Depositphotos / Иллюстрация: Юлия Замжицкая
Cемейный психолог Ольга Некрасова уверена, что за желанием работать в школе скрываются глубинные психологические причины. Какие?
-
Доказательство «от обратного»
Если ребенку в жизни встретился «плохой» учитель — тот, кто преподавал предмет без интереса или позволял себе унижать и оскорблять учеников, — то он может выбрать эту профессию, чтобы доказать: педагог может и должен быть другим.
«Я стала учителем «вопреки». Моим классным руководителем была директор школы. Она не проводила в классе никаких мероприятий, никаких походов, ее уроки у нас постоянно замещали. О нашей «классной» жизни у меня остались только негативные воспоминания», — рассказывает учитель биологии Екатерина Гурина (г. Ставрополь).
После педвуза молодые специалисты, которые решили стать учителями из обостренного чувства справедливости, идут в школу с желанием встряхнуть устаревшие взгляды и правила.
В чём опасность?
Есть большая вероятность разочароваться в профессии и детях. «Идеальная картинка» работы в школе, которую рисует себе такой выпускник, чаще всего сильно отличается от реальности: и класс может попасться «неуправляемый», и коллеги «ни во что не ставят», и бесконечное заполнение бумаг и отчетов выматывает.
-
«Хочу быть, как мой учитель!»
Такие люди идеализируют своих педагогов и, хотя в профессию идут осознанно, но все же с некоторыми радужными надеждами. С одной стороны, у них перед глазами — образец того, каким должен быть учитель. С другой — они не знакомы с внутренней «кухней». Ненормированный рабочий день, высокая эмоциональная нагрузка, дети, которые не хотят учиться, родители «с претензиями» — все это шокирует и разочаровывает.
В чём опасность?
Хорошо, если удастся справиться со сложностями и влиться в школьный ритм. В противном случае будет нарастать неудовлетворенность собой из-за того, что не получилось быть похожим на идеал. Такие учителя либо уходят из школы навсегда, либо начинают тихо ненавидеть свою профессию и себя в ней.
К счастью, есть и истории со счастливым концом, как у Людмилы Пислегиной, учителя химии и биологии (с. Постол, Удмуртия):
«Когда я увидела свою первую учительницу, то сразу подумала: «Я тоже так хочу!» Она удивительным образом умела найти общий язык с каждым, с уважением относилась к детям. У меня не возникало сомнений, кем стать — только учителем, как она. И за все время ни разу не разочаровалась в своем решении».
-
Жажда самоутверждения
В школу такие люди идут, чтобы доказать свою значимость, силу и авторитет. И делают это за счет учеников. Особенно достается тем, кто знает больше, чем учитель. Такие педагоги ищут слабые места у ребенка и прицельно бьют по больному в присутствии одноклассников: «Слишком много знаешь, только у меня выше тройки не получишь», «Встань! Пусть все полюбуются на этого умника», «С таким поведением – прямой путь в колонию», «Как я скажу, так и будет». Они высмеивают внешний вид, ответы у доски, публично зачитывают ошибки в сочинении.
В чём опасность?
Как правило, ими движет желание отыграться за собственные детские обиды. Такие педагоги действуют по принципу: лучшая защита – нападение, поэтому крики и брань – их главный инструмент. Сами они считают себя профессионалами, требовательными, но справедливыми. При этом, как правило, ненавидят свою работу, «бестолковых детей» и слишком требовательную администрацию, но менять в своей жизни ничего не хотят.
Читайте также: Учитель наносит удар. Как и почему педагоги травят своих учеников?
-
Желание продлить детство
Эти педагоги на одной волне с учениками: они знают их интересы, отлично разбираются в трендах ТикТока и даже ведут свои блоги. Ученики им доверяют, с ними можно запросто обсудить видеоигры и популярные молодежные сериалы. Они легки на подъем, любят пошутить и творчески подходят к своей профессии.
«Мы постоянно рисуем с ребятами, что-то создаем, экспериментируем, креативим. Погрузившись во все это, понимаю, что не хочу уходить из образования. Ребята так вдохновляют, так хорошо становится, когда у них получается рисунок или поделка. Больше не могу себя представить без этого», — признается Евгения Гильманова, учитель ИЗО и технологии из г. Находки Приморского края.
В чём опасность?
С такими педагогами детям кажется, что дистанция между ними и учителем минимальна, и они будут проверять, нельзя ли ее сократить еще больше. Чтобы не допустить панибратства, нужно быть начеку и вовремя пресекать нарушения границ общения.
Дети таких учителей, как правило, любят, а вот коллеги недолюбливают: им кажется, что их авторитет «дешевый», а дети «сидят у них на шее». Чтобы доказывать обратное, приходится наводить мосты с педколлективом.
-
Стремление изменить мир
Эти педагоги находятся в вечном поиске интересных фактов, у них не иссякает желание учиться новому. Своих подопечных они тоже настраивают на серьезный лад.
«В школу я пришел с некоторой миссией: хотелось донести до детей, что именно им придется принимать в будущем важные стратегические решения. Поэтому на своих уроках я выделяю больше времени на формулирование гипотез — это важно, в том числе для понимания того, какие изменения происходят в мире», — определяет свою задачу учитель физики Кирилл Пахмутов (г. Красноярск).
В чём опасность?
В стремлении передать детям свой энтузиазм важно знать меру. Если требовать от ребят «идеальных» знаний по своему предмету и нагружать их сверх меры, можно прослыть «злым гением». Про таких учителей сочиняют анекдоты, а старшеклассники пугают ими учеников младших классов.
-
Повторение родительского сценария
В семьях, где есть педагоги, дети тоже включены в рабочий процесс, а вечерние разговоры порой превращаются в педсоветы. Учительские дети хорошо знают, что профессия педагога – это горы тетрадей, ненормированный рабочий день и куча бумажной работы. Поэтому на вопрос «Кем ты хочешь стать?» они или отвечают «Только не учителем!», или радостно сообщают, что собираются пойти по стопам родителей.
В педагогических династиях любовь к профессии передается без иллюзий. Такие учителя знают, что их ждет впереди, поэтому у них минимум разочарований в профессии.
«В школе работала моя мама (сначала учителем биологии, а потом и директором школы), дядя был учителем физкультуры, а тетя преподавала русский язык. Еще в школьном возрасте мне нравилось «учить» соседских девчонок младше себя. После девятого класса я пошла в педагогическое училище, которое когда-то заканчивали мама и дядя. И вот я учитель с 2004 года: работаю по сегодняшний день и в профессии не разочарована», — рассказывает Ирина Новоселова, учитель немецкого языка из пгт Свеча Кировской области.
Читайте также:
-
Случайность
Есть особая категория учителей, которые стали педагогами без видимой причины — по воле обстоятельств.
Виталий Пислегин, учитель истории и обществознания, с. Постол, Удмуртия:
«Вообще я хотел поступать в военное, но не прошел медкомиссию по зрению. Выбрал наугад педучилище, пришлось заниматься со школьниками начальных классов. Учительствовать понравилось, но понял, что интереснее с детьми постарше: целенаправленно закончил университет и стал преподавать историю. Нравится, когда ученики задают вопросы, интересуются историей нашей страны, анализируют и размышляют. Даже если сделали ошибку, разбираем на уроке – мне важно узнать, почему ученик думает именно так».
Такие педагоги входят в профессию осторожно, не питая особых иллюзий и оставляя себе путь к отступлению. Они работают «здесь и сейчас», и если им действительно интересно, то они остаются в школе надолго и с увлечением окунаются в школьный мир.
Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.
Подписаться