Исследования доказывают, что даже малыши способны различать добро и зло, а эмпатия и мораль — врождённые качества человека. Возникает логичный вопрос: нужно ли тогда целенаправленно воспитывать в детях нравственное поведение? И если да, то как это правильно сделать? Разбираемся в проблеме вместе с Ольгой Агафоновой, семейным психологом и экспертом журнала «Psychologies».
Сам себе не воспитатель
Ученые считают, что предрасположенность к сопереживанию ближнему заложена в нас природой: даже самые маленькие дети способны «считывать» эмоции окружающих и реагировать на них. На этом постулате основываются и современные подходы к воспитанию в раннем детстве, например, Educaring Approach.
Более того, возможно, что такое качество как эмпатия даже досталось нам в наследство от обезьян.
В своей работе «Последние объятие мамы. Чему нас учат эмоции животных» французский приматолог Франс де Вааль пишет: «Обезьяны не только подходят к страдающему, но и выполняют точно те же самые действия, что и люди, — трогают, обнимают, целуют. Посмотрев видеоматериалы исследования с участием человеческих детей, я сразу же понял, что все это время изучаю именно эмпатическую заботу. Так зачем мне придумывать для нее какие-то другие термины? Утешающее поведение отмечается у многих животных, от собак до грызунов, от слонов до дельфинов, хотя жесты у каждого вида при этом свои».
Кажется, отсюда следует, что нравственное поведение человека — это продукт эволюции, а значит, ребенок естественным образом и сам способен научиться отличать плохое от хорошего и с уважением относиться к ближним.
Однако все не так просто. Джастин Уильямс, детский психиатр и преподаватель Абердинского университета, доказал, что «эмпатия», которую проявляют малыши — лишь подражание поведению взрослых. Дети не отдают себе отчёта в том, действительно ли их поведение правильно с нравственной точки зрения, они лишь копируют эмоции и действия, которые сопутствуют их проявлению.
На практике это значит, что дети будут считать правильными и те поступки, которые противоречат принципам нравственности, если кто-то будет их за это поощрять. Дети в возрасте до 10 лет эгоцентричны и плохо воспринимают к отвлеченные «нравоучения». Они делают ровно то, за что их награждают родители и значимые взрослые, и потому именно на этом этапе особенно важно направлять поступки малышей в верное русло.
Не сказкой единой
Ещё одно распространённое заблуждение — что дети и сами способны понять, что такое добро и зло. Действительно, подвергаясь с младенчества воздействию культурной среды, дети быстро усваивают традиционные образы «героев» и «злодеев» и могут уже в четыре года сказать, какой персонаж — хороший, а какой — плохой. Кроме того, в сказках отыгрывается много страхов, например, страх смерти. Однако, способности оценивать поступки с моральных позиций не будет совершенной, если она основана только на потреблении художественных произведений.
Дело в том, что детские книги, мультфильмы и далее по списку построены на делении мира на чёрное и белое: в них всегда есть абсолютно нравственно чистые «герои» и откровенные «злодеи». Из-за этого у ребёнка формируются опасные по своей однозначности установки о том, что одни люди по определению «хорошие», а другие — «плохие».
Для психики дошкольника это абсолютная норма, но задача родителей постепенно расширять диапазон восприятия мира, добавлять к черному и белому полутона. Не стоит «вываливать» на семилетнего ребенка всю неоднозначность и сложность бытия, но обсудить с ним поступок персонажа с точки зрения других героев, поставить себя на его место, понять причины, будет полезно для развития нравственных суждений.
Иными словами, литература — это хорошо, по-настоящему усвоить моральные нормы дети способны только при активном участии близких взрослых.
Воспитывайте себя
Нравственные ценности ребенку транслирует общество, культурные институты, но прежде всего семья. Поэтому, подчеркивает Ольга Агафонова, не стоит удивляться их многообразию и прибегать к догматизму. А чтобы передать ребенку то, во что вы верите и считаете правильным, нужно воспитывать не его, а себя.
Допустим, мужчина идет с сыном по улице, папа плюнул на асфальт, сын повторил и получил от отца подзатыльник. Это странно: за что? Ведь своим примером он сам показал сыну, что это допустимо.
Потом, даже если вы руководствуетесь этим правилом, уберите иллюзии, что стопроцентно получится воспитать ребенка в вашей системе координат. Дети — не роботы и не дрессированные зверюшки, это люди с индивидуальными особенностями, характером. Часто, чем больше взрослые стараются сделать из ребенка «приличного» человека, тем больше он потом срывается в ненормативное поведение, пытаясь таким образом отстоять свою самость.
Нет общего алгоритма, единых правил, как воспитать идеального, нравственного человека. Прежде всего быть такими самим.
Чтобы ребенок учился выносить свои суждения, вдумчиво проявлять эмпатию и ставить себя на место другого, полезно обсуждать с ним волнующие его ситуации. Главное делать это в моменте, незамедлительно. Не «дома поговорим», а здесь и сейчас. Не стоит сразу начинать учить ребенка, как жить: от длинных и нудных речей детям становится скучно. Введите малыша в беседу как полноправного участника. Узнайте, что его смутило, как он видит ситуацию, как он считает правильным поступить. Научите его смотреть на себя со стороны, разыграйте психодраму по ролям. Когда дети вовлечены, слушают, говорят, двигаются, обсуждают, они выносят из беседы максимум.
Начать такой разговор можно с любого возраста: берем жизненно важную ситуацию и говорим на понятном для ребенка языке. Например, с трехлеткой получится обсудить проблему «делиться-не делиться»: в каких случаях это хорошо, какие правила и границы установить, чтобы не обидеть себя или товарища. Основной маркер — насколько сам ребенок способен прочувствовать на себе то, что делает другому.
Нет ничего предосудительного и в том, чтобы поощрять правильные, по мнению родителей, поступки, если в семье это принято. Однако стоит помнить, что отказ от «сладкого» проходит тяжело: как только «сахарок» отменяется, вся мотивация к действию у ребенка рушится.
Если нравственные нормы в семье не совпадают с общественными, например, в случае национальных или сексуальных меньшинств, опять же, нужно начать с себя: если семья искренне верит в свой уклад, взгляды и ценности, тогда и ребенок будет идти с этой уверенностью и знанием, что он такой, какой есть, и имеет на это полное право.
Партнерский материал