Страница добавлена в Избранное

Страница удалена из Избранного

Для добавления в Избранное необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.

Что такое школа? Начальная школа

Все проблемы учеников идут из начальной школы. Даже если детки успешно заканчивают первую ступень образования и начинают «сползать» только в 5-6-7 классах, причина снижения успеваемости – в «началке». Дети плохо читают, часто – по слогам. Они не понимают и не могут воспроизвести прочитанное. Они не запоминают то, что изучают. Не все, но добрая половина. Почему?

Причина одна. Дети не понимают более половины слов, которые им приходится слышать на уроке или читать в школьном учебнике. И это «более половины» у некоторых детей может доходить до 100%.

Мы, учителя, почему-то считаем, что дети обладают словарным запасом взрослого человека и понимают абсолютно всё, что мы им говорим или что написано в учебнике. Мы позволяем  включить в программу какой-то фольклорный текст, изобилующий устаревшей лексикой, не утруждая при этом себя разъяснением давно неиспользуемых слов. Да что там устаревшие слова, когда правильные значения большинства современных слов детям неизвестны.

Непонятые и понятые неправильно слова – причина всех проблем

Для понимания изучаемого материала у ребёнка должна сформироваться умственная картинка. Он должен получить мысленный образ изучаемого предмета/явления, включая его внутренние логические связи.

Если изучаемый материал уже представлен картинкой, то проблем, как правило, не возникает. Но если материал представлен словесно, то формирование картинки будет зависеть от того, насколько школьник понимает слова, словосочетания и предложения, представляющие этот материал. И непонимание даже одного слова может не позволить сложить всю картинку. А если какое-то слово понимается неправильно, то вся картинка может получиться неправильной, что вызовет замешательство у школьника.

Выражаясь кратко, причина всех проблем в образовании (в том числе в школьном) – непонятые или неправильно понимаемые слова.

Если изначально озаботиться тем, чтобы у каждого школьника не было непонятых слов или слов, понимаемых неверно, то можно быть уверенным, что каждый ученик станет успешным. Для меня это уже не гипотеза. Я это уже проверил. Вы тоже можете легко в этом убедиться. Если, конечно, захотите.

Словарь простых слов

Недавно я приобрёл одну интересную книгу. Называется она «Small Common Words Defined». В переводе на русский язык это – Словарь простых слов. Книга предназначена для англоязычных первоклассников. Она вся на английском и издана в Штатах. Прекрасная полиграфия, мелованная бумага; килограммов десять весит, не меньше.

Согласно этой книге, в английском языке 60 простых слов. Это те слова, которые организуют грамматику языка и используются при объединении слов в предложение (as, by, even, him, their, up, …).

В книге 752 страницы.  Первые 108 страниц представляют пошаговые инструкции по пользованию толковым словарём. Все инструкции подробно иллюстрированы и снабжены тренировочными упражнениями.

На следующих 232 страницах изложены дефиниции тех самых простых слов (получается в среднем по 4 страницы на одно слово). Остальное (403 страницы) – глоссарий слов, использованных для толкования простых слов.

Объём книги большой оттого, что КАЖДОЕ ЗНАЧЕНИЕ КАЖДОГО СЛОВА - ПРОИЛЛЮСТРИРОВАНО!

Ничего подобного для русского языка я не видел. У нас нет даже нормального, пусть НЕиллюстрированного толкового словаря для школьников. Не просто маленького и «обрезанного», а именно адаптированного для ученика и как-то связанного со школьной программой. В тех словарях, что сегодня доступны, очень часто могут разобраться только взрослые, и то при условии, что они – лингвисты и у них достаточно терпения для прояснения бесконечных ссылок. Хорошо, если эти ссылки не цикличные.

В школе зачастую самый популярный толковый словарь Ожегова не найдёшь, даже если искать его в кабинете русского языка и литературы. А зачем он? Мы же совсем не используем толковые словари в школе.

Прибавьте сюда то, что школьные учебники, в том числе для начальной школы, изобилуют словами, значения которых порой даже родители детей не понимают. И каково тогда самим детям?

Вот совсем свежий случай. Второй класс. Проблема с домашним заданием. Начинаю разбираться. Вылезло слово «характеристика». Спрашиваю пацана: что это такое? Он говорит: что-то, связанное с истерикой… Ладно, хоть «истерику» знает. И такое - через слово.

Я видел попытки одиночек создать словарь простых слов для русского языка. Например, Словарь простых слов Михаила Козина. Хорошее начало. Но, если говорить про школу, то это - работа для целого института:

Какие слова ребёнок должен знать при поступлении в школу? Какие слова ему надлежит освоить за первый год обучения? За второй? И так далее.

Отдельно – толковые словари терминов по школьным предметам: по физике, математике, химии, биологии и все остальные.

«Бабушка, а кто такой Мудала?»

В 2007 году в Самару с обучающим семинаром приезжал Шалва Амонашвили. Тогда мне довелось впервые присутствовать на уроках мастера. Целая неделя незабываемых впечатлений и открытий!..

Но здесь я хочу остановиться вот на чём.

В один из дней семинар вела супруга Шалвы Александровича ныне покойная Валерия Ниорадзе. В числе прочих она рассказала одну забавную историю, которая имеет отношение к восприятию слов детьми.
Примерно так (и обязательно с непередаваемым очаровательным грузинским акцентом):

                Сельский дом. Бабушка общается с маленькой внучкой и читает ей потешку:
               – Сорока-сорока! Где была?
               – Далеко! Кашу варила, деток кормила.
               Этому дала, этому дала, этому дала, этому дала,
               А этому не дала…
               Внучка спрашивает: «Бабушка, а кто такой Мудала?»        

Очевидно, ребёнок знает слово «это». Ну, или хотя бы догадывается. Но не знает слово «этому». Он спросил. Бабушка, наверное, объяснила. А сколько детей не спрашивают и строят свои домыслы и невероятные картины услышанного. Добавьте сюда то, что многие слова в русском языке имеют больше одного значения. Получается полная каша.

Не у всех. Примерно у половины детей от рождения хватает способности интуитивно работать с контекстом и догадываться о правильном значении слов. Как раз они не испытывают больших трудностей при обучении. Другая половина, если им вовремя не помочь разобраться со словами, непременно увязнут уже на первом году обучения. Сегодня (и всегда) это происходит повсеместно. И это – главная и единственная причина неуспеваемости детей в школе.

Ребёнок не может выучить наизусть стихотворение только потому, что не понимает его смысла. Причина непонимания смысла – незнание значения слов в этом стихотворении. Ребёнок не может воспроизвести в своём разуме картинку, которую нарисовал автор. Проясните с ним слова, разберите смысл текста, нарисуйте образную картинку, и он мгновенно запомнит и воспроизведёт текст. Иначе всегда будет получаться «Мудала».

