Количество российских детей с диагнозом «аутизм» с каждым годом неуклонно растет. Об этом заявляют педагоги и эксперты, помогающие адаптироваться таким детям к реальному миру. На сегодняшний день в России отсутствует официальная статистика детей с расстройством аутистического спектра (РАС). Что нужно знать об аутизме, рассказывает шестой выпуск «Инклюзии в вопросах и ответах».
Аутизм — поведенческий диагноз. Аутизм – это болезнь, даже множество болезней, объединенных в одну группу по сходству одного единственного симптома – неспособности к социальному общению. По международным данным, сегодня аутизм диагностируют у каждого 68-го ребёнка в мире.
По данным Министерства здравоохранения, в России в 2015 году было зарегистрировано 17,7 тысяч детей с диагнозом аутизм, а в 2016 году — уже более 22 тысяч. По опасениям экспертов, к 2030 году каждый второй ребенок в семье будет с аутизмом.
Предполагают, что увеличение числа аутистов может быть связано с расширением критериев для постановки этого диагноза: ученые и медики стали видеть «аутизм» не только в случаях самых жестких когнитивных нарушений, а в наиболее широком спектре ситуации. Многие эксперты считают, что безудержный рост аутизма связан с эволюцией, в том числе и с бурным развитием медицины.
Причины аутизма
Однозначных ответов о причинах аутизма современная наука не дает. Они могут быть разными: инфекция в период беременности, тяжелые или неправильно проведенные роды, психотравмирующие ситуации в раннем детском возрасте.
Ученые склоняются к тому, что, хотя аутизм и вызывается в подавляющем большинстве генетическими изменениями, факторы окружающей среды тоже оказывают большое влияние. Исследования указывают на такие факторы, как возраст родителей (особенно отца), фебрильные заболевания во время беременности, приём некоторых лекарств во время беременности, влияние приема некоторых витаминов, рождение маловесных и недоношенных детей, рождение детей путём кесарева сечения, интервал между беременностями, лечение от бесплодия и многие другие факторы (детский врач - невропатолог Ольга Гольдфарб, Нью-Джерси.).
Диагностика аутизма
Установить диагноз «аутизм» возможно не ранее возраста от одного года. Чем раньше выявлен аутизм, тем вероятнее, что ребенка с помощью ранней коррекции можно адаптировать к жизни в обществе, научить контролировать эмоции, справляться с собственными страхами.
В раннем возрасте диагностировать аутизм довольно сложно по нескольким причинам. Во-первых, из-за несформированности психики ребенка симптомы могут быть размыты и неспецифичны, они еще не складываются в четкую клиническую картину. Во-вторых, аутичные дети — часто первенцы: родителям просто не достает опыта, чтобы оценить эти размытые проявления как отклонения от нормального развития. В-третьих, родительская тревога даже если и возникает, то оттесняется на задний план надеждами, что «ничего страшного», что ребенок «перерастет».
Родители обычно «открывают» расстройства в 2-3 года: тогда от нарушений уже нельзя отмахнуться (доктор медицинских наук, психолог и психотерапевт, первый в России исследовавший аутизм у детей, Виктор Каган).
На сегодняшний день не существует объективного исследования, которое может подтвердить или исключить РАС.
У нас нет ни науки, которая бы нам объяснила, что такое аутизм, ни надежных средств излечения, и в то же время есть четкий критерий нашего движения – сам ребенок. К сожалению, мы этим критерием еще недостаточно хорошо пользуемся.
Признаки аутизма
У каждого ребенка симптомы проявляются по-разному: двух одинаковых аутистов не бывает.
Бывает так, что ребенок не говорит, или, если заговорил, в его речи нет слова «я». Одни и те же фразы звучат, как заевшая грампластинка. Бывает и такое, что малыш повторяет сказанное взрослыми, может производить впечатление глухого. Некоторые дети не смотрят в лица, смотрят «сквозь людей» и ходят мимо них. Относятся к ним, как к вещам, не играют в обычные игры.
