«Вставай, опоздаем! — Мам, а можно я не пойду в садик? — Ну-ка не выдумывай! Надевай колготки. Живо! — Не хочу в садииик!», *плачет*.
Либо для вас это типичная картина утренних сборов, либо вы о таком слышали. Серьезных статистических исследований на тему «Сколько процентов детей не любят ходить в детский сад» не проводилось, но, если полагаться на опросы с родительских форумов, соотношение примерно один к трём. Как помочь ребенку чувствовать себя в саду комфортно и в безопасности? Разбираемся вместе с Ольгой Писарик, психологом, директором русскоязычного отделения Института Ньюфелда, экспертом Фонда «Университет детства» и мамой четырех детей.
Почему дети не хотят в сад
Представьте, что вы внезапно срываетесь с места и переезжаете в другую страну, где совершенно другой уклад жизни, пищевые привычки, и нет ни одного знакомого. Хорошо, пример полегче: новая работа. Казалось бы, вы уже взрослый, самостоятельный человек, но смена обстановки и людей вокруг вызывает стресс, порой даже тревогу.
Теперь представим ребенка. Для него предел социализации: попросить совок и поделиться своим ведерком на детской площадке в песочнице. Где-то на лавочке в этот момент ждет мама, чтобы идти домой ужинать. С посторонними взрослыми его в принципе учили не разговаривать и не брать конфеты. Вдруг установка поменялась: «Это твой воспитатель, слушайся ее». А с незнакомыми детьми нужно как-то общаться дни напролёт.
Новое общество сначала повергает ребёнка в состояние ступора, а затем заставляет адаптироваться, быть как все: одним из группы, а не любимым сыном или дочкой (часто единственным).
Представим первый день в саду глазами ребёнка: «Вокруг нет ни мамы, ни папы, ни даже бабушки. Чужие взрослые почему-то говорят, что нужно сейчас делать. Для всего существует специальное время. После обеда всех укладывают спать, но никто не устал — что за глупость. Показал воспитательнице свой рисунок, а она взглянула мельком и пробормотала: „Да-да, молодец, иди поиграй, я пока журнал заполню“. Когда вечером пришла мама, оказалось, что теперь так будет ПЯТЬ дней в неделю».
Теперь по пунктам. Что перевернулось в мире ребёнка с приходом в сад:
- Новое общество вызывает взрыв социальности, необходимость адаптироваться в коллективе. Ребенок перестает чувствовать себя единственным и уникальным, становится одним из группы под предводительством незнакомого взрослого;
- Отсутствие родителей заставляет его самостоятельно решать большую часть своих проблем, лишает защиты и внимания;
- Другие дети постоянно вокруг, со всеми так или иначе приходится общаться. На площадке можно отойти от Маши, если она капризничает или задаётся, но в группе от неё не спрятаться никуда. Побыть одному стало почти невозможно;
- Воспитатель, у которого в группе 30 детей, просто физически не способен обеспечить связь с каждым ребёнком. В этом случае он пытается «замкнуть» детей друг на друге. Это очень небезопасно, ведь дети не в состоянии заботиться, они эгоцентричны по своей природе;
- Жёсткое расписание, часто не имеющее ничего общего с тем распорядком дня, который был у ребёнка дома;
- Нет времени на игру. А для ребёнка она важнее всего;
- В саду все другое: другая еда, другие игрушки, другое постельное бельё;
- Стресс: у детей, находящихся в садиках и яслях, постоянно наблюдается повышенный уровень кортизола, гормона стресса, хотя в норме он должен снижаться уже к обеду. Чем теснее помещение и больше детей, тем уровень кортизола выше. Это подрывает иммунитет и ослабляет организм. Наблюдается зависимость и от возраста: маленьким детям расставание с домом дается тяжелее;
- Есть и просто гиперчувствительные дети. Чувствительность — это не диагноз, это особенность. Таким детям нужно больше внимания, они склонны уходить в защиты. Если типичные дети будут плакать, ругаться в ответ на определённые действия, то чувствительные замкнутся в себе: будут сидеть в одиночестве и нервничать. Мир слишком силен и интенсивен для них, они отгораживаются.
Как поддержать ребёнка
Есть такая африканская пословица: «It takes a village to raise a child» («Чтобы вырастить ребёнка, нужна деревня»). Она означает, что малышу необходимо целое сообщество взрослых людей, чтобы через взаимодействие с ними приобретать опыт, чувствовать защищенность и расти в здоровой атмосфере. Бабушки, мамы, тетя, соседка, поясняет Ольга Писарик, — это и есть «деревня привязанностей» ребёнка.
Готовя ребенка к саду, «деревню» следует расширить: поместить в неё ещё нескольких человек, которых он будет воспринимать как «своих взрослых» — воспитателя, нянечку, педагога по развитию. Тогда поход в сад станет чем-то естественным, сродни поездке к бабушке, и это поможет снизить уровень стресса.
