Назад К другим статьям
#Учиться #Жить

Как вырастить гения: 5 историй мам знаменитых людей

Как вырастить гения: 5 историй мам знаменитых людей

28 ноября, 11:00

#Подборки #Читателям

28 ноября, 11:00

Статья подготовлена с участием эксперта:

Фотография автора

Оксана Шичко

Ведущий автор Педсовета


Фотографии: Depositphotos / Иллюстрация: Юлия Замжицкая

Чаще всего гениальность воспринимается как дар свыше. Редко кто задумывается о том, что стало бы с талантливыми людьми, если бы не любовь и забота их матерей. В День матери расскажем о мамах великих людей, которые с первого дня жизни своих детей верили в их одаренность и особое предназначение. 

Оскар Уайльд и его «Надежда» 

Джейн Элджи, мать Оскара Уайльда, была неординарной личностью — знала десять языков, включая русский, с детства интересовалась политикой, а уже в 17 лет стала одной из самых ярких участниц антианглийского восстания Ирландии. В то время раскрылся ее литературный талант — под псевдонимом Сперанца (speranza с итальянского — «надежда») она писала политические стихи в журнал «The Nation». А после выступления на суде в защиту ирландских патриотов Джейн стала национальной героиней — ее речь еще долго цитировали единомышленники.


Джейн Элджи

Но вскоре она променяла политическое движение на качание колыбели — родился первый сын Уильям, а через два года — Оскар. Мать души не чаяла в мальчиках и вкладывала всю себя в их воспитание.

«Скорее, можно представить Жанну д’Арк, покорную узам брака, чем Сперанцу, качающую люльку с мальчуганом. Ребенку всего месяц, а он уже красив и силен, если бы ему было три; его назвали Оскаром Фингалом. Не правда ли, это великолепно, туманно и в стиле Оссиана?» — из письма Джейн Уайльд своей подруге.

В их доме царила возвышенная атмосфера — античные картины и скульптуры, литературные салоны по субботам, где собирались все сливки дублинского общества. Она сама обучала детей иностранным языкам, прививала интерес к литературе и античности. Оскар уже в 12 лет свободно переводил труды Вергилия. 

Когда Оскара Уайльда обвинили в непристойных отношениях с Альфредом Дугласом, друзья уговаривали его покинуть страну. Но Джейн сказала, что отречется от сына, если он уедет. Когда драматурга отправили в тюрьму за мужеложество, Сперанца не смогла этого пережить. Через месяц после вынесения Оскару приговора она умерла.

«Моя мать, равная по своему интеллекту Элизабет Баррет Браунинг, а по историческому значению — мадам Ролан, умерла от горя, потому что ее сын, чьим гением и творчеством она так гордилась, кого считала достойным носителем славного имени, был приговорен к двум годам принудительных работ... Ее смерть поразила меня таким ужасом, что я — некогда повелитель слов — не нахожу ни слова, чтобы передать мою муку...» — писал в своей тюремной исповеди Оскар Уайльд.

Настрой на гениальность от Марии Пикассо 

Мария Пикассо Лопес едва не потеряла своего первого сына в родах. Когда все уже решили, что младенец родился мертвым, доктор наклонился, чтобы забрать тело малыша, и выдохнул сигаретный дым. Маленький Пабло скривился и закричал. Мать после этого решила назвать сына в честь всех святых, которые, по ее мнению, должны были его оберегать. Так великий художник получил свое имя — Пабло Диего Хосе Франциско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Сиприано де ла Сантисима Тринидад Руис и Пикассо.


Пабло Пикассо «Портрет матери художника» 

Мария не просто любила своего сына — она его боготворила.

«Он был настолько красив, словно ангел и демон одновременно, что от него трудно было отвести взгляд», — говорила она.

Каждую ночь мать рассказывала Пабло сказки собственного сочинения: в них она вплетала все события и эмоции прошедшего дня. Уже взрослым Пикассо говорил, что эти сказки пробудили в нем творчество. 

Сама же Мария ни секунды не сомневалась, что ее сын станет великим человеком: она восхищалась всем, что он делает. 

«Если выберешь карьеру военного, то обязательно станешь генералом, а если пойдешь в монахи, то в будущем станешь римским папой!» — уверенно твердила мать маленькому Паблито.

Они часто садились вырезать фигурки животных из бумаги и делали свой театр теней. Когда вырезал Пабло, мать расхваливала его «шедевры». Своим поклонением таланту мальчика она в какой-то степени и создала гения — Пабло был уверен в своей неповторимости и не боялся творить. 

Своей уверенностью в способностях сына Мария «заразила» всех. Когда Пабло написал свою первую картину в возрасте десяти лет, никто в присутствии его матери не смел сомневаться, что он станет великим художником. Пикассо, в свою очередь, отвечал Марии не меньшей любовью и привязанностью: на протяжении всей жизни он обожал мать, советовался с ней и дорожил ее мнением. 

Бесконечная игра Варвары Булгаковой

Варвара Михайловна, мать известного писателя и драматурга Михаила Булгакова, воспитала семерых детей в атмосфере непринужденный игры и веселья. Она старалась дать им максимум познаний в музыке, живописи и литературе. Уроки музыки сменялись походами в оперу, собственные театральные постановки — чтением книг. Благодаря маме Булгаков выучил четыре языка: французский, немецкий, греческий и латинский.