Почему у двух педагогов на равных классах получаются совершенно разные результаты. Одна школа, одна программа, одинаковые учебники, похожие дети, но в одном классе все дети успевают, а в другом – проблемы? Да, всё потому же.

Можно не соглашаться, но! До тех пор, пока мы не станем работать именно над проблемой понимания значения слов, мы не изменим ситуацию в нашей школе сколько-нибудь заметно к лучшему.

Анатомия проблемы мотивации школьника

Вот последовательность причин, приводящая к потере школьником мотивации к учению:

Не понимая значения слов, ребёнок не может понять прочитанный или услышанный текст. Объяснение учителя и учебник становятся для него недоступными. Не поняв изучаемый материал, ребёнок не может его применить, а, значит, не достигает успеха. Отсутствие успеха разрушает его мотивацию к обучению.

Это – вся анатомия проблемы мотивации школьника.

Других причин отсутствия у школьника мотивации к учёбе не существует.

Соответственно, лечить проблему мотивации школьников компьютеризацией, роботизацией, проектами, ТРИЗами, перестановкой школьной мебели и прочими «танцами с бубном» бесполезно.

Я не против использования достижений науки и современных технологий в школе. Но они являются самомотивирующими и мало влияют на общую учебную мотивацию школьника. Они не ликвидируют дефицит знания учеником русского языка. А без свободного знания русского языка нашему школьнику невозможно ничему научиться.

Правильным будет (как минимум):

1.      Определить точный минимальный перечень слов и понятий, которые ребёнок должен освоить до поступления в школу. Любые пробелы, обнаруженные у первоклассника, должны быть устранены школой самое позднее до окончания букварного периода.
2.      Подготовить и издать для школьников Словарь простых слов русского языка (по подобию того, который я здесь описал). Иллюстрированный! Включить его изучение в курс грамматики 1 класса.
3.      Включить в программу курса грамматики 1 класса изучение правил пользования толковым словарём и правил прояснения непонятного слова.
4.      При переиздании школьных учебников подвергнуть жёсткому контролю слова, используемые для изложения материала. Все новые слова должны быть пояснены на странице первого употребления и дополнительно собраны в глоссарии в конце учебника. Применение сложных слов в учебнике должно быть оправдано и соответствовать возрасту учащегося.
5.      Издать толковые словари для школьника, отдельно для начальной школы, основной школы, средней школы. Для первых двух – иллюстрированные.
6.      Издать иллюстрированные толковые словари предметных терминов по каждому школьному предмету.

Используя эти инструменты в работе с детьми, мы сможем существенно повысить мотивацию и успеваемость наших школьников. Попутно мы облегчим себе работу и повысим собственную самооценку благодаря появившейся способности достигать целей своей деятельности.

Подписаться на авторский канал Андрея Шалаева


Автор

Андрей Шалаев

Все материалы автора

Количество подписчиков: 35

Подписаться Отписаться

Комментарии (49)

  1. Дмитрий Новиков 14 Мая, 2018, 16:51

    Мне кажется, это очень узкая трактовка проблемы.
    Но ведь есть множество и других.

    Сейчас почти нет изучения азбуки в 1 классе - предполагается, что ребенок алфавит знает (кто обязан обучить ребенка и где это записано в законе?).
    Сегодня нет чистописания.
    Сегодня нет обязательного домашнего задания аж до 3 класса.
    Сегодня культ раннего, с 2-3 лет, начала обучения и привлечения репетиторов к подготовке к школе: чтобы попасть к хорошему учителю (по сарафанному радио родителей и слухам самих учителей) - ребенок должен быть очень подготовлен!

    Все это ведет с одной стороны к отсутствию интереса у учителей к обучению детей, с другой стороны - полное отсутствие интереса у детей в обучении. Изучать то, что уже ребенок знает от репетитора и нет оценок и нет домзаданий - вот рецепт провала обучения уже в средней школе.

    Но и конечно же во всем виноваты родители!

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 11 месяцев

    Род деятельности: Родитель

    Регион проживания: Московская область, Россия

  2. Елена Ковалева 14 Мая, 2018, 17:58

    Во всех учебниках биологии есть краткий словарик терминов. А в тематических тетрадях и формулы (в тетрадях по математике), и список дат (по истории), и таблицы элементов (по химии). А компьютеризацией проблему терминов как раз можно "вылечить". Электронный текст - гипертекстом называют не просто так. Ключевые слова отмечены ссылочкой. Если при чтении слово непонятное встречается в тексте,- ткнул в него курсором и по ссылке прочитал значение, а затем вернулся к основному тексту. Бывает по ссылке и картинки размещают, иллюстрирующие слово! Так, что читайте в школе компьютерные гипертексты!

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 8 лет

    Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Новосибирская область, Россия

    • Андрей Шалаев 15 Мая, 2018, 17:00

      Елена, здравствуйте.

      До кратких "словариков" в конце учебника школьник уже не доходит. Он останавливается гораздо раньше, на простых словах, порой, уже на понятиях из программы дошкольного образования (до, после, спереди, сзади, справа, слева, ...).

      А про гипертекст согласен с Вами, это очень удобно. Платформа GoldenDict, к примеру, как раз интересна гипертекстом. Проблема в том, что словарные статьи там такие же корявые, как и в бумажных толковых словарях, и сложны для использования детьми. Приходится писать свои.

      Спасибо за Вашу правку.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 1 год

      Род деятельности: Предприниматель

      Регион проживания: Самарская область, Россия

    • Саид Насреддинов 16 Мая, 2018, 22:22

      А компьютеризацией проблему терминов как раз можно "вылечить".

      А ты - что в анкете ответить бы смог, на вопрос, не страннее многих других:

      "- Смотрел ли когда-нибудь в тюремный глазок?" - и если ДА, то:

      "- С какой стороны?"

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 9 месяцев

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Чеченская, Россия

    • Сергей Серебряков 17 Мая, 2018, 21:56

      "Ткнуть курсором", между прочим, не всякий захочет. А у некоторых ещё и возможности такой нет. В моей школе (городской) у нескольких мальчишек ни смартфонов, ни компьютеров нет.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 10 лет

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Новгородская область, Россия

    • Саид Насреддинов 20 Мая, 2018, 23:07

      "нормальные детские книжки с большим количеством картинок" - хорошо известно, что их сестрица Элиза сидела на скамеечке из зеркального стекла и рассматривала книжку с картинками, за которую было отдано пол-королевства.

      В других случаях ( того же переводчика) "книжка с картинками стоила пол-королевства".

      Есть ли разница в смыслах и насколько она велика?

