«Общество мертвых поэтов»: энциклопедия ловушек для учеников


Иллюстрация: Юлия Замжицкая

Почему стихи нужно читать, стоя на парте, зачем свистеть во время урока и для чего учителю следует быть немного балагуром, рассказывает Евгений Фатьянов, экскурсовод, журналист, преподаватель русской школы «Колобок» (Барселона). 

Мои любимые учителя живут в кино. Я учусь доброте и выдержке у преподавателя музыки Клемента Матье («Хористы»), рассудительности и умению заинтересовать ученика — у учителя обществоведения Юджина Симонет («Заплати другому»), умению искренне любить детей — у учителя рисования Хосе Мария («Начальная школа»). Но больше всего уроков мне преподал учитель словесности Джон Китинг («Общество мертвых поэтов»). Герой Робина Уильямса — настоящая энциклопедия приемов управления вниманием учеников. И вот только некоторые из них. 

Ловушки внимания

Это действия или слова, которые мгновенно переключают внимание класса на педагога. К ним относится, например, фраза: «К доске пойдет...» — она вызывает внутренний трепет у каждого ученика. Но Джон Китинг пользовался более изощренными приемами.

Он впервые входит в класс, где дети шумят и что-то бурно обсуждают. Вместо того, чтобы остановиться у своего стола и потребовать тишины, Китинг проходит между рядами, насвистывая мелодию. Ребята замолкают просто от удивления — внимание завоевано.

Если ученик дает неверный ответ на вопрос Китинга, тот произносит: «Дзынь!» — имитируя голосом сигнал телевикторины. Снова внимание аудитории переключено на него.

Нужно избавиться от лишнего мусора на столах студентов? Китинг сам обходит класс с мусорным ведром в руках. Ребята не отрывают от него взгляда. И это тоже ловушка: в этот момент учитель дает им важные наставления, и он уверен — дети запомнят их навсегда.

А если Джон Китинг диктует домашнее задание уже после звонка с урока, когда ребята настроились на отдых, он подходит к выключателю и несколько раз включает и выключает свет в классе, тем самым увлекая внимание учеников в очередную ловушку.

Позы и жесты

Язык тела оказывает на аудиторию не менее сильное воздействие, чем слова. Например, классический жест «руки в боки» указывает на то, что сейчас оратор скажет что-то важное. Скорее всего, это признак надвигающегося гнева, и лучше быть осторожнее. Но учитель словесности и тут проявляет богатую фантазию.

В самом начале фильма Джон Китинг подводит учеников к доске почета с фотографиями школьников столетней давности и принимает «позу призрака»: приседает, подняв руки и растопырив пальцы. Затем, медленно вставая, начинает шипеть и, наклоняясь от одного ученика к другому, замогильным голосом обращается к ним от имени умерших: «Лови момент! Жизнь быстротечна!». Ему неважно, посчитают ли его сумасшедшим, — напутствие ребята усвоят, а его цель в этом.

На следующем уроке он забирается на стол и ведет урок оттуда, заставляя аудиторию слушать его с особым вниманием. Декламируя стихи, он активно использует руки — то взмахивает ими, то показывает пальцем на предметы или самих учеников.

Еще один интересный прием, который можно позаимствовать из фильма, — присесть и говорить с аудиторией доверительным шепотом, как бы открывая тайну.

Голос

Ускоряя или замедляя ритм речи, меняя силу голоса и его тембр, можно вести за собой публику, как на поводке. Важно не переходить на визг — он не привлекает внимания, а вызывает желание сбежать и спрятаться. Китинг повышал голос разве что в шутку.

Из его уст поэзия струится, как нектар, льется, как музыка. Но не усыпляет слушателей, а напротив, возбуждает их воображение. Шекспира он читает ученикам то романтично, как читал бы любимой девушке вечером при свечах; то вульгарно, как друзьям по пивнушке. То кричит, взывая к небесам, то шепчет, как будто боится побеспокоить. И все это за один урок! 

Непрерывно меняя «настройки» голоса, он не позволяет слушателям отвлечься ни на минуту. Благодаря голосу, Джон Китинг превращает каждую произнесенную мысль в мини-спектакль.

Шутки

К кому из гостей на вечеринке хочется быть ближе? Конечно же, к человеку с хорошим чувством юмора! К тому, кто знает больше всех анекдотов и может к месту пошутить.

У учителя Китинга юмор своеобразный: 

«Дети, кто знает, зачем людям нужен язык? — Чтобы общаться? — Нет! Чтобы соблазнять женщин!»

«Мы — пища для червей. Наш век недолог. Успевайте жить!»

«Вырвите из учебника эту страницу! Рвите громче! Я хочу слышать, как трещат бредовые идеи».

Юмор — прием мощный, но опасный. Если у педагога не получается расслабиться и шутить на уроке от души, не стоит вымучивать остроты — нет зрелища более печального. Но если выходит органично, разумно не пренебрегать хорошей шуткой в угоду «рабочей» обстановке.

О чем говорит все упомянутое выше? Однажды режиссер Иван Ноэль решил снять фильм о школе. Чтобы понять, какого актера подобрать на роль учителя, как выстраивать сцены и что там, в школе, вообще происходит, он устроился преподавать искусство в младших классах в испанской Севилье. Ноэль проработал ровно год. Дети влюбились в педагога с первого же занятия. Его слушали с открытыми ртами, не отрываясь. А все потому, что он использовал в работе учителя приемы актерской профессии, как и Китинг. Кстати, кандидата на главную роль Ноэль так и не нашел и сыграл ее сам. 

Освоить техники Джона Китинга всем желающим педагогам поможет образовательная платформа цифровых видеоисторий EdStories. Методисты, сценаристы и дизайнеры проекта уже позаботились о разборе «ловушек» — остается лишь выбрать нужную из каталога и объяснить с ее помощью новую тему ученикам.

Учителям Образование Литература Технологии
Вам будет интересно: