Фотографии: Depositphotos / Иллюстрация: Юлия Замжицкая
В 21-м веке модно делать фото на пленочные фотоаппараты, а музыку слушать с винила. Вот и диафильмы возвращаются: этот позабытый вид досуга из советского прошлого снова актуален. Педсовет поговорил с детским психологом Дарьей Дугенцовой и автором проекта по переизданию диафильмов Натальей Шолоховой о том, почему «медленные мультики» востребованы сегодня.
Что такое диафильмы
Фильмоскопы или диапроекторы с набором пленок были почти в каждой советской семье. Этот доступный тип видеооборудования позволял смотреть любимые мультфильмы, не дожидаясь, когда их покажут по телевизору. Все, что было для этого нужно, — белая стена и затемненная комната.
Кадры диафильма выстроены на пленке 35 мм в определенном порядке и сопровождаются титрами, так что получается иллюстрированный рассказ. Обычно так демонстрировали сказки, реже — учебные материалы. Иногда диафильмы выпускали с дополнительной фонограммой на грампластинке или магнитофонной катушке.
Производством и тиражированием диафильмов занималась одноименная московская студия, основанная еще в 1930 году. Для создания пленок использовали фотографии и репродукции рисунков, специально созданные известными советскими художниками, среди которых Кукрыниксы, Евгений Евган, Владимир Сутеев, Константин Ротов и другие. В качестве авторов и консультантов студии работали многие известные писатели — Корней Чуковский, Самуил Маршак, Виталий Бианки, Алексей Толстой.
Еще больше полезных материалов — в Телеграм-канале Педсовета. Подписывайтесь, чтобы не пропускать свежие статьи и новости.
Чем диафильмы лучше современного контента
С развитием техники диапроекторы ушли в прошлое, их заменили видеомагнитофоны, DVD, а позже — интернет. Видеоконтент стал доступнее, разнообразнее и… утомительнее для детской психики.
Детский психолог Дарья Дугенцова:
«Современные мультфильмы очень яркие, шумные, дети часто перевозбуждаются после их просмотра, начинают бегать, капризничать. У диафильмов такого воздействия на психику нет».
Эксперты вновь заговорили о преимуществе диафильмов в контексте детского развития. Дело в том, что современные мультфильмы предлагают малышам готовые истории со множеством спецэффектов, не оставляя простора для фантазии.
«У ребенка, особенно в младшем школьном возрасте, должно хорошо развиваться воображение. Диафильмы этому способствуют: когда он видит кусочек такого мультика, он волей-неволей додумывает, что будет дальше. Скорость воспроизведения пленки позволяет это делать», — говорит Дарья Дугенцова.
Кроме того, когда малыш смотрит диафильм вместе с мамой или папой, этот уютный семейный досуг похож на волшебное действо — нужно погасить свет или наглухо задернуть шторы, настроить технику. Родители читают подписи к картинкам и неспешно прокручивают пленку вперед. Драгоценные минуты семейного единения сопровождаются поучительными и красивыми историями, формирующими, помимо всего прочего, особую визуальную культуру.
Диафильмы сегодня
Запрос на возвращение диафильмов первыми почувствовали создатели галереи графики «Литкабинет» в Москве. Руководитель проекта по их переизданию Наталья Шолохова считает, что это во-многом обусловлено тем, что кадры диафильмов — настоящие произведения искусства.
Сначала в галерее собирали пленки, выпущенные студией «Диафильм» еще в СССР. Затем в коллекции появились издания 1991 года, которые ни разу не использовались и поэтому хорошо сохранились. Внезапно их стали раскупать. Так возникла идея переиздать диафильмы на современных пленках.
«Это не только ностальгия — это запрос времени, — говорит Наталья Шолохова. — Молодые родители, бабушки, дедушки понимают, что надо детей переводить на более экологичную картинку, отдалять их от той медиакультуры, которая сейчас существуют. Это замечательный способ уложить ребенка спать, побыть с ним, пообщаться. Просмотр с диапроектора — вопрос здоровья: восприятие отраженного света не так вредит глазам, как светящийся экран».
Проект набирает обороты, диафильмы выпускают по лицензии Госфильмофонда. У современных переизданий на пленке нет знаменитых первых кадров с цветовой матрицей и логотипом студии «Диафильм»:
«Утратили актуальность», — поясняет Наталья Шолохова.
Старые советские диапроекторы для домашних сеансов можно найти на интернет-барахолках или приобрести современные аналоги, где вместо лампы накаливания — светодиоды: они не греются и не жгут пленку. Более того, проектор старого образца легко переделать, заменив лампы на диоды.
5 «зимних» диафильмов для просмотра с ребёнком
-
«Щелкунчик».
Диафильм 1969 года по мотивам самой знаменитой рождественской сказки Э. Т. А. Гофмана. Отреставрирован и переиздан в 2018–2020 годы.
Художник — Лидия Гладнева.
-
«Морозко».
Диафильм 1981 года по сюжету русской народной сказки о том, как прилежной и доброй девушке удалось понравиться самому повелителю зимней стужи.
Художник — Ирина Большакова.
-
«12 месяцев».
Диафильм 1988 года по одноименной сказке Самуила Маршака. История о девушке, которая встретилась со всеми братьями-месяцами одновременно.
Художник — Ремир Столяров.
Классический сказочный сюжет о том, как непутевый Емеля однажды выловил в проруби волшебную щуку. Диафильм 1981 года.
Художник — Анатолий Елисеев.
-
«Ну, погоди!» (7-й выпуск).
Диафильм 1984 года по мотивам знаменитой новогодней серии мультфильма.
Художник — Вячеслав Котеночкин.
Материалы по теме:
Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.
Подписаться