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 9 месяцев

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Чеченская, Россия

    • Лариса Моисеева 27 Мая, 2018, 19:26
      Во всех учебниках биологии есть краткий словарик терминов. А в тематических тетрадях и формулы (в тетрадях по математике), и список дат (по истории), и таблицы элементов (по химии). А компьютеризацией проблему терминов как раз можно "вылечить". Электронный текст - гипертекстом называют не просто так. Ключевые слова отмечены ссылочкой. Если при чтении слово непонятное встречается в тексте,- ткнул в него курсором и по ссылке прочитал значение, а затем вернулся к основному тексту. Бывает по ссылке и картинки размещают, иллюстрирующие слово! Так, что читайте в школе компьютерные гипертексты!

      Прекрасно!
      Только сначала бы поинтересоваться у всех ли детей начальной школы есть компьютеры дома? А кто их учит поиску? А как? И что такое гиперссылка?
      А вот в нашем лицее вообще запретили гаджеты, любые! Вынул смартфон ли, планшетик ли - получай дополнительное домашнее задание. Так, видимо, учителя решили прививать любовь к домашним заданиям. Дополнительную любовь. Ведь, если домашнее задание - в наказание следует, то его надо просто обожать.
      А в пятницу Саше Ш. в нашем третьем Б классе учительница рот заклеила скотчем, за то, что в последний день учебного года разговаривал с соседкой не по теме. Тема была - поздравления летних именинников, а он обсуждал сезонные аллергии.
      Вот такие вот вам гипер-ссылки. Прекраснодушие фантазёров-начальничков просто зашкаливает

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 1 год

      Род деятельности: Заместитель руководителя в дошкольной организации

      Регион проживания: Свердловская область, Россия

    • Валерий Ганузин 27 Мая, 2018, 20:33

      "...учительница рот заклеила скотчем..."

      А отец ребенка после этого ничего ей не заклеил? Я бы за своего ребенка ей все отверстия заклеил. А после пусть бы она на меня подавала в суд.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 7 лет

      Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

      Регион проживания: Ярославская область, Россия

    • Лариса Моисеева 27 Мая, 2018, 20:45
      Во всех учебниках биологии есть краткий словарик терминов. А в тематических тетрадях и формулы (в тетрадях по математике), и список дат (по истории), и таблицы элементов (по химии). А компьютеризацией проблему терминов как раз можно "вылечить". Электронный текст - гипертекстом называют не просто так. Ключевые слова отмечены ссылочкой. Если при чтении слово непонятное встречается в тексте,- ткнул в него курсором и по ссылке прочитал значение, а затем вернулся к основному тексту. Бывает по ссылке и картинки размещают, иллюстрирующие слово! Так, что читайте в школе компьютерные гипертексты!
      Прекрасно!
      Только сначала бы поинтересоваться у всех ли детей начальной школы есть компьютеры дома? А кто их учит поиску? А как? И что такое гиперссылка?
      А вот в нашем лицее вообще запретили гаджеты, любые! Вынул смартфон ли, планшетик ли - получай дополнительное домашнее задание. Так, видимо, учителя решили прививать любовь к домашним заданиям. Дополнительную любовь. Ведь, если домашнее задание - в наказание следует, то его надо просто обожать.
      А в пятницу Саше Ш. в нашем третьем Б классе учительница рот заклеила скотчем, за то, что в последний день учебного года разговаривал с соседкой не по теме. Тема была - поздравления летних именинников, а он обсуждал сезонные аллергии.
      Вот такие вот вам гипер-ссылки. Прекраснодушие фантазёров-начальничков просто зашкаливает
      "...учительница рот заклеила скотчем..."

      А отец ребенка после этого ничего ей не заклеил? Я бы за своего ребенка ей все отверстия заклеил. А после пусть бы она на меня подавала в суд.

      Не знаю, это произошло в четверг, в пятницу занятий уже не было. Разговор в вацапе вызвал гневное осуждение одних - и желание приткнуть тему других. Потом нашлась мама Саши и сказала, что она в курсе ситуации и с учительницей они сами разберутся, не лезьте, мол.
      Вот только вопрос остался - почему все остальные дети должны быть свидетелями этих экзерсисов?
      Кстати, в январе в школе запретили совсем любые смартфоны и телефоны. Если вынул-нажал планшет ли, телефон ли, - получаешь дополнительное домашнее задание. Поэтому сцену заклейки рта снять было не на что.
      Да. Школа не простая, продвинутый лицей.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 1 год

      Род деятельности: Заместитель руководителя в дошкольной организации

      Регион проживания: Свердловская область, Россия

  3. Вадим Монахов 16 Мая, 2018, 0:11

    Мне почему-то кажется, что это очень узкое понимание проблем школы. Одно могу гарантировать: проблемы основной школы очень слабо связаны с непониманием детьми терминов. В подавляющем большинстве стран, согласно международному исследованию PIRLS, у детей на выходе начальной школы проблем с пониманием текста намного больше, чем в России. И при этом ряд стран, отстающих от России на входе основной школы, опережает нашу страну на выходе из неё. Так что дело, наверняка, не только в начальной школе.
    Более того, непонимание терминов - это маленькая часть более важной проблемы - непонимания текста. Ребёнок может знать смысл слов, но не понимать смысл текста.
    А по поводу гигантского справочника в качестве средства лечения от непонимания смысла слов - давайте не придумывать ерунду. Сначала нужен нормальный букварь, в идеале - пятидесятых-шестидесятых годов прошлого века, а потом нормальные детские книжки с большим количеством картинок. Понимание языка не получить чтением справочников или словарей. Книжки читать надо!

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 8 лет

    Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

    Регион проживания: Санкт-Петербург, Россия

    • Саид Насреддинов 16 Мая, 2018, 11:53

      "Ребёнок может знать смысл слов, но не понимать смысл текста."

      И взрослый - тоже. Если ребёнок может спросить: «Бабушка, а кто такой Мудала?» - то взрослому - пофиг.

      Ему достаточно определения Миронова: "То, что вы называете любовью, — это немного неприлично, довольно смешно и очень, очень приятно" -

      Настоящая Любовь его не интересует, потому что во ФГОС не описана.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 9 месяцев

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Чеченская, Россия

    • Андрей Шалаев 16 Мая, 2018, 11:55

      Вадим, Вы правы. Проблема - в непонимании ребёнком текста.
      Однако такое невозможно, если ребёнок правильно понимает ВСЕ слова в этом тексте.

      Достаточно применить "знакомое" слово (например "из") не в том значении (в словаре Ожегова "из" имеет семь значений, и это ещё не много), и весь смысл текста спрячется в тумане непонимания.
      Вы судите о ребёнке по себе и считаете, что он с рождения (или насмотревшись картинок) должен уметь отличать одно значение слова от другого. Нам сложно понять тех, кто не осознаёт для нас очевидное.

