Назад К другим статьям
#Учиться #Жить

Принципы ТРИЗ-педагогов

Принципы ТРИЗ-педагогов

10 января, 17:00

#Подборки #Читателям

10 января, 17:00

Статья подготовлена с участием эксперта:

Фотография автора

Анатолий Гин

ТРИЗ-педагог, автор учебных пособий

Мнения людей о том, чему всё-таки должна учить школа, сильно расходятся. Жаркие споры на эту тему ведутся не первое столетие.

Сегодня можно выделить такие распространённые мнения:

  • Традиционалисты: дети должны изучать культурное наследие прошлого! 
  • Гуманисты: пусть каждый развивает свои, индивидуальные способности!
  • Прагматики: учить детей грамотному потреблению, дать надёжную специальность!
  • Глобалисты: учить пониманию и умению решать глобальные проблемы современности!

Какая из этих точек зрения вам ближе?

С позиции ТРИЗ-педагогики мы отвечаем:

Глобалистам: вот мы и учим решать не только открытые учебные задачи, но и свои личные проблемы, проблемы друзей – а из этого взрастают и вообще навыки, привычки видеть проблемы и решать их, и глобальные в том числе. 

Прагматикам: мы вас понимаем. Однако судите сами: поколение назад огромному числу семей казалось, что дети должны стать юристами и экономистами. А сейчас большинство из них по специальности не востребованы. Дальше будет ещё круче. Сегодня самое надёжное, чтобы быть востребованным – это быть с креативным умом и характером. Вот мы и учим креативным навыкам.

Гуманистам: творчество неисчерпаемо в своём разнообразии! Именно в творческом труде, опыте, находит человек себя, проявляет свою уникальность. Так что и с вами спорить не будем.  

Традиционалистам: и вы ребята, тоже правы. Только добавим, что самым ценным из традиционного наследия мы считаем умение понимать людей и явления, умение разрешать противоречия, умение создавать новое. Для всего этого наши предки немало потрудились, и создали за тысячелетия науку, инженерию, инструменты мышления от бритвы Оккама до ТРИЗ и диаграмм Фейнмана. И этому наследию мы уделяем самое серьёзное внимание.  А ещё наши учебные курсы, даже при изучении техники и физики, всё время обращаются к искусству, как концентрированному культурному пласту прошлого…

Принципы

Принцип целостности знаний

Ученица учителю на уроке физики: «Надо же, у вас атом устроен так же, как на химии!». 

Этот мир целостен. Его деления условны, его связи многосторонни и всеобщи… 

  • Мы с вами тоже состоим из атомов, которые подчиняются квантовым законам. 
  • Наш мир, в том числе мир человека и животных, был бы иным, не будь в нём хотя бы одного, любого элемента из таблицы Менделеева.
  • Жизнь семьи великого химика Менделеева плотно пересекалась с жизнью декабристов. Кстати, не только химика – Менделеев занимался исследованиями в области, физики, метрологии, метеорологии, экономики, давал рекомендации по сельскому хозяйству. 

Кстати, все известные мне специалисты высочайшего класса – не взирая на специализацию, профессию – эрудированные и высоко креативные люди, имеют целостное мировооззрение. Мастер ТРИЗ, Генеральный конструктор КБ подводных аппаратов Борис Голдовский; Генеральный директор архитектурно-проектного института Александр Тишкевич, Автор российского федерального закона о саморегулируемых организациях, физик и финансист Виктор Плескачевский; московский врач, великолепный диагност и историк медицины Виктор Тополянский; мастера ТРИЗ Борис Злотин и Александр Кудрявцев – с любым из этих людей можно очень интересно и познавательно беседовать о стихах и визуальной культуре, о законах эволюции, об образовании. Я не могу с ходу назвать хоть какую-либо не слишком специфическую сферу знаний, в которой эти люди обнаружили бы отсутствие понимания…

Это не случайно. Лучшие современные университеты, готовящие, условно говоря, нобелевских лауреатов, дают широкое образование, целостное восприятие мира. Концепция университетского образования Александра Гумбольдта, противостоящая индустриальной концепции подготовки узких специалистов для фабрик.

Однако мир ещё не пережил, не осознал узости и несовершенства индустриальной, «фабричной» концепции образования. Это не удивительно, – ведь детство и юность большинства современных взрослых людей прошли именно в индустриальном времени.

Задача: необходимо получить сметанообразный сладкий пищевой продукт с очень низкой калорийностью. Противоречие в том, что существующие сейчас продукты этой группы во многом получают свою вязкость за счет сахаров, но сахар же дает и калорийность. Возникла необходимость резко уменьшить калорийность, оставив вкусовые качества. Казалось бы – какая проблема? Ничего сложного. Однако ни одна известная замена сахару, например – сахарин, не подходила. Противоречие стало острым: сахар должен быть, чтобы оставить вкусовые качества и привычную консистенцию, и сахара не должно быть, чтобы уменьшить калорийность. Как быть?

Вот кто, по вашему мнению, должен решать такую задачу? Химики? Врачи? Пищевики? Сахарозаводчики? Или сладкоежки?)))

