редактуры в СМИ, чем действительно солиднее СМИ, тем вероятность встретить это словосочетание (так же как и "заразиться СПИДом") ниже.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 8 лет

      Род деятельности: Иное

      Регион проживания: Новосибирская область, Россия

    • Ирина Касаткина 7 Мая, 2018, 17:11

      Я задала этот вопрос редактору "Медицинской генетики". Посмотрим, что он ответит. Он же для вас авторитет - по вашим же словам.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 11 лет

      Род деятельности: Сотрудник в организации высшего образования

      Регион проживания: Ростовская область, Россия

    • Валерий Чернухин 7 Мая, 2018, 17:15
      "Абсолютно везде" - это масло масляное, ваша правда. Просто, хотела, чтобы звучало убедительнее. И тем не менее, специально уточню у редактора "Медицинской генетики", если такой журнал есть. Интересно же. А насчет "исказила действительность" - посмотрите сами: большая часть заголовков на эту тему "Заразился СПИДом" и лишь кое-где "Заразился ВИЧ". Может, это не такая уж грамматическая ошибка, если так пишут повсеместно.
      1. Не пишут в действительно нормальной прессе и интернет-СМИ где-то с уровня Википедии (там пишут грамотно). А также в школьных учебниках и ЕГЭ по биологии.
      2. Повсеместность неграмотного использования того или иного словосочетания не означает, что это "не такая уж ошибка". Например, словосочетание "плохая экология" (экология - это наука, а не состояние окружающей среды) используется в ряде СМИ повсеместно. Учителя тоже часто используют это словосочетание, что огорчает. Но чем выше уровень редактуры в СМИ, чем действительно солиднее СМИ, тем вероятность встретить это словосочетание (так же как и "заразиться СПИДом") ниже.

      Я задала этот вопрос редактору "Медицинской генетики". Посмотрим, что он ответит. Он же для вас авторитет - по вашим же словам.

      Как раз по моим словам для меня авторитет логика (логическое умозаключение на основе внятного определения в данном случае). Смею предположить, что Вы задали вопрос авторитету как раз потому что логику ставите в данном случае ниже авторитета.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 8 лет

      Род деятельности: Иное

      Регион проживания: Новосибирская область, Россия

    • Ирина Касаткина 7 Мая, 2018, 17:19

      А вот непосредственно из Викпедии: "Алексанян, Василий Георгиевич — Википедия
      https://ru.wikipedia.org/wiki/Алексанян,_Василий_Георгиевич
      Васи́лий Гео́ргиевич Алексаня́н (арм. Վասիլի Ալեքսանյան; 15 декабря 1971(19711215), ... По свидетельству Ходорковского, Алексанян заразился СПИДом."

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 11 лет

      Род деятельности: Сотрудник в организации высшего образования

      Регион проживания: Ростовская область, Россия

    • Валерий Чернухин 7 Мая, 2018, 17:21
      "Абсолютно везде" - это масло масляное, ваша правда. Просто, хотела, чтобы звучало убедительнее. И тем не менее, специально уточню у редактора "Медицинской генетики", если такой журнал есть. Интересно же. А насчет "исказила действительность" - посмотрите сами: большая часть заголовков на эту тему "Заразился СПИДом" и лишь кое-где "Заразился ВИЧ". Может, это не такая уж грамматическая ошибка, если так пишут повсеместно.
      1. Не пишут в действительно нормальной прессе и интернет-СМИ где-то с уровня Википедии (там пишут грамотно). А также в школьных учебниках и ЕГЭ по биологии.
      2. Повсеместность неграмотного использования того или иного словосочетания не означает, что это "не такая уж ошибка". Например, словосочетание "плохая экология" (экология - это наука, а не состояние окружающей среды) используется в ряде СМИ повсеместно. Учителя тоже часто используют это словосочетание, что огорчает. Но чем выше уровень редактуры в СМИ, чем действительно солиднее СМИ, тем вероятность встретить это словосочетание (так же как и "заразиться СПИДом") ниже.

      А вот непосредственно из Викпедии: "Алексанян, Василий Георгиевич — Википедия
      https://ru.wikipedia.org/wiki/Алексанян,_Василий_Георгиевич
      Васи́лий Гео́ргиевич Алексаня́н (арм. Վասիլի Ալեքսանյան; 15 декабря 1971(19711215), ... По свидетельству Ходорковского, Алексанян заразился СПИДом."