      Вот Вам вчерашний пример. Окружающий мир, 2 класс, тема - семейный бюджет (!). В предложении, которое нужно написать, есть слово "квартира". Ребёнок пишет "к вартира". Спрашиваю: почему раздельно? Отвечает: а разве надо вместе? Что будет с пониманием, когда ребёнок встретит это слово в тексте написанным слитно?
      Ребёнок абсолютно адекватный, общается свободно, но ни черта не понимает прочитанное.

      Невозможно заставить ребёнка читать книжки, если он не понимает текстов. Надо сначала научить его понимать тексты, потом он сам не оторвётся от чтения. И это - наша работа.
      Как раз для этого нам нужны словари с иллюстрациями, чтобы ребёнок мог разобраться со значениями непонятых слов.

      Когда школьник вроде бы знает все слова в тексте, но не может понять его смысл, проблема кроется в тех словах, на которые мы не обращаем внимания. Это как раз "простые" слова - "к", "от", "по" , "на", "их", ...
      Именно они превращают набор "понятных" слов в непонятное предложение.
      И в букваре даже прошлого века про эти слова и их использование ничего не написано.

      Мы решим проблему непонимания текстов, если присмотримся к тому, на что я обращаю внимание в статье.
      Но большинству коллег, как и Вам, это кажется "очень узким пониманием проблем школы".

      Это действительно кажется слишком простым. Как и всё гениальное.

      Спасибо за участие.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 1 год

      Род деятельности: Предприниматель

      Регион проживания: Самарская область, Россия

    • Вадим Монахов 16 Мая, 2018, 12:45

      Андрей, ваша ошибка - в том, что вы воспринимаете процесс изучения детьми языка как логический. Что слова складываются из букв, а предложения - из слов. И что для понимания предложений требуется понимать смысл слов. На деле всё обстоит иначе.
      Начальный этап обучения чтению - это когда, действительно, дети учатся воспринимать слова из букв. Но если бы дальше все именно так читали, то смысла предложений никто бы не смог понимать - всё внимание уходило бы на складывание слов из букв. У внимания не бывает двух фокусов, и если фокус внимания на складывании слов из букв, складывание из слов предложения невозможно.
      Как я понимаю, при изучении языка у детей идёт внелогический процесс тренировки нейронных цепей (ровно в компьютерном смысле терминов). Соответственно, нейронные цепи, натренированные складывать из букв слова, позволяют тренировать нейронные цепи, занимающиеся восприятием предложений. Это работает и с устной речью, и с письменной, механизмы почти одинаковые (но в устной речи всё проще, так как имеются ещё интонации, упрощающие восприятие смысла).
      Более того, как известно, смысл предложения не редуцируется к смыслу составляющих его слов. И можно воспринимать очень значительную часть смысла предложения, даже не зная смысла части составляющих его слов. Более того, в процессе тренировки нейронных цепей происходит установление смысла неизвестного слова в контексте с его предыдущим употреблением.
      Например, предложение "не видно ни зги" совершенно понятно всем - но попробуйте от кого-нибудь добиться объяснения, что такое "зга"!
      И практически никто не скажет, что слово "герой" древнегреческого происхождения и означает полубога (сына бога и человеческой женщины), очищающего землю от хтонических чудовищ. Первоначальный смысл давно забыт, тренировка нейронных цепей у людей контекстными связями привела к совершенно другому смысловому наполнению слова.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 8 лет

      Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

      Регион проживания: Санкт-Петербург, Россия

    • Андрей Шалаев 16 Мая, 2018, 14:14

      Вадим, я удивлён. Как же иначе понимать смысл предложения, если не через понимание значений слов, из которых оно состоит?

      Я вполне допускаю, что существуют нейронные цепи, и что они тренируются. Даже если эти цепи как-то влияют на понимание человеком слов и предложений, я не умею ими управлять. А, значит, они для меня бесполезны как для учителя. Это всё равно, что использовать теорию двигателя внутреннего сгорания для обучения вождению автомобиля.

      Очень много, если не все проблемы человечества имеют причиной то, что мы пытаемся понять смысл предложения, не утруждая себя прояснением смысла всех слов, из которых оно состоит. В результате одно и то же предложение может быть понято разными людьми по-разному, иногда совершенно противоположно. Всё зависит от того, какие слова в предложении человек выбрал для понимания его смысла, и какие значения этих слов он применил.
      Где-то такое чтение приводит просто к непониманию текста и желанию бросить учёбу, а где-то может стать причиной начала боевых действий.

      Многие слова имеют по несколько значений. Одно и то же слово может обозначать в разных предложениях или предмет, или действие. Если человек знает все значения слова, то по контексту он выберет подходящее и правильно поймёт смысл всего предложения. Если же человек знает только одно значение, и оно окажется неподходящим, то предложение останется непонятым или понятым превратно.

      Что до этимологии, то её исследование является частью последовательности прояснения слова, но отнюдь не главной. Очень часто происхождение слова остаётся загадкой.

      Здесь важно вот ещё что. В Технологии обучения, которую Вы так яростно критикуете, присутствует одно очень важное истинное данное. Оно состоит в том, что пропущенное человеком непонятое слово помимо явных физических проявлений приводит к желанию бросить учёбу.
      Я неоднократно проверял это данное на себе лично. Когда при чтении я чувствовал снижение интереса и сонливость, я отыскивал выше по тексту "подозрительное" слово и смотрел его значение в словаре. После прояснения я перечитывал текст и чувствовал прилив сил, выросшее желание работать с книгой дальше. Это кажется фантастикой, но это работает!
      Такую же картину я неоднократно наблюдал у своих учеников. Иногда прилив активности был похожим на взрыв эмоций. Я писал об этом на Педсовете.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 1 год

      Род деятельности: Предприниматель

      Регион проживания: Самарская область, Россия

    • Вадим Монахов 16 Мая, 2018, 14:50

      Андрей,
      1. На "Многие слова имеют по несколько значений. Одно и то же слово может обозначать в разных предложениях или предмет, или действие. Если человек знает все значения слова, то по контексту он выберет подходящее и правильно поймёт смысл всего предложения."
      - я уже объяснял вам, что если человек знает все значения слова, он может совершенно не понимать смысл предложения. Это очень часто встречающаяся ситуация, когда за деревьями не видят лес. И, наоборот, практически все понимают смысл фразы "Не видно ни зги!", но попробуйте найти человека, который при этом сможет объяснить, что такое зга.
      2. На "В Технологии обучения, которую Вы так яростно критикуете" - это ложное утверждение. Я не критикую превозносимую вами "Технологию обучения", я её просто классифицирую как сектантскую. Мне не интересны сайентология и т.п.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 8 лет

      Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

      Регион проживания: Санкт-Петербург, Россия

    • Андрей Шалаев 16 Мая, 2018, 17:09

      Вадим, это Ваша правда.
      Я с Вами не согласен, но уважаю Вашу точку зрения.
      Мне всегда интересны Ваши мысли, я рад, что Вы здесь.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 1 год

      Род деятельности: Предприниматель

      Регион проживания: Самарская область, Россия

    • Вадим Монахов 20 Мая, 2018, 20:00

      Андрей, немного по поводу того, как человеческий мозг воспринимает текст, что это отнюдь не логический процесс:
      По рзелульаттам илссеовадний одонго анлигйсокго унвиертисета, не иеемт занчнеия, в кокам пряокде рсапожолены бкувы в солве. Галвоне, чотбы преавя и пслоендяя бквуы блыи на мсете. Осатьлыне бкувы мгоут селдовтаь в плоонм бсепордяке, все рвано ткест чтаитсея без побрелм. Пичрионй эгото ялвятеся то, что мы не чиатем кдаужю бкуву по отдльенотси, а все солво срзау.