С возрастом симптомы могут усложняться и доставлять все больше хлопот: бесконечные стереотипные игры или действия, отказ от определенной еды — белой или твердой, непереносимость новых продуктов или одежды…Существует некий «потолок нормальности». Если родителям кажется, что какие-то действия сына или дочери выходят за него, разумно будет проконсультироваться с детским психиатром. Страх перед обращением к врачу — плохой советчик (доктор медицинских наук, психолог и психотерапевт, первый в России исследовавший аутизм у детей, Виктор Каган).
Рекомендации для родителей по коррекции аутизма:
Как можно чаще общаться с ребенком, проводить с ним больше времени
Соблюдать строгий распорядок дня ребенка
Не менять резко обстановку
Не позволять ребенку переутомляться, делать перерывы между зантиями или играми
Приучать к регулярным физическим упражнениям
Не подавлять инициативу ребенка
Не торопить ребенка в выполнении действий
Исключить из рациона детей изделия из белой муки, глюкозы и молока
Психологическое состояние детей-аутистов предлагают смягчать с помощью лечебной верховой езды, дельфинотерапии, арт-терапии. Но, как говорят эксперты, ни одно из этих средств не имеет доказанной учеными эффективности.
Аутистические расстройства не болезнь, которая возникает и может пройти — это врожденное состояние, с которым человек живет всю жизнь. Поэтому речь должна идти о том, как помочь аутичному ребенку использовать в жизни тот потенциал способности к общению, который у него есть. У одних он больше, у других меньше и с этим ничего не поделать. Важно не перегружать ребенка непосильной для него задачей соответствовать нашим ожиданиям и требованиям (доктор медицинских наук, психолог и психотерапевт, первый в России исследовавший аутизм у детей, Виктор Каган).
Терапия
На данный момент не существует медикаментозных средств, которые могут избавить от аутизма. Чтобы помочь аутистам осваивать новые навыки, разработан ряд программ помощи. Большинство этих программ основаны на идеях прикладного анализа поведения. Поведенческая терапия постепенно обучает детей социальным, поведенческим и когнитивным навыкам, поощряя за каждый успех. Эти программы длительны, интенсивны и направлены на то, чтобы улучшить среду для человека с аутизмом за счет работы с семьями и инклюзивного образования.
Конечная цель любой программы помощи в том, чтобы дети с особенностями развития попали в образовательную систему — сады и школы, чтобы в будущем они нашли работу, создали семьи, чтобы жили той жизнью, которую сами для себя выбирают. Этого нельзя добиться легкими и скорыми методами. Каждый, кто это обещает, наверняка является шарлатаном (профессор специального образования и реабилитации Университета штата Юты Томас Хигби).
Инклюзия должна помогать, а не мешать аутистам и обычным людям находить контакт, общаться и сотрудничать.
Практика включения детей с аутизмом в обычные классы зарекомендовала себя достаточно хорошо, однако, в редких школах есть специалисты, которые могут составить специальную индивидуальную программу развития с учетом потребностей конкретного ребенка и опорой на современные научные исследования. При правильном подходе инклюзия полезна еще и с точки зрения позитивного социального поведения. Дети учатся у детей, а не у взрослых.
Когда ребенок с особенностями развития находится в среде обычных сверстников, он видит другие модели поведения — те, которых не может увидеть, находясь в семье, даже если у него самые лучшие родители. Возможность видеть разные модели поведения и повторять их — одна из главных позитивных сторон инклюзии.
Чтобы понять, где лучше обучаться конкретному аутисту - в обычной или коррекционной школе, нужно соориентироваться на то, что может дать школа ребенку и ребенок школе. Тогда и возможные конфликты могут если не предупреждаться, то продуктивно и к пользе для обеих сторон разрешаться.
Загонять их рядами и колоннами в инклюзивное образование — дурная затея, которая похоронит под собой хорошее начинание. Тяжелые аутистические расстройства могут дезорганизовать и блокировать работу группы или класса, одновременно ухудшая состояние самого ребенка (доктор медицинских наук, психолог и психотерапевт, первый в России исследовавший аутизм у детей, Виктор Каган).
Материал подготовлен на основе информации открытых источников