      " Астроном доложил тогда о своем замечательном открытии на Международном астрономическом конгрессе. Но никто ему не поверил, а все потому, что он был одет по-турецки" (Антуан де Сент-Экзюпери). Позвольте мне больше не уделять ЭТОЙ ЯВНОЙ ГЛУПОСТИ внимания. Если Вам важны авторитеты (хоть тот же Ходорковский, хоть Медведев, хоть Гундяев), ради бога.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 8 лет

      Род деятельности: Иное

      Регион проживания: Новосибирская область, Россия

    • Ирина Касаткина 7 Мая, 2018, 17:28

      Так это же ваши авторитеты! Вы же на них ссылаетесь! Значит, такой оборот не является ошибкой, иначе в той же Викпедии его не допустили бы, там действительно грамотные специалисты. А вот "закончил школу" - это ошибка, тут не о чем спорить.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 11 лет

      Род деятельности: Сотрудник в организации высшего образования

      Регион проживания: Ростовская область, Россия

    • Наталья Ширяева 7 Мая, 2018, 17:38

      А вы попробуйте - отредактируйте сами эту статью в Википедии, вдруг получится.

      Там даже написано «Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 31 октября 2015; проверки требуют 14 правок».

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 1 год

      Род деятельности: Родитель

      Регион проживания: —

    • Даниил Трофимов 7 Мая, 2018, 22:00
      Может, это не такая уж грамматическая ошибка, если так пишут повсеместно.

      Это ошибка не грамматическая, а смысловая (если так можно выразиться). А мнение филологов касательно вопросов биологии не профессионально, а значит бесполезно. Хотя с одной стороны вы правы, разницы между словосочетаниями "заразиться спидом" и "заразиться вичем" особо нет, правда, для человека глупого, необразованного. В простонародье все равно поймут на своем примитивном уровне. Люди же не будут вникать в этиологию и патогенез заболевания, им это просто не интересно.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 4 года

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Карелия, Россия

    • Ирина Касаткина 7 Мая, 2018, 22:17

      Согласна. Ну, может, для человека не совсем глупого и кое в чем все же образованного. Потому что такое словосочетание сплошь и рядом употребляют люди, мыслящие далеко не на самом "примитивном уровне".

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 11 лет

      Род деятельности: Сотрудник в организации высшего образования

      Регион проживания: Ростовская область, Россия

    • Даниил Трофимов 7 Мая, 2018, 22:44
      "Абсолютно везде" - это масло масляное, ваша правда. Просто, хотела, чтобы звучало убедительнее. И тем не менее, специально уточню у редактора "Медицинской генетики", если такой журнал есть. Интересно же. А насчет "исказила действительность" - посмотрите сами: большая часть заголовков на эту тему "Заразился СПИДом" и лишь кое-где "Заразился ВИЧ". Может, это не такая уж грамматическая ошибка, если так пишут повсеместно.
      Это ошибка не грамматическая, а смысловая (если так можно выразиться). А мнение филологов касательно вопросов биологии не профессионально, а значит бесполезно. Хотя с одной стороны вы правы, разницы между словосочетаниями "заразиться спидом" и "заразиться вичем" особо нет, правда, для человека глупого, необразованного. В простонародье все равно поймут на своем примитивном уровне. Люди же не будут вникать в этиологию и патогенез заболевания, им это просто не интересно.
      Согласна. Ну, может, для человека не совсем глупого и кое в чем все же образованного. Потому что такое словосочетание сплошь и рядом употребляют люди, мыслящие далеко не на самом "примитивном уровне".

      Ну согласитесь с тем, что в каждой специализированной области существует свой язык, который удовлетворяет потребностям данной области знаний, который приспособлен передавать мысль как можно точнее. Специалист к этому языку привыкает и, конечно, ему слух (глаз) будет резать словосочетание, которое в его языке (не его личном) лишено смысла, и даже если это словосочетание будет употреблено неким авторитетным представителем научного сообщества, специалистом в данной области.
      Что качается словосочетания "заразиться СПИДом", то проблема возникает из-за широкой этимологии слова "заразиться", которое можно понимать по разному: заболеть, перенять болезнь (подхватить ее от кого-то или чего-то), быть инфицированным, и т.д. Так вот словосочетание "заболеть СПИДом" - не так уж и лишено смысла, в отличии от "быть инфицированным СПИДом". Так в каком смысле вы используете слово "заразиться"?
      А что касается главной статьи, под которой мы оставляем комментарии, то приведенный пример квазистатистики удручает, мало того что, пытаются ввести в заблуждение, так и при этом используют язык дилетантов. Да по одному этому словосочетанию можно понять текст принадлежит "неспециалисту", и значит не представляет никакой ценности.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 4 года

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Карелия, Россия

  10. Ирина Касаткина 7 Мая, 2018, 17:44

    Ой, ну все, проехали! Останемся каждый при своем мнении.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 11 лет

    Род деятельности: Сотрудник в организации высшего образования

    Регион проживания: Ростовская область, Россия

    • Валерий Ганузин 7 Мая, 2018, 18:24

      Как медицинский термин ВИЧ и СПИД. Поверьте, В. А. Чернухин прав.