      Более того, и короткие предложения воспринимаются аналогичным образом, как единое целое, а не как набор слов, связанных некими правилами или смыслом каждого из слов. Проблемы с таким способом восприятия начинаются с длинными предложениями.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 8 лет

      Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

      Регион проживания: Санкт-Петербург, Россия

    • Андрей Шалаев 20 Мая, 2018, 23:04

      Вадим, на Педсовете ВКонтакте комментаторы тоже высказываются на эту тему созвучно с Вами.
      Вот что пишет пользователь Sol Solaris:
      "Sol Solaris ответил Михаилу
      Михаил, если серьёзно, то у проблемы обучения чтению есть 3 стороны:
      1) Ребёнку необходимо иметь в сознании "картинки" (образы) того, что обозначает то или иное слово.
      На этом сделал акцент автор статьи Андрей Шалаев. Но, это - не всё.
      2) Ребёнку также необходимо иметь в памяти и быстро узнавать визуальные и звуковые образы самих слов.
      Когда я быстро читаю, я ловлю себя на мысли, что воспринимаю слова, как (привычные) картинки, а не анализирую каждую букву отдельно. Но, как только мне присылают текст, написанный на транслите (хотя и, по-русски), skorost` moego chtenija rezko padaet, potomu, chto ja ne uznaju znakomie kartinki, i mne prihodotsja analizirovat` slova po bukvam. Аналогично, нужно показать ребёнку чёткие звуковые образы устных слов. Иначе, получится описанная в статье "Мудала" )
      3) И, наконец, нужно установить в памяти ребёнка чёткие связи образов 1) и 2).
      Вот тогда ребёнок хорошо овладеет языком."

      Вадим, не могу не согласиться. Знакомое слово (сохранённое в памяти) воспринимается целиком, как картинка, не по буквам. Даже можно не заметить ошибку в написании. Однако Ваш пример для меня сильно утрирован, я не могу его бегло читать, "картинки" не знакомые. Предложения для меня тоже не воспринимаются как одно целое, если они состоят более чем из двух слов или не являются устойчивыми словосочетаниями.

      Но логика, на мой взгляд, в таком восприятии текста всё же присутствует.
      Человек видит слово-картинку, сопоставляет его с записями в памяти своего разума, получает оттуда значения этого слова, выбирает нужное значение для данного контекста, соединяет его со значениями других известных слов в этом предложении и получает смысл всего предложения. По-моему, всё логично.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 1 год

      Род деятельности: Предприниматель

      Регион проживания: Самарская область, Россия

    • Ольга Солодовская 19 Мая, 2018, 1:29
      Мне почему-то кажется, что это очень узкое понимание проблем школы. Одно могу гарантировать: проблемы основной школы очень слабо связаны с непониманием детьми терминов. В подавляющем большинстве стран, согласно международному исследованию PIRLS, у детей на выходе начальной школы проблем с пониманием текста намного больше, чем в России. И при этом ряд стран, отстающих от России на входе основной школы, опережает нашу страну на выходе из неё. Так что дело, наверняка, не только в начальной школе.
      Более того, непонимание терминов - это маленькая часть более важной проблемы - непонимания текста. Ребёнок может знать смысл слов, но не понимать смысл текста.
      А по поводу гигантского справочника в качестве средства лечения от непонимания смысла слов - давайте не придумывать ерунду. Сначала нужен нормальный букварь, в идеале - пятидесятых-шестидесятых годов прошлого века, а потом нормальные детские книжки с большим количеством картинок. Понимание языка не получить чтением справочников или словарей. Книжки читать надо!
      Вадим, Вы правы. Проблема - в непонимании ребёнком текста.
      Однако такое невозможно, если ребёнок правильно понимает ВСЕ слова в этом тексте.

      Достаточно применить "знакомое" слово (например "из") не в том значении (в словаре Ожегова "из" имеет семь значений, и это ещё не много), и весь смысл текста спрячется в тумане непонимания.
      Вы судите о ребёнке по себе и считаете, что он с рождения (или насмотревшись картинок) должен уметь отличать одно значение слова от другого. Нам сложно понять тех, кто не осознаёт для нас очевидное.

      Вот Вам вчерашний пример. Окружающий мир, 2 класс, тема - семейный бюджет (!). В предложении, которое нужно написать, есть слово "квартира". Ребёнок пишет "к вартира". Спрашиваю: почему раздельно? Отвечает: а разве надо вместе? Что будет с пониманием, когда ребёнок встретит это слово в тексте написанным слитно?
      Ребёнок абсолютно адекватный, общается свободно, но ни черта не понимает прочитанное.

      Невозможно заставить ребёнка читать книжки, если он не понимает текстов. Надо сначала научить его понимать тексты, потом он сам не оторвётся от чтения. И это - наша работа.
      Как раз для этого нам нужны словари с иллюстрациями, чтобы ребёнок мог разобраться со значениями непонятых слов.

      Когда школьник вроде бы знает все слова в тексте, но не может понять его смысл, проблема кроется в тех словах, на которые мы не обращаем внимания. Это как раз "простые" слова - "к", "от", "по" , "на", "их", ...
      Именно они превращают набор "понятных" слов в непонятное предложение.
      И в букваре даже прошлого века про эти слова и их использование ничего не написано.

      Мы решим проблему непонимания текстов, если присмотримся к тому, на что я обращаю внимание в статье.
      Но большинству коллег, как и Вам, это кажется "очень узким пониманием проблем школы".

      Это действительно кажется слишком простым. Как и всё гениальное.

