В преддверии новогодних праздников, когда, возможно, появится время на то, чтобы посмотреть хорошее кино, и в преддверии же Всероссийской конференции по дошкольному образованию, на которой теме воспитания будет уделено особое внимание, предлагаем вам кинообзор участника Школы педагогов и директоров Алины Волковой.
Среди фильмов о педагогах, если смотреть на них системно, можно отдельной строкой выделить фильмы о воспитателях-мужчинах. На мой взгляд, довольно часто такие истории рождаются из идеи показать взаимоотношения детей с их отцами, или теми, кого дети сами определяют себе в «отцы». Учитель дает знания, готовит к экзаменам, ставит оценки, но именно воспитатели часто принимают удар на себя, стараясь вложить в юные умы простые вещи, на которых держится общество. И, конечно, для таких историй лучше всего годятся трудные подростки – дети, у которых есть опыт потерь, унижений и разочарований.
«Республика Шкид» 1966, СССР
Режиссер Геннадий Полока, сценарий: Григорий Белых, Леонид Пантелеев (Алексей Еремеев)
«- Ребят! У нас все-таки Парламент, а не кичман какой-нибудь!... Объявляю прения по кандидатурам!»
1920 год, советский Петроград. Мир, в котором взрослые люди натворили таких дел, что детям ничего не остается, кроме как бродяжничать, побираться и умирать от голода и болезней. В Петрограде открываются детские приюты, и один из них – Школа-коммуна для трудновоспитуемых подростков имени Достоевского (ШКиД) ждет своих новых воспитанников с накрытыми столами и чистыми простынями.
Преподаватели школы – уникальные, чудом оставшиеся в советской России специалисты-учителя. Но прибывшие дети – это дети хаоса, они разрушают все, к чему прикасаются. Они - слепоглухонемые щенки, из которых еще лепить и лепить настоящих людей. Да не каких-нибудь, а людей новой формации – Советских Граждан. Самостоятельно мыслящих людей, носителей морально-этических принципов нового общества - равенства, братства и справедливости. Вот задача.
Фильм основан на книге, которую написали бывшие воспитанники ШКиД – Григорий Белых (он же – Янкель) и Алексей Еремеев (он же - Лёнька Пантелеев). Книга, в свою очередь, основана на реальных событиях. Главный герой фильма – Викниксор, директор ШКиДы. И весь фильм о том, как он борется не с детьми, а с их недостатками.
Прототип Викниксора – известный педагог и психолог Виктор Николаевич Сорока-Росинский. Оставшийся в России после 1917 года, он - явный романтический идеалист, принявший революцию и ее последствия как обновление и возможность вырастить тех самых Новых Людей. Принципы детского самоуправления, на которых была основана Республика ШКиД, как нельзя лучше подходили для этой цели. Что ж, у него получилось: его воспитанники, окончив ШКиД, почти все пошли учиться дальше - в техникумы и профучилища, некоторые стали педагогами. Григорий Белых явился, на мой взгляд, воплощением мечты Виктора Николаевича – будучи свободомыслящим писателем, он в 20 лет в соавторстве с 18-летним Пантелеевым написал бестселлер «Республика ШКиД», а его крамольные стихи о Сталине – образец активной жизненной позиции и мужества. ШКиД не могла выжить в тоталитарном государстве и была закрыта в 1925 году. Интересно, что знаменитая английская школа Саммерхилл , основанная примерно в это же время (1921г) на тех же принципах – существует до сих пор.
«Хористы» 2004, Франция
Режиссер: Кристоф Барратье, сценарий: Кристоф Барратье, Филипп Лопе-Кюрваль.
«Они поют не очень хорошо, но.. они поют! Я даже различил несколько неплохих голосов. Неужели с этими мальчишками ничего нельзя сделать? А я поклялся никогда больше не доставать свои ноты. Никогда не говори никогда! Всегда можно начать сначала!»
Послевоенная французская провинция, 1949 год. Для преподавателя музыки Клемана Матьё школа для трудных подростков «Дно пруда» - последний шанс найти работу в образовании. Его нанимают воспитателем детской группы – по сути надзирателем, потому что в школе царит жесткая политика директора «Акция-реакция», согласно которой дети живут словно в тюрьме. Клеман Матьё и не надеялся заниматься здесь любимым делом – музыкой. Но очень быстро он понимает, что дети хотят петь, и создает хор. Один из мальчиков наделен потрясающим музыкальным даром. Клеман с восторгом пишет новые песни для своих подопечных.
