Назад К другим статьям
#Учиться #Жить

3 типа игр, которые развивают навык коммуникации

3 типа игр, которые развивают навык коммуникации

23 августа, 14:00

#Подборки #Читателям

23 августа, 14:00

Статья подготовлена с участием эксперта:

Михаил Вершинин, Разработчик образовательных игр, директор «Лаборатории игр «В-агон»
Михаил Вершинин

Разработчик образовательных игр, директор «Лаборатории игр «В-агон»

Игротехник, директор «Лаборатории игр В-агон» (г. Новосибирск) Михаил Вершинин описывает 3 типа игр, которые помогут развить коммуникативные навыки у детей и взрослых.

  1. Игры с переговорами

Переговоры — ключевой элемент, который развивает навыки общения в игре. Чтобы он не был антуражным, фиктивным или фоновым, нужно соблюсти три условия:

  • переговоры действительно влияют на результат;
  • исход переговоров нельзя предсказать заранее;
  • игроки могут применять разные способы договориться;

Пример «переговорной» игры — «Мафия». В ней есть большой плюс: игроки договариваются, чтобы в результате переговоров и реакций определить «враждебное» меньшинство. Конечно, «Мафия» не исключает того, что игроки следят за лицом человека, анализируют его речь и т. д. Но в ней важно то, что игроку, который вычислил меньшинство, необходимо донести свою точку зрения другим, договориться с ними. Только благодаря этому с мафией получится справиться.

  1. Игры с коммуникацией по необычным правилам

На первый взгляд, правила в таких играх мешают коммуницировать и сбивают участников с толку. Но именно эта особенность делает диалоги более вариативными, неожиданным. Это подталкивает игроков нестандартно работать со словами, иначе раскрывать их содержание.

Чтобы такая игра была эффективной, нужно, во-первых, задать четкую систему запретов. В этом случае стратегия игрока будет направлена на то, чтобы спровоцировать соперника на фол. Если он нарушает запрет — выбывает из игры. Эти правила должны жесточайшим образом соблюдаться, иначе вся игра разрушится. 

Во-вторых, у игроков должна быть свобода действий. Иначе им будет просто неинтересно. С одной стороны, остаются жесткие ограничения: чтобы сбивать шаблоны и провоцировать необычную коммуникацию. С другой стороны, они позволяют игроку пользоваться разными коммуникативными стратегиями. 

Этим принципам соответствует «Игра в вопросы». Ее прототип придумал Томом Стоппард в пьесе «Розенкранц и Гильденстерн мертвы». Ее участники общаются друг с другом, обмениваясь вопросами по определенным правилам. Они играют они до тех пор, пока кто-то их них не сбивается. После этого все начинается сначала,  до трех очков.

В игре задается определенная система фолов: не должно быть утверждений, повторов, риторики. По умолчанию подразумевается, что диалог всегда поддерживается, и нет выпадающих из темы вопросов. 

Например, один игрок говорит: «Какая погода сегодня?». Второму игроку важно отсечь риторику, вроде «А ты не видишь?», «Почему ты спрашиваешь?» и задать свой вопрос, как бы достраивая ситуацию:  «Какая погода сегодня?» — «Хочешь прогуляться?».

Это не так-то просто, но освоив игру, получается выстроить довольно сложное взаимодействие.

Вторая подобная игра называется «Да, Темный властелин». Ее легко купить в магазине или распечатать. Она построена на шуточном диалоге некого темного властелина, который обвиняет своих слуг в том, что они провалили задание. 

Мы привыкли к тому, что на какой-то вербальный посыл нужно отвечать однозначно: «Ты разбил вазу» — «Я не разбивал». Но в этой игре  «слуги» с помощью карт-намеков конструируют оправдание и при этом не просто увиливают, а переводят обвинение на другого. Если у игроков получается это делать, процесс выглядит смешно и задорно. Эта игра развивает способность размышлять и разговаривать одновременно.

  1. Игры на кодирование и анализ информации

В таких игра идет работа с логической структурой. Их особенность в том, что информация, которой обмениваются участники, отличается от повседневной, а выигрыш зависит от того, насколько успешно игрок ее расшифровывает.

К этому типу относятся все «крокодилообразные игры» или шарады, Alias. Но у этих них есть некоторое ограничение: работа с информацией здесь неглубокая. 

Это происходит потому, что они близки нашему бытовому опыту: мы очень часто объясняем слова друг другу. Ребенку это полезно, для взрослого это рабочая операция, которая в игре его почти не развивает, и иногда даже бывает довольно скучной. Эти игры приходится усложнять. Например, показывать слова в танце или еще каким-то неудобным для игрока способом.

Глубже поработать с информацией позволяет «Диксит». Это игра на ассоциации, которую в 2008 году нарисовала французская художница Мария Кордо. Задача участников — дать такие вербальные определения изображениям на карточках, чтобы они было достаточно сложными и не все могли их угадать. И все же таким, чтобы угадал хотя бы один из игроков.

Эта игра очень похожа на «Имаджинариум», но отличается системой подсчета очков, количеством игроков и рядом правил. 


Материалы по теме:

Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.

Подписаться