Развиваем критическое мышление на уроках литературы


Фотографии: Unsplash / Иллюстрация: Юлия Замжицкая

Елена Постовар, учитель русского языка и литературы, ГБОУ СОШ № 79 (г. Санкт-Петербург), делится своим опытом использования методов развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП).

Что такое РКМЧП

РКМЧП — это рефлексивная деятельность в обучении. Она помогает ученикам самим определять цели обучения,  продуктивно работать с информацией и размышлять о том, что они узнали. В ее основе лежит базовая модель трех стадий: «вызов — реализация смысла — рефлексия». 

  1. Стадия вызова.

Ее цель — пробудить интерес к предмету изучения, актуализировать уже имеющиеся знания, предположения, запустить ассоциации.

  1. Стадия реализации смысла (осмысления).

Это работа с информацией: текстом, видеофильмом, лекцией и т. д. Она предполагает, что ученик воспринимает информацию активно: «нанизывает» новые знания на старые, сопоставляет «то, что было» и «то, что стало».

  1. Стадия рефлексии.

Ее задачи:

  • целостно осмыслить, присвоить и обобщить полученную информацию; 
  • выработать собственное отношение к материалу; 
  • проанализировать собственный мыслительный путь и свои действия.    

Как использовать РКМЧП на уроках литературы

Стадия вызова

«Я знаю»

Знакомство с биографией и творчеством А.Пушкина происходит постепенно: дети накапливают информацию от класса к классу. Значит, начиная разговор о А.Пушкине в 5 классе, уместно задать вопрос: «Что вы знаете о биографии и творчестве великого поэта?».

Ответ предложите записать в таблицу, где есть три графы: «Знаю», «Узнал», «Хочу узнать».

После дети делятся своими знаниями, и это мотивирует их на дальнейшую работу. Стимулом может быть познавательный интерес: «Хочу знать больше!». А может и «спортивный»: «Оказывается, кто-то знает больше меня! Чем я хуже?!».

«Рассказ-предположение по ключевым словам»

Этот прием пригодится на стадии вызова при разборе рассказа А. П. Чехова «Толстый и тонкий» в 6 классе. 

Учитель сообщает детям, что они будут читать рассказ, в котором значимыми будут слова: «встретились», «друзья детства», «восторженно», «окаменел», «поморщился», «поклонился». Задача — за пять минут предположить, каким мог бы быть рассказ. 

После дети зачитывают классу свои варианты. Конечно, в своих предположениях они не выходят на чеховскую проблематику, но еще до стадии осмысления проявляют интерес к теме.

«Перепутанные логические цепочки»

На втором уроке по роману Д. Дефо «Робинзон Крузо» в 5 классе учитель предлагает составить предложение из записанных на доске слов «ЗЛЕ ВО МОЖНО ДОБРО ВСЯКОМ НАЙТИ».

«Во всяком зле можно найти добро» — составили! Теперь учитель просит детей высказать свое мнение. Желательно записать его в тетрадь. Так получится подкрепить работу на стадии осмысления текста собственным опытом детей.

Смысловая стадия

«Двухчастный дневник»

Это прием обучающего письма, когда ученики выделяют главное и записывают свои мысли. Например, после чтения рассказа А. П. Чехова «Толстый и тонкий» учитель просит сделать записи в двухчастный дневник:

  • на какие моменты текста обратил внимание при чтении;
  • чувства, эмоции, размышления по поводу прочитанного.
Это активизирует чтение, систематизирует смыслы и готовит материал  для стадии рефлексии.

«Таблица толстых и тонких вопросов»

Это способ фиксировать вопросы по ходу чтения или слушания.

«Тонкие» вопросы требуют простого односложного ответа; «толстые» доказательного и развернутого. 

Примеры: 

  • «Тонкий» вопрос: «Кто посеял в сердце Ассоль „семена крупной мечты“?» 
  • «Толстый» вопрос: «Почему Ассоль и Лонгрен назвали собирателя сказок и легенд волшебником, а жители Каперны — колдуном?» 

 «Чтение с остановками»

Чтение текста от «остановки до остановки». Во время пауз учитель задает вопросы — прогнозы по поводу развития сюжета. Ученики высказывают предположение и обосновывают их. 

Например, разбиваем текст на сказки В. Гаршина «Attalea princeps» смысловые отрезки. После чтения первого отрывка предлагаем пятиклассникам вопрос: «Как отчуждение от родной почвы может отразиться на судьбе растений?».

Стадия рефлексии 

Приемы рефлексии: это творческие эссе, дискуссии, исследования по отдельным вопросам. Более творческие: синквейны и хокку.

Синквейн — пятистрочная стихотворная форма. В первой строке задается тема (обычно это одно слово — существительное или местоимение), вторая строка — описание признаков или свойств выбранного объекта, третья — описание действий, характерных для объекта, четвертая — личное отношение автора к объекту, а пятая — одно слово, передающее суть объекта. Хокку — трехстишие в 17 слогов (5-7-5). 

Например, такими стихами можно резюмировать разговор о сказке В.Гаршина «Attalea princeps»:

Синквейн:

Пальма

Гордая, свободолюбивая.

Томиться, тоскует, рвется.

«Умру или освобожусь!»

Обречённая.

Хокку:

Я видел гордую пальму

В оранжерее-тюрьме тоскует она

Одиноко.


Материалы по теме:

Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.

Подписаться
Русский язык и литература