      В институте Пастера (Париж) Люк Монтанье обнаружил у пациента с увеличением лимфоузлов вирус, который назвали «вирус, ассоциированный с лимфаденопатией» (LAV).
      В это же время профессор Роберт Галло в США, исследуя с коллегами пациентов с новым заболеванием, тоже обнаружил новый вирус и назвал его — «Т-лимфотропным вирусом человека III-го типа» (HTLV-3).
      Вскоре, ученые поняли, что речь идет об одном и том же микроорганизме, который в 1985 году получил обозначение НТLV –III/ LAV, а в 1987г. — HIV (Human immunodeficiency virus, то есть вирус иммуннодефицита человека).
      http://polovye-infekcii.ru/vich-i-spid/otkuda-poyavilsya-spid

      Про обезьян, то бишь дымчатых мартышек. Это гипотеза. Точного ответа нет.
      ++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
      Про школу! Это надо отдать на откуп лингвистам. Пусть они скажут свое слово.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 8 лет

      Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

      Регион проживания: Ярославская область, Россия

    • Саид Насреддинов 7 Мая, 2018, 19:04

      "Про школу! Это надо отдать на откуп лингвистам."

      Не надо: все словари утверждают, это - точные синонимы.

      Закончить обучение, получить образование, закончить учебу, выучиться
      Словарь русских синонимов

      http://enc-dic.com/synonym/Zakonchit-obuchenie-82295.html

      "Поверьте, В. А. Чернухин прав" - кто бы сомневался.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 1 год

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Чеченская, Россия

    • Даниил Трофимов 7 Мая, 2018, 21:43
      Ой, ну все, проехали! Останемся каждый при своем мнении.
      Как медицинский термин ВИЧ и СПИД. Поверьте, В. А. Чернухин прав.

      В институте Пастера (Париж) Люк Монтанье обнаружил у пациента с увеличением лимфоузлов вирус, который назвали «вирус, ассоциированный с лимфаденопатией» (LAV).
      В это же время профессор Роберт Галло в США, исследуя с коллегами пациентов с новым заболеванием, тоже обнаружил новый вирус и назвал его — «Т-лимфотропным вирусом человека III-го типа» (HTLV-3).
      Вскоре, ученые поняли, что речь идет об одном и том же микроорганизме, который в 1985 году получил обозначение НТLV –III/ LAV, а в 1987г. — HIV (Human immunodeficiency virus, то есть вирус иммуннодефицита человека).
      http://polovye-infekcii.ru/vich-i-spid/otkuda-poyavilsya-spid

      Про обезьян, то бишь дымчатых мартышек. Это гипотеза. Точного ответа нет.
      ++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
      Про школу! Это надо отдать на откуп лингвистам. Пусть они скажут свое слово.
      Не надо: все словари утверждают, это - точные синонимы.

      А кто словари составляет? Специалисты в области биологии или филологи?

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 4 года

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Карелия, Россия

    • Елена Ковалева 7 Мая, 2018, 20:46

      Цитирую: "... речь идет об одном и том же микроорганизме, который в 1985 году получил обозначение вирус иммуннодефицита человека..."
      Насчёт того, что вирусы - это микроорганизмы я бы поспорила...

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 9 лет

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Новосибирская область, Россия

    • Саид Насреддинов 7 Мая, 2018, 20:56

      "Насчёт того, что вирусы - это микроорганизмы я бы поспорила..."

      А давайте!
      "Вирусы (лат. virus яд) - мельчайшие микроорганизмы, не имеющие клеточного строения,..." - а у Вас? нано-организмы? пико-организмы?

      Или ещё мельче? Или крупнее - милли-санти-деци?

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 1 год

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Чеченская, Россия

    • Елена Ковалева 8 Мая, 2018, 3:52

      Ну, с первой частью слова "микроорганизмы" вполне согласна. А вот со второй частью слова "...организмы"??? Организмы - это те, как раз, которые состоят из клеток (по определению, что такое организм). А теперь, следуя логике, если вирус не имеет клеточного строения, то он НЕ является организмом! Вирус не функционирует вне другого организма. Википедия так и пишет. А вот медицинские словари включают вирусы в понятие "микроорганизмов". Возможно потому, что так проще врачам. Не будешь ведь каждый раз повторять "вирулентные частицы" или "вирулентные агенты",- это ещё более неправильно. Проще и понятнее для пациентов сказать - микробы (читай, микроорганизмы). Так что, в биологической литературе, вполне солидной,- тоже разночтения.... вразрез с логикой...

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 9 лет

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Новосибирская область, Россия

    • Саид Насреддинов 8 Мая, 2018, 8:48

      "А вот медицинские словари включают вирусы в понятие "микроорганизмов"" - да, я привёл строчку из Медицинской энциклопедии - у неё авторитет, у Википедии - логика.

      Каждый может выбирать по вкусу, но зачёт на ЕГЭ по Википедии получить сложно.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 1 год

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Чеченская, Россия

    • Елена Ковалева 8 Мая, 2018, 13:04

      Энциклопедические справочники мхом заросли... давно не обновлялись, а Википедия в постоянном процессе "переписывания" и "дописывания" находится. Кстати, по состоянию медицинских энциклопедий можно судить косвенно о нашей медицине... А насчёт логики,- это верно подмечено... логика не в цене... а жаль! :)

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 9 лет

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Новосибирская область, Россия

    • Саид Насреддинов 8 Мая, 2018, 13:12

      "Википедия в постоянном процессе "переписывания" и "дописывания" находится" - это да, как и школьные учебники. Вот недавно их 1800 отправили в макулатуру... https://pedsovet.org/beta/article/pocti-2-tysaci-ucebnikov-otpravat-na-povtornuu-ekspertizu

      И я не встречал ЗДЕСЬ ни единого мнения, которое бы за 50 лет хоть в какой-нибудь линейке (физика-химия-математика-биология история/добавить) привело пример книги, лучшей предыдущей - только добавляются новые ошибки. Даже грамотно списать у предшественника не могут!

      P.S. Был слегка потрясён, когда обнаружил в словаре 1990г. Ожегова-Шведовой определение глагола "учить" из восьми пунктов, среди которых отсутствовал главный (по моему заблуждению) из словаря 1953 года. Распечатал фото на ВИПе. Реакция - ноль.

      "Читал я твой трактат - полезная книга, но глупая. Как же это ты? Нехорошо. Прокуратор!..
      - Не умом поразить тщился, - с достоинством ответил отец Кин. - Единственно, чего добивался, успеть в государственной пользе. Умные нам не надобны. Надобны верные".

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 1 год

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Чеченская, Россия

  11. Ирина Ступина 7 Мая, 2018, 21:39

    Не раз читала неправильно написанное отчество Ивана Алексеевича Бунина ( пишут Александрович), неверные графические обозначения в учебнике русского языка. Хочется думать, что это всего лишь опечатки. А про Википедию и говорить не хочется. Приходится переубеждать учеников, отправляя к источникам и литературным текстам.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 1 год

    Род деятельности: Учитель средней школы в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Московская область, Россия

    • Валерий Ганузин 7 Мая, 2018, 22:20

      Уважаемая Ирина Георгиевна! Кроме того, часто не могут ответить на вопрос, какое отчество было у Адама Соколовича из рассказа Ивана Алексеевича Бунина "Петлистые уши" (+++

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 8 лет

      Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

      Регион проживания: Ярославская область, Россия

  12. Марина Еремина 12 Мая, 2018, 22:38

    Замылили вы тему, уважаемые коллеги, заболтали ничем. А ведь смысловые ошибки и неверные акценты в учебниках - большая и серьезная тема. Чего стоит только утверждение автора Кравченко в учебнике обществознания, что по неким подсчетам Россия дала миру 3 (трёх) великих людей. Без имен.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 1 год

    Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Краснодарский край, Россия

    • Саид Насреддинов 13 Мая, 2018, 19:55

      Так может Кравченко только до трёх и умеет считать - что тоже неплохо. Да и про редакторскую правку надо помнить: " Это не моя жизнь! Она приглажена, причесана, напудрена и кастрирована!"

      В теме "героизм" школьники назвали только два имени: Бетмен и Человек-Паук.

      https://pedsovet.org/beta/article/sovremennye-podrostki-o-geroah-i-geroizme

      хотя их 10 лет набивали примерами из Истории, Литературы, Живописи... и всего одно современное российское имя - Елизавета Глинка на всех авторов. В сумме - как раз три.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 1 год

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Чеченская, Россия