Назад К другим статьям
#Учиться #Жить

Развиваемся в игре: как прокачать креативность 

Развиваемся в игре: как прокачать креативность 

08 сентября, 14:00

#Подборки #Читателям

08 сентября, 14:00

Статья подготовлена с участием эксперта:

Фотография автора

Михаил Вершинин

Разработчик образовательных игр, директор «Лаборатории игр «В-агон»


Фотографии: Unsplash. Иллюстрация: Юлия Замжицкая

Игротехник, директор «Лаборатории игр В-агон» (г. Новосибирск) Михаил Вершинин рассказывает, на каких принципах строятся игры на развитие креативности и как использовать их в образовательном процессе.

Как определить, развивается ли в игре креативность?

Есть четыре признака того, что игра развивает креативность. В игровой механике должны присутствовать:

  • Разные способы успешных действий. 
    Чем разнообразней игрок может действовать в игре, тем больше ее потенциал для развития креативности. 

  • Разные победные стратегии
    Если результата можно достичь разными путями и стратегии игроков различаются, значит работа над развитием креативности в игре идет.  

  • Неограниченное количество вариантов действий игрока. 
    Например, есть игры, где игрок создает словесные или описательные конструкции: его количество действий невозможно посчитать, и это важный показатель.

  • Создание чего-то нового: текст, рисунок и т. п. 
    Это самый главный признак, на который нужно ориентироваться. Как определить, что созданный объект отвечает критерию новизны? 

    - У игроков не должно быть возможности действовать по шаблону. Нужно ставить перед участниками такую задачу, которую они никогда не решали в подобном контексте или компоновке.
    - Новое должно иметь смысл. Созданный в игре рисунок, текст, система и т. п. должен обладать внутренней логикой и (желательно) служить такой задаче, с которой игроки не сталкивались в быту. 

Механизмы игр на креативность

  1. Эвристика

В основе игры лежит определенный эвристический механизм, например, совмещение  шаблонов или их разрушение. 

В эвристических упражнениях игрок сталкивается с определенными сложностями, которые мешают ему выполнить задачу. Реагируя на эту помеху, он совершает полезную работу и выходит на неожиданное решение. 

Типовой пример — игра «Интервью» или «Пресс-конференция». В ней игроки случайным образом вытягивают слова, написанные на бумажных карточках. Эти слова нужно интегрировать во фразу, которая служит ответом на вопросы, задаваемые другими игроками. 

Допустим, игрок вытянул слово «молоток». Его спрашивают:

— Что ты делал сегодня вечером?

— Сегодня вечером я искал молоток, который потерял вчера.

Потом у игрока появляется еще одна карточка — «белка». У него спрашивают:

— Любишь ли ты охоту?

— Я обожаю охоту, но, — и он начинает завязывать конструкцию, которая связана с молотком и белкой. Например: «Обожаю охотиться. Но кровавая охота с молотком на какую-то живность типа белки меня не интересует». 

Игрок набирает все новые и новые слова, и раунд продолжается до тех пор, пока участник не собьется в ответе, либо не засмеется, что тоже добавляет азарта игре.

  1. Проектирование

В играх на проектирование нужно обеспечить придумывание чего-либо в большом объеме. 

Например, в игре «Биоконструктор» придумывается несуществующее животное, по определенным правилам. Игроки делятся на команды. У каждого участника есть зона ответственности: инженер пищеварения, инженер перемещения, инженер покрова, инженер органов чувств. Вместе они собирают животное в единую систему. Получается, команда работает как конструкторское бюро. 

Можно поставить задачу сконструировать космический корабль или базу на Сатурне, но в этом случае необходимо следить за тем, чтобы игроки не использовали шаблоны, которые они видели в кино или о которых читали в научной фантастике.

Если мы попросим: «Придумайте корабль, плавающий под водой», — это не будет работать на развитие креативности, потому что такие корабли есть, они давно придуманы. Но вот другой пример: на игровом инженерном проектировании мы предлагали сконструировать систему балласта на корабле, который бы мог опускаться на глубину до 100 км. Тут игрокам пришлось поломать голову, потому что для этого задания нет визуального шаблона. 

Также в играх на проектирование обязательно нужно оценить финальный продукт на жизнеспособность — желательно, чтобы оценку проводило жюри из независимых специалистов, например, биологов или инженеров.

  1. Метаприемы

Развивать креативность можно не только на играх, которые специально на это «заточены», но и на любых играх вообще. Здесь главный секрет в том, чтобы освоить как можно больше игр. Таким образом игрок осваивает множество новых стратегий и решений в разных игровых системах. Получается креативность в чистом виде.

У этого приема есть важные условия: 

  • игры должны быть качественными, проверенными веками (как шахматы, шашки) либо  одобрены и любимы большим количеством игроков («Каркассон», «Колонизаторы», «Билет на поезд» и т. п.).
  • игры должны быть разнообразными.

Чем более разнообразные игры, тем шире поле для отработки принятия решений, а значит наша креативность развивается более разнообразно и системно.

Второй метаприем значительно сложнее: развивать креативность помогает… разработка новых игр! При этом новая игра должна обязательно иметь новую механику: нельзя просто взять какой-то шаблон и наполнить его своим содержанием. И здесь мы возвращаемся к первому метаприему: чтобы избежать шаблонности и создать что-то принципиально новое, нужно познакомиться с как можно большим количеством разным игр.

Как интегрировать игры на креативность в учебный процесс

Игры на креативность не так просты в интеграции, потому что на придумывание чего-то нового нужен большой отрезок времени — если делать это в игровом взаимодействии, то такая игра получается довольно громоздкой для школьного графика. Но выход  есть — в игры на креативность взаимодействие игроков можно просто не включать. 

Что можно сделать в формате урока:

  • включить креативные упражнения;
  • попробовать игры на эвристических приемах.

Не стоит жертвовать материалом урока ради проведения игры — лучше, если игра будет построена на материале занятия. На уроке английского языка можно предложить ученикам сыграть в «Интервью», используя недавно изученные слова, а на уроке биологии — «сконструировать» растение, которое смогло бы расти в нестандартных для Земли климатических условиях.

Что можно сделать во внеурочное время:

  • давать креативные упражнения «на дом».

Это задания из разряда «Придумай идеальную ручку» — то есть, какую-то вещь, которой не существует. Получая подобное задание, ученик перебирает в голове варианты: что такое «идеальная ручка», как сделать ее идеальной и как ее можно улучшить. Если такие задания хорошо принимаются учащимися, то они очень полезны в плане развития креативности.


Материалы по теме:


Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.

Подписаться