За последнее десятилетие в игровом обучении наблюдается значительный прогресс. Это связано с наличием большого количества как готовых цифровых дидактических игр, так и конструкторов, шаблонов, с помощью которых учителя без труда могут создавать свои авторские обучающие игры. Причём многие из них ориентированы на активное участие ученика, который часто сам выбирает себе уровень сложности, формат взаимодействия. Но чтобы извлечь максимальную пользу из шаблонов и конструкторов, необходимо соблюдать определённые условия и рекомендации. И сегодня давайте обсудим это.
1. Укажите четкие правила в начале игры
Это одно из важнейших требований. Не имеет значения, является ли игра очень распространенной или популярной. Особенно если в них заложены прототипы известных телевизионных игр. Не предполагайте, что все учащиеся знают, как играть. Согласитесь, наша задача не выяснять, кто знает правила игры лучше. Предоставьте подробную инструкцию, краткое изложение и объясните все правила, прежде чем приступить к самой игре.
2. Избавьтесь от возрастных предубеждений
Я видел, что многие авторы дидактических игр склоняются к тому, чтобы не использовать шаблоны определённы игр, потому что считают, что они не относятся к данной возрастной категории учащихся. Вам действительно нужно уйти от таких предубеждений, если вы хотите разработать многоуровневую дидактическую игру или целый комплекс дидактических игр. Взрослый ученик тоже может наслаждаться забавными персонажами, «стрелять», «догонять», как и ученик младших классов. В этом я убедился на собственном опыте. И, наоборот, малыш может увлечься сложными конструкциями игры, которые, на ваш взгляд, не доступны его возрасту. Вы должны в идеале выбрать игру, которая наилучшим образом соответствует учебным целям вашего курса и использует соответствующую и удобную игровую механику.
3. Используйте умеренный уровень сложности
Существует тонкая грань между собственно обучением и увлекательной дидактической игрой. Да, вам часто хочется вставлять сложные задачи, требующие серьёзных умственных усилий. Но частые неудачи расстраивают учеников. И в конце концов они теряют всяческий интерес к игре. Многие создатели дидактических игр пытаются делать игровые модули слишком сложными. Избегайте этого.
Более высокая сложность не обязательно делает обучающую игру более эффективной.
В то же время, если проблемы слишком просты, учащиеся не будут мотивированы, чтобы узнать что-то новое. Вы, конечно, сделаете медвежью услугу ученикам, подготовив чрезмерно легкие задачи. По сути, речь идёт о правильном балансе простого и сложного. Используйте задания по прошлым изученным темам так, чтобы ученики могли связывать события, факты, явления; анализировать, выходить на новый уровень знаний.
4. Выберите шаблоны и конструкторы, ориентируясь на конечные цели обучения
Разные шаблоны и конструкторы служат для разных целей. При включении их в ваш курс, сначала проанализируйте конечные цели обучения вашего учебного модуля. Если, к примеру, все, что вам нужно: чтобы ученики запомнили некоторые термины или ключевые слова к концу курса, то достаточно простой игры на запоминание и репродукцию знаний.
Если идея состоит в том, чтобы проверить своих учеников по различным темам, то Колесо фортуны или Своя игра могут быть вашим лучшим выбором. Если вы хотите проверить более глубокие знания, описывающие процесс, предлагающие сравнение, анализ, то найдите шаблоны и конструкторы, предлагающие разработку сложных сценариев и различных уровней сложности с ветвлением, с возможным переходом с помощью гиперссылок к разъяснениям, к новым заданиям.
Шаблоны обучающих игр также должны быть выбраны на основе того, хотите ли вы на самом деле оценить знания ваших учеников или просто нуждаетесь в случайном подкреплении полученных ранее знаний и навыков. Для первого варианта вы можете подобрать игру, позволяющую фиксировать оценки в виртуальном журнале. Для второго достаточно увлекательных игровых тренажёров.
5. Используйте соответствующую игровую механику
Играя, ученики ищут виртуальные награды и поощрения. Используйте возможность создания таких механизмов мотивации. Когда вы проектируете обучающую игру, вам нужно выбрать такие инструменты, которые станут привлекательными для ваших учеников. В то же время эти инструменты должны обеспечить учащимся достижения желаемых целей.
Очки, значки, уровни и рейтинги в ходе дидактических игр, как и электронного обучения вообще, должны быть обязательным атрибутом. Каждый из этих инструментов обращается к одному или нескольким ученическим мотивам и делает весь опыт обучения для них более захватывающим. Например, вы можете использовать практику уровней, чтобы стимулировать учащихся через линейное содержание к переходу на новые, более высокие уровни. Вы также можете вставлять значки, символизирующие определённые эмоции, такие как юмор, приятный сюрприз или различное настроение.