Назад К другим статьям
#Учиться #Жить

7 упражнений для развития soft skills у дошкольников

 7 упражнений для развития soft skills у дошкольников

21 июня, 10:00

#Подборки #Читателям

21 июня, 10:00

Статья подготовлена с участием эксперта:

Фотография автора

Евгений Пепеляев

Монтессори-педагог, победитель конкурса «Воспитатель года России 2019»


Фотографии: Pexels. Иллюстрация: Юлия Замжицкая

Понятие soft skills «молодеет» на глазах: если раньше его употребляли в основном эйчары, то сейчас уже вовсю используют в школе и детском саду. Действительно, многие «мягкие навыки» — умение договариваться, работать в команде и находить нестандартные решения проблем — легче всего развиваются именно в раннем возрасте. О том, какие педагогические методики можно использовать для этого дома и в детском саду, рассказывает воспитатель, монтессори-педагог Евгений Пепеляев.  

1. Урок вежливости

Это мини-сценка, в которой педагог/родитель показывает, как наиболее приемлемо вести себя в той или иной ситуации. Что делать, если тебя обозвали? Как попросить игрушку? Как договориться поиграть вместе?

Вот так, к примеру, может проходить урок вежливости на тему «Как предложить свою помощь?»:    

— Ребята, я сегодня хочу показать вам, как предложить свою помощь. Кто мне поможет?

Дети (хором): Я!

— Маша, выходи. Маша, тебе помочь?

— Да.

— Ребята, как вы думаете, в каких случаях мы можем так спросить?

— Помочь защитить, помочь донести, помочь, если плохое настроение, помочь, если за что-то зацепился.

— Отлично! Ребята, вы все правильно говорите. А какими еще словами мы можем предложить свою помощь?

— Можно тебе помочь? Тебе надо помочь? Тебе тяжело? Тебе помочь?

— Классно, а кого мы можем так спросить?

 — Своего хорошего знакомого, друга.

— А в садике кого?

— Воспитателей, родителей, друзей.

— А после того, как мы спросили, каких слов мы дожидаемся?

— «Да, помоги».

— Правильно, и только после этого мы помогаем.

Последний пункт очень важен: я часто замечал в своей группе, что ребята, охваченные желанием помочь, не спрашивают, нужно ли это на самом деле. В итоге позитивный порыв приводит к ссорам и конфликтам. 

С помощью уроков вежливости можно разыграть абсолютно любые ситуации: показать, как подать что-то другу, как выражать свое несогласие, извиниться или отреагировать, когда тебе сказали что-то неприятное и т. д.

2. Упражнение на сплочение 

Например: ребятам необходимо перенести обруч из точки А в точку Б, причем сделать это нужно одной ладонью. Если кто-то отстаёт или несет неправильно, переноска начинается заново. 

Когда мои ученики впервые выполняли это упражнение, у них получилось только раза с десятого. Сначала они очень долго сердились и ругались. Это важный этап: нужно дать возможность ребятам самим прожить эту ситуацию и придумать, как ее изменить.

Потребовался десяток повторений, чтобы дети наконец-то заметили, что рядом с ними находится другой человек и что его интересы тоже нужно учесть, чтобы справиться с заданием. Они начали понимать, что победа одного означает победу команды, а победа команды — это победа каждого.

Помимо переноски обруча можно использовать множество других подвижных игр. Например, упражнение, где малыши работают в парах, и одному завязывают глаза, а второй должен провести его через полосу препятствий. Это развивает чувство ответственности, потому что от тебя зависит, насколько безопасно и удобно будет человеку с завязанными глазами. 

Я заметил, что благодаря таким упражнениям дети становятся более терпимыми друг другу, более снисходительными к своим и чужим ошибкам.  

Следующая группа упражнений относится к методике ТРИЗ («теория решения изобретательских задач») Эту методику в 20-м веке создал инженер-изобретатель Генрих Альтшуллер, который проанализировал более 40 тысяч патентов, чтобы выяснить, каким образом людям удается совершать изобретения и находить решения для различных противоречий. Ниже приведены несколько упражнений по методикам ТРИЗ, которые легко встраиваются в образовательную деятельность. 

3. «Что общего?» 

Эта игра очень хорошо развивает критическое мышление и креативность, учит находить нестандартные решения. 

Педагог берет два непохожих друг на друга объекта и спрашивает: что между ними общего. Например: что общего у шурупа и кактуса? (Оба  —  острые, твердые; оба слова —  существительные, в каждом есть буква «у»; если на них наступить, то будет очень больно и т. д.). Чем меньше предметы будут похожи друг на друга, чем лучше. 

Такую игру можно проводить с детьми с трех-четырех лет. Чем старше дети, тем больше признаков они будут замечать. Чтобы ребята предлагали как можно больше вариантов, им нужно практиковаться; чем чаще вы будете предлагать им такое упражнение, тем больше идей у них будет.

4. «Хорошо или плохо?» 

Педагог предлагает ребятам оценить то или иное событие. Например: наступила зима. Хорошо это или плохо? Возможно, это хорошо для тех, кто любит зимние виды спорта, или для тех, у кого зимой день рождения. А для кого-то, кто не любит холод и тяжелую зимнюю одежду, — плохо. 

Благодаря этому упражнению дети учатся понимать, что любая оценка  —  субъективна, что не бывает единственно правильной точки зрения, что мир — не черно-белый, у него гораздо больше оттенков. 

5. «Почему так произошло?»

Педагог предлагает детям объяснить, какая связь между двумя событиями. Чем дальше события друг от друга, тем лучше. 

Например: «Белка сидела на дереве и упустил и шишку». — «Самосвал с грузом не пришел по назначению вовремя». (Возможно, белка упустила шишку и побежала за ней через дорогу, водитель самосвала затормозил и из-за этого опоздал на железнодорожный переезд; шлагбаум опустился, и самосвалу пришлось пропускать очень длинный товарный поезд — вот поэтому он и опоздал).

Это упражнение подходит для детей пяти-семи лет — тут необходимо умение абстрактно рассуждать. Вначале связь между событиями у ребят может выглядеть очень сказочно: могут появиться инопланетяне, колобок или другие сказочные герои. Будет здорово, если от сказочных сюжетов они смогут перейти к более реалистичным. 

6. «Мозговой штурм» 

Этот метод генерации идей над заданную тему не нуждается в особом представлении. Но важно, чтобы на первоначальном этапе были выслушаны абсолютно все предложения, чтобы никакие идеи не блокировались.

Например: жила-была у мальчика черепаха, которая очень любила ползать по квартире и часто забиралась в такие места, где ее нельзя было найти, а сама она не могла выбраться. Как сделать так, чтобы мальчик всегда мог найти свою черепаху? 

—  Мальчик мог бы всегда оставлять кого-нибудь дома, чтобы следить за черепахой.

— Она могла бы жить в аквариуме.

— К ней можно привязать нитку, и, если она уползет в какой-то очень далекий угол, тогда зазвенит колокольчик.

— Сделать так, чтобы она не смогла никуда спрятаться.

Следующим этапом мозгового штурма является критическое осмысление предложенных идей: какую из них мы можем использовать в данной ситуации? Какие можно совместить? А какие точно не подойдут (и почему)?

7. Креатив-бой

Креатив-бой — это командная интеллектуальная игра, которая была разработана педагогами сообщества «Образование для новой эры» Анатолием Гином и Александром Кавтревым. Игрокам в ней предлагаются открытые исследовательские задачи, у которых нет единственно верного решения. 

Например: как изобразить радугу только простыми карандашами?

(Можно написать слово «радуга», можно просто нарисовать семь полукругов; можно на каждом из этих полукругов написать «красный», «оранжевый», «желтый» и т. д.).

Очень полезно давать задачи технического характера, чтобы решение можно было проверить здесь и сейчас (перенести в воду в решете или построить корабль из бумаги, который не утонет). Эта игра тренирует навыки работы в команде, системность мышления, креативность и умение конструктивно отстаивать свою позицию.

В игре участвует от трех до пяти человек. У команд есть пять-семь минут на обсуждение, затем капитан команды объявляет решение (для детей дошкольного возраста это довольно сложная задача, поэтому креатив-бой обычно проводится с детьми шести-семи лет; хорошо, если в каждой команде присутствует взрослый для того, чтобы записывать ответ). Оптимальное время проведения креатив-боя  — 30-40 минут, за это время можно решить три-пять задач. Первая задача может быть разогревочной и не учитываться. 

В креатив-бое оцениваются оригинальность, практичность и креативность решений. После игры ребята награждаются грамотами и дипломами, чтобы отметить каждую из команд в какой-либо номинации. 

А еще можно провести креатив-бой между детьми и родителями. Часто дошкольники предлагают более интересные и необычные решения, потому что мыслят не так стереотипно, как взрослые.

(Задачи для креатив-боя и триза можно взять, например, из книги Анатолия Гина «Задачи кота Потряскина»).

Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.

Подписаться