Как открыть школу для русскоязычных детей в Испании? Что это будет — прибыльный бизнес, официальное учебное заведение или маленький оазис родной культуры? Директор школы «Радуга» в Барселоне Наталья Лоскутова рассказывает Педсовету о трудностях и радостях создания собственного образовательного пространства, о патриотизме, фольклоре и Судьбе.
Как устроено
Всё началось с Нового года больше десяти лет назад. Мы же из Советского Союза, для нас Новый год — самый главный праздник, со своими традициями. А здесь, в Испании, его отмечают по-другому, да и сам праздник не так важен, как Рождество, например. Да и снега никогда нет. И вот собрались русские в Барселоне и решили сделать своим детям ёлку. Чтобы передать всю «магию» этого праздника. Начали с ёлки, а потом размахнулись...
Дети, которые ходят к нам, на неделе учатся в испанской школе, по обычному расписанию с девяти утра до пяти вечера. Нам остаются суббота и воскресенье, но должен же у детей быть хоть один выходной! Так что собираемся один раз в субботу утром.
На занятия приходят примерно 150 детей — получается 15 групп, от 3-х до 17-ти лет. Места нужно много, а своего помещения нет. Арендуем муниципальную школу: двор, зал, классы.
У нас всё весьма традиционно — есть звонки и расписание. Есть обязательный блок предметов, куда входят русский язык, музыка, история, искусство, русская литература в зависимости от возраста. С этого года больше творческих кружков, и не только для малышей, но и для подростков, которые с удовольствием записались, например, в театр и студию изобразительного искусства.
Ох уж эти билингвы
Наша целевая аудитория, конечно, русскоязычная. Есть русские мигранты, есть смешанные семьи. Дети билингвы (изначально разговаривают и думают на двух языках) и полилингвы (у них родных языков может быть три и больше). Полное смешение: даже у двоих русских родителей дети уже не всегда «русские» культурно.
Родители хотят, чтобы дети не растеряли родной язык в Испании — читали русские книги, общались на русском со сверстниками. Последнее, кстати, часто проваливается, потому что на переменах ребята в основном общаются на испанском.
Бывают проблемы с дисциплиной. Раз наша школа — это дополнительная деятельность, дети порой относятся к ней несерьёзно. Уроки не делают, балуются, в телефонах сидят… В испанской-то школе телефоны строго запрещены. Скорее всего, это правило придется вводить и у нас.
Выручает нас «двуполушарная методика» российского педагога и методиста Ольги Соболевой, по которой мы преподаем русский язык. Особенности билингвов — восприятие через «перенос образов». Переводят не слова, а образы, то есть представляют себе образ предмета сначала на одном, а затем на другом родном языке. Методика Соболевой развивает навык наблюдения, когда с помощью анализа и интерпретации дети учатся управлять этими переключениями.
Учебники Соболевой очень творческие, многоуровневые, можно легко перескакивать с темы на тему, и возвращаться обратно. Много заданий, которые задействуют ассоциативное мышление, будят фантазию ребенка. Для детей, которые испытывают трудности в общении на языке, это хороший механизм через творчество снять внутренние психологические зажимы и свободно говорить.
Интересно, что методика была разработано для обычных школьников из России, а мы начали использовать ее пять лет назад и очень довольны. Тем более «Соболеву» стали применять во многих русских школах по всему миру - в Австрии, Германии, Финляндии, США и других. Мы стали членами своеобразной «Соболевской семьи»: общаемся со школами, обмениваемся опытом.
Наши учителя
Личность преподавателя — самый важный фактор. Школа строится на людях. Они появляются у нас как бы случайно и неслучайно одновременно. При отборе педагогов резюме для меня, какое бы распрекрасное оно ни было, не так важно. Мне нужно человека «пощупать», понять, посмотреть его в общении, в работе.
Например, у нас есть фольклорный ансамбль. Его руководитель Татьяна Смолякова ранее ездила по Липецкой области, собирала песни у бабушек-дедушек, вот теперь занимается с детьми, они репетируют, делают костюмы, выступают… Все полны энтузиазма, и никакие телефоны не отвлекают.
За десять лет собралась серьёзная команда. Если считать с теми, кто приходит иногда, как режиссер или инструктор по шахматам, — человек 25. Для меня показатель, что основной костяк остается вместе с 2007 года и до сих пор, несмотря на все разногласия, никто сам не ушел. Случались, правда, ситуации, когда мы кого-то «уходили» — ну, бывает, что люди совсем не вписываются в коллектив. Но основная команда очень крепкая.
Сплоченная команда
В Барселоне несколько русских школ, поэтому людям есть из чего выбрать. Некоторые приходят к нам из-за чисто прагматических факторов — близость к дому, удобное расписание; но большинство всё-таки из-за атмосферы. Свои люди всегда притягиваются, а не свои — уходят. В испанских городках в округе тоже начали появляться русские школы, но некоторые семьи продолжают возить детей из пригорода именно к нам. Мы это очень ценим.
Как организовались мы тремя семьями сначала, так и продолжаем быть вместе до сих пор. Как бы пафосно это ни звучало, наша цель — не заработать деньги, а передать детям ценность русского языка. Через язык — культуру, патриотизм в самом хорошем смысле этого слова...
Познакомиться с «Радугой», а также узнать об авторской «двуполушарной методике» Ольги Соболевой можно будет на специальном событии, которое пройдет в Барселоне 5-9 октября. Пишите Наталье, если интересно участие, по электронному адресу radugabcn@gmail.com
Фото Ольги Сафроновой и из архива школы.
Интересны истории тех, кто в авангарде процесса обучения и воспитания?
Подписывайтесь на канал «Лидеры образования»