«Особые» дети: три пронзительных фильма. О любви, забвении и будущем

Тема инклюзии в образовании, пожалуй, одна из самых острых и болезненных. Прежде всего, для детей и родителей. Несмотря на то, что процесс внедрения инклюзии в образование в России начался далеко не вчера, он не менее болезненно проходит и для педагогов, преподающих в классах, где обучаются  «особые» дети. Мы подобрали три документальных фильма о детях с особенностями здоровья, снятых в разное время. Они  не только про инклюзивное образование, они - про жизнь.  Возможно, фильмы помогут педагогам найти ответы на свои вопросы, наметить пути решения, расставить приоритеты. 

«О любви».  Режиссер Тофик Шахвердиев

Небольшой 25-минутный фильм вышел на экраны в 2003 году. Его можно пересматривать бесконечно, находить множество разных нюансов. Он не потерял своей актуальности и спустя 15 лет. В фильме показан кусочек жизни одного из первых классов московской школы №379 в начале 2000-х годов, когда детей-инвалидов только начали принимать обычные школы.

Все начинается с любви. И фильм начинается со слов любви, которая пронизывает всю ленту. Вот первоклашки рассказывают о своем  любовном опыте:
— Так, значит, ты Наташу любишь? 
— Да-а.
— Ну, и как она? 
— Ой, атас!
— Собираешься мне уступить? 
— Вряд ли.
— Я с ней и дружу, и люблю ее.
— А у меня одна проблема: я ее только люблю.

В классе есть  мальчик и девочка, оба - Жени. Женя-мальчик с тяжелой инвалидностью, не может ходить,  Но его вызывают в классе к доске, как и обычных детей, он прекрасно умеет подражать, петь и вообще, очень талантлив.

Женечка - девочка все делает ногами - пишет, умывается, ест, шьет, готовит, потому что у нее нет рук от рождения. Жени открыты миру и пока думают, что мир точно также открыт для них. В классе все принимают их особенности, привыкли к ним и не считают какими-то необычными. Женечку воспитывает бабушка, потому что родители отказались от неё сразу после рождения.

Она не несчастная, она нормальная девочка. То, что нету рук, это ничего не значит. У нас люди без мозгов есть, и ничего - живут...

 «У меня вот такой случай был. Все закончилось и мы начали идти домой, и Женя кричит:  «Жееень! Я люблю тебя!» я думаю-в каком она смысле? Ну там быстро-быстро все, папе на работу надо было. Значит, я не выяснил, как она меня любит - дружески или как.. Не понял, но я точно понял, что она меня любит!»

В три года на осмотре у врача Женя попросил проверить, сколько у него сердец:  «Вы меня хорошо смотрите? Проверьте, сколько у меня сердец. Мне кажется, что их несколько. Знаете, я такой любвеобильный...»

«А любовь - это когда девочка любит мальчика, и мальчик любит девочку. И вообщем, сначала они это скрывают, конечно..Не то, чтоб в открытую, как мы с Наташей. Ну мы с Наташей не начали ничего скрывать, в первом классе все сделали, чтоб потом вот с такой вот душой не жить...»

В фильме нет комментариев, только в конце режиссер спрашивает у Женечки: «Скажи, а ты чем-то отличаешься от других девочек? Я думаю, что, кажется, отличаюсь… Глазами… У кого синие, у кого серые…»

«Не забывай меня». Автор сценария и режиссер протоиерей Сергей Баранов

45-минутный фильм, снятый в Гайском детском доме-интернате для умственно отсталых детей. Отмечен специальным дипломом VIII Международного кинофестиваля «Восток&Запад. Классика и Авангард», прошедшего в Оренбурге. 

Я не люблю слово «дураки», которое употребляют по отношению к этим детям. Они не дураки, они другие, не такие как мы...У деток, страдающих рассудочными патологиями, страдает рассудок, но обостряется сердце, интуиция. Они мыслят не рассудком, а впечатлениями, иногда наивно, но очень чутко. Они совсем не дураки, они - другие.

«Я никогда прежде не видел аутистов. Даже не представлял, что это такое. На фоне даунов и олигофренов, имеющих печать на своем лице, этот был ангелом - настолько он красив...Его состояние трудно назвать болезнью. Его инаковость заключается в том, что он умом не среди нас, в каком-то другом мире совсем...»

Ангел попал в интернат в 9 лет, до этого возраста он жил все время дома. Спустя 9 лет мать привела его сюда. В размышлениях Сергея Баранова нет осуждения, есть попытка понять - почему так произошло, что побудило мать отказаться от ребенка по прошествии времени. Фильм создан с невероятной вселенской любовью к «особым» детям - даунам, олигофренам, аутистам, слепым и тем, кого в простонародье называют «овощ» или «растение». «Я могу назвать его «растением только по любви - цветочек... аленький...»

Фильм наполнен наблюдениями и размышлениями. Он - о любви и милосердии, в котором так нуждаются эти дети.

Я думаю,все наши ошибки связаны с тем, что мы неправильно оцениваем свою жизнь, даем ей слишком много внимания, а она всего лишь точка на линии вечности...

Во время съемок фильма родители одного из воспитанников дома-интерната решили забрать сына домой, о чем сообщает финальный титр фильма.

«Будущее инвалидов» («Ограниченное будущее») Режиссер Вернер Херцог, 1971 год, Германия

Большинство социальных проблем остаются актуальными в разные годы и эпохи. В 1971 году в Германии проживало 4,5 миллиона инвалидов. Из них 470 тысяч - дети школьного возраста. Согласно опросам, большинство соотечественников предпочло бы оградить себя от общения с ними. Как и где  живут инвалиды, чем занимаются? Какие возможности дает им общество? Или поведение сограждан лишь усугубляет положение инвалидов? Фильм показывает, как проходит жизнь детей в специальных домах для детей с деформациями тела, наблюдает за их обучением, досугом и взаимодействием со «здоровым» миром. 

В 1968 году в Мюнхене прошла демонстрация в поддержку прав инваидов. После этого была сделана попытка поселить инвалидов вместе со здоровыми членами их семей в специально оборудованных квартирах, вместо того, чтобы изолировать в специальных учреждениях. Жилые комплексы включали школы, спортивные залы, поликлиникии и рабочие места, оборудованные компьютерами фирмы Siemens. Но современные удобства не избавляют жителей от предубеждений окружающего мира, нездорового интереса и оскорбительных взглядов.

Ребята в классе не принимают 10-летнего Курта, он дружит только с детьми более младшего возраста. Одноклассники  зовут его «обрубком» или «электрическим гномом». Мама Курта старается избегать быть на людях вместе с сыном: для нее это большой стресс - все смотрят, перешептываются. «Мы сидим за столом, а весь ресторан смотрит на нас, они переглядываются, шепчутся... Меня это расстрааивает. У меня и так вся жизнь - стресс». Курт гуляет на улице вместе с братом и сестрой, без мамы, чтобы не расстраивать ее. 

Что ждет этих детей через 10 лет, когда им будет уже 20? Будущее инвалидов, живущих в Германии, печально - эта тема проходит красной нитью в фильме. 

Пройдет немало времени, прежде чем Германия достигнет такого же уровня социальной адаптации инвалидов, что и США. И дело не только в техническом оснащении, но и в мышлении. А до тех пор - неполноценных детей ждет неполноценное будущее.

Коррекционное образование