Школа педагогов и директоров продолжает свои изыскания в сфере педагогического новаторства. Объектом внимания зимней сессии стала школа, которая так и называется — «Новая», экскурсия в нее позволила участникам лично оценить степень новизны.
Московская Новая школа в своем идейном воплощении существует с 2005 года, но стены обрела совсем недавно. Фонд «Дар» под управлением Юлии Вешниковой потратил на поиск здания, формирование команды единомышленников и осмысление концепции подхода к образованию долгие 12 лет.
1 сентября 2017 года в Новой школе начался процесс обучения и обживания, так как присутствие на уроках и получение необходимых знаний для жизни не должно идти в разрез с самой жизнью, полноценной и насыщенной. Преподаватели Новой школы считают: детство не заканчивается на пороге школы, а академические результаты — это плоды живого интереса к познанию, а не эффективной зубрежки. Все чаще и чаще в педагогических кругах звучит неглупая мысль, что дети — это, прежде всего, люди, а не ученики. В основе этого, «человеческого» подхода в образовании, лежит идея свободного выбора и принятия во внимание особенностей и интересов детей. Вот и в Новой школе во главу угла ставится реализация навыков и способностей ребенка и обучение гармоничному взаимодействию с миром. Впрочем, обо всем по порядку...
Кофе и круассаны с приветливым директором Новой школы, Кириллом Медведевым
«Должно быть в школе какое-то «безопасное» место для учителей,» — считает ее директор Кирилл Медведев. В Новой школе такое место — кафе для взрослых. Именно там, в полной «безопасности», прошла первая часть встречи Школы педагогов и директоров. Команда Новой школы, от директора до кураторов, очень молода (если не по возрасту, так душой). Удивительным образом удалось собрать профессионалов, которые совершенно не умеют этим кичиться и горят идеей воспитать мыслящих людей, готовых принимать решения и нести за них ответственность.
Детей и родителей отбирают себе под стать: дело-то общее. Поэтому собеседование с родителями — обязательный этап поступления в школу — рассказывает Сергей Плахотников, руководитель начальной школы (прим.: на его ярко-красной толстовке красуется надпись «Открыли тетради, закрыли рты» — одна из наиболее употребительных фраз общеобразовательной школы, уходящей ныне в историю).
Сергей Плахотников демонстрирует участникам Зимней сессии Школы педагогов и директоров устройство «столярки»
Математику, русский и английский языки, конечно, тоже никто не отменял, но важнее проверить, подходят ли друг другу все три партнера: ученик-учитель-родители, — играть в «перетягивание удава» здесь никто не собирается. Даже за короткую историю школы был прецедент, когда родители, пораженные отсутствием дневников, оценок и замечаний красной ручкой, настолько растерялись, что забрали совершенно счастливую девочку в более понятную им структуру (о дальнейшей ее судьбе ничего не известно, но, думаем, все более-менее хорошо). Да и школа оставляет за собой право отказать в приеме без объяснения причин, что, если честно, лишь удваивает спрос.
К слову, об экономике: один месяц обучения ребенка в Новой школе обойдется родителям в 40 тысяч рублей. Правда в эту сумму включено питание в школьном ресторане (на этом названии создатели настаивают, нужно признать, не без оснований), а также пакет курсов дополнительного образования. Однако Новая школа - это все равно не история зарабатывания денег, ведь условия, созданные в ней для учащихся, оборудование, обслуживание здания обходятся намного дороже. Для примера: один зал для так назывемой «3D-физкультуры», в котором есть все — от скалодрома до горки — стоил, по самым приблизительным подсчетам, 1 млн. 800 тысяч. рублей. К услугам детей в школе — гончарное искусство и кулинария, столярное дело и 3D-принтер, и даже огромный аквариум с парочкой приветливых зеленых гекконов, имя которым выбирали путем открытого конкурса. А театральному залу Новой школы могли бы позавидовать некоторые московские камерные театры.
В театральном зале Новой школы можно ставить настоящие спектакли и проводить школьные собрания
Большое внимание в школе уделяется спорту и технологиям. С детьми работают семь преподавателей спортивных дисциплин (включая художественную гимнастику и борьбу) и четверо — по технологиям. Системы отметок нет: мотивацию к обучению в Новой школе стараются стимулировать другими средствами. Отсутствуют и звонки с урока и на урок. Их заменяют философские ремарки а-ля «Девять-тридцать девять, а все ли ты успел сделать?»...
Домашнего задания также стараются избегать — в классе и без того много работы. У детей принято так называемое «гостевание» (прогулки по классам и знакомство с другими параллелями), часть занятий и вовсе проходит в смешанных группах. В начале декабря состоялась первая школьная ассамблея. Для старшекласников «пропуском» на ассамблею служил ученик младшей школы, с которым обязательно нужно было познакомиться и подружиться. Процесс выбора на встрече поколений исходил из личных симпатий, похожести. Но «никто не ушел обиженным».
Один раз в месяц дети посещают музей, предварительно его выбирая. Еженедельно проводятся школьные собрания. Родителей привлекают к занятиям физкультурой («зарядки с родителями»), а также совместным вечерам, зачастую, с гитарой, играми, творческой импровизацией.
Спортивный зал Новой школы
В основной школе с учащимися работают тьюторы и медиаторы (специальные люди, призванные разрешать зарождающиеся конфликты). Тьюторы служат неким «структурирующим зеркалом» для подростка: они фиксируют его цели, стремления, перемены в интересах, но не давят, не призывают к ответственности и не корят. За три месяца для преподавателей и тьюторов было проведено более ста тридцати обучающих семинаров.
Широко развита и система дополнительного образования. В настоящий момент на программе обучаются около четырехсот восьмидесяти детей. Основные направления — спорт, музыка, искусство и технологии. Есть занятия по робототехнике, пользующиеся огромной популярностью, несомненно — компьютерные классы. Урокам фортепьяно предпочитают этнические барабаны, электрогитару. И мальчики, и девочки посещают занятия по кулинарии.
Директор по развитию дополнительного образования Новой школы, Яна Кудрявцева, рассказывает о специфике своего направления
Новая школа в некотором смысле «троллит» запреты, принятые в школе старого образца: в коридорах и читальном зале можно найти электронное пианино и барабанную установку с призывными надписями «Играть можно!» (благо, в современном мире широко используются наушники).
В Новой школе писать на стенах разрешается!
Если повсеместно детям запрещается рисовать на стенах, то здесь даже создаются специальные стены для письма и рисования. Ну а что?! Ведь это самовыражение!
К тому же, по мнению педагогического состава и администрации Новой школы: «Школа — это не только стены!» И даже, вернее будет сказать, прежде всего, не они.
Фото Николая Середина
Интересна тема профессионального развития педагога и руководителя?
Подписаться на Дневник «Школа педагогов и директоров»
Партнерский материал