      Спасибо за участие.
      Андрей, ваша ошибка - в том, что вы воспринимаете процесс изучения детьми языка как логический. Что слова складываются из букв, а предложения - из слов. И что для понимания предложений требуется понимать смысл слов. На деле всё обстоит иначе.
      Начальный этап обучения чтению - это когда, действительно, дети учатся воспринимать слова из букв. Но если бы дальше все именно так читали, то смысла предложений никто бы не смог понимать - всё внимание уходило бы на складывание слов из букв. У внимания не бывает двух фокусов, и если фокус внимания на складывании слов из букв, складывание из слов предложения невозможно.
      Как я понимаю, при изучении языка у детей идёт внелогический процесс тренировки нейронных цепей (ровно в компьютерном смысле терминов). Соответственно, нейронные цепи, натренированные складывать из букв слова, позволяют тренировать нейронные цепи, занимающиеся восприятием предложений. Это работает и с устной речью, и с письменной, механизмы почти одинаковые (но в устной речи всё проще, так как имеются ещё интонации, упрощающие восприятие смысла).
      Более того, как известно, смысл предложения не редуцируется к смыслу составляющих его слов. И можно воспринимать очень значительную часть смысла предложения, даже не зная смысла части составляющих его слов. Более того, в процессе тренировки нейронных цепей происходит установление смысла неизвестного слова в контексте с его предыдущим употреблением.
      Например, предложение "не видно ни зги" совершенно понятно всем - но попробуйте от кого-нибудь добиться объяснения, что такое "зга"!
      И практически никто не скажет, что слово "герой" древнегреческого происхождения и означает полубога (сына бога и человеческой женщины), очищающего землю от хтонических чудовищ. Первоначальный смысл давно забыт, тренировка нейронных цепей у людей контекстными связями привела к совершенно другому смысловому наполнению слова.

      браво! Многие вполне читают на иностранных языках, не зная части слов, но догадываясь по ходу чтения, о чем идёт речь.
      и поражаюсь Вашему терпению и такту)

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 3 месяца

      Род деятельности: Преподаватель в организации дополнительного образования

      Регион проживания: Конфиденциально

    • Андрей Шалаев 19 Мая, 2018, 21:44

      Ольга, я рад, что Вы добрались до этой моей статьи.

      Для меня по-прежнему остаётся загадкой, кто Вы и с кем работаете.
      Потому что, когда Вы пишете "Многие", Вы явно не имеете в виду своих учеников. Ваши ученики вряд ли отличаются от других и, как другие, часто не понимают прочитанного даже на русском языке.
      Если Ваше "Многие" относится к людям вообще, то тоже не соглашусь. Совсем не многие, даже изучавшие иностранный язык в школе, в состоянии читать иностранный текст с пониманием или хотя бы догадками. Очень не многие.

      И не понимаю, почему Вы хотите, чтобы Вадим Монахов был здесь нетерпелив и нетактичен. Кроме Вас его на это никто не провоцирует. Мне приятно общаться с Вадимом, когда он спокоен и логичен. Мне так проще понять концепт. И интереснее. Задача комментария не переубедить, а понять собеседника. И почерпнуть от него что-то новое. Я так вижу.

      Спасибо за участие.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 1 год

      Род деятельности: Предприниматель

      Регион проживания: Самарская область, Россия

    • Саид Насреддинов 16 Мая, 2018, 12:46

      Вот Вам вчерашний пример: Понтий Пилат вызывает начальника дворцовой стражи и требует усилить охрану Иуды из Кириафа, подробно описывая детали покушения.

      Утром Начальник требует отставки и наказания, так как Пилат оказался прав: "Зарежут".

      Но получает благодарность и повышение за правильное понимание.

      Других примеров Правильного Понимания у меня нет.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 9 месяцев

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Чеченская, Россия

    • Андрей Шалаев 16 Мая, 2018, 17:08

      Саид, Вы как всегда или тонко, или мудро, или весело, или остро.
      Или всё вместе и что-то ещё.
      Главное - суметь понять.
      Спасибо.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 1 год

      Род деятельности: Предприниматель

      Регион проживания: Самарская область, Россия

    • Саид Насреддинов 16 Мая, 2018, 17:37

      "Главное - суметь понять"

      Андрей, всё понимать - это ещё не всё: ни в одном словаре нет УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНОГО толкования слова "понимание" - почему-то. Чем оно отличается от "непонимания".

      Насчёт слова "главное": со слов "самое главное" начинается секрет Лиса, который он открыл Маленькому Принцу перед прощанием.

      Я выпал в осадок, когда весь четвёртый класс в Твери процитировал этот секрет хором - как будто перед этим тренировались неделю. "Ребята, - сказал я им, - за десять лет в пяти городах на более чем ста уроках этот секрет не назвал никто. Как это удалось вам?

      - Мы неделю назад изучали эту сказку - ответила учительница, сияя от счастья.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 9 месяцев

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Чеченская, Россия

    • Татьяна Сучкова 21 Мая, 2018, 8:22

      Увы, бывает такое, что ребенок знает все слова, а вот смысл текста от него ускользает. Даем простейший текст. Надо написать изложение. Или пересказать. И тут такое начинается... Главную мысль текста могут выделить немногие. А это ведь и есть квинтэссенция понимания - выделение главного.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 12 лет

      Род деятельности: Конфиденциально

      Регион проживания: Конфиденциально

    • Саид Насреддинов 21 Мая, 2018, 9:00

      Даём простейший текст:

      Если б я была свободна,
      Если б я была горда,
      Я могла б кого угодно
      Осчастливить навсегда.

      Но поскольку несвободна
      И поскольку не горда,
      Я могу кого угодно,
      Где угодно и когда.

      И где здесь главная мысль?

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 9 месяцев

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Чеченская, Россия

    • Андрей Шалаев 21 Мая, 2018, 12:56

      Татьяна, проверьте понимание ребёнком значения и правильного применения ВСЕХ слов в тексте, особенно простых.
      Пусть ребёнок придумает несколько предложений с правильным использованием каждого слова в требуемом значении.
      Проблема разрешится, даже не сомневайтесь.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 1 год

      Род деятельности: Предприниматель

      Регион проживания: Самарская область, Россия

    • Саид Насреддинов 20 Мая, 2018, 23:05

      исчезла кнопка удаления сообщения - я его перевесил ближе к исходному(!) Ничего страшного.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 9 месяцев

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Чеченская, Россия

    • Андрей Шалаев 20 Мая, 2018, 23:55

      ?

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 1 год

      Род деятельности: Предприниматель

      Регион проживания: Самарская область, Россия

  4. Оксана Отрощенко 16 Мая, 2018, 15:24

    Вы просто не в курсе.
    Я могу рассказать о многих замечательных современных изданиях в подобном ключе.
    Например "Найди и покажи на Руси. 700 слов в помощь школьнику" издательства Клевер, у Мещерякова целая линейка книг "Раскрывая классику", и еще и еще.
    Надо просто интересоваться книгоизданием. Российским .

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 10 месяцев

    Род деятельности: Родитель

    Регион проживания: Москва, Россия

    • Андрей Шалаев 16 Мая, 2018, 17:08

      Оксана, спасибо за участие и поддержку.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 1 год

      Род деятельности: Предприниматель

      Регион проживания: Самарская область, Россия

  5. Надежда Гуркова 17 Мая, 2018, 7:32

    1.Согласна с автором частично. Как работать учителю начальных классов, если он, владея игровыми и иными образовательными технологиями, фактически получает запрет на их применение. Ежегодно в школах страны проходят педсоветы по преемственности начального и общего образования, где учителя "началки" слышат одни и те же фразы от коллег-предметиков, причём в довольно грубой форме (а администрация школы их поддерживает, т.к. сами являются предметиками): " Хватит картинки рассматривать! Хватит играть! Вы там играете, а мы тут расхлёбываем...!" 2. Адаптационный период в основной школе никто не отменял!!! В 1-х классах адаптационный период длятся 1,5 месяца (этот период очень активно инспектируется администрацией школы), а в основной школе аж 2 года - 5 и 6 класс. Какие рекомендации, согласно Письму Минобра и науки от 21 мая 2004 года N 14-51-140/13 "Об обеспечении успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего
    образования - на основную ..." выполняются??? (письмо старое, но и его никто не отменял, для начальной школы Письмо датируется 2001 г.)Правильно! НИКАКИЕ!! Так что, коллеги-предметики, Вы имеете то , что имеете!

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 1 год

    Род деятельности: Сотрудник в организации дополнительного образования

    Регион проживания: Московская область, Россия

  6. Ольга Солодовская 19 Мая, 2018, 1:38

    и насчёт незнания слов
    пример: "Дримбул латко крипетил горселёнка"
    практически первое, что приходит на ум: "Мама быстро кормила ребенка"
    без всякого там знания значений слов

    можно еще обсудить, почему тарелка стоит на столе, но лежит в раковине))

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 3 месяца

    Род деятельности: Преподаватель в организации дополнительного образования

    Регион проживания: Конфиденциально

    • Андрей Шалаев 19 Мая, 2018, 22:02

      Ольга, это - перл!
      Я думаю, что только Вам пришёл ответ на эту абракадабру.
      Начинаю думать, что Вы работаете в разведшколе.

      Что касается "на столе" или "в раковине", то здесь обсуждать нечего. Достаточно прояснить в словаре значения и употребление слов "на" и "в". Сделать это один раз и на всю жизнь. Вопросов и ошибок с этими словами больше не будет.

      Спасибо.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 1 год

      Род деятельности: Предприниматель

      Регион проживания: Самарская область, Россия

    • Елена Романова 20 Мая, 2018, 8:14

      А я бы перевела так «Мужик сильно колотил ребёнка». Подобные примеры показывают значимость морфем, разбираем их в 5-6 классе. Но работа со словарями над каждым непонятным словом в существующих условиях невозможна, потому что в классах по 25 и более детей, а словарей в лучшем случае 10-15 штук на кабинет. Кроме того, может возникнуть эффект цепной реакции: в словарной статье попадается непонятное слово, начинаем выяснять его значение, и всё повторяется. При наличии Интернета можно погуглить, но, как я уже убедилась, большая часть ребят даже сноски не читают. Так что перед учителем встаёт другая задача: заинтересовать своих учеников процессом выяснения значений непонятных слов. Андрей, как Вы предлагаете её решать? Только учтите, что учитель в среднем обучает не 10-15 человек, а 50-100 (от двух до четырёх классов у словесника, а то и больше). И большая часть учеников испытывают проблемы с пониманием текста. Как работать с одним по Вашей системе, я понимаю, а как работать с классом? И когда?

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 1 год

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Архангельская область, Россия

    • Андрей Шалаев 20 Мая, 2018, 23:37

      Елена, почему Вы видите проблему в работе со словарями? Как раз сегодня здесь очень хорошие возможности (если не брать во внимание содержание самих словарей). Просто не нужно запрещать ученикам смартфоны, как в школах Белгородской области. Я своим деткам дал инструкции по закачке словарей на смартфон или планшет. Они с родителями всё сделали. Теперь для детей смартфон - помощник №1 на уроке. Им проще искать слово в смартфоне, чем в бумажном словаре: не надо помнить последовательность букв в алфавите и листать страницы, достаточно правильно (!) набрать слово; и легко справляться с "цепной реакцией" благодаря возможности гипертекста. Платформа GoldenDict очень удобна. После установки на смартфон интернет для работы со словарём не нужен. Все популярные словари подключаются.

      Ваш второй вопрос для меня ещё проще. Если Вы одна справляетесь на уроке, работая с целым классом, то справляться с тем же классом, в котором каждый ученик работает самостоятельно или со своим напарником, ровно в 25 раз проще. В каждую единицу времени Вы работаете с одним или двоими учащимися. При этом больше половины класса вообще в Вас нуждаться на уроке не будут (те, кто сейчас активны на уроке). Остальных Вы будете направлять накоротке попеременно. Это только кажется невозможным, потому что дети не научены работать самостоятельно. Когда они научились, для них становится особой гордостью справляться самостоятельно, без посторонней помощи, и при этом ещё не отстать от других. У меня это так.

      Спасибо за участие.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 1 год

      Род деятельности: Предприниматель

      Регион проживания: Самарская область, Россия

    • Саид Насреддинов 21 Мая, 2018, 7:55

      "я бы перевела так «Мужик сильно колотил ребёнка».

      Во-первых, не мужик, а самец.

      Во-вторых - не колотил, а "воспитывал" - мужики этим занимаются почти всегда.

      В-третьих: не сильно, но аккуратно, тщательно и старательно, то есть с чувством, с толком, с расстановкой - как это обычно делают мужики.

      Одним словом, любя.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 9 месяцев

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Чеченская, Россия

    • Елена Романова 21 Мая, 2018, 19:52

      Саид Леонидович, я в восторге от Вашего чувства юмора, и это не ирония. Пожалуй, Ваш вариант «Самец любя воспитывал ребёнка» гораздо интереснее.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 1 год

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Архангельская область, Россия

  7. Из практики. Когда выясняется, что в 5, 6, 7 классе ученик плохо читает, обращаюсь за помощью к школьному логопеду. И он помогает.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 6 месяцев

    Род деятельности: Учитель старшей школы в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Кировская область, Россия

    • Андрей Шалаев 20 Мая, 2018, 23:40

      Татьяна, плохо читать в 5, 6, 7 классе - очень поздно! Это должно "лечиться" ещё в начальной школе. Лучше всего - до окончания 1-го года обучения.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 1 год

      Род деятельности: Предприниматель

      Регион проживания: Самарская область, Россия

    • Андрей, к сожалению, бывает, что этим "болеют" даже в 9-м.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 6 месяцев

      Род деятельности: Учитель старшей школы в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Кировская область, Россия

    • Саид Насреддинов 21 Мая, 2018, 8:02

      "этим "болеют" даже в 9-м" - многие этим болеют всю жизнь: подруга жены лет пять назад - имея сына и внучку 12 лет - избавилась от ВСЕХ книг в доме, метров пять...