Даже тревожные родители могут справиться с этой задачей, отмечает Ольга, но если они осознают, что ребенку важно, чтобы его окружали люди, для которых он личность. Ближний и дальний круг всё равно будут существовать. Но! Представим, что идёт дождь, а зонтик есть только у мамы. Ребенок стоит под зонтиком и боится сделать шаг. А теперь «поставим» вокруг него ещё несколько взрослых с зонтиками. И вот он уже может играть, не рискуя промокнуть.
Какие приемы помогут адаптироваться в садике
- Наладьте контакт с воспитателем.
Ребенок ценит в нем не опыт и не образование, а отношение к себе. А оно во многом вырастает из отношения к родителям - «Сосватайте» ребёнка воспитателю и наоборот.
Для ребёнка это будет выглядеть, например, так: «Твоя воспитательница спрашивала, как у тебя дела, передавала привет. Она очень ждёт встречи. Давай нарисуем ей открытку, а ты в понедельник подаришь?» Для воспитателя: «А мой сын вам открытку рисует. Так старается, вы бы видели!». Конечно, не каждый воспитатель готов к открытому вовлеченному общению, но это как раз задача родителя: выбрать воспитателя, для которого сад — это не просто работа с девяти до шести. - Участвуйте в жизни сада.
В Канаде распространены кооперативные сады, куда родители в свободные часы приходят и помогают: читают детям книжки, мастерят, помогают накрыть на стол, устраивают семейные праздники. Так устраняется разрыв между садом и домом. Сад перестает быть чужим, бездушным местом, где дети пережидают, когда родители вернутся с работы. - Перекрывайте недостаток внимания качеством общения.
Если вы все-таки не можете уделять ребенку время в дневные часы, старайтесь «напитать» любовью, теплом, лаской как бы авансом. Как голодный человек не может думать ни о чём, кроме еды, так недолюбленный ребёнок повсюду будет искать внимания, пытаться выстраивать те самые привязанности. Для ребёнка любовь и ласка — базовая потребность, значит, и удовлетворяться она должна в первую очередь. Окутанный вашей любовью, как защитным пузырем, он будет чувствовать себя свободнее в общении с другими людьми. - Попробуйте перекрыть расставание.
Давайте ребёнку в сад вашу общую фотографию, игрушки, положите ему в карман конфетку со смешной запиской, оставьте подарок в шкафчике, чтобы не было так: мама ушла, её не будет очень долго, а до этого — неизвестность, одиночество и страх. В адаптации очень помогает брать в сад свое постельное белье, полотенце, что-то из домашней еды, предварительно предупредив воспитателя. - Выбирайте сад с малочисленными группами.
Тридцать детей — критичная цифра, которая ведет к выгоранию воспитателя и невозможности выстроить систему доверительных отношений. - Выбирайте сад, где предусмотрено много времени на свободную игру.
Это важный терапевтический момент. В игре ребенок прорабатывает все волнующие его моменты во взаимоотношениях с миром. Есть игра солитюдная, в которой ребенку не нужен вообще никто. Не стоит лишать его возможности побыть в одиночестве, постоянно вовлекая в активность.
Дом и садик в восприятии ребёнка, замечает Ольга Писарик, не должны противопоставляться друг другу: в одном месте — хорошо, а в другом — ужасно.
Задача родителей — поддерживать связь с садиком в то время, когда ребёнок дома. Задача садика — поддерживать эмоциональную связь с домом.
Тогда жизнь ребёнка перестанет делиться на отрезки от ухода родителей на работу до их возвращения, а расцветет во всем разнообразии привязанностей. Ведь со стойкого убеждения «меня любят, обо мне позаботятся, мне не нужно бороться за жизнь» формируется здоровая личность, способная строить доверительные отношения с миром и окружающими людьми.
Гордон Ньюфелд — канадский психолог, психотерапевт. Разработал теорию психологического развития личности, основанную на привязанности. Автор теории призывает взрослых установить с детьми прочную эмоциональную связь, тогда привязанность выступает как «утроба для гармоничного развития». Институт Ньюфелда занимается распространением и популяризацией этих знаний: переводит труды Г. Ньюфелда на разные языки, создает курсы для родителей (порядка 20 курсов на разные темы про детей и подростков), работает с педагогами и воспитателями, обучая их основам системы. Более 60 школьных психологов сети школ Назарбаев Интеллектуальные школы в Казахстане проходили двухгодичное обучение основам теории привязанности. С детскими садами Институт работает реже, частным образом, хотя для воспитателей отлично подошёл бы разработанный организацией курс «Дети от 2 до 7» про дошкольников, ведь теория привязанностей универсальна.
Партнерский материал