Варвара Булгакова

В домашнем театре, организованном Варварой Михайловной, дети разыгрывали сказки маминого сочинения. Она постоянно придумывала истории и поощряла в них творческие порывы — свой первый рассказа Михаил написал в семь лет.

Кроме работы умственной, Варвара Михайловна приучала детей и к физическому труду, так как считала, что они не должны бездельничать. Если работы не было, то она ее находила. На эту тему Михаил даже написал шуточное стихотворение:

Утро. Мама в спальне дремлет.
Солнце красное взойдет,
Мама встанет и тотчас же
Всем работу раздает:
«Ты иди песок сыпь в ямы,
Ты ж из ям песок таскай».

Помимо своих семерых детей, Булгакова воспитывала и троих племянников. Она мечтала дать детям высшее образование. И все десять, родные и приемные, его получили. В этом несомненная заслуга Варвары Михайловны.

Белоснежный воротничок Шопена

Юстина Кжижановска, мать Фредерика Шопена, посвятила свою жизнь детям, но больше всего внимания и заботы она уделяла своему второму ребенку и единственному сыну — будущему композитору. Мальчик рос слабым, болезненным и часто не мог играть и бегать, как все дети. Поэтому мама постоянно пела и читала ему книги. Детство «польского Моцарта» прошло под аккомпанемент маминого голоса, звуков мазурки и полонеза. Юстина начала учить сына играть на пианино, когда ему было всего четыре года, а к пяти годам Фредерик уже уверенно разыгрывал пьесы и играл дуэтом с сестрой. 


Юстина Кжижановска

Мама занималась музыкой не только с сыном, но и с тремя дочерьми. Девочки тоже замечательно играли на пианино, но в те времена их готовили только к замужеству и материнству, а стать великими музыкантами могли исключительно мальчики. 

Когда семилетний Фредерик в первый раз выступал на концерте, мать не могла присутствовать из-за болезни. Она сшила для сына белоснежный кружевной воротничок, который впечатлил мальчика больше, чем сам дебют. Благодаря этой детали он выделялся на фоне остальных участников, и это придало ему уверенности. 

Будучи уже взрослым, талантливым и признанным музыкантом, Фредерик не забывал маму и тот вклад, который она сделала в его талант. Он мечтал встретить такую же женщину, как и Юстина — преданную детям и семье. Любовь Шопена, Жорж Санд, говорила: «Мать была его единственной страстью и единственной женщиной, которую он действительно любил».

Менделеев: в науку — с мамой за руку

Мария Дмитриевна Корнильева, мать знаменитого химика Дмитрия Менделеева, была воспитанной и образованной девушкой. В тем времена в Сибири, где она жила, женских гимназий не было, и купеческие дочки обучались дома. Мария изучала чтение, письмо, арифметику, иностранные языки, училась играть на фортепиано и танцевать. В 16 лет она вышла замуж за школьного учителя Ивана Павловича Менделеева.


Мария Дмитриевна Менделеева

В семье Менделеевых дети рождались почти каждый год, но многие из них умирали от инфекционных болезней. Когда в 1834 году родился их семнадцатый ребенок — Дмитрий, семья была в затруднительном положении. Отец ослеп, лишился работы и впал в депрессию. Марии Дмитриевне пришлось взять на себя все заботы о детях. Брат передал ей в управление стекольный заводик, доходы от которого позволяли прокормить семью. 

Несмотря на материальные трудности, Мария Дмитриевна не забывала о детях. Дмитрий, как самый младшенький, почти никогда не расставался с матерью: она брала его с собой даже на завод. Возможно, именно наблюдения за тем, как варят стекло и надувают стеклянные шарики, подтолкнули его к призванию всей его жизни — занятиям химией.

В четыре года будущий ученый уже умел читать и живо интересовался всем, что происходило вокруг него. После того, как он переболел оспой и чуть не умер, ему прописали постельный режим, и мать приносила сыну в постель пухлые тома энциклопедий из домашней библиотеки. Благодаря чтению, а также ежедневным занятиям с матерью и приглашенными учителями, Менделеев поступил в гимназию на два года раньше положенного.

При поступлении в медицинский университет Дмитрий провалился — не смог выдержать процедуру вскрытия, которая была обязательной частью экзамена. Путь в медицину ему был закрыт, поэтому мама подняла все свои связи и даже писала в Министерство образования, чтобы вместо этого Дмитрия приняли в педагогический университет, набор в который проходил раз в два года. Молодому ученому пошли навстречу, и он поступил в «неприемный» год. 

Мария Дмитриевна уже понимала, что жить ей осталось недолго, и постоянно наставляла сына, чтобы он посвятил свою жизнь науке. Через месяц после поступления Дмитрия мать умерла. 

Ученый последовал завету матери. Он всю жизнь с теплом вспоминал Марию Дмитриевну, а свой первый научный труд «Исследование водных растворов по удельному весу» (1887) посвятил ее памяти.


Материалы по теме:


Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.

Подписаться