      Телевизор и два ноутбука оставила.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 9 месяцев

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Чеченская, Россия

  8. Виктор Рябцовский 20 Мая, 2018, 11:18

    Почему такие слабые попытки указать на образное восприятие при начальном развитии детей. Человек от рождения наделен образным восприятием, а в начальной школе и в дошкольном воспитании это не получает нормальной оценки. Когда человек учится читать, ему очень не хватает связи образов в виде изображений, которые помогают закреплять связи, которые создаются при чтении. Этот же механизм работает, когда человек учится говорить. Необходимо упомянуть и об эмоциональной окраске речи, когда многие сказки озвучены профессиональными актерами. Это позволяет легче воспринимать новые слова, который ребенок часто слышит впервые. Говорящие книги, где можно послушать, увидеть изображение и сравнить, как связано картинка с текстом, все очень интенсивно работает, особенно на начальных этапах восприятия речи, а в дальнейшем при обучении чтению. Абсолютно согласен с мнением, что детям необходимо видеть то, о чем написано в книге, затем этот образ может воспроизводится многократно в автоматическом режиме.

    Кроме того, на мой взгляд явно не оценен подход, когда текст должен иметь речевую поддержку, в этом случае маленький человек учится не только правильному толкованию слов, но и правильному ударению и правильному произношению новых слов. Образное восприятие данное человеку от природы надо использовать с максимальной эффективностью. Об этом же и говорит М. Арест, который указывает на необоснованно раннее продвижение в начальной школе символьного представления информации, которое отрывается от привычного образного. Символы, в той же математике можно освоить несколько позднее, когда у учеников начальной школы произойдет становление четкой связи между текстом и образом, тогда можно будет идти дальше, так как прочитанное будет позволять автоматически связывать текст с образом в памяти человека. Сегодня в начальном образовании нужен четкий баланс в построении перехода от образного восприятия к символьному, процесс должен идти постепенно, а не скачкообразно. Я пришел к этому подсознательно при воспитании собственных детей, к каждой книге к тексту находили речевое сопровождение, когда его не было записывали сами. Читая книгу и прослушивая речь, которую легко воспроизвести с приемника, в котором есть MP3 плеер, ребенок многократно слушает понравившиеся произведения. Он без особых усилий самостоятельно знакомится с разной литературой, которая вызывает у него интерес. В этом случае возникает любовь к чтению книг, и как следствие рост уровня знаний и самостоятельного развития на базе увлечений книгами определенной тематики.

    Полагаю, что словарь простых слов при подобном подходе не потребуется, но если этот период пропущен, то может возникнуть острая потребность в применении подхода, который предлагает автор. Проблемы сами не исчезают, применение подобных иллюстрированных словарей может быть востребовано при подобных ситуациях на текущем этапе развития, так как далее могут появиться новые формы представления информации, например, уже сегодня в театрах используют 3D изображения. Очень понравилась опера "Евгений Онегин" в подобном оформлении. Был приятно удивлен применением современных технологий в искусстве, даже не подозревал насколько достоверно может выглядеть современная сцена. Надеюсь, когда-нибудь в классах школы появятся электронные автоответчики, которые смогут показать на экране изображение непонятного значения и дать исчерпывающее объяснение непонятного слова или выражения, историю его возникновения.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 1 год

    Род деятельности: Иное

    Регион проживания: Московская область, Россия

    • Саид Насреддинов 21 Мая, 2018, 8:05

      "Очень понравилась опера "Евгений Онегин" в подобном оформлении" -

      ну что ж, мечта Поэта - "Даёшь изячную жизнь!" - начала, наконец, осуществляться.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 9 месяцев

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Чеченская, Россия

  9. Елена Романова 20 Мая, 2018, 13:08

    Вот мне интересно, какую картинку дать к понятию «причастие»?

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 1 год

    Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Архангельская область, Россия

    • Валерий Ганузин 20 Мая, 2018, 14:59

      Дайте картину Пабла Пикассо Первое причастие.

      http://www.picasso-pablo.ru/works/La-premiere-communion.html

      Или - Отвергнутый - причастие. И.Е. Репин.

      http://webstarco.narod.ru/20vek/big/image/repin30.jpg

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 7 лет

      Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

      Регион проживания: Ярославская область, Россия

    • Андрей Шалаев 20 Мая, 2018, 23:50

      Елена, картинки в описанном мною в статье словаре даны не к словам, а к правильным применениям этих слов.
      Для каждого слова показаны правильные применения их в предложении, и к одному из предложений дана иллюстрация.

      В случае с причастием (как частью речи) даётся полное описание термина, приводятся примеры причастий, с вопросами, примеры их правильного использования в предложении и иллюстрация одного из предложений.

      Каково детям, если даже мы, взрослые не знаем, какую картинку дать к тому или иному понятию?

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 1 год

      Род деятельности: Предприниматель

      Регион проживания: Самарская область, Россия

    • Елена Ковалева 21 Мая, 2018, 4:56
      Вот мне интересно, какую картинку дать к понятию «причастие»?

      Кстати, анекдот про причастия....
      - Ты почему плачешь?
      - Сегодня узнала, что у причастий нет будущего....

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 8 лет

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Новосибирская область, Россия

  10. Елена Романова 21 Мая, 2018, 19:54

    Похоже, действительно нет. В речи они встречаются все реже, а знают их «в лицо» единицы.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 1 год

    Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Архангельская область, Россия

  11. Виктория Якубина 6 Июля, 2018, 14:03

    То есть причина неуспеваемости выпускников - отсутствие толковых словарей и словарной работы на уроках в начальной школе, а точнее, прямо в первом классе?? Смешно и грустно.))) Проблема понимания смысла речи собеседника, конечно, существует. Но причины этого непонимания в отсутствии единых программ, учебников, требований. Люди из разных сословий, социальных структур, городов, районов, сообществ не понимают друг друга, т.к. многие русские слова и выражения претерпели смысловые изменения. Чтобы люди понимали друг друга, понимали тексты, слова, выражения, юмор, стихи, должно быть что-то объединяющее в родном языке, то, что понятно всем. Раньше это были книги, формирующие картину мира. Для детей были детские книги с картинками, классические литературные произведения. Все читающие люди не могли не понять друг друга.... Сейчас дети не читают книг. Каждый живёт в своём мире и вкладывает свой смысл в каждое слово. Так при чём здесь толковые словари?

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 2 года

    Род деятельности: Преподаватель/Методист в организации послевузовского образования или науки

    Регион проживания: Севастополь, Россия