Ученик девятого класса школы № 51 в Махачкале напал на одноклассника и ударил его ножом. ЧП произошло непосредственно в учебном заведении.
От ранения подросток умер в больнице, куда был экстренно доставлен.
Педсовет собрал все главные факты о ЧП к этому часу.
Что случилось
По данным следственного управления СК по Дагестану, причиной убийства подростка стала драка, во время которой 15-летний подросток ударил одноклассника ножом. Как сообщали СМИ, удар пришелся в область грудной клетки.
После ЧП школьника доставили в полицию. Возбуждено уголовное дело по статье об убийстве.
Сам допрошенный заявил, что не хотел убивать одноклассника и между ними раньше не было конфликтов. Как утверждает ученик, нож он купил год назад — «просто чтоб дома лежал», поскольку «у всех есть».
«При драке в состоянии аффекта достал его, ударил. Непреднамеренно, я не хотел убивать», — приводит МВД Дагестана выдержки из допроса подростка.
Как сообщает ТАСС со ссылкой на уполномоченного при главе Дагестана по защите семьи, материнства и прав ребенка Марину Ежову, у школы есть договор на охрану, там установлен металлоискатель и охранник был на месте. Как считает она, «видимо, металлоискатель не сработал по каким-то причинам».
Что известно о нападавшем
Ежова сообщила, что махачкалинский школьник был известен как сложный.
По информации детского омбудсмена, мальчик очень плохо учился и не раз менял учебные заведения, некоторое время был на домашнем обучении. По ее мнению, с ним должны были строиться особые отношения, психологическая помощь и работа с семьей.
«Но этого не произошло, потому что в масштабах дагестанского общества проявление агрессии у молодых людей воспринимается как признак мужественности. Это не осуждается, а где-то даже прощается», — цитирует Ежову РИА Новости.
По данным омбудсмена, мать знала о поведении сына, но отвечала: «Он же мальчик!».
Как считает Ежова, в регионе следовало бы создать специализированные школы для трудных подростков, которые были закрыты в 1990-е годы. Сейчас таких спецшкол нет, однако есть много детей «в конфликте с законом».
«Эти дети, совершенно очевидно, нуждаются в усиленном внимании, причем не столько в обучении, сколько в воспитательном и психологическом компоненте, а это уже другие специалисты, не просто предметники. Соответственно, должны быть особенная учебная программа и особое учебное заведение», — отметила омбудсмен.
По ее словам, необходимо уделить особое внимание «традиционным схемам воспитания» в Дагестане.
«Воспитывать мужественность — очень тонкая грань. Можно воспитать человека, игнорирующего любые другие аргументы, кроме силы», — считает Ежова.
Реакция властей и руководства школы
Как сообщает ТАСС со ссылкой на Минобрнауки республики, директор и замдиректора школы № 51 уволены.
По словам врио министра образования и науки Дагестана Яхьи Бучаева, он сам рекомендовал главе администрации Махачкалы отстранить руководство школы. Также Бучаев попросил временно назначить на руководящую должность в учебном заведении «человека извне», чтобы он был независим при расследовании обстоятельств.
Кроме того, чиновник выразил недоумение, почему подросток не состоял на учете в инспекции по делам несовершеннолетних, хотя его девиантное поведение было очевидно. Выяснилось, что в школе ситуация неоднократно обсуждалась, привлекались родители, однако «было полное отсутствие реагирования со стороны педколлектива».
Глава Дагестана Сергей Меликов поручил властям подготовить предложения, чтобы повысить уровень безопасности в школах региона. Кроме того, на фоне ЧП Минобрнауки создало комиссию для расследования причин и всех обстоятельств.
Сам Меликов находится на связи с правоохранительными органами.
Мнение эксперта
По словам доктора педагогических наук, профессора, председателя РМО, директора Монтессори-школы «Алиса» Александра Могилева, такие ЧП в школах стал возможны, поскольку в обществе очень велик уровень агрессии.
«Люди буквально бросаются друг на друга не только с кулаками, но и с оружием в руках: водители на дороге, соседи в многоквартирных домах и на личных участках. Повод для ссоры найти очень легко. Совершенно не действуют понятия, что мы живем в обществе и с общественными требованиями нужно считаться, в случае конфликта идти навстречу друг другу, улаживать конфликт путем переговоров, причем культурных, что агрессия — это плохо», — подчеркнул специалист.
По мнению Могилева, культ силы насаждается повсюду — через телевидение и кино, агрессия идет от популярных компьютерных игр. Как подчеркнул специалист, культы оружия и мести надо последовательно замещать, вытравлять из российского общества.
«То, что предлагается сейчас по борьбе с такой вооруженной агрессией в обществе, — это формализм и имитация глубоко продуманных мер, первое, что пришло в голову. Конечно, это все не даст результата. Должна с детства вырабатываться установка, что любая агрессия — это плохо, драки и нарушение физических и психологических границ — недопустимы. Должны воспитываться ценность личности, доброты, поддержки. Нужно повышать общий уровень культуры, человечности, терпимости, коллективных ценностей, внедрять навыки сотрудничества, коллективного труда», — считает эксперт.
Подробнее о проблеме насилия в школе и скулшутинге читайте в новой колонке Александра Могилева на нашем сайте.
Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.
Подписаться