Фильм снят очень просто, я бы даже сказала – сдержанно по использованию новых технологий, и, благодаря этому, аскетичное, полуголодное существование детей и их преподавателей становится одним из действующих лиц повествования, также как и музыка. Никаких ярких красок, серые коридоры школы, серая одежда воспитанников… На этом фоне звучит хор мальчиков, их детские голоса в акустике старинных серых стен и высоченных потолков могут растрогать кого угодно. Фатальная способность Матьё вылетать с любого места работы в данном случае является метафорой сиротства без прикрас: взрослый ты или ребенок, если ты одинок – значит несчастен. Но даже своим уходом из школы Матьё помогает оставшимся переосмыслить свое существование, он действительно меняет жизнь окружающих его людей – всех, до кого достучалась его музыка.
«Пацаны» 1983, СССР
Режиссер Динара Асанова, сценарий: Юрий Клепиков («Начало» 1976, «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж» 1966).
«- Кто такой добрый человек? – Ну… не знаю.. это же очень тяжело, быть добрым!»
«Я считаю, у каждого пацана должен быть в жизни мужик, которому он может говорить «Ты».
Паша - директор летнего трудового лагеря для трудных подростков. Они его уважают не потому, что боятся, а потому, что он всегда на их стороне. В любые времена быть Спасателем и защищать «неблагополучных» детей значит, вызывать раздражение у большинства обывателей. Мальчишки, с которыми возится Паша, не облегчают ему задачу. Они курят, пьют, воруют и дебоширят. Медленно, но верно, Паша цепляется за любой проблеск совести, сострадания, доброты в юных умах, чтобы отогнать тревожную тьму, окружающую этих детей.
Любой сценарист и режиссер знает, что, разрабатывая остросоциальную тему, очень легко свалиться в пучину слезливых историй и обвинительных актов, где нет героев, а только одни текущие проблемы. Мне кажется, именно трагикомедийный талант писателя Юрия Клепикова и умение режиссера Динары Асановой вытащить на свет героя хоть силком, что называется «за шкирку», делает этот фильм уникальным, интересным, захватывающим. Ни капли морализаторства, ни одной поучающей реплики. Что ни сцена – вопрос к зрителю. Даже сам Паша – директор лагеря и основной воспитатель трудных подростков, противоречивая фигура, ведь у него нет педагогического образования, и работает он не в школе. При этом он является безусловным авторитетом для пацанов, пользуется их любовью на грани обожания…
Я тут познакомилась с девушкой, которая в 23 года придумала и сама создала подобный летний лагерь для детдомовских детей. Она говорит, что посмотрела фильм «Пацаны» еще в детстве, с родителями. Сейчас она показывает этот фильм своим подопечным. Невероятно, но все, о чем сняла фильм Динара Асанова в 1976 году, точь-в-точь повторяется в жизни в 2017. Те же вопросы к личности воспитателя, те же нападки «бдительных» граждан. Те же дети, которым никто до Паши не объяснил главных жизненных правил и не показал свет в конце тоннеля. Классика жанра.
«Майор Пейн», 1995, США
Режиссер Ник Касл, сценарий: Уильям Роберст, Ричард А.Симмонс, Дин Лори, Деймон Уайанс, Гари Розен, Джо Коннели, Боб Мошер.
«- Вы кто? – Майор Пейн, новый комендант, господин директор!
– Ах да… Вы будете командовать зелеными мальчиками! Забавно, когда они стоят на фоне кустов, я их не вижу!»
«- Майор! Вы знаете, что такое усиление положительной мотивации?