Это реальная задача, которая не была решена долгое время, и которую решали специалисты по ТРИЗ. Кстати, решили. А ключ к решению нашли в том, что, как оказалось, существует 2 вида химически тождественных молекул сахара. Всё внешнее отличие состоит в том, они по-разному поляризуют свет. Все кристаллы сахаров живых организмов поляризуют свет «вправо». Их так и называют – «правые D сахара». Так вот, оказывается, «левые» сахара дают раствору вязкость, имеют сладкий вкус, но не усваиваются, не отдают организму свои калории. То есть если делать раствор на основе только этого вида сахара, то калорийность снизится…  

О таком свойстве сахаров ученые знали давно, но в пищевой промышленности это свойство не применялось, только в фармацевтике.  Вывод: изначально даже близко невозможно было определить, где, в какой сфере знаний найдётся ключ к решению…

А теперь я сформулирую собственно принцип: 

ТРИЗ-педагог способствует формированию целостного мировоззрения своих учеников.

Всё связано со всем:
Звезда с твоей кроватью,
Кровать с мозгодробилкой хитрых лемм,
Металла стать с кровавой ратью…

Вскипает мозг совсем:
Он не приучен к сложной вязи.
Всё связано со всем – 
Всё познаётся в связи!  

Принцип развития креативности

Как мы понимаем креативность? Креативность – свойство ума и характера выходить за рамки привычного, общепринятого; стремление к познанию и активная жизненная позиция.

Традиционное образование, целью которого было воспитать «фабричного человека», не поддерживает креативности, самостоятельности мышления. Главная формула традиционного образования: «выучи и перескажи». Такое образование губит мышление, естественно присущую ему креативность. Привычка припоминать, а не соображать, остаётся на всю жизнь как несмываемая печать.

 На уроке литературы в 11 классе, посвященном победе в ВОВ, учитель задала вопрос:

- Как ты думаешь, какие мотивы были у советских людей идти в военкоматы, брать в руки оружие и записываться на отправку на фронт?

Ученица (после долгого молчания):

- Нина Ивановна, я не знаю, я не учила…

Поэтому: 

ТРИЗ-педагог считает своей главной целью развитие креативности3 мышления ребёнка, а не заучивание им массы фактов и готовых инструкций.

Принцип «Знания через творчество»

Репродуктивное обучение имеет два очень существенных плюса: быстро и дёшево. И ещё: результат таких знаний – сумму знаний и простых навыков – легко контролировать. А для бюрократической системы это само по себе крайне важно!

Поэтому репродуктивное обучение стало основной технологией образования в незапамятные времена. Стремление в час ученичества «вбить в голову» побольше фактов было исторически оправдано – печатные источники знаний очень дороги и мало доступны, интернета (сейчас это трудно себе представить) – нет.

Из воспоминаний молодого инженера, 30-е годы 20-го века, СССР:

Когда я молодым инженером попал в Конструкторское бюро, то стало понятно, почему нам так «вдалбливали» в голову ненавистные «допуски и посадки». Типа, на сколько сотых долей миллиметра может отличать диаметр сверла от заданного инструкцией. На всё КБ в доступности был один такой справочник  – пухлый, с бахромой на краях страниц и пятнами. Он уже не переиздавался много лет, и было неясно, будет ли когда-нибудь переиздан. Говорили, был и второй – в сейфе у Главного…  

В современном мире «всё не так, как было». А педагогические традиции остались. Вот по-прежнему и вдалбливают факты – бессмысленно и беспощадно.   

 Смешной и печальный случай из практики:

 Тридцать “головастиков” – победителей школьных олимпиад – приготовились “к бою”. Районная олимпиада. Задачи получены, время пошло… 

Минут через 20 подхожу к одному явно озабоченному пареньку – что случилось?
– Да вот, задача вроде решается, но никак не пойму, куда вставить эту цифру?

Читаю условие: «В 1785 году французский воздухоплаватель Шарль выбросил с поднимающегося вверх со скоростью 1 м/с воздушного шара камень. Сколько времени будет лететь камень до земли, если он выброшен с высоты 300 м? Сопротивлением воздуха пренебречь.»

Задача простая, но мальчика поставила в тупик цифра “1785”. Ему уже успели «вбить в голову», что в условии задач дано все, что нужно, и ничего лишнего…

Чуть-чуть отклонились от стандарта – и вот тупик. А ведь это совсем не самый слабый ребёнок – раз уж его послали на олимпиаду. Этот случай – торжество репродуктивной педагогики! Мальчик крепко усвоил «правила игры». А что они сильно расходятся с жизнью – этого ему не сказали. В жизни вам никто и никогда не поставит задачу вот так: чтоб все условия абсолютно корректно и ничего лишнего…

Сегодняшний мир требует не просто знаний – он требует знаний, которые вы умеете применять в жизни, а это означает, что в том числе в нестандартных ситуациях. Автоматы, умные машины всё больше вытесняют людей из простых, стандартных и алгоритмизируемых видов деятельности. Человеку же остаётся нестандартное, творческое! Так может, пора уже этому учить целенаправленно?

В ТРИЗ-педагогике мы нацеливаемся на креативное, системное мышление. А на практике оно проявляется в двух ипостасях:

  • умение понимать сложности
  • умение придумывать новое

Такое мышление можно формировать, развивать только в творческой деятельности! Решение открытых задач, анализ сложных явлений, фантазирование, сочинение, экспериментирование, конструирование, проектирование… 

Знание знанию рознь. Есть знание, которое мы считаем особенно важным. Это знание о том, как результативно думать. А если точнее, то это инструменты, методы мышления. Они-то и делают нас людьми. Существами умными, умеющими не только заучивать и повторять…

В XIV веке лучшие математики Европы приезжали в город Пизу. Зачем? Они соревновались: кто быстрее решит квадратное уравнение, например. Это было очень сложно, потому что нужно было подобрать корень, проверить его, подставить, получилось-не получилось и так далее. Дьявольски сложная задача, поверьте. А сегодня такую решает любой восьмиклассник, потому что у него есть метод. 

В ТРИЗ-педагогике мы целенаправленно даём детям разносторонний опыт творческой работы и обучаем методам мышления. Тем методам, которые прошли испытания в самых напряжённых интеллектуальных «сражениях» и зарекомендовали себя как полезные и эффективные. Для чего полезные и эффективные? А всё для того же: для понимания сложностей и придумывания нового…

Иногда нас неправильно понимают: мол, вы недооцениваете конкретные знания. Совсем не так.  Но мы давно и прочно убедились в том, что конкретные знания, факты гораздо лучше понимаются, когда они получены в ходе творческой деятельности.

Ученик Выготского, академик, педагог и психолог Алексей Николаевич Леонтьев сравнивал знания детей, увлекающихся авиамоделизмом. В одном случае дети были вовлечены в деятельность по точному копированию самолётов. Чем точнее копия – тем больше их хвалили. В другом случае им была поставлена цель – участие в соревнованиях: чей самолёт дальше пролетит? Как вы думаете, кто из детей больше знал об устройстве самолётов, лучше понимал функциональность деталей, динамику полёта?

Итак, принцип:

ТРИЗ-педагог стремится к тому, чтобы ученики получали знания через творческую деятельность.

Ученик – субъект обучения

Этот принцип имеет 2 аспекта.

Первый аспект банален:

Ученик имеет право на свои интересы, своё мнение и свои амбиции.

Кстати, это вовсе не означает, что образовательный процесс должен быть построен по принципу «чего изволите?». Но считаться с правом соучастия в образовательном процессе в соответствии с личностными особенностями педагог обязан. 

ТРИЗ-педагогу это делать легче, так творческая деятельность может вместить в себя любую предметность. Эта девочка увлечена принцессами, а этот мальчик – кораблями? Нет проблем – девочка сочиняет сказку про принцессу, а мальчик про корабль. А вместе про то, как пираты на корабле похитили принцессу))).

Высшим пилотажем педагогического творчества мы считаем, если ребёнок обучится, занимаясь лично значимым для него творчеством!

Второй аспект:

Ученик разделяет ответственность за результаты своего обучения.

Да, маленький ребёнок ещё не может, не умеет быть ответственным. Но постепенно, потихоньку, учитель приучает его к самостоятельности, к умению и навыку самому оценивать свои результаты, пониманию «зачем это надо» и усилиям воли.

Иначе – тот самый инфантилизм, которым мы массово наблюдаем сегодня. Школа и родители контролируют каждый шаг ученика, не позволяя принимать собственные решения, делать выбор, брать на себя ответственность… 

При правильном воспитании мы достигаем того, что старший школьник и тем более студент несёт ответственность за своё образование в значительной мере, учится сознательно.

Из учительской практики:  

Миша — талантливый парень. Позади 9-й класс, предпоследний год обучения. Миша хочет быть крутым решателем. Мы с ним договорились, что он летом поработает над решением задач. Было составлено месячное задание из 50 задач. Приехав из отпуска за пару дней до срока, я позвонил ему: “Как продвигаются дела?” Миша стал оправдываться.

Причин нашлось много: дни рождения, жара, пляж... Я попросил его зайти в гости. Разговор был трудный. Четыре часа. Но смысл моей позиции был прост: “Ты хороший парень. Я не могу и не хочу обижаться на тебя и тем более наказывать. Я и дальше буду уважать тебя. Но работать с тобой дополнительно не буду. Потому что я уважаю и себя: мое время дорого стоит, и нельзя его тратить впустую. Наукой или занимаются серьезно, или никак. Извини...” 

Миша ушел почерневший. Через два дня пришел и молча положил на стол исписанную тетрадь. Месячную норму. Я также молча взял ее и выдал следующий блок работы. Больше к этой теме мы не возвращались. Работать с ним в будущем было одно удовольствие… 

Нужна ли такая строгость? Так мы учимся уважать друг друга. И уважать нашу работу. А иначе — нескончаемый кисель обещаний, разговоров, добрых намерений...

Еще больше интересных статей на портале Образование для всех

Подписаться на авторский канал, посвященный ТРИЗ-педагогике.
Автор - Анатолий Гин

Вам будет интересно: