Отказаться от инклюзии...можно?

Право родителей на обучение детей с ограниченными возможностями здоровья вместе с обычными детьми закреплено законом об образовании. Подчас родители не понимают, что детям с серьезными отклонениями здоровья сложно находиться в обычной школе. «Нужно пропагандировать, что инклюзия полезна не для всех. Родители думают, что если отдадут детей в обычную школу, то все будет хорошо. Но у некоторых детей этого «хорошо» может не быть», - считает доктор педагогических наук, руководитель магистратуры «Педагогика инклюзивного образования» ОГПУ Алла Москвина. 

О проблемах, возникающих в школах в связи с внедрением инклюзивного образования, она рассказала корреспонденту «АиФОренбург».

Закрытие специальных школ

Ведущие российские ученые–дефектологи говорят о необходимости развития двух направлений: сохранения специальной школы и развития инклюзивного образования. Однако на практике бывает и так, что под видом инклюзии закрывают специальные школы. Между тем, только там дети с особыми образовательными потребностями могут получить высокоспециализированную помощь. 

«Нужно пропагандировать, что инклюзия полезна не для всех. Мало кто понимает, что такое инклюзия. Родители думают, что если отдадут детей в обычную школу, то все будет хорошо. Но у некоторых детей этого «хорошо» может не быть. Я бываю в обычных школах и наблюдаю этих детей, вижу, как некоторые учителя, даже опытные, с ними не справляются». 

Подготовка кадров

В том, что даже опытные педагоги не могут справиться с детьми, имеющими отклонения в здоровье, учителя не виноваты. Это не вина учителей, а их беда, считает Москвина.

Переобучение на сегодня — проблема самого учителя. Большая часть курсов повышения квалификации, переобучения, курсы по дефектологическому образованию платные. Школы практически не имеют возможности организовать их за свой счет.

По мнению Аллы Анатольевнвы, проблема подготовки специалистов осложняется тем, что сокращаются бюджетные места на дефектологических направлениях. Это в условиях, что детей с различными типами нарушенного развития рождается всё больше.

Принятие обществом людей с особенностями

Пока не будет изменено отношение общества к детям-инвалидам, инклюзия будет внедряться сложно, считает Алла Анатольевна: «Некоторые родители сочувствуют и относятся с пониманием, а некоторые не хотят, чтобы дети учились вместе, боясь что «особенный» ребенок повлияет на их чадо. Каких только суеверий нет на фоне отсутствия кругозора и осведомленности у части родителей». По ее мнению, необходима разъяснительная и просветительская работа в этом направлении.

На западе давно внедрено инклюзивное образование. Назвать кого-то инвалидом чревато наказанием по закону. А у нас это повсеместно происходит. Хотя мы и говорим о толерантности и терпимости, общество очень разноплановое.

Родители детей с ОВЗ ищут престиж

Часто они считают, что  в специальной школе их ребенок не получит качественного образования. Но они не всегда понимают, что ребенок с умственной отсталостью вряд ли будет чувствовать себя в обычной школе комфортно. Очень важно, к какому учителю попадет ребёнок: «Иногда недостаток специального образования восполняется заинтересованностью, внимательностью учителя, его желанием помочь, поддержать ребенка».

Может ли педагог отказаться от инклюзии?

Сегодня педагоги заняты подготовкой к ЕГЭ и выполнением госстандартов, им проще дать отдельное задание или оставить ученика после уроков, чем включить ребенка с особенностями в общий образовательный процесс.

Между тем, инклюзивное образование предполагает разработку индивидуального образовательного маршрута для ученика с ОВЗ. Очень много зависит от того, насколько учитель хочет работать с такими учениками. Иногда у нас на курсах учителя спрашивают: «А можно отказаться от работы с такими детьми? Я не хочу». Но если до 2012 года такая возможность была, то сейчас по закону все обязаны работать в новом качественном формате.

Коррекционное образование