– Это когда лучше свернуть пленному шею, чтобы ему не пришлось провести оставшуюся жизнь на коляске с калоприемником? – Н-ну… вроде того…»
Майор Пейн – профессиональный киллер, всю сознательную жизнь он работал солдатом в горячих точках планеты и умеет только убивать. Но такие, как он – устаревшая модель солдата. Его увольняют из армии. У него нет жены и детей, он не понимает, что делать со своей жизнью. В полиции он работать не может, и тут поступает предложение о вакансии коменданта-воспитателя в военизированном классе средней школы. Класс состоит из мальчиков от 6 до 17 лет, у каждого из них - своя проблема. Майор начинает с того, что бреет всех мальчишек налысо…
Зритель с самого начала верит в чудо, и чудо происходит у нас на глазах: чёрно-белый мир солдафона постепенно превращается в цветной детский рисунок. Как правило, такие фильмы смотрят не для того, чтобы много над ними думать, а просто для развлечения. Но все-таки, если честно, любой родитель может узнать себя в главном герое. Да, когда только-только появляются собственные дети, ты узнаешь о себе много нового: в критические моменты вдруг откуда-то и противный командный голос появляется и дикая жажда кого-нибудь придушить. Как говорит моя подруга своим сыновьям: «Я нежная и добрая волшебница, не злите меня!» Я сама когда-то, когда мне было 17 лет, побрила налысо свою младшую сестру. Да, наши родители тогда задали мне перцу! Узнаешь тут, что такое усиление положительной мотивации…
«Каникулы строгого режима» 2009, Россия
Ррежиссер Игорь Зайцев, сценарий: Андрей Кивинов, Федор Крестовый.
«Ну, Виктор Сергеевич, вы же помните три основных правила педагогики? Нет?! Хм.. Личный пример, конечно же, положительный! Во-вторых, дети должны стать одной командой, а для этого – что? Для этого надо учитывать индивидуальность каждого ребенка, потому что они – что? Потому что они личности! А в третьих… Помогите, пожалуйста, Виктор Сергеевич, спинку намажьте! – Ага.. – И в третьих, самое главное! Сотворить для них такое маленькое чудо!» «Я с ней мутил для дела, хотел узнать, как шкетов воспитывать! – И как? - Ну, в принципе, замес вполне реальный: стать авторитетом, сколотить команду, показать фокус!»
Кольцов – МВДшник, с огромным опытом работы в горячих точках, Сумароков – ЗЭК, с огромным опытом сидения «на зоне». Оба два сбегают из тюрьмы, один - чтобы выжить, второй – чтобы спасти профсоюзную кассу ЗЭКов – «общак». Им везет – они устраиваются пионервожатыми в летний детский лагерь, начинают работать с детьми. Но если Кольцов – потомственный питерский интеллигент, знающий основы педагогики, то Сумароков читает исключительно Сенеку, а говорит только «на фене». Что принесет их странное содружество-соперничество детям: станут они жить «по понятиям» или выберут другой путь?
В этом фильме все очень символично: авторы (подполковник милиции Андрей Кивинов и его альтер-эго Федор Крестовый); титры, замешанные на японской символике, в которой белое и черное всегда вместе; главные герои – современные Монтекки и Капулетти в бегах; одежда персонажей – давно ушедшие в прошлое пилотки и пионерские галстуки на детях 21 века; история государства Российского в костюмах и декорациях в современной тюрьме; вера в предлагаемые обстоятельства и вера современных детей в супергероев… Такой взгляд с одного берега на другой и обратно. Добрая самоирония создателей фильма вся на виду, она как магнит, заставляет смотреть этот фильм снова и снова.
«Держи ритм» 2006, США
Режиссер Лиз Фридлендер, сценарий Дайан Хьюстон
«- Зачем ты здесь? – Не у всех есть скрытые причины… - В моём мире – у всех! И наши миры не пересекаются, уясни это! Явился сюда в костюме, ногами дрыгаешь.. думаешь, ты лучше, чем мы?!»
Мистер Дилейн, владелец студии танца и блестящего велосипеда, появляется в обычной муниципальной средней школе, договаривается с директором и начинает учить трудных детей танцевать бальные танцы. Поначалу он смешон, его мотивация не совсем ясна даже ему самому, дети издеваются над ним. Но затем вдруг все становится прозрачно, понятно, просто: «Гораздо проще винить отца, мать, ссылаться на нехватку денег… Но даже если найти козла отпущения, проблемы не исчезнут! Я пытаюсь что-то изменить, пытаюсь!».
Фильм надо смотреть из-за Антонио Бандераса, из-за его фееричного танца, который всё меняет. А еще из-за того, что прекрасный сценарий хорошо снят, и он основан на реальной истории появления уроков танцев более чем в ста двадцати Нью-Йоркских школах. Это показано так красиво!
«Усатый нянь» 1977, СССР
Режиссер Владимир Грамматиков, сценарий Андрей Вейцлер, Александр Мишарин
«Бублик, мотыль, Пончик.. А по-другому Вася, Дима, Петя, так, кажется? А знаете вы , Вася, Дима, Петя, что вот уже тридцать человек называют меня Иннокентий Петрович? Ждут, просят помочь, советуются… Я им нужен!»
Иннокентий болтается без дела после окончания школы перед тем, как пойти в армию. Его все устраивает в жизни, он ни к чему особо не стремится, по сути он – хулиганистый подросток. Усталые взрослые из общественной комиссии не знают, что с ним делать. Неожиданно директор детского сада - пятидневки предлагает ему работу ночной няни. Кеша поначалу яростно сопротивляется, но затем втягивается в работу с детьми…
Воспитание юного мужчины через ответственность за малых детей – наверное, самое лучшее воспитание, какое только можно себе представить. Сегодня мы сказали бы, что данный персонаж (Кеша) – ярко выраженный трикстер, для него все на свете – повод поиграть, наврать с три короба, повыпендриваться. То, что Кеша имеет мифологический прообраз, заслуга сценаристов, которые ни слова не рассказывают нам о его семье, зато очень ярко живописуют его похождения. Я думаю, что Александр Мишарин сознательно копнул так глубоко: неспроста он писал сценарии с великими режиссерами, даже с Андреем Тарковским. Такая проработка характера главного героя и дарит простой советской комедии про хулигана долгую счастливую жизнь.
Начинающий режиссер Владимир Грамматиков (это его первый полнометражный фильм) явно был склонен снять нечто в духе журнала «Ералаш». Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть первые 15 минут фильма. А дальше снова – мифология: Арина Родионовна и ее воспитуемые – Саша Пушкин и Лев Толстой сотоварищи – мощный собирательный образ Няни с большой буквы. Именно это вытаскивает «Усатого няня» из жанра ситком в прекрасный образец психологической комедии. Очень сложно снимать фильмы в таком жанре, однако «Усатый нянь» явно дотянул.
Что еще прекрасного в фильме – так это музыка Алексея Рыбникова. Главная тема «Усатого няня» давно живет своей собственной жизнью – в других детских фильмах, спектаклях, на утренниках в каждой школе и детском саду.
«Одержимость» 2014, США
Режиссер и автор сценария Дэмьен Шазелл.
«Я не понимаю – ты слишком спешишь или притормаживаешь?»
Студент консерватории по классу ударных Эндрю Ниман начинает играть в самом крутом оркестре консерватории. Руководитель этого джазового коллектива, Терренс Флетчер исповедует жесткую систему воспитания музыкантов: он их никогда не хвалит, придирается, может кинуть стул в голову, выгнать за ерунду. Эндрю очень талантлив, он любит барабаны, занимается по 8 часов в день, и считает, что у него-то с Флетчером проблем не будет. Но не тут-то было…
Чтобы стать самым лучшим, надо впахивать, это все знают. Однако есть категория, недоступная простым трудягам, как считает мистер Флетчер: чтобы стать гениальным, надо пройти через ад. При этом мистер Флетчер придирается больше всего к самым талантливым и трудоголикам. Остальных он просто не замечает. Счастье – миф, его не существует, есть только настоящая музыка и ее отголоски. Не станешь гениальным – будешь петь в хоре всю жизнь, потому что ты - ничто, пыль, иди пиццу разноси. Фильм основан на реальных страданиях самого Шазелла. Между прочим, он умеет добиваться цели: его вторая полнометражная работа после «Одержимости» - оскароносный «Ла-ла Лэнд».
Как часто перед каждым из нас стоит проблема выбора – счастье или… что? В финале картины Эндрю выигрывает музыкальную войну со своим преподавателем прежде всего тем, что возвращает себе право любить музыку и делиться этой любовью с миром. Ведь невозможно любить то, что тебя убивает день за днем, это можно только бесконечно терпеть, пока стресс не загонит тебя или в психушку или в гроб.
***
По моему мнению, разобраться с хаосом навсегда – невозможно, ведь любая, даже самая строго выстроенная система, стремится к своей противоположности. Но можно воспитать людей, которые будут на твоей стороне, а это уже что-то. Ведь вместе с ними ты – не одинок.
Алина Волкова
Подписаться на канал «Школа педагогов и директоров»